1. Пояснительная записка





Скачать 132.38 Kb.
Название1. Пояснительная записка
Дата публикации23.07.2013
Размер132.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


1. Пояснительная записка

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.    Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;  

 - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.  Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

Использование информационных технологий, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.   Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.

Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,

структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.

Для реализации урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составлена на основе: Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., соответствующий федеральному компоненту государственного основного общего образования 2004.

Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».

Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.

Урок: Численность населения России

2.Цели и задачи урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат.

Цели:

- познакомиться с численностью населения России

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России.

Задачи:

- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;

- развивать умения работать со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.

Ресурсы: учебник, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.

Тип урока:

- урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

- самостоятельная работа со статистическим материалом;

- работа в реальном времени в Интернете;

- формулирование выводов;

- ответы на вопросы учителя.

Планируемый результат:

Знать\ понимать:

-основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;

-причины изменения численности России.

Уметь:

- находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России.

- рассчитывать естественный прирост населения России.

Ход урока:

Оргмомент.Приветствие учащихся, определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации.

До сегодняшнего урока мы изучали физическую географию России.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению совершенно нового раздела «Географии населения», которая является частью социально-экономической географии.

Как вы думаете, что изучает социально-экономическая география?

Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

И карлики с птицами спорят за гнёзда,

И нежен у девушек профиль лица…

Как будто не все пересчитаны звёзды,

Как будто наш мир не открыт до конца!

Н. Гумилев

Нам предстоит изучать население России.

Давайте порассуждаем, зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?

Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

«Россия слишком мало известна русским»- писал А.С. Пушкин.

Что нам предстоит изучать в данном разделе.

Половозрастной состав населения России; Городском и сельском население РФ.

А с чего начнем изучать население России?

Тема урока: Численность населения России.

На уроке нам предстоит:

• Выявить источники получения сведений о численности населения страны.

• Выяснить динамику населения России в XX веке.

• Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны

• Провести статистическое исследование по определению тенденций изменения численности населения семьи.

• Составить прогноз изменения численности россиян в XXI.

Вопрос:Можно ли считать население одним из компонентов природы?

( да, в наши дни человек считается, чуть ли не самой мощной силой природы)

Вопрос:Какие науки изучают население, людей?

( История, психология, медицина, и т.д.)

Мы будем на уроках географии изучать население с точки зрения науки –Демографии, -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство ,которая поможет нам ответить на вопросы , связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а так же и на другие вопросы.

Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся.

  1. А кто знает какова численность населения вашего населенного пункта?(5000 )

  2. Какие факторы влияют на численность населения вашего населенного пункта?


1)Численность населения. Как узнать о численности населения?( попереписи населения).

Вопрос Последняя перепись населения?

Последняя перепись населения в России проводилась в 2010 г.

Когда проводилась 1 перепись населения?

Работа с учебником стр. 183.дополнительный материал ( зачитать)

С данными переписи населения России 2010 познакомимся на сайте

http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран)

Задание: Определите численность населения России, плотность населения.

Численность населения

Площадь территории России

Плотность населения

141927000

17075400

8,31

Вопросы:

Какое место Россия занимает среди стран мира по численности населения?

Какова площадь территории РФ?

Какова плотность населения РФ?

Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения?

-(Огромная территория страны заселена неравномерно )

Какова численность населения на сегодня http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) данные записать в конспект.

Задание: Используя ресурсы интернет http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" карты)определите территории РФ с наибольшей и наименьшей численностью населения. Приведите примеры (Записать в конспект)

Учитель:Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения - треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркутск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от неё простираются полупустыни и пустыни.

В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города http://school-collection.edu.ru/ Коллекция цифровых образовательных ресурсов России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города - Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск и на территории Кузнецкого угольного бассейна. В России имеется 13 городов счисленностью населения более 1 млн человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Челябинск, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа., Волгоград, Воронеж

Вопрос:

Всегда ли численность населения была такой? Что бы ответить на этот вопрос проанализируем график Изменение численности населения России за период 1897-2008 гг. http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России)

Вопрос: В какие годы наблюдается рост численности населения?

В какие годы численность населения России сокращалось?

Какие причины снижения численности населения России ?

в) Обратите внимание, что с 1990 г. в России наблюдается сокращение численности населения. Определите численность населения России на 2002---2004

Население увеличивается или уменьшается по определённым причинам; наблюдаются демографические кризисы и взрывы.

Демографический кризис резкое снижение численности населения.

Задание: проанализируем табл. № 14. Стр.184 учебника. Запись в конспект:

причины демографических кризисов:

Революции, войны; Эпидемии; Голод.

1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризис индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .

Потери от 5- 5,5 млн. человек

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек.

4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах

Учитель:

Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?

Чтобы оценить это, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических потерь.

В годы Великой Отечественной войны число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960-х гг.,родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньшим, как и число родившихся. Здесь проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет, в начале 1990-х гг , ситуация повторилась («второе эхо войны»).

Демографы рассчитали, что при «нормальном» демографическом развитии, то есть без потерь от войн, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России к 1995 г. составила бы около 270 млн человек (вместо 148 млн фактически) Это означает, что с лица Земли исчезла страна, число жителей которой составило бы 122 млн человек – как в современной Японии! Такова оказалась для России цена войн и социальных потрясений.

Современное снижение численности населения объясняется, прежде всего снижением ЕП населения.

Естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность:

ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С)

Естественная убыль населения – когда смертность превышает рождаемость: ЕУ =С > Р.

Задание : Задание: http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов ( таблица воспроизводства) ": назовите субъекты РФ с наибольшими и наименьшими показателями ЕП населения.

Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей.

Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей.

Запись в конспект: факторы, влияющие на рождаемость и смертность

Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения .http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" ( Анализ табл. Типы воспроизводство населения )запись в конспект

Задание: Определите ЕП на сегодня по http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) данные на конец урока.

Численность населения страны зависит от:

---------ЕП

---------Механического прироста -Миграции населения.

Задание: используя интернет ресурс . http://school-collection.edu.ru/ "Коллекция цифровых образовательных ресурсов" определите районы РФ наибольшего притока населения.

V. Прогноз численности населения России :

??? Как вы считаете, численность населения РФ будет увеличивать или уменьшаться?

Сколько детей у ваших бабушек по маминой и папиной линиотдельно?

Сколько детей в вашей семье?

Сколько вы бы хотели иметь детей?

http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран)

Таким образом, со времен образования российского государства происходило увеличение территории и продвижение населения в зоне приращения. На численность населения влияют демографические кризисы и взрывы. В XX веке Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны, голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – всё это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Помня об этом, нужно не допускать новых потрясений и потерь и прежде всего беречь людей главное богатство России.

Закрепление материала : Решение теста

Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради

Дополнить конспект урока.( Отправить по электронной почте )

Релаксия.

прочитав фразу закончите её:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что …

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Приложение №1( конспект ученика) №2( тест)

Конспект урока по теме: «Население России»

Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради

Ресурсы интернет:

http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам, плотностьнаселения)

http://priroda.inc.ru/naselenie.php( Счетчик населения)

http://school-collection.edu.ru/( коллекция цифровых ресурсов)

Формула

понятия

определение




Де

ография

-наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство





Демографический кризис

– резкое снижение численности населения


ЕП =Р > С.

(ЕП=Р-С)


Естественный прирост населения

– когда рождаемость превышает смертность:





Рождаемость

– количество родившихся за год на 1000 жителей.


ЕУ =С > Р.

Естественная убыль населения

– когда смертность превышает рождаемость




Смертность


-количество умерших за год на 1000 жителей




Воспроизводство населения




Задание: используя ресурсы, интернет дополните таблицу:

Численность населения России

Площадь территории России

Плотность населения

141927000

17075400

8,31

Вывод:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание : Определите территории России с наибольшей и наименьшей плотностью населения

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Численность России

Родилось

Умерло

Естественный прирост населения

млн. чел.

Место России среди других стран мира

место

Последняя перепись населения РФ

год

Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке




Причины демографических кризисов





Факторы, влияющие на рождаемость





Факторы, влияющие на смертность





Типы воспроизводства


1)__________________________

2)__________________________

3)------------------------------------------

Механический прирост

----------------------------------

------------------------------------------------------

Сегодня я узнал… Теперь я могу…

Меня удивило… Было интересно…

Было трудно… Я понял, что …

Приложение №2

Тест

1.Какое место в мире по численности населения занимает Россия?

1)3

2)5

3)8

4)10

2.В каком году была проведена первая перепись населения?

1)в 1861

2)в 1888

3)в 1897

4)в 1909

3.Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период это:

1)смертность

2) воспроизводство населения

3) рождаемость

4) естественный прирост населения

4. Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке

1.5

2.3

3.8

4.4

5. Наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство

1. демография

2. история

3. география

4.физика

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
1. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
1. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
1. Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
1. Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск