«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель Директор МОУ
___________ М.Ю. Романова директора по УР «Красноярская ООШ»
Протокол № 1 от ________ М.М. Глухова __________ В.Г.Архипов
« » августа 2011 г. « » сентября 2011 г. Приказ № ___
от « » сентября 2011 г
Рабочая программа по информатике
8 класс
МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ
Глухова Мария Михайловна
II квалификационная категория
2011 - 2012 уч. г
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Характеристика класса В 8 классе 3 ученика, из них 3 - мальчика. Класс низкой успеваемости. Нет учеников которые интересуются информатикой , как наукой. Компьютер воспринимают, как средство для игр, и развлечений. У всех учащихся дома есть компьютер. Содержание программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 5 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
6. Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
Учебно-методический комплект
8 класс
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 167 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Используемые технические средства
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
VI. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Почитайка.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования TurboPascal
Календарно тематическое планирование
по дисциплине «Информатика и ИКТ» 8 класс
Предмет
| Класс
| Всего кол-во часов
| Кол-во часов в неделю
| Количество
| Автор учебника, год издания
|
|
|
|
| контрольных работ
| зачетов
| тестовых заданий
| лабораторных, практических работ
| демонстрация
|
| Информатика и ИКТ
| 8
| 35
| 1
| 2
| -
| 2
| 8
| -
| И.Г. Семакин, 2009
|
№
| Изучаемый раздел,
тема учебного материала
| Домашнее задание
| Календарные сроки
| Планируемые результаты
| Контрольно-
измерительные материалы
|
план
| факт
| знания
| умения
| ОУУН
и способы деятельности
| I учебная четверть
| 1. Человек и информация.(5 часов)
| 1/1
| Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
| Стр.5-8 читать
|
6.09
|
| назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;
| приводить примеры информационной деятельности человека;
приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;
определять информационный объем текстового сообщения;
| организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
|
| 2/2
| Информация и знания.
| П.1,2
В.1-4, 1-9
|
13.09
|
|
| 3/3
| Информационные процессы.
| П.3
В.1-5
|
20.09
|
|
| 4/4
| Измерение информации. Единицы измерения информации.
| П.4
В.1-7
|
27.09
|
|
| 5/5
| Практическая работа «Измерение информации».
| П.1-4 повторить стр. 28-29 конспект
|
4.10
|
| практическая работа
| 2. Первое знакомство с компьютером.(7 часов)
| 6/1
| Назначение и устройство компьютера.
| П5,6,
В.после п.
| 11.10
|
| базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;
назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов
| объяснять отличие одного вида памяти от другого;
ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;
соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;
| умение готовить доклады, рефераты;
владение устной речью;
работа с учебником;
создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;
|
| 7/2
| Характеристики основных устройств компьютера.
| П.7, В.1-5
П.8. В. 1-4.
|
18.10
|
|
| 8/3
| Контрольная работа «Человек и информация».
| Повторить
П.5-8
2 вариант Теста
| 25.10
|
| «Человек и информация»
тестирование
|
II учебная четверть
| 9/4
| Программное обеспечение и его типы.
| П.9
В.1-4
П.10
В.1-4
| 15.11
|
| памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;
| свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;
| планирование собственного информационного пространства;
сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;
анализ, обобщение и систематизация информации;
применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;
|
| 10/5
| Файлы и файловые структуры.
| П.11
В.1-8
| 22.11
|
|
| 11/6
| Пользовательский интерфейс
| п.12
в.1-3
| 29.11
|
|
| 12/7
| Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».
| Повторить
П. 5-12
Конспект стр64-65
| 6.12
|
| Практическая работа
| 3. Обработка текстовой информации.
(10 часов)
| 13/1
| Представление текстов в памяти компьютера.
| П.13
В..1-8
| 13.12
|
| понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;
основные объекты текстовых документов и их параметры;
| нахождение информационного объема текста;
кодировать и декодировать текстовые сообщения;
создание и редактирование текстового.документа
| использование справочной литературы;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
|
| 14/2
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры.
| П.14
В.1,2
| 20.12
|
|
| 15/3
| Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».
| П.15
В.1-10
| 27.12
|
|
| III учебная четверть
| 16/4
| Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».
| П.13-15
Повторить
2 вариант тест
| 17.01
|
| технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;
технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
| владение операциями редактирования и форматирования текста;
| выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;
|
КР
тестирование
| 17/5
| Практическая работа «Форматирование текста».
| П.13-15
Зад по карточке
| 24.01
|
|
| 18/6
| Работа с фрагментами текста.
| Оформить реферат
| 31.01
|
|
| 19/7
| Практическая работа «Работа с таблицами».
| Составить таблицу
| 7.02
|
|
| 20/8
| Дополнительные возможности текстового редактора.
| П.16
В.1-10
П.17
В.1-5
| 14.02
|
|
| 21/9
| Практическая работа «Возможности текстового редактора».
| Повторить п.13-17
| 21.02
|
|
|
| применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;
|
| 22/10
| Контрольная работа «Обработка текстовой информации».
| Конспект стр 94,95
| 28.02
|
|
|
| анализ, обобщение и систематизация информации;
| КР
практическая форма
| 4. Технология обработки графической информации.
(5 часов)
| 23/1
| Компьютерная графика и области ее применения.
| П.18
В.1-6
| 7.03
|
| возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
особенности растровой графики;
технология создания и редактирования графических объектов;
| создание и редактирование графических объектов;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
| умение самостоятельно выполнять упражнения;
создание информационных объектов для оформления учебной работы;
действовать по инструкции, алгоритму;
|
| 24/2
| Технические средства компьютерной графики.
| П.19
В.1-8
| 14.03
|
|
| 25/3
| Кодирование изображения.
| П.20
В.1-6
| 21.03
|
|
| IV учебная четверть
| 26/4
| Растровая и векторная графика
| П.21
В.1-9
| 4.04
|
| возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
особенности растровой графики;
технология создания и редактирования графических объектов;
| создание и редактирование графических объектов;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
| умение самостоятельно выполнять упражнения;
создание информационных объектов для оформления учебной работы;
действовать по инструкции, алгоритму;
|
| 27/5
| Практическая работа «Работа с ГР растрового типа».
| П.22
В.1-6
Конспект стр 126,127
| 11.04
|
| Практическая работа
| 5. Технология мультимедиа.
(5 часов)
| 28/1
| Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.
| П.23,26
В.после п.
| 18.04
|
| понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;
режимы создания и просмотра слайдов:
использование спецэффектов;
способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;
| настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;
изменять порядок слайдов;
настраивать анимацию;
применять спецэффекты;
| создание информационных объектов для оформления учебной работы;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;
умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;
владение культурой речи;
|
| 29/2
| Практическая работа «Создание презентации».
| П.26
Создать презентацию о себе
| 25.04
|
| Практическая работа
| 30/3
| Представление звука в памяти компьютера.
| П.24,25
В. после п.
| 2.05
|
|
| 31/4
| Обобщение по теме: «Графическая информация и компьютер»
| П.18-26 повторить
Конспект стр 144,145
| 9.05
|
|
| 32/5
| Контрольная работа «Графическая информация и компьютер»
| 2 вариант тест
| 16.05
|
| основные моменты демонстрации слайдов;
|
| применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;
| «Графика и мультимедиа»
тест
|
Повторение.
(3 часа)
| 33/1
| Решение задач по теме «Измерение информации».
| Глава 1,2
Задание по карточке. тест
| 23.05
|
|
|
| умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
анализ, обобщение и систематизация информации;
|
| 34/2
| Повторение темы «Обработка текстовой , графической информации».
| Глава 3,4,5
Задание по карточке. реферат
| 30.05
|
|
|
|
| 35/3
| Обобщение пройденого
|
|
|
|
|
|
| |