МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор
доцент С.М. Юшаев
______________________
«_____»__________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Операционные системы»
для направления подготовки
230700 «Прикладная информатика»
по профилю:
«Прикладная информатика в экономике»;
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная
Грозный 2010 г. 1.Цели и задачи дисциплины:
Целью и задачами преподавания дисциплины «Операционные системы» является активное изучение студентами принципов использования средств современной вычислительной техники в научно-технических расчетах и организации инженерного труда. Кроме того, целью преподавания является формирование у студентов системного мышления, теоретической и практической базы системного исследования при анализе проблем и принятии решений в области профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Для изучения курса требуются знания: информатики, начальной базы программирования.
В свою очередь данный курс помимо самостоятельного значения, является предшествующей дисциплиной для курсов: проектирования информационных систем, информационных систем и технологий, вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций, баз данных и информационной безопасности.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способности использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
способности оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);
способности выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);
документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
принцип нахождения организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4);
сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
принцип работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);
основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
решение прикладных задач с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
уметь:
решать профессиональные задачи анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);
ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
владеть:
способностью применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/ з.е.зач.ед.
| Семестры
|
|
| 4
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 68/2
| 68/2
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 17/1
| 17/1
|
| Практические занятия(ПЗ)
| 17/0.5
| 17/0.5
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 34/0.5
| 34/0.5
|
| Курсовая работа
| -
| -
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 76/2
| 76/2
|
| В том числе:
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Доклад
|
|
|
| И (или) другие виды самостоятельной работы:
|
|
|
|
|
|
|
| Вид отчетности
| экзамен
| экзамен
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| ВСЕГО в часах
| 144/4
|
|
|
| ВСЕГО в зач. единицах
| 4
| 4
|
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование дидактической единицы (раздел)
| Содержание разделов
| 1
| Операционные системы.
| Основные понятия и задачи. Принципы построения операционных систем.
| 2
| Управление задачами в операционных системах.
| Планирование и диспетчеризация процессов и задач. Вычислительный процесс и его реализация с помощью операционных систем. Основные функции операционных систем.
| 3
| Управление памятью в операционных системах.
| Обзор современных операционных систем и операционных оболочек. Память и отображение. Управление виртуальной памятью.
| 4
| Управление вводом-выводом.
| Стандартно- сервисные программы. Машино-зависимые свойства операционных систем. Управление вычислительными процессами, вводом- выводом.
| 5
| Файловые системы.
| Обзор файловых систем WINDOWS. Файловая система FAT 16. Файловая система FAT 32. Файловая система NTFS.
| 6
| Архитектура операционных систем.
| Основные принципы построения архитектуры операционных систем. Машино – независимые свойства операционных систем. Способы планирования заданий пользователей. Динамические, последовательные и параллельные структуры программ. Микроядерная архитектура операционных систем. Монолитная архитектура операционных систем.
| 7
| Операционные системы WINDOWS.
| Операционные системы Windows. Перечень версий ОС Windows и их основные характеристики. Выбор платформы Windows. Термины. Архитектура Windows. Многозадачность. Управление памятью
| 8
| Безопасность операционных систем.
| Сохранность и защита программных систем. Интерфейсы и основные стандарты в области системного программного обеспечения.
Защита файлов. Средства анализа защищенности систем. Средства защиты информации в сети.
Средства защиты сетевых операционных систем.
| 9
| Операционная система типа LINUX
| Общая характеристика операционных систем LINUX. Особенности архитектуры семейства ОС LINUX. Основные понятия системы LINUX. Функционирование системы LINUX. Файловая система. Структура файловой системы. Защита файлов. Основы работы в ОС LINUX. Доступ к системе LINUX. Файлы и каталоги. Работа с текстовыми файлами. Программы и процессы. Интерпретатор командного языка. Операционная система LINUX.
| 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| 2
| Информационные системы и технологии
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
|
|
| 3
| Проектирование информационных систем
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
| 4
| Базы данных
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
| 5
| Информационная безопасность
| +
|
|
|
| +
|
| +
| +
| +
|
Разделы дисциплины и виды занятий
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
| Практ. Зан.
| Лаб. зан.
|
СРС
| Всего
часов
| 1
| Операционные системы.
| 2/0.05
| 2/0.05
|
| 8/0.22
| 10/0.27
| 2
| Управление задачами в операционных системах. Управление памятью в операционных системах.
| 2/0.05
| 2/0.05
| 4/0.11
| 8/0.22
| 14/0.38
| 3
| Управление вводом-выводом.
| 2/0.05
| 2/0.05
| 4/0.11
| 6/0.16
| 12/0.33
| 4
| Файловые системы.
| 2/0.05
| 2/0.05
| 6/0.16
| 10/0.27
| 18/0.5
| 5
| Архитектура операционных систем.
| 2/0.05
| 2/0.05
|
| 6/0.16
| 8/0.22
| 6
| Операционные системы WINDOWS.
| 2/0.05
| 2/0.05
| 4/0.11
| 10/0.27
| 16/0.44
| 7
| Безопасность операционных систем.
| 2/0.05
| 2/0.05
|
| 10/0.27
| 12/0.33
| 8
| Операционная система типа LINUX.
| 2/0.05
| 2/0.05
| 6/0.16
| 10/0.27
| 18/0.5
| 9
| Операционная система прикладных программ.
| 2/0.05
| 2/0.05
| 6/0.16
| 8/0.22
| 16/0.44
|
Лабораторный практикум
№
| № раздела
дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудоемкость (час)
| 1
| 4,6
| Основы работы в ОС Windows. Организация рабочего стола. Изучение структуры файловой системы. Поддержка системы.
| 6/0.11
| 2
| 6
| Работа в ОС MS DOS. Изучение синтаксиса команд ОС. Изучение структуры файловой системы. Команды управления файловой системой.
| 6/0.11
| 3
| 7,8
| Защита файлов в ОС LINUX. Права доступа. Права доступа по умолчанию. Команды управления правами доступа.
| 8/0.22
| 4
| 2
| Процессы. Порождение процессов. Процессы родители и процессы-потомки. Взаимодействие процессов.
| 6/0.11
| 5
| 2
| Процессы. Процессы родители и процессы-потомки. Переменные окружения.
| 6/0.11
|
Организация самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине (разработка презентаций)
Сетевые ОС.
Архитектура ОС.
Компоненты ОС.
ОС UNIX.
ОС LINUX.
Ядро ОС.
Управление файлами и задачами.
История развития ОС.
Эволюция ОС.
Процессы и потоки.
Файловая система WINDOWS.
Файловая система UNIX.
Виды памяти.
ОС WINDOWS.
ОС LINUX UBUNTU.
8. Распределение нагрузки дисциплины по видам работ
Наименование вида работ
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| – Лекции, номер
| 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 4
| 5
| 5
| 6
| 6
| 7
| 7
| 8
| 8
| 8
| 9
| 9
| – Лабораторные занятия, номер
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| 4
| 5
| 5
| 5
| -Практические занятия
| 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 4
| 5
| 5
| 6
| 6
| 7
| 7
| 8
| 8
| 8
| 9
| 9
| Форма текущей аттестации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
|
|
| ЗР
|
|
|
|
| ЗР
|
|
|
|
| ЗР
|
|
| ЗР
| Форма рубежной аттестации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I аттестация – письменная работа по билетам (ПР)
|
|
|
|
|
|
|
| ТЕСТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| II аттестация – письменная работа по билетам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ТЕСТ
|
| Самостоятельная работа
|
| 1-2
|
|
| 3-4
|
|
| 5-7
|
|
| 8-9
|
|
| 10
|
|
|
| - Вопросы к СР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| – Контрольная работа (КР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Форма итогового контроля-Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЭК
|
9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Аттестационные вопросы (I)
Понятие ОС
Основные задачи ОС
Этапы развития ОС
Основные структурные элементы компьютера. Процессор
5. Память. Устройство ввода-вывода.
6. Функциональные компоненты ОС
7. Конфигурация памяти ПК. Понятие многозадачности ОС
8. Сетевые ОС
9. Планирование процессов и потоков
10. Создание потоков и процессов
11. Динамическое и статическое планирование, диспетчеризация
12. Понятие мультипрограммирования
13. Кэш-память. Принцип действия кэш-памяти.
14. Организация ввода-вывода.
15. Организация параллельной работы устройства ввода-вывода.
16. Кэширование данных.
17. Разделение устройств и данных между процессами.
18. Поддержка нескольких файловых систем.
19. Файловая система. Основные функции файловой системы.
Аттестационные вопросы (II)
Что такое «файловая система»? Что обеспечивает использование той или иной файловой системы?
Общие принципы файловой системы FAT.
Сравните файловые системы FAT 16 и FAT 32.
Файловая система FAT 32, NTFS.
Объясните структуру файловой системы s 5.
Архитектура операционных систем. Основные понятия.
Структура архитектуры ОС Windows.
Микроядерные операционные системы.
Монолитные операционные системы.
ОС реального времени. Основные требования к данным операционным системам
Принцип построения интерфейсов операционных систем.
Операционная система Windows.
Основные задачи и возможности ОС Windows NT, ОС Windows XP
Управление памятью в операционной системе.
Операционная система типа UNIX.
Виртуальная машина, пользователь, интерфейс пользователя, привилегированный пользователь.
Вопросы к экзамену
Понятие ОС
Основные задачи ОС
Этапы развития ОС
Основные структурные элементы компьютера. Процессор
Память. Устройство ввода-вывода.
Функциональные компоненты ОС
Конфигурация памяти ПК. Понятие многозадачности ОС
Сетевые ОС
Планирование процессов и потоков
Создание потоков и процессов
Динамическое и статическое планирование, диспетчеризация
Понятие мультипрограммирования
Кэш-память. Принцип действия кэш-памяти.
Организация ввода-вывода.
Организация параллельной работы устройства ввода-вывода.
Кэширование данных.
Разделение устройств и данных между процессами.
Поддержка нескольких файловых систем.
Файловая система. Основные функции файловой системы.
Что такое «файловая система»? Что обеспечивает использование той или иной файловой системы?
Общие принципы файловой системы FAT.
Сравните файловые системы FAT 16 и FAT 32.
Файловая система FAT 32, NTFS.
Объясните структуру файловой системы s 5.
Архитектура операционных систем. Основные понятия.
Структура архитектуры ОС Windows.
Микроядерные операционные системы.
Монолитные операционные системы.
ОС реального времени. Основные требования к данным операционным системам
Принцип построения интерфейсов операционных систем.
Операционная система Windows.
Основные задачи и возможности ОС Windows NT, ОС Windows XP
Управление памятью в операционной системе.
Операционная система LINUX.
Виртуальная машина, пользователь, интерфейс пользователя, привилегированный пользователь.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная
Макарова Н.В., Информатика -М.: Феникс 2001
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К., Информатика -М.: 2000
Гуда А.Н., Бутакова М.А., Нечитайло Н.М., Чернов А.В., Информатика. Общий курс.- М.: Наука- Пресс 2007
Дейтел Х.М., Дейтел П. Дж., Чофнес Д.Р. Операционные системы-М.:ООО «Бинон-Пресс», 2007.
Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А.. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Гордеев А.В, Молчанов А.Ю., Системное программное обеспечение, учебник, Питер, 2001.
Коцюбинский А.О., Грошев С.В., Хрестоматия работы на компьютере, «Триумф», 2001
Дополнительная
Олифер В.Г., Сетевые операционные системы, учебник, Питер, 2007.
Карпенков С.Х., Современные средства информационных технологий-М.: Феникс 2008
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс для проведения лабораторных занятий, необходимое программное обеспечение
.
Разработчик: Доцент кафедры «Информатики» _________ /Бетрахмадов Р.В./
СОГЛАСОВАНО:
Зав.кафедрой «Информатики» ___________/Хатаева Р.С./
Эксперт от факультета __________ /_______________/
(Член рабочей группы ЧГПИ по ФГОС от факультета)
Начальник УМО __________/Идрисова Р.А./ |