Скачать 129.07 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города москвы Южное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526 УТВЕРЖДАЮ Директор Гимназия № 1526 _____________ /Т.Г. Болдина/ «___»_____________2006 г. РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Разработка содержания и организация деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы .32453246.00072-01 99 01 Листов 10 <пусто> Настоятельной потребностью нынешнего поколения не только учеников, но и учителей стала ликвидация компьютерной безграмотности. Компьютерная немота учителей грозит обернуться серьезной проблемой. Новые технологии открывают для учащихся и учителей новый доступ к информации, новые способы организации урока, оригинальные методы усвоения материала. Мы по-прежнему смотрим на детей как на своих учеников, а они, бессистемно пользуясь ресурсами всемирной паутины, превращаются в неразборчивых потребителей информации. Помочь освоить им это странное виртуальное информационное пространство должен мудрый педагог. Свобода получения информации должна сочетаться с продуманной работой по обучению и воспитанию учащихся. Учитель и ученик должны стать соучастниками этого процесса. Пришло время учителю наряду с обычной методической работой овладевать технической составляющей. Он должен осваивать практические навыки использования компьютера, которые помогли бы ему производить электронные странички, используемые на уроке. С помощью них можно разнообразить формы и методы проведения урока, а именно:
В своей педагогической практике я неоднократно использовала подобный подход, особенно в старших классах. Например, папка «М.Булгаков» содержит не только иллюстративный материал, но и проблемные вопросы и задания к роману (см. папку Булгаков). Также мною подобран богатый фотоматериал к биографиям таких русских классиков как Лев Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Шолохов. В этих папках содержатся аналитические вопросы на сравнение художественного материала. Презентация – раздел электронного учебника. Достаточно простые средства Power Point уже давно используются учителями. Я предлагаю соединить опорные конспекты с механизмом презентации. Так, например, на уроке по теме «Основные направления поэзии начала XX века» я соединяю - схему основных направлений с их характеристиками и портретами писателей, представляющих их. Также можно делать исторические зарисовки к литературным темам, -например, « Гражданская война» в литературе начала 20 века; -сопровождать иллюстративный материал вопросами и различными заданиями. Можно создать замечательные версии уроков и целых тем. На уроках русского языка я даю задания - на редактирование текста, - подстановку нужных букв и знаков. Возможны игровые задания: «Знайка», «Держи карман шире» в виде распределительного диктанта. Мультимедийный учебник может содержать тексты изучаемых пр-ий, схемы анализа их, дополняя тем самым основные учебные пособия. Помогать, особенно учителю литературы, в самой главной борьбе с готовыми интернет-сочинениями: -скачать из них абзацы с речевыми и орфографическими ошибками, исправив, записать собственную версию, проведя корректировочные упражнения; -составить резюме на готовый реферат. Учитель-компьютер-ученик. Т.о. компьютерные шпаргалки из врагов превращаются в друзей и помощников, и возникает необходимый алгоритм отношений в связке «учитель-компьютер-ученик». Создание электронных пособий требует усилий и от уч-ся, тем самым ребята узнают новые факты, овладевают новыми способами обработки информации, работа идёт не столько с содержанием, сколько с формой подачи материала, композицией, цветом, звуком. Взаимодействие учителя и ученика становятся партнёрскими, На время дискета становится тетрадью, контроль и проверка не предполагают прямого контакта. Итак, сегодня перед нами в качестве первоочередной встала задача соединения компьютерных технологий с другими методическими системами. Компьютер сам чудеса творить не может - фигура учителя остаётся ключевой при любой конфигурации учебного процесса. Однако многие преимущества новой технологии не решают всех проблем обучения, хотя в данный период времени она наиболее адекватна. Компьютер форсирует процесс, изменяет его параметры, и надо подумать, как сохранить прочность знаний, что должно храниться в оперативной памяти ученика, а что в постоянной, долгосрочной, или, как говорится, на жёстком диске. Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе с использованием информационных технологий и мультимедийного оборудования. (Выборочно).
В случае отсутствия информационно-изобразительного материала в Интернете, можно отобразить через сканер имеющийся в кабинете демонстрационный материал. Пример урока, на котором организовано использование мультимедийного оборудования и коммуникативно-информационных технологий, приводится ниже. Октябрьская революция в творчестве русских писателей ипоэтов Серебряного века. Цели: - повторить и обобщить знания по изученной теме- «Русская литература конца 19-начала 20 века (1890-1917гг.)» - Закрепить коммуникативные навыки при обсуждении пройденного материала: умение выстраивать монолог, участвовать в диалоге, полилоге . - Развивать ОУУН: работать по плану, сравнивать и оценивать. - научить извлекать нравственные уроки при освоении литературно- исторического материала. Эпиграф: В стране, где свищет непогода,Ревел и выл Октябрь, как зверь, Октябрь 17 года. (С. Есенин). Оборудование урока: портреты русских писателей и поэтов Серебряного века , видеокассета с записью поэмы «Двенадцать», фонозапись стихов А.А. Ахматовой, А. Блока, мультимедийное оборудование , слайды. Слово учителя: Цель урока – проанализировать и обобщить творческое отношение к историческим и революционным событиям 1917-18 года писателей Серебряного века. Россия рубежа веков и первой четверти 20в. по катастрофичности конфликтов опережала европейские страны. Кризисность - ключевое слово эпохи. В культуре этот период назвали- декаданс(упадок),а в литературе Серебряный век. Какие исторические события происходят в это время? Ответ ученика: 1881г. - убийство царя-освободителя Александра 2, развитие марксистских идей, русско-японская война, революция 1905 г., 9 января 1905г. Произошли события Кровавого воскресенья, народ вышел на улицы, топтали иконы, портреты царя , прокатились волны терактов , вскоре началась 1 мировая война; 27 февраля 1917г. Николай 2 отрёкся от престола, затем Временное правительство было свергнуто и свершилась Октябрьская революция. (Показ слайдов, демонстрирующих портреты исторических деятелей, исторические эпизоды) Учитель: Какие литературные направления развиваются в рамках этого периода? На экране план-схема, иллюстрирующая портреты поэтов и писателей, отрывки из их произведений, опорные фразы-характеристики о новых направлениях . Модернизм, в рамках которого развивается символизм в 1890-1910г.г. Старшие символисты: К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов. Младшие: А.Блок, А.Белый, В.Иванов. Символисты пытались создать новую философию культуры, расширить значение слова, используя метафоры-символы, открыть новые оттенки смысла слов. Акмеизм генетически связан с символизмом , и в 1911г. был основан Н.Гумилёвым «Цех поэтов», в него входили С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова. Акмеисты заново открывают реальный мир. «Роза снова пахнет розой». Тяготение к трёхмерному миру, предметному и красочному – главное открытие. Футуризм: это самое радикальное течение, в России появилось в 1910г. В.Маяковский, А.Кручёных объездили всю страну со своими литературными опусами. Эпатаж, мечта о создании сверхискусства, о грядущей революции. В 1917г. они даже пытались создать своё «Правительство Земного шара». Реализм. Самыми крупными реалистами были И.А.Бунин и М.Горький, А.Куприн, Л. Андреев. Реализм обновляется, проза носит малые формы, делается эклектичной, проблемы личности становятся определяющими. Реалисты 20в.- наследники традиций Л.Толстого, А.П.Чехова. Учитель: Класс разбит на группы, представляющие литературные направления и самых выдающихся их представителей. Как живущие в это историческое время художники слова откликнулись на революционные события и чему нас это может научить? Уч-ся дан план ответа: -Краткая справка о поэте, -какие произведения выражают отношение к рев. событиям, -особенности и своеобразие оценки( поэтические и другие средства языка). -в чём отличие от позиции других авторов? Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые… Но революция прошла через сердце русских поэтов и расколола их надвое, как и всю Россию. Есенин об этом. Обращение к эпиграфу урока, чтение наизусть. Группа символистов. Работа по слайду - конспекту. Литературное направление - символизм. А.А.Блок(1880-1921г.) Яркий поэт-символист, выходец из дворянско-интеллигентской семьи, которому революция по сути своей, казалось, чужда , пишет в январе 1918г. трилогию, посвящённую революции. Это поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и публицист. статья «Интеллигенция и революция», в которой говорит : «Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное..» Автор задаёт риторические вопросы, использует поэтические метафоры и сравнения для большей убедительности, сравнивает Россию с кораблём, в заключении призывает: «…всем сердцем слушайте Революцию». Певец Прекрасной Дамы вдруг воспевает Революцию. Собратья по перу и поэт З.Гиппиус высказывали негативное отношение к такой оценке социальных событий: « В поэме мы видим не революцию, а её гримасу». Блок отвечал, что «никакие гримасы не могут затмить величие революции». Так разрешалась вековая распря между «чёрной» и «белой» костью. Величие и правоту «революции-бури», несущей возмездие « старому миру», Блок утверждает в финальной главе поэмы «Двенадцать», где появляется образ Иисуса Христа. Он позволяет оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости (чтение последней строфы). В «Скифах» противопоставлен цивилизованный Запад революционной России. Последние 3 года Блок молчал и, взглянув в лицо этой революции, умер. В ходе ответа возможны добавления. Группа футуристов. Работа по слайду –конспекту. Маяковский В.В. 1893-1930г.как футурист и пролетарский поэт. В 1908 г. вступает в партию РСДРП. Трижды попадает под арест. Потом печатается в альманахе футуристов «Пощёчина общественному вкусу». В 1915- 19г. находится в Петрограде, является участником рев. событий. В автобиографии «Я сам» пишет: « Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня и друзей-футуристов не было. Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал всё, что приходилось.» Будучи футуристом, поэт мечтал об изменении общественного строя. В 1918г. написаны «Ода революции», «Левый марш» (наизусть). Автор находит оригинальные эпитеты и сравнения в описании революции: « Клячу истории загоним..», « тебе, освистанная, …звериная, о, детская, о, копеечная!» Эпизод встречи Блока и Маяковского. Горящие костры у Смольного, и слова Блока «Хорошо!» А в это время горит его родовая усадьба Шахматово. Вопрос учителя: В чём сходство позиций поэтов? Принимают революцию, но всё-таки с разных позиций: Блок восхищается её, как выражением народной стихии, несущей конец «старому миру». У Маяковского восторг перед настоящим, а у Блока - перед будущим. Группа акмеистов. Работа по слайду-конспекту. Ахматова А.А. 1889-1966г.-в раннем творчестве акмеист. В книге «Белая стая» описаны впечатления ГВ и революции .Поэт с трудной и длинной судьбой. В стихотворении « Мне голос был…»Говорится о неприятии революционных событий, но и о невозможности оставить Родину.1921- расстрел Н.Гумилёва и конец эпохи Серебряного века, С середины 20-х г.- молчание, 30-г-аресты сына Л.Гумилёва, 1946- несправедливая критика, 40-60- е поэма «Реквием». Жизнь Ахматовой жертвенна и патриотична, поэтому она не с теми, «Кто бросил землю на растерзание врагам». . Группа реалистов. Работа по слайду-конспекту. М.Горький 1868-1936г. 1899-роман «Фома Гордеев», 1890- е г. романтические произведения «Песнь о Соколе», 1905г- знакомство с В.И. Лениным , роман «Мать»-«своевременная книга», принимает участие в революционных событиях, 1921-1931г.–отъезд за границу по причинам разногласия с большевиками и Лениным, 1917г-публ. Статья «Несвоевременные мысли», 1931-1936-приезд в СССР. Анализ статьи. Горький употребляет политическую лексику наряду с язвительными, резкими сравнениями и метафорами в адрес вождей и их исполнителей. «Рабочий класс не может понять, что Ленин на его крови производит некий опыт… русский народ заплатит за это озёрами крови.. Ленин работает, как химик в лаборатории …. и ведёт к гибели революцию...Л.- хладнокровный фокусник…» Газета «Новая жизнь», в которой была опубликована эта статья, закрылась, писатель должен был вскоре эмигрировать. Оценка Горького отличается от предыдущих поэтических своим отрицательным пафосом, трезвостью и реализмом политической ситуации, позже он откажется от этих взглядов и будет сотрудничать с Советской властью. И.А.Бунин 1870-1953. Писатель старался запечатлеть образ России, словно соревнуясь с Горьким. Встречался с ним на Капри в 1909г., задумав написать повесть «Деревня». 1915г.- рассказ «Господин из Сан-Франциско», в котором нарастала тема неотвратимой гибели человечества, отразил ощущение писателем приближения великих катастроф. В пору революции Бунин выступает как защитник исконных устоев России, отвергает большевистское руководство, эмигрирует и в своих дневниках, названных «Окаянные дни»,записывает размышления о революционных днях в Москве и Одессе: «Революция -стихия….Наводнение и землетрясение тоже стихия… но никто же не считает их нормой жизни..» Все писатели сходятся в оценке революции как стихии, бурана, урагана, но отношение к этому катаклизму у всех неповторимое. Историческая справка: последствия революции. Слово учителя: Какой урок мы можем извлечь из этого поэтического и исторического опыта? Что заставляло поэтов-пророков одобрять или отвергать жестокие события ? Какая точка зрения вам ближе? Насколько актуальна эта проблема сегодня? ( Возможна письменная творческая работа)Ученик: Русская интеллигенция всегда мечтала о воссоединении с народом и о его свободе. Но « Свобода без креста» многих пугала. Сегодня продолжаются войны и революции, и мы должны помнить, что свобода и счастье одних людей зависит от других. Москва 2006 |
"Разработка и создание компьютерной презентации средствами программы Power Point" Образовательная рассмотреть возможности программы Power Point, выработать умения и навыки создания и оформления компьютерной презентации,... | Как сделать хорошую презентацию в Power Point Реклама: Не секрет, что сейчас 90% всех презентаций и выступлений делается с помощью проектора и показа слайдов в Power Point. Сейчас... | ||
Тема урока: «Анимация и движение в Power Point 2007» Босовой Людмилы Леонидовны при проведении практической работы №13 на стр. 164. Дети очень любят составлять анимации и движения в... | Методическая разработка по предмету «Математика» Раздел «Многогранники» Опорные конспекты по теме: «Многогранники» составлены в соответствие с тематикой и содержанием, охватывающим требования учебника... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При создании презентации использована программа Power Point. Работа предназначена для учителей начальных классов. Объём работы: презентация... | География всемирных экономических отношений Урок составлен на основе учебника В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-кл.». Тема 5, §... | ||
Урок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие... ... | Творчество А. Костюнина. Урок по рассказу «Совенок» ... | ||
Гибадулина Галина Витальевна «Создание макросов в презентации ms power Point», «Элементы управления», «Свойства объектов» | Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект... | ||
Создание презентаций с помощью программы Power Point Ичалковский... Так, например, можно создать презентации учебных кусов, бизнес-планов, деловых проектов или отчетов. PowerPoint предлагает мощные... | На доклад предоставляется 10 минут, презентации оформлять в формате ms power Point Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых с международным участием | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оснащение урока: компьютер, проектор, презентации Power Point, презентации Flash, раздаточный материал для индивидуальной работы... | Урока: Презентация Power Point на тему: «Государственный герб рф» Познакомить учащихся с историей возникновения и создания государственного герба РФ | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока с использованием презентации Microsoft Power Point «Успехи селекции» | Проект по английскому языку "Мой любимый магазин" Оснащение: слайд-презентация (среда Power Point), творческие работы обучающихся |