Министерство образования Российской Федерации
-
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования Российской
Федерации
__________В. Д. Шадриков
“27” 03 2000г. Регистрационный номер 224 тех/дс
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста 654600 – Информатика и вычислительная техника
Квалификация - инженер
Вводится с момента утверждения
Москва 2000 г.
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста
“Информатика и вычислительная техника” 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от
02.03.2000 г. № 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
-
220100
| – Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
| 220200
| – Автоматизированные системы обработки информации и управления;
| 220300
| – Системы автоматизированного проектирования;
| 220400
| – Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
| 1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Инженер по направлению подготовки специалиста “Информатика и вычислительная техника” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер - программист (программист); инженер - электроник (электроник); инженер по автоматизированным системам управления; инженер по наладке и испытаниям и другие должности, соответствующие его квалификации.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Информатика и вычислительная техника - это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение:
ЭВМ, систем и сетей;
автоматизированных систем обработки информации и управления;
систем автоматизированного проектирования;
программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности инженеров по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” являются:
вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
автоматизированные системы обработки информации и управления;
системы автоматизированного проектирования;
программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);
математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки “Информатика и вычислительная техника” может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская;
производственно-технологическая;
научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
эксплуатационная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер подготовлен к решению следующих профессиональных задач в зависимости от вида профессиональной деятельности.
Проектно-конструкторская деятельность:
определение целей проектирования объектов профессиональной деятельности, критериев эффективности проектных решений, ограничений;
системный анализ объекта проектирования и предметной области, их взаимосвязей;
разработка требований и спецификаций объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможностей технических средств;
проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов и их компонентов;
проектирование человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов;
выбор средств вычислительной техники (ВТ), средств программирования и их применения для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов;
разработка (на основе действующих стандартов) документации для различных категорий специалистов, участвующих в создании, эксплуатации и сопровождении объектов профессиональной деятельности;
проектирование математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения вычислительных систем (ВС) и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;
оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования;
обеспечение условий безопасной жизнедеятельности;
расчет экономической эффективности.
Производственно-технологическая деятельность:
создание ВС, автоматизированных систем и производство программных продуктов заданного качества в заданный срок;
тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов;
разработка программы и методики испытаний, проведение испытаний объектов профессиональной деятельности;
подготовка и передача аппаратно-программных комплексов для изготовления и сопровождения;
комплексирование аппаратных и программных средств, создание вычислительных систем, комплексов и сетей;
сертификация объектов профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность:
выбор и преобразование математических моделей явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами ВТ;
разработка математических моделей, методов, компьютерных технологий и систем поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;
анализ, теоретическое и экспериментальное исследование методов, алгоритмов, программ, аппаратно-программных комплексов и систем;
анализ и исследование методов и технологий, применяемых на всех этапах жизненного цикла объектов профессиональной деятельности;
создание и исследование математических и программных моделей вычислительных и информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности;
разработка планов, программ и методик исследования программно-аппаратных комплексов;
разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании объектов профессиональной деятельности;
разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования объектов профессиональной деятельности;
разработка, совершенствование и применение средств спецификации, методов разработки, стандартов и технологий производства объектов профессиональной деятельности.
Организационно-управленческая деятельность:
организация процесса разработки объектов профессиональной деятельности с заданным качеством в заданный срок;
организация работы коллектива исполнителей по разработке объектов профессиональной деятельности, организация взаимодействия коллектива разработчиков и заказчика, а также разработчиков различных специальностей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании и поиск приемлемых решений;
планирование разработки объектов профессиональной деятельности;
оценка, контроль и управление процессом разработки объектов профессиональной деятельности;
выбор технологии, инструментальных средств и средств ВТ при организации процесса разработки объектов профессиональной деятельности;
обучение персонала в рамках принятой организации процесса разработки объектов профессиональной деятельности.
Эксплуатационная деятельность:
инсталляция, настройка и обслуживание системного, инструментального и прикладного программного обеспечения, ВС и автоматизированных систем;
организация внедрения объекта проектирования и разработки в опытную или промышленную эксплуатацию;
сопровождение программных продуктов, ВС и автоматизированных систем;
выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности;
анализ эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности, выработка требований и спецификаций по их модификации.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;
участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;
использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;
участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;
осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;
взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;
кооперация с коллегами, работа в коллективе, управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;
организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;
готовность к работе над междисциплинарными проектами.
Инженер должен знать:
постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по проектированию, производству и сопровождению объектов профессиональной деятельности;
технологию проектирования, производства и сопровождения объектов профессиональной деятельности;
перспективы и тенденции развития информационных технологий;
технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;
стандарты и технические условия;
порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;
современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
основные требования к организации труда при проектировании объектов профессиональной деятельности;
методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;
правила, методы и средства подготовки технической документации;
основы экономики, организации труда и производства, научных исследований;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
“Информатика и вычислительная техника” 3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, научных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - Факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы
подготовки дипломированного специалиста по направлению “Информатика и вычислительная техника”
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего
часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ
| | |