Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ МФПУ «Синергия» УТВЕРЖДАЮ
Ректор НОУ МФПУ «Синергия»
Рубин Ю.Б.
Основная образовательная программа
Высшего профессионального образования
Направления подготовки
080200.62 «Менеджмент» Профиль «Менеджмент организации» Профессиональная программа
«Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Нормативный срок освоения программы
4 года Форма обучения
Очная
Москва, 2013 г.
Лист согласования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования НОУ МФПУ «Синергия»
Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»
Профиль «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Ректор НОУ МФПУ «Синергия» Рубин Ю.Б.
СОГЛАСОВАНО от ___________________20__
СОГЛАСОВАНО от ___________________20__
1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) бакалавриата, реализуемая Подольским филиалом Московского финансово-промышленного университета «Синергия» по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» и профессиональной программе «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Университетом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» Нормативную правовую базу разработки ООП ВПО бакалавриата составляют:
Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее –Типовое положение о вузе);
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «20» маяя 2010 г. № 544;
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Устав Московского финансово-промышленного университета «Синергия».
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника Организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в службах аппарата управления персоналом.
Предприятия туристской индустрии: гостиничные предприятия, предприятия общественного питания.
Структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
процессы управления гостиницами и другими средствами размещения;
процессы управления предприятиями общественного питания.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности бакалавров:
организационно-управленческая;
информационно-аналитическая;
предпринимательская.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника Бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
организационно-управленческая деятельность:
участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса;
планирование деятельности предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса и подразделений;
формирование организационной и управленческой структуры организаций;
организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса);
контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
участие в разработке и формирования корпоративной культуры предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса;
описание и анализ форм организации взаимодействия в трудовых коллективах;
выявление проблем, затрудняющих функционирование предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса;
разработка и реализация программ обучения и развития персонала.
информационно-аналитическая деятельность:
сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса для принятия управленческих решений;
построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса);
оценка эффективности управленческих решений;
оценка эффективности системы управления персоналом предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса;
проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом гостиниц и предприятий общественного питания;
предпринимательская деятельность:
разработка бизнес-планов создания нового бизнеса (предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса);
организация предпринимательской деятельности.
3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП ВПО согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент» выпускник бакалавриата должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК):
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);
владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22);
б) профессиональными (ПК): организационно-управленческая деятельность:
знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);
способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);
владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);
знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);
информационно-аналитическая деятельность:
способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);
способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);
владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);
способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
предпринимательская деятельность:
умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
Обучение по профессиональной программе «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» предполагает, что в дополнение к компетенциям, представленным в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», выпускник должен обладать следующими профессионально-специализированными компетенциями:
навыками планирования, организации и контроля работы предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса (организация взаимодействия всех структурных подразделений; рациональная организация труда персонала; обеспечение и контроль наличия необходимых запасов товарно-материальных ресурсов; контроль технического состояния технологического оборудования; ведение учетной и отчетной документации; соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных правил и гигиенических нормативов) (ПСК-1);
умением планировать и рационально организовывать рабочее время персонала предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса (составление графиков и расписания работы; использование методов и принципов научной организации труда) (ПСК-2);
умением организовывать делопроизводство, своевременное и качественное оформление документации и статистической отчетности предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса (разработка и совершенствование нормативной и технологической документации, включая внутренние стандарты, инструкции, правила и т. д.; сбор, компьютерная обработка и анализ производственной информации; подготовка статистических отчетов, информационных материалов и т. д.) (ПСК-3);
умением рассчитывать потребности ресторана в продуктах и иных товарно-материальных ценностях, планировать и организовывать его материально-техническое обеспечение (анализирует потребности ресторана в ресурсах с учетом состояния и тенденций развития рынка ресторанных услуг и потребительского спроса; маркетинговый анализ рынка поставщиков; контроль сроков, объемов и качества приобретаемой продукции; анализ соотношения «цена — качество товара») (ПСК-4);
способен управлять персоналом предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса (прием и расстановка кадров; распределение обязанностей и делегирование полномочий; повышение трудовой мотивации на основе использования современных социально-психологических методов управления и совершенствования системы материального стимулирования; планирование, организация и контроль эффективности обучения персонала, в т. ч. на рабочих местах; развитие внутрикорпоративной культуры и служебной этики; аттестация персонала) (ПСК-5);
способен обеспечивать прибыльность предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса на основе грамотной маркетинговой политики и наиболее полного удовлетворения потребностей посетителей; владеет методами разработки маркетинговой политики гостиницы, определяет стандарты обеспечения и дизайнерского оформления гостиницы, стандартов обслуживания гостей, утверждает планы проведения рекламных акций; владеет навыками планирования, организации и контроля эффективность рекламных мероприятий (ПСК-6);
владеет методами формирования положительного имиджа предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса (повышение и контроль качества и культуры обслуживания посетителей; создание приятной и дружелюбной атмосферы; изучение потребительских предпочтений; подготовка предложений и их реализация по улучшению обслуживания посетителей; установление и расширение связей с общественностью и средствами массовой информации; учет и анализ жалоб, претензий и пожеланий посетителей; устранение недостатков; соблюдение правил протокола и этикета) (ПСК-7);
владеет методами оптимизации расходов при ведении бизнеса, анализирует отзывы клиентов об услугах, экономические показатели деятельности гостиницы; оценивает эффективность расходования финансовых средств (ПСК-8);
способен возглавлять работу подразделений предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса по разработке моделей и способов улучшения качества предоставляемых услуг, увеличения количества посетителей (ПСК-9);
навыками планирования по всем видам деятельности предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса, формирования ценовой политики (утверждение цен на стандартный пакет услуг, дополнительные услуги) (ПСК-10).
Формирование дополнительных профессионально-специализированных компетенций (ПСК-1 – ПСК-10) у выпускника ООП ВПО бакалавриата «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» должно быть реализовано путем освоения учебных дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла.
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» профессиональной программе «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе».
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» (бакалавриат) содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Календарный учебный график В календарном учебном графике представлена последовательность реализации ООП ВПО направления подготовки 080200.62«Менеджмент» (бакалавриат) профиля подготовки «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, а также каникулы.
4.2. Учебный план Учебный план, составлен с учетом общих требований к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированных в разделе 7 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62«Менеджмент» (бакалавриат).
В учебном плане приведена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.
В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент» (бакалавриат).
Перечень и последовательность дисциплин в вариативных частях учебных циклов сформирована разработчиками ВПО бакалавриата «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» с учетом рекомендаций работодателей, с которыми у филиала заключены договора о сотрудничестве.
Для каждой дисциплины и практики указаны формы промежуточной аттестации.
ООП ВПО бакалавриата «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» содержит дисциплины по выбору студентов в объеме не менее одной трети вариативной части (33,6%) суммарно по всем трем учебным циклам ООП. Порядок формирования перечня дисциплин по выбору обучающихся установлен Ученым советом МФПУ «Синергия».
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями государственных органов федерального и регионального уровня, органов муниципального управления, общественных организаций, российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) максимальный объем учебных занятий обучающихся должен составлять не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП ВПО бакалавриата составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 50% аудиторных занятий.
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) В рабочих программах учебных дисциплин четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП ВПО бакалавриата «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе».
|