Гигиеническое воспитание в школе





НазваниеГигиеническое воспитание в школе
Дата публикации20.07.2013
Размер96.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Веяния современной моды и здоровье


        ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ должно осуществляться постоянно и целенаправленно, с увеличением, по мере взросления детей, объема и глубины получаемой ими информации. При этом надо учитывать не только возраст учащихся, но и их интересы, состояние здоровья. Формы гигиенического воспитания во внеурочной работе классного руководителя: беседа, лекция, диспут, классный час. Проведение таких внеклассных мероприятий преследует следующие цели:

 убедить учащихся в важности для общества их позитивного нравственно-гигиенического поведения,

 показать практическую ценность знаний,

 помочь им избавиться от негативных стереотипов поведения.

        Тема моды, бесконечно навязываемая средствами массовой информации, необычайно притягательна для современных подростков. Рассмотрение модных тенденций в самых разных ракурсах дает возможность выйти на множество проблем и явлений, косвенно и напрямую связанных с духовным и физическим здоровьем наших детей.

        О влиянии моды на здоровье можно поговорить с учащимися в ходе тематического классного часа. Наиболее простым методом, позволяющим убедительно преподнести информацию, на наш взгляд, является беседа. Начать ее можно с обсуждения определения понятия "мода". "Мода - форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силой необходимости, а изменчивой прихотью дня. Психологической основой моды является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли переменчивость как одно из проявлений стадности..." (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.Л. Энциклопедический словарь. Т. XIX. - СПб., 1896. - С. 579.)

        В обществе широкое распространение, особенно среди молодежи, получило нанесение на тело с использованием техники тату рисунков, выполненных в разном стиле: боди-арт (цветная татуировка) и простая татуировка. Еще одним очень модным направлением является пирсинг. Эти веяния все больше захватывают подрастающее поколение, движимое желанием подражать своим кумирам и лидерам.

        Огромный интерес у учащихся вызывает история возникновения татуировки и пирсинга. Татуировка представляет собой внедрение в дерму невыводимых, нестираемых пигментов одного или нескольких цветов с целью создания на теле текста или изображения. Слово татуировка (тату - сокр.) происходит от таитянского ("ta" - рисунок, "atoua" - божество). История татуировки насчитывает 60 тыс. лет, она наносилась еще в Древнем Египте. Найденным мумиям около 4 тыс. лет, но рисунки на них различимы. Еще в первобытном обществе древние люди изображали на своем теле рисунки, которые, например, указывали на принадлежность к определенному племени, роду, социальную принадлежность ее обладателя и якобы наделяли их обладателя магической силой.

        Татуировались разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, жители Океании. Племена майори из Новой Зеландии носили (эта традиция сохранилась до сих пор) на лицах маскообразные тату - мокко. Узоры являлись постоянной боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения обладателя. Женщины японских аборигенов айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. С татуировкой были связаны так называемые "переходные обряды": посвящение юношей в мужчин или переселение в загробный мир. Татуировки наделялись магическими свойствами: защита взрослых в бою и на охоте, охрана стариков от болезней.

        Однако в магических целях тату использовалась не только "дикарями". У арабов талисманом считались выбитые на теле цитаты из Корана. В XVIII-XIX вв. британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте.

        В некоторых случаях татуировка служила наказанием. В одной из японских провинций в качестве кары за преступление разбойникам наносили на лоб иероглиф И НУ - "собака". Также татуировкой метили рабов, военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. Во время Первой мировой войны в Англии буквой "D" метили дезертиров, а в Германии, используя татуировку, выбивали номера жертвам концлагерей.

        С распространением христианства обычай использования татуировки как составной части языческих обрядов стал искореняться и практически угас. Наказания были настолько суровыми, что татуировка почти перестала применяться среди европейцев вплоть до XVIII в.

        "Главная территория" тату, где традиция древности не прерывалась и широко практикуется сегодня,- это Полинезия.Капитан Джеймс Кук внес весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 г., он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и сплошь покрытого татуировками полинезийца, ставшего сенсацией, первой живой "тату-галереей". В основном из Полинезии в XVIII в. в качестве "сувенира" моряки привозили в Европу диковинные картинки на собственной коже. Очень быстро они станут любимым украшением и своего рода маркировкой воров и проституток.

        В XIX в. татуировка была привилегией моряков, горняков, литейщиков, использовавших ее как символ братства, солидарности, верности традициям. Начало XX в. было отмечено большим всплеском моды на тату, наколками увлекаются уже аристократы. К середине того же столетия опять происходит почти полное забвение еще недавно модного течения.

        Но вот наступают 90-е годы XX в., и тату становится частью мировой индустрии красоты, атрибутом молодежной моды. Татуировка уже давно не имеет той плохой репутации, которая у нее была в прошлом. Тем не менее человек должен хорошо подумать и решить для себя, нужна ли она ему, так как нанесенное на тело изображение останется с ним на всю жизнь. Вкусы и пристрастия быстро меняются, мода проходит, поэтому не стоит спешить украшать себя татуировкой. Удалить ее сложно, хотя современная наука и разработала методики выведения посредством лазера, но даже их применение позволяет это сделать далеко не всегда. Особенно стойкими являются желтые и зеленые пигменты.

        Важно сообщить детям о вредном влиянии татуировок на здоровье человека. Тату с использованием хны, ставшие особенно популярными в последнее время, крайне опасны, причем не сама хна, а краска, в состав которой она входит. Краситель содержит очень сильный аллерген и у многих людей может вызвать пожизненную аллергию на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, а также содержащие такой же краситель одежду и тени для век. Были случаи, когда, казалось бы, у здоровых подростков после нанесения тату развивалась бронхиальная астма.

        Кроме того, частицы краски попадают в лимфатические сосуды, а по ним - в лимфатические узлы, которые становятся похожими на забитую грязью ливневую канализацию и перестают выполнять свою защитную, иммунологическую функцию. Сведение татуировки облегчения не принесет, так как частицы краски, попавшие в лимфатические узлы, успевают сделать свое черное дело. В результате ослабления иммунитета возникают герпес, гнойничковые заболевания кожи, активизируется вирус, вызывающий появление папиллом. Могут появиться цистит, заболевания почек. При нанесении татуировки у кустарей есть вероятность получить гепатит и ВИЧ-инфекцию. То, что Саша или Паша с ног до головы в татуировках - и ничего (типичный аргумент подростков), - не повод для самоуспокоения. Во-первых, неизвестно, насколько им "ничего". Во-вторых, все люди разные - одни крепче, другие слабее. Никто не знает, где его уязвимое место.

        Таким же древним, как татуировка, является искусство пирсинга - прокалывания различных частей тела. Сейчас проколотым языком или пупком никого не удивишь. Пирсинг воспринимается как одно из направлений боди-арта. На самом деле он имеет тысячелетнюю историю.

        В Древнем Египте дочерям фараонов прокалывали пупок и вставляли в него золотые пирсы, инкрустированные драгоценными камнями. Любимицам цариц, священным животным, кошкам, прокалывали ухо в знак почтения и преклонения перед ними.

        Индийские женщины прокалывали крыло носа после замужества (в отдельных провинциях этот обряд сохранился). Некоторые индийские мужчины прокалывали себе язык в знак обета хранить молчание.Вторжение пирсинга в быт европейцев произошло в Средневековье. Эту традицию моряки и пираты переняли у восточных народов и привезли в Старый Свет. Но здесь нехристианский обычай встретил яростное сопротивление церкви. Женщины на какое-то время даже перестали носить серьги. Лишь прокалывание языка использовалось в качестве наказания за лжесвидетельство. На протяжении долгих лет в Европе сохранялось негативное отношение к пирсингу. Он считался знаком отщепенцев, которым не было места в приличном обществе. Даже на картинах средневековых художников прокол тела - это порочащий знак. Им "клеймили" тех, кто не заслуживал ни уважения, ни доверия: цыган, сарацин, преступников, в общем, врагов христианской морали.

        Но как же изменчив мир! В XVI- XVII вв. пирсинг стал пользоваться популярностью у представителей европейской аристократии. Первыми здесь отличились, конечно же, французы. Король Франции Генрих III запечатлен на портрете художником XVI в. с целой гирляндой сережек в правом ухе, одна из которых с огромной жемчужиной.

        Глобальная молодежная эпидемия пирсинга грянула в 90-х годах прошлого века и распространилась по обе стороны Атлантики. Предшествовало ей "свое Средневековье", когда пирсинг был маркировкой хиппи, панков, садомазохистов, бродяг, встревоженных рок-культурой. Основную роль здесь сыграла музыкальная культура. Многие певцы, стараясь выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность, делали пирсы. Сотни тысяч фанатов последовали примеру своих кумиров. Сейчас вопрос о том, куда вставлять украшение, - личное дело каждого, а именно его фантазии, эстетических пристрастий.

        Столь модное увлечение пирсингом не так безопасно, как может показаться на первый взгляд. Инфекционные воспаления на месте прокола, кровотечения, незаживающие раны, вырывание сережки и образование больших шрамов и рубцов - довольно частые явления. Пробивая бровь, можно повредить лицевой нерв, и лицо исказит судорога. Серьга в языке может вызвать его частичное онемение. Были случаи, когда пирсинг языка стал причиной абсцесса мозга - локализованного гнойного образования. Вызывает это воспаление типичная бактерия, которая живет в ротовой полости каждого. Полностью стерилизовать ротовую полость невозможно, и при прокалывании языка угроза инфекции существует всегда. Кольцо в губе может повредить десну и зубы, даже в том случае, если специалист по пирсингу использует стерильный инструмент.

        Все вышеупомянутое - еще не самое страшное. Если технология стерилизации нарушена, то, казалось бы, невинный пирсинг может привести к таким смертельно опасным инфекционным заболеваниям, как СПИД, гепатит В и С, заражение крови, столбняк. Пирсинг категорически противопоказан людям с заболеваниями крови, с системными болезнями внутренних органов (почек, легких, сердца), с кожными заболеваниями (экзема, псориаз, фурункулез). Противопоказаниями служат снижение иммунитета, диабет, замедленное заживление ран, аллергия на металлы.

        Несмотря на все предостережения медиков, пирсинг пользуется популярностью среди подрастающего поколения. С каждым годом проблема становится все более злободневной. Власти в разных странах к пирсингу относятся настороженно. Во Франции, Швейцарии он не легализован, хотя с ним не борются, как с наркотиками. Палата общин британского парламента 16 сентября 2003 г. выпустила закон, содержащий ряд возрастных и других ограничений для желающих сделать прокол для пирса. Парламент Нидерландов 20 апреля 2006 г. высказался за запрет не только пирсинга, но и татуировок для подростков моложе 16 лет. В случае принятия этого закона нарушителей ожидает уголовная ответственность, а не просто штрафы. Еврокомиссия готовит резолюцию, определяющую правила нанесения татуировок и пирсинга. Основной акцент в этом документе будет сделан на соблюдение норм гигиены и контроль за безопасностью процедур. Подчеркивается важность самого серьезного отношения к подобным мероприятиям.

        Мода - это образ жизни в настоящий исторический момент. Она касается каждого человека и всех сторон его жизни - от формы каблука до литературы, от аромата духов до архитектуры. Но надо не забывать, что не все, что модно,- полезно для здоровья. Некоторые увлечения, продиктованные модой, могут быть вредны и даже опасны для жизни.

        Вселяет оптимизм то обстоятельство, что модной становится забота о здоровье, увлечение тренажерами, физической культурой, спортом. Задача научить ребят оценивать модные явления с точки зрения ущерба или пользы для здоровья. Особая роль должна быть отведена школе. Школьная система является идеальным каналом для формирования здоровья учащихся. Чтобы подавить проявление культуры татуировки и пирсинга хотя бы в школе, нужно предложить детям какую-либо альтернативу - культуру спорта, музыкального направления, науки. Эффективность мероприятий, направленных на формирование нравственно-гигиенической культуры, серьезного отношения к здоровью зависит от меры понимания каждым учителем важности этой работы. Найти альтернативу, способную противостоять столь соблазнительному, с подростковой точки зрения, модному веянию, помогут целеустремленность, инициатива и творческий подход учителя, его убежденность в том, что нравственно- гигиеническое просвещение один из важнейших компонентов системы школьного воспитания культурного, здорового и всесторонне развитого подрастающего поколения.

        В настоящее время молодежь относится к новому модному течению более чем положительно, не задумываясь над тем, а нужно ли все это. Должна ли мода затмевать здравый смысл? С целью выяснения отношения к разным аспектам проблемы нами было проведено анкетирование учащихся VII-XI классов (вопросы анкеты см. ниже). Одну группу учащихся анкетировали до проведения беседы на данную тему, другую - после. Результаты исследования отображены на графике (см. приложение). Очевидно, что проведение с учащимися даже одной беседы на актуальную для них тему изменяет их отношение к модному веянию, делая его более осторожным. До беседы большинство из них понятия не имели о серьезных последствиях для здоровья, связанных с этими увлечениями.

Анкета

1. Как вы относитесь к татуировке и пирсингу? (Положительно, отрицательно; нужное подчеркнуть.)
2. Есть ли татуировка у вас? (Да, нет; нужное подчеркнуть.)
3. Есть ли у вас пирсинг? (Да, нет; нужное подчеркнуть.)
4. У вас нет ни того ни другого. Хотите ли вы в будущем иметь татуировку, пирсинг? (Да, нет; в случае положительного ответа подчеркнуть, что из названного вы хотели бы иметь.)
5. Вы хотели бы иметь пирсинг или татуировку, но вам запрещают родители? (Да, нет, нужное подчеркнуть.)
6. Вы обязательно сделаете пирсинг или тату при достижении 18 лет? (Да, нет; нужное подчеркнуть.)
7. Что, на ваш взгляд, чаще делают? (Тату, пирсинг; нужное подчеркнуть.)
8. При этом чаще делают сами, пользуются услугами салонов, друзей? (Нужное подчеркнуть.)
9. Знаете ли вы историю пирсинга и татуировки? (Да, нет; нужное подчеркнуть.)
10. Вам интересно было бы узнать о возникновении пирсинга и татуировки? (Да, нет; нужное подчеркнуть.)
11. Считаете ли вы, что это увлечение может быть опасно для здоровья? (Да, нет; нужное подчеркнуть.)
12. Какие последствия для здоровья могут возникнуть в связи с этим модным увлечением? (Перечислить.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гигиеническое воспитание в школе iconПлан работы для студентов на 1 семестр года
...
Гигиеническое воспитание в школе iconПрограмма развития
Поляев Б. А., Румянцев А. Г., Макарова Г. А., Виленская Т. Е. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и...
Гигиеническое воспитание в школе iconПрограмма здоровье для всех в 21 веке`
Поляев Б. А., Румянцев А. Г., Макарова Г. А., Виленская Т. Е. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и...
Гигиеническое воспитание в школе iconМетодическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005. Сизанов А. Н., Хриптович В. А
Поляев Б. А., Румянцев А. Г., Макарова Г. А., Виленская Т. Е. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и...
Гигиеническое воспитание в школе iconМетодическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005. Сизанов А. Н., Хриптович В. А
Поляев Б. А., Румянцев А. Г., Макарова Г. А., Виленская Т. Е. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и...
Гигиеническое воспитание в школе iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Поляев Б. А., Румянцев А. Г., Макарова Г. А., Виленская Т. Е. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и...
Гигиеническое воспитание в школе iconЗаместитель директора по учебно-воспитательной работе мкоу сош зато «Солнечный»
Поисковая работа в школе, направленная на патриотическое воспитание учащихся, ведется в школе систематически около 40 лет
Гигиеническое воспитание в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали...
Гигиеническое воспитание в школе iconПояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Гигиеническое воспитание в школе iconПрограмма курса «Изобразительное искусство»
Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. Начинается это воспитание еще до школы, в семье, в про­цессе...
Гигиеническое воспитание в школе iconВоспитание нравственности – интегральный компонент системы деятельности...
Воспитание нравственности – интегральный компонент системы деятельности классного руководителя в начальной школе
Гигиеническое воспитание в школе iconСценарий последнего звонка в 11-х классах «Признание в любви выпускников своей школе»
Цель: содействовать развитию школьных традиций, воспитывать чувство гордости и уважения к своей школе. Воспитание чувства духовности....
Гигиеническое воспитание в школе iconОтчёт по воспитательной работе за 1 полугодие 2013-2014 учебного года
«Воспитание здоровой, творчески – активной личности с твёрдой гражданской позицией» и воспитательной проблеме школы: «Воспитание...
Гигиеническое воспитание в школе iconВода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
Тема: Вода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
Гигиеническое воспитание в школе iconФормирование правильного пищевого поведения, воспитание культуры...
Формирование правильного питания, воспитание культуры питания в школе осуществляется на учебных занятиях и во внеклассной воспитательной...
Гигиеническое воспитание в школе iconЭкологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск