Скачать 132.38 Kb.
|
1. Пояснительная записка Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Использование информационных технологий, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал. Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока. Для реализации урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составлена на основе: Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., соответствующий федеральному компоненту государственного основного общего образования 2004. Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России». Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже. Урок: Численность населения России 2.Цели и задачи урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат. Цели: - познакомиться с численностью населения России - определить причины, влияющие на изменение численности населения России. Задачи: - дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»; - развивать умения работать со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами. Ресурсы: учебник, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы. Тип урока: - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Методы, методические приемы и формы учебной деятельности: - самостоятельная работа со статистическим материалом; - работа в реальном времени в Интернете; - формулирование выводов; - ответы на вопросы учителя. Планируемый результат: Знать\ понимать: -основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»; -причины изменения численности России. Уметь: - находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России. - рассчитывать естественный прирост населения России. Ход урока: Оргмомент.Приветствие учащихся, определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации. До сегодняшнего урока мы изучали физическую географию России. Сегодня на уроке мы переходим к изучению совершенно нового раздела «Географии населения», которая является частью социально-экономической географии. Как вы думаете, что изучает социально-экономическая география? Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева: И кажется, в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга. И карлики с птицами спорят за гнёзда, И нежен у девушек профиль лица… Как будто не все пересчитаны звёзды, Как будто наш мир не открыт до конца! Н. Гумилев Нам предстоит изучать население России. Давайте порассуждаем, зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя. «Россия слишком мало известна русским»- писал А.С. Пушкин. Что нам предстоит изучать в данном разделе. Половозрастной состав населения России; Городском и сельском население РФ. А с чего начнем изучать население России? Тема урока: Численность населения России. На уроке нам предстоит: • Выявить источники получения сведений о численности населения страны. • Выяснить динамику населения России в XX веке. • Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны • Провести статистическое исследование по определению тенденций изменения численности населения семьи. • Составить прогноз изменения численности россиян в XXI. Вопрос:Можно ли считать население одним из компонентов природы? ( да, в наши дни человек считается, чуть ли не самой мощной силой природы) Вопрос:Какие науки изучают население, людей? ( История, психология, медицина, и т.д.) Мы будем на уроках географии изучать население с точки зрения науки –Демографии, -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство ,которая поможет нам ответить на вопросы , связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а так же и на другие вопросы. Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся.
1)Численность населения. Как узнать о численности населения?( попереписи населения). Вопрос Последняя перепись населения? Последняя перепись населения в России проводилась в 2010 г. Когда проводилась 1 перепись населения? Работа с учебником стр. 183.дополнительный материал ( зачитать) С данными переписи населения России 2010 познакомимся на сайте http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран) Задание: Определите численность населения России, плотность населения.
Вопросы: Какое место Россия занимает среди стран мира по численности населения? Какова площадь территории РФ? Какова плотность населения РФ? Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения? -(Огромная территория страны заселена неравномерно ) Какова численность населения на сегодня http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) данные записать в конспект. Задание: Используя ресурсы интернет http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" карты)определите территории РФ с наибольшей и наименьшей численностью населения. Приведите примеры (Записать в конспект) Учитель:Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения - треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркутск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от неё простираются полупустыни и пустыни. В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города http://school-collection.edu.ru/ Коллекция цифровых образовательных ресурсов России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города - Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск и на территории Кузнецкого угольного бассейна. В России имеется 13 городов счисленностью населения более 1 млн человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Челябинск, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа., Волгоград, Воронеж Вопрос: Всегда ли численность населения была такой? Что бы ответить на этот вопрос проанализируем график Изменение численности населения России за период 1897-2008 гг. http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) Вопрос: В какие годы наблюдается рост численности населения? В какие годы численность населения России сокращалось? Какие причины снижения численности населения России ? в) Обратите внимание, что с 1990 г. в России наблюдается сокращение численности населения. Определите численность населения России на 2002---2004 Население увеличивается или уменьшается по определённым причинам; наблюдаются демографические кризисы и взрывы. Демографический кризис резкое снижение численности населения. Задание: проанализируем табл. № 14. Стр.184 учебника. Запись в конспект: причины демографических кризисов: Революции, войны; Эпидемии; Голод. 1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России). Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек. 2-й демографический кризис индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг . Потери от 5- 5,5 млн. человек 3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны. Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек. 4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах Учитель: Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.? Чтобы оценить это, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических потерь. В годы Великой Отечественной войны число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960-х гг.,родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньшим, как и число родившихся. Здесь проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет, в начале 1990-х гг , ситуация повторилась («второе эхо войны»). Демографы рассчитали, что при «нормальном» демографическом развитии, то есть без потерь от войн, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России к 1995 г. составила бы около 270 млн человек (вместо 148 млн фактически) Это означает, что с лица Земли исчезла страна, число жителей которой составило бы 122 млн человек – как в современной Японии! Такова оказалась для России цена войн и социальных потрясений. Современное снижение численности населения объясняется, прежде всего снижением ЕП населения. Естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность: ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С) Естественная убыль населения – когда смертность превышает рождаемость: ЕУ =С > Р. Задание : Задание: http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов ( таблица воспроизводства) ": назовите субъекты РФ с наибольшими и наименьшими показателями ЕП населения. Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей. Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей. Запись в конспект: факторы, влияющие на рождаемость и смертность Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения .http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" ( Анализ табл. Типы воспроизводство населения )запись в конспект Задание: Определите ЕП на сегодня по http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) данные на конец урока. Численность населения страны зависит от: ---------ЕП ---------Механического прироста -Миграции населения. Задание: используя интернет ресурс . http://school-collection.edu.ru/ "Коллекция цифровых образовательных ресурсов" определите районы РФ наибольшего притока населения. V. Прогноз численности населения России : ??? Как вы считаете, численность населения РФ будет увеличивать или уменьшаться? Сколько детей у ваших бабушек по маминой и папиной линиотдельно? Сколько детей в вашей семье? Сколько вы бы хотели иметь детей? http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран) Таким образом, со времен образования российского государства происходило увеличение территории и продвижение населения в зоне приращения. На численность населения влияют демографические кризисы и взрывы. В XX веке Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны, голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – всё это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Помня об этом, нужно не допускать новых потрясений и потерь и прежде всего беречь людей главное богатство России. Закрепление материала : Решение теста Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради Дополнить конспект урока.( Отправить по электронной почте ) Релаксия. прочитав фразу закончите её: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что … Теперь я могу… У меня получилось… Меня удивило… Приложение №1( конспект ученика) №2( тест) Конспект урока по теме: «Население России» Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради Ресурсы интернет: http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам, плотностьнаселения) http://priroda.inc.ru/naselenie.php( Счетчик населения) http://school-collection.edu.ru/( коллекция цифровых ресурсов)
Задание: используя ресурсы, интернет дополните таблицу:
Вывод:-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание : Определите территории России с наибольшей и наименьшей плотностью населения ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сегодня я узнал… Теперь я могу… Меня удивило… Было интересно… Было трудно… Я понял, что … Приложение №2 Тест 1.Какое место в мире по численности населения занимает Россия? 1)3 2)5 3)8 4)10 2.В каком году была проведена первая перепись населения? 1)в 1861 2)в 1888 3)в 1897 4)в 1909 3.Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период это: 1)смертность 2) воспроизводство населения 3) рождаемость 4) естественный прирост населения 4. Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке 1.5 2.3 3.8 4.4 5. Наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство 1. демография 2. история 3. география 4.физика |
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо |