Скачать 210 Kb.
|
Текст программы взят из книги: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Программа элективного курса «Информационные системы и модели» 10-11 классы И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер Пояснительная запискаУчебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным, ориентированным на изучение в классах физико-математического и информационно-технологического профилей. Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. При планировании и создании курса авторы учитывают, что раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы. Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом [1-3], включающим в себя учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя. Содержание обученияСреди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:
Поэтому курс состоит из двух частей, соответствующих двум главам учебника. Часть 1. Моделирование и разработка информационных систем.Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить. Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа. Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса. В конце раздела осваиваются элементы программирования приложений на языке Visual Basic for Application (VBA). Часть 2. Компьютерное математическое моделирование.Данный раздел также углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. В нем изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования. Овладение основами компьютерного математического моделирования позволит учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также поможет в выборе будущей профессии. Данный раздел является преемственным по отношению к первому разделу, в котором речь также идет об информационном моделировании, но с позиций представления информации, в то время как второй раздел посвящен в основном ее математической обработке. В ходе изучения раздела будут расширены математические знания и навыки учащихся. В частности, будут рассмотрены некоторые задачи оптимизации, элементы математической статистики и моделирования случайных процессов. Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения. На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, математическим пакетом MathCAD, познакомятся с элементами офисного программирования. Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакета MS Office. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами Power Point;. Тематическое и поурочное планирование курсаТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛА |
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности |
1 | Введение. Понятие информационной системы. Этапы разработки информационных систем | Лекция. Распределение тем рефератов по разделу 1.2 |
2 | Основы системологии: понятия системы, структуры, системный эффект | Лекция. Теоретическое решение задач |
3 | Модели систем: модель черного ящика; модель состава системы | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1 |
4 | Модели систем: структурная модель. Графы (сети) | Лекция. Завершение выполнения лабораторной работы № 1 |
5 | Иерархические структуры и деревья | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2 |
6 | Построение структурной модели системы | Завершение выполнения лабораторной работы № 2 |
7 | Практикум на построение семантической сети | Выполнение лабораторной работы № 3 |
8 | Инфологическая модель предметной области | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 4 |
9 | Итоговое занятие | Защита рефератов |
10 | Понятие базы данных и СУБД | Лекция. Распределение тем рефератов по разделу 1.2 |
11 | Нормализация данных | Лекция. Решение задач |
12 | СУБД MS ACCESS | Выполнение лабораторной работы № 1 |
13 | Создание базы данных | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 1 |
14 | Запросы на выборку. Использование конструктора запросов | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 2 |
15 | Практикум на работу с запросами | Выполнение лабораторной работы № 3 |
16 | Логические выражения. Сложные запросы на выборку. | Лекция. Решение теоретических задач |
17 | Практикум на реализацию сложных запросов | Выполнение лабораторной работы № 4 |
18 | Глобальная модель данных информационной системы | Лекция. Теоретическое решение задач |
19 | Подсхемы и приложения | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 5 |
20 | Практикум по разработке индивидуального проекта | Лабораторная работа № в |
21 | Итоговые запросы и отчеты | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 7. Задание 1 |
22 | Практикум по разработке индивидуального проекта | Выполнение лабораторной работы № 7. Задание 2 |
23 | Итоговое занятие | Защита проектов и рефератов |
24 | Электронные таблицы. MS EXCEL (повторение) | Лекция. Решение задач |
25 | Вазы данных (списки) в MS EXCEL. Правила создания | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1. Задание! |
26 | Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1. Задания 2, 3 |
27 | Практикум по манипулированию данными в списках | Выполнение лабораторной работы № 2. Задания 1, 2 |
28 | Сводные таблицы | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2. Задание 3 |
29 | Практикум по работе со сводными таблицами | Выполнение лабораторной работы № 3 |
30 | Понятие о макросе. Программная реализация макроса на УВА | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1. Задание 1 |
31 | Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1. Задание 2 |
32 | Создание диалогового окна (пользовательской формы) | Выполнение лабораторной работы № 2, задание 1 |
33 | Программирование на VBA | Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 2 |
34 | Программирование на VBA | Выполнение лабораторной работы № 3 |
35 | Итоговое занятие | |
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности |
1 | Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры | Лекция. Распределение тем рефератов по разделу «Введение в моделирование» |
2 | Компьютерное математическое моделирование, его этапы | Лекция |
3 | Введение в моделирование | Защита рефератов |
4 | Инструментарий компьютерного математического моделирования. Решение математических задач с помощью ТП Excel | Лекция1. Распределение тем рефератов по разделу «Инструментарий компьютерного математического моделирования» |
5 | Решение математических задач с помощью ТП Excel | Практическое занятие. Начало выполнения лабораторной работы № 1 |
6 | Построение графиков зависимостей между величинами в ТП Excel | Лекция. Продолжение выполнения лабораторной работы № 1 |
7 | Система математических расчетов MathCAD | Лекция. |
8 | Система математических расчетов MathCAD | Завершение выполнения лабораторной работы № 1 |
9 | Инструментарий компьютерного математического моделирования | Защита рефератов |
10 | Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование — введение | Лекция. Распределение тем рефератов по разделу «Оптимальное планирование» |
11 | Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования | Лекция |
12 | Геометрическое решение задач линейного программирования | Начало выполнения лабораторной работы № 2 (задание 1) |
13 | Симплекс-метод | Лекция |
14 | Симплекс-метод | Решение задач (в «бескомпьютерном» варианте) |
15 | Алгоритмическая реализация симплекс-метода | Лекция |
16 | Алгоритмическая реализация симплекс-метода | Практическое занятие (разбор и трассировка алгоритма симплекс-метода) |
17 | Алгоритмическая реализация симплекс-метода | Продолжение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 2) |
18 | Понятие о нелинейном программировании | Лекция |
19 | Оптимальное планирование | Защита рефератов |
20 | Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования | Лекция |
21 | Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования | Продолжение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 3) |
22 | Использование системы MathCAD для решения задач линейного и нелинейного программирования | Продолжение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 4) |
23 | Программная реализация симплекс-метода в УВА | Лекция. Практическое занятие по трассировке алгоритма |
24 | Решение задач линейного программирования в VBA | Завершение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 4) |
25 | Динамическое программирование | Лекция |
26 | Алгоритмическая реализация метода динамического программирования | Лекция. Практическое занятие (разбор и трассировка алгоритма) |
27 | Решение задач динамического программирования | Начало выполнения лабораторной работы № 3 (задание 1) |
28 | Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Решение задач динамического программирования | Лекция. Завершение выполнения лабораторной работы № 3 (задание 2) |
29 | Понятие о моделях многокритериальной оптимизации | Лекция |
30 | Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования | Лекция. Распределение тем рефератов по теме «Компьютерное имитационное моделирование» |
31 | Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределение | Лекция. Решение задач |
32 | Пример моделирования системы массового обслуживания с помощью VBA | Лекция. Решение задач |
33 | Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA | Выполнение лабораторной работы № 3 (задание 1) |
34 | Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA | Выполнение лабораторной работы № 3 (задание 2) |
35 | Зачетное занятие | Защита рефератов по теме «Компьютерное имитационное моделирование». Подведение итогов курса |
Текст программы взят из книги: Программы для общеобразовательных... Текст программы взят из книги: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин.... | Составитель М. Н. Бородин. 2-е изд Босова Л. Л. Программа курса «Информатика и икт» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. / Информатика. Программы для... | ||
Календарно-тематическое планирование учитель: Дыдыкина А. В. Предмет: Информатика и икт класс Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория... | Составитель М. Н. Бородин. 2-е изд Икт» для 11 класса составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Информатика и икт» для старшей школы, изданной в сборнике... | ||
Составитель М. Н. Бородин Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. М.: Бином. Лаборатория знаний,... | Составитель М. Н. Бородин. 6-е изд Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы... | ||
Составитель М. Н. Бородин. 4-е изд А. Ю. Босовой «Программа базового курса ”Информатика и икт” для основной школы», содержащейся в сборнике программ по курсу информатики... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 5-е изд., испр.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт для общеобразовательных учреждений Приморского края (Н. М. Солдатова, В. Ю. Потапова, пиппкро, г. Владивосток, 2005 г.), (Программы... | Рабочая программа по информатике и икт 8 9 класс Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином. Лаборатория... | ||
Рабочая программа по прердмету информатика и икт Программа составлена на основании программы элективного курса «Информационные системы и модели» И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Информатика.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе программы «Программа курса основной школы Н. Д. Угринович», Информатика. Программы для общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. М.: Бином. Лаборатория знаний,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином. Лаборатория... | ||
Пояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса... Икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.... | Программа по информатике и информационным технологиям составлена... М. Н. Бородин. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2010. 584 с ил. – (Программы и планирование), Программы курса «Информатика и икт»... |