Скачать 67.84 Kb.
|
Как приступить к чтению книг Перед чтением познакомься с общим построением книги. Просмотри титульный лист: на нём ты найдешь название книги, фамилии автора и художника, где и когда издавалась книга. Ознакомься с оглавлением книги. Если в книге есть предисловие, его надо прочитать. Как читать книгу «Лучше поменьше прочесть книг, но побольше подумать над их содержанием» М.И. Калинина 1.Читайте медленно, не спеша – лучше поймете книгу. Дочитывайте книги до конца, не пропускайте страниц. 2.Просматрите внимательно титульный лист книг. Вы узнаете фамилию автора, название книги, какое издательство её выпустило и когда. Переверните титульный лист и прочитайте аннотацию: вы узнаете, о чем написана книга. Не забудьте прочитать предисловие. Оно расскажет вам много интересного об авторе и книге. 3.Читая книги, газеты, журналы, вы можете встретить непонятные слова. Их объяснения вы найдете в словарях, энциклопедиях, справочниках. 4.На глобусе или карте вы можете найти города, моря, горы, о которых пишется в книге. Как читать научно-популярную книгу Читая научно-популярную книгу, полезно составить план книги, конспект, выписать наиболее важные цитаты. План - краткое изложение содержания книги по главам в виде оглавления или вопросника. Полезно добавить к этому хронологические данные, имена, цифры, названия городов, объяснения непонятных слов, то есть то, что нужно запоминать. Конспект - связанный письменный пересказ своими словами содержания прочитанной книги или главы. Конспектировать материал нужно по отдельным главам (частям) книги; следует внимательно прочитать текст, выделить основную мысль автора, записать её своими словами, привести факты, подтверждающие или разъясняющие эту мысль. Цитата - отрывок из текста книги, проводимый дословно без изменений. Для цитирования выбираются те места, которые наиболее ярко и полно выражают основные мысли автора. Цитата выписывается тщательно, без пропусков или замены слов, с соблюдением всех знаков препинания. Каждая цитата заключается в кавычки. Далее в скобках указывается, откуда цитата взята. Читая научно-популярную книгу, необходимо обращаться за справками к различным пособиям: объяснение непонятных слов искать в словарях; дополняющий книгу материал выбирать по библиографическим указателям. Как читать газету Газета – это не чтение от скуки, Газета – наши глаза и руки, Помощь ежедневная в ежедневной работе. В. Маяковский 1.Читай газету ежедневно. Каждый номер газеты расскажет тебе о самых важнейших события, происходящих в нашей стране и во всем мире. 2.Прежде чем читать газету, просмотри заглавия всех статей – это поможет тебе выбрать в ней актуальный и интересный материал. 3.Внимательно ознакомься с содержанием первой страницы газеты: Здесь публикуются основные материалы. Обязательно прочитай передовую статью. 4.Внимательно читай заинтересовавшие тебя статьи. Подумай и выдели основное в них. 5.Обращай внимание на непонятные тебе слова, выражения. Об их значении старайся узнать в словарях, справочниках. 6.При чтении газет пользуйся географической картой. Найди на ней те страны, города, о которых рассказывается в газете. 7.Газеты дают богатейший и не заменимый арсенал сведений, обладателей которых является целеустремленный человек. Учитесь накапливать вырезки из газет по личным интересам, и Вы получите громадную массу полезных и важных сведений. Отбор и хранения материалов прессы является непременным условием успешной самостоятельной работы, самообразования. Что необходимо для записи Итак, перед тобой книга, ты намерен изучить её: приготовь всё необходимое для записи. Это ручка и карандаш, стопочки листов в половины формата страницы школьной тетради (лучше в клетку), конверты (самодельная, по формату листы бумаги), узенькие полоски бумаги (закладки), тетрадь, канцелярские скрепки. (Библиотекарь подробно рассказывает, как всё выше перечисленное используется). Основы технологии записывания Работая в тетради, оставляйте часть лица – широки поля, где будут записывать (в верхнем углу страницы) заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т.д. Скажу сразу, что система записывания каждого человека своя, складывающая годами, но знание основ технологий сбережёт ваши силы и время. Чтение-изучение Первоначальное чтение В ходе знакомства с текстом (не просмотра его, а чтения) важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные его мысли, отметить неясные моменты, навести кое-какие справки. Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и чёткое представление о неясных местах, отмеченных в кавычках. Технология этой работы требует закладок. Повторное чтение Это и есть собственное чтение – усвоение. Входе его нужно просматривать пометки, отбирать материалы для записи, окончательно сформулировать и определить для себя вид записи. Виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель Квалифицированный читатель владеет пятью видами записей: план, тезис, конспект, реферат, лекция. План. Что может план? План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержания источника. План, если хорошо составлен, может заменить конспект и тезисы. План является основой любого вида записи. План помогает в длительной работе над источником. Если к каждому параграфу или главе учебника составить план, повторение занимает минимум времени. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь. Простой план Вы составляете в ходе первоначального чтения, определив закладками границу мыслей. Эскиз плана следует уточнить при повторном обращении к тексту. Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут. И все еще рано открывать тетрадь. Прежде чем план появится в ней, следует прикинуть его на черновике - отточить формулировки. Практика указывает два пути составления плана. Первый- составление подробнейшего простого плана (можно идти вслед почти за каждым абзацем). Второй путь- составление краткого простого плана с последующей детализацией. Какой путь эффективен, судить вам: опирайтесь на свой склад ума. Не пренебрегайте графической культурой записи! (Предложить кому-нибудь из учащихся написать на доске схему записи плана). Схема записи плана может выглядеть так: I._____________________________________ 1. _____________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ 4. а)______________________________ б)_______________________________ в)_______________________________ II._____________________________________ III.____________________________________ Всем хорош план, да не передаёт он фактического содержания, а лишь напоминает о схеме его распространения. Тезисы. Тезисы передают существо текста. Тезисы - итоги узнанного. Записать прочитанное в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отметить места, наиболее четко формирующие мысль, которую автор доказывает. Формируя тезисы, нет необходимости всякий раз прибегать к цитированию. Тезис непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими. Конспект. Как ни странно, далеко ни каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись. Между тем понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. В такой записи важно отразить, о чём говориться в тексте, что утверждается, какие доказательства приводятся в пользу высказанного автором аргумента. Прежде чем приступить к конспектированию, нужно научиться составлять развёрнутый план. Главное требование к конспекту: запись должна иметь определённую систему, быть логически связной, что бы ей мог пользоваться не только составитель, но и другие. Одним словом конспект, - наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами. И ещё: при конспектировании излагайте мысли и аргументацию автора преимущественно своими словами: перерабатывая таким образом информацию, вы уясните самую суть. Конспекты можно условно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные (из цитат), свободные и тематические. Результатом конспектирования является вторичный текст. Конспектирование предполагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений. Реферат. Вы помните, что серьёзное слово «реферат» ведёт свою родословную от латинского сообщать, докладывать. Итак, что такое реферат? Сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме – изложение, в котором выражается и отношения к этой информации, и её оценка. Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам: книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, не предполагает цитирования. Мысли излагаются своими словами. Точное определение и цитаты вводятся лишь особо значимые. Только те, с которыми референт (составитель реферата) не согласен. Композиция (план) реферата определяется составителем. Но реферативной работе нужно иметь следующие компоненты (части): 1. Краткое сведение об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата); 2.Сжатая (до1/10), но достаточно точное и полное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата); 3. Замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации её значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения с элементами импровизации. Итак, повторим: реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения, совместно их обсудить. |
![]() | Методические рекомендации по дисциплине «Иностранный язык» Прежде чем приступить к чтению и переводу текста необходимо предварительно ознакомиться с пояснениями к тексту | ![]() | Методические рекомендации по дисциплине «Иностранный язык (основной)» Прежде чем приступить к чтению и переводу текста необходимо предварительно ознакомиться с пояснениями к тексту |
![]() | Отчет о работе театральной студии “Sunrise” на стажировочном семинаре... И процесс этот проходил не через чтение книг к действию, а через действия к чтению книг, потому, что именно в процессе и появляется... | ![]() | Сколько книг на двух полках? На одной полке а книг, а на другой б книг. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? |
![]() | Как образуются нефть и газ? Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:... | ![]() | Урок по литературному чтению для 2 класса по Оборудование: выставка книг, портрет писателя, минусовка мр3 Н. Королёва «Маленькая страна», предметы и иллюстрации к рассказам Н.... |
![]() | Тема Методический аппарат книг для чтения Горецкий В. Г., Голованова Г. В., Климанова Л. Ф. “О новом цикле учебников по чтению “Родная речь” для начальной школы”. // Нач шк.... | ![]() | А. С. Пушкин «О сколько нам открытий чудных…» Сегодня интерес к чтению, посещению библиотеки сократился в несколько раз. Причины очевидны: распространение интернета, появление... |
![]() | Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию,... Адаптированная образовательная программа по учебному предмету чтению и развитию речи | ![]() | Как подготовить реферат Прежде чем приступить к работе над рефератом, внимательно изучите критерии его оценки. Это поможет избежать многих ошибок уже на... |
![]() | Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова Цели: привить любовь к книгам, воспитать интерес к чтению; развивать быстроту и правильность мышления, память, внимание; познакомить... | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В библиотеку привезли 1040 книг для начальной школы, по 16 книг в каждой пачке, и столько же пачек для старших классов, по 24 книги... |
![]() | Как сделать современным и интересным урок русского языка? Как привлечь к чтению современного школьника, равнодушного к переживаниям Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Пьера Безухова? Как приблизить... | ![]() | Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Целью программы является : формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению... |
![]() | Рабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального... | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ууд; для практического применения полученных знаний, для проявления интереса к изучению русского языка, к чтению книг; воспитывать... |