Скачать 87.08 Kb.
|
Актуальные проблемы исследования чтениястуденческой молодежи в начале XXI векаАннотация: Автор рассматривает основные вопросы, затрагиваемые в исследованиях, посвященных студенческому чтению в 20 – начале 21 вв. Особое внимание уделяется чтению с электронных носителей. Ключевые слова: чтение, студент, книга, цифровая среда, электронный носитель информации. Mytko N.V. Actual problems of research of reading of student's youth in the beginning of xxi century Summary: The author considers the basic questions mentioned in researches, devoted to student's reading in the beginning of 21 centuries. The special attention is given to reading from electronic carriers. Keywords: reading, the student, the book, the digital environment, an electronic data carrier. Чтение является одним из наиболее распространенных видов деятельности и в современном обществе навыки чтения выступают в качестве неотъемлемого элемента становления и развития личности, ее обучения, профессиональной карьеры. В современном обществе первые навыки чтения ребенок получает уже в детском саду, в возрасте 3-5 лет, тогда как еще совсем недавно возраст приобщения к чтению составлял 6-7 лет. Вместе с тем в любом обществе, вне исторического и социального контекста, самой читающей группой является молодежь и ее наиболее активная часть – студенчество. По определению И.Н. Кулешовой, термин студенчество обозначает определенную социально-демографическую группу, занимающую особое общественное положение, роль и статус; проходящих стадию социализации [6, c. 26]. Студенчество возникло в Европе одновременно с первыми университетами, т.е. около ХII века. Сегодня оно является источником пополнения квалифицированных кадров и интеллигенции. Общая деятельность (обучение в вузе) в сочетании с территориальным сосредоточением в крупных городах порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни. Исследование студенчества как особой социальной группы обусловлено целым рядом факторов, в первую очередь высокой долей студентов в общей численности населения. Так, в развитых странах она составляет от 4 до 8% населения, а в Российской Федерации в 2011 г. только в высших учебных заведениях обучалось 7,4 млн. молодых россиян или 5,8% населения страны. Особое значение имеет роль студенчества как объективного индикатора социальных процессов, что позволяет на сравнительно небольших выборках выявлять те тенденции, которые впоследствии будут восприняты другими социальными группами. В частности именно студенчество является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, как следствие – одной из приоритетных читательских групп, находящихся в центре внимания ученых. Исследование чтения студентов ведется в нашей стране, начиная с 20-х гг. прошлого столетия, но в этот период оно изучалось, как правило, в комплексе с другими группами молодёжи. Особое внимание уделялось социально-классовой дифференциации читателей: так, исследовался круг чтения комсомольцев («Комсомолец и книга», 1924), рабочей молодёжи («Рабочая молодёжь и книга. Опыт обследования Выборгского района», 1929), сельской молодёжи (Банк Б. и Виленкин А. «Крестьянская молодёжь и книга», 1929) и др. Эти и другие исследования первой половины ХХ в. носили ярко выраженную идеологическую окраску и осуществлялись с целью поиска инструментов эффективного управления читательской деятельностью, часто носившего директивный характер. Особое внимание к молодежи как важной читательской группе проявилось и в процессе организации одного из первых комплексных исследований чтения «Читательские интересы рабочей молодежи (1963– 1966)». Именно эта программа положила начало новому этапу изучения чтения и читателей в советский период. В библиотеках 54 крупных и средних городов РСФСР, включая Москву и Ленинград, было собрано свыше 14 тыс. анкет, обработка которых позволила достаточно точно выявить основные направления и тематическое содержание чтения рабочей молодежи в возрасте 16-28 лет, а также их читательскую активность и приобщенность к источникам информации о книгах. Первым объективным исследованием студентов как читательской группы стала программа «Советский читатель» 1965-1967 гг. Программа предусматривала анализ распространенности чтения и выявление факторов, влияющих на формирование читательских интересов рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства, учителей, студентов и учащихся старших классов средней школы как читателей библиотек. В итоге при непосредственном участии 168 библиотек в 33 областях РСФСР и 8 союзных республиках был собран и проанализирован обширный материал – 6682 анкеты и опросных листа, 400 читательских автобиографий, 1030 индивидуальных читательских карточек, 54 обобщенные справки библиотек и материалы 83 читательских конференций. Все это позволило на большом фактическом материале дать разностороннюю характеристику советской читающей публики, показать рост потребностей в знаниях, выявить роль книги и чтения в формировании человека социалистического общества. Исследование выявило рост интереса студентов к чтению, стремление познавать новое через книги. Было отмечено, что чтение занимает важное место как в процессе учёбы, так и в организации свободного времени студенчества [8]. Главной выявленной тенденцией был более высокий интерес к чтению студентов гуманитарных вузов, что в целом объяснимо, так как основным предметом изучения данной группы студентов являлись литература и книги. Что же касается массового повышения интереса к чтению и читательству в 60-е гг. ХХ в., то связано оно было, по нашему мнению, с политической ситуацией в стране и процессами десталинизации, получившими впоследствии емкую характеристику «оттепель». Именно в этот период было создано Министерство культуры СССР, возросла роль творческих союзов, были восстановлены добрые имена таких деятелей литературы, как О. Мандельштам, И.Бабель и др., появилось либеральное направление в литературе, выдвинулось новое поколение поэтов – Е.Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов («Юность», «Иностранная литература», «Наш современник» и др.), появились самиздатовские журналы. Таким образом, растущая читательская активность была детерминирована целым рядом факторов, в числе которых был не столько интерес к чтению как форме деятельности, сколько стремление и возможность получить новую исключительно востребованную в обществе информацию. Подтвердили растущий интерес студенчества к чтению и исследования «Чтение ленинградской молодёжи» (1967 г.); «Читательские интересы рабочей молодёжи» (1963-1966 гг.), «Книга в жизни молодёжи современного советского села» (1973-1974 гг.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.), хотя студенчество, как особая категория читателей рассматривалось в них лишь частично. В 80-е – 90-е гг. ХХ в. исследования чтения студенчества носили преимущественно локальный характер и проводились в рамках отдельных высших учебных заведений, массовых и вузовских библиотек. Чаще всего предметом исследования специалистов выступали глубина, особенности читательских интересов и потребностей студентов[5]. В начале XXI в. в центре внимания исследователей все чаще оказываются и формы чтения студенческой молодежи. Так, исследование «Роль книги и чтения в жизни кубанской молодежи» проведенном в 2005 году в Краевой Краснодарской юношеской библиотеке показало, что основными источниками информации для студентов все чаще становятся телевидение и интернет [8]. Исследование Н.Е. Беляевой «Читательское поведение студенчества в цифровой среде» показало, что чтение книг на традиционных бумажных носителях постепенно теряет значимость для студентов. Многие студенты перешли к аудиокнигам и ресурсам Интернет, вместе с тем, высока доля и тех студентов, которые ничего не читают. В последние годы новые форматы подачи текстов становятся все более популярными в студенческой среде. Подтверждают этот факт различные исследования, проводившиеся в 2008-2010 гг. По данным О. Дорофеевой[4] даже при чтении художественной литературы около 11 % студентов используют исключительно электронные версии. Причинами выбора электронных книг являются скорость получения информации, удобство, доступность, простота использования. В то же время некоторые ученые отмечают спонтанность и иррациональность использования электронных, в частности, Интернет-ресурсов. Лишь 13% студентов пользуются электронными библиотеками и хорошо ориентируются в цифровой среде, незначительно освоен и рынок аудиокниг. Все это приводит автора к выводу о необходимости дополнительных информационных мероприятий для студенческой молодежи по популяризации электронных информационных технологий и Интернет как средств повышения престижа чтения и его популяризации [1]. Увеличение доли читателей, предпочитающих разнообразные электронные ресурсы и цифровые форматы, отмечается во всем мире [2]. Универсальность, всеобщность тенденций, происходящих в сфере юношеского чтения, становится еще более очевидной при сравнении чтения российского юношества и молодежи с чтением молодежи других стран. Так: уменьшается время, отводимое на чтение; изменяется структура чтения; идет спад активности по отношению к печатному слову в пользу цифровой культуры. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что практически везде книга перестала быть единственным средством получения информации. Отмечают исследователи и тот факт, что между чтением молодежи и уровнем развития того или иного государства есть прямая зависимость. Чем более развита страна в социально-экономическом отношении, тем выше в ней и читательская культура. Таким образом, чтение как отдельных личностей, так и социальных групп, в том числе и студенческой молодежи зависит от политики, экономики, образования, средств массовой информации, издательской деятельности, формирующих, своего рода, фундамент культуры чтения в государстве. Изменения в этом «фундаменте» незамедлительно отражаются и на процессе чтения. Особенно заметны изменения в чтении и читательском поведении молодежи, связанные с отменой цензуры и получением свободного доступа к любой информации, как, например, это происходило на постсоциалистическом и постсоветском пространстве. Подтверждают этот вывод и исследования IFLA: в подавляющем большинстве стран сокращается время, которое молодые люди посвящают чтению, и растет время потребления мультимедиа [7]. Таким образом, очевидно, что основные характеристики чтения современного российского студенчества по многим параметрам соответствуют общей мировой ситуации и определяются, прежде всего, возрастными особенностями, потребностями, а также социально-экономическими условиями развития своей страны. В то же время, обобщая результаты исследования чтения студенческой молодежи необходимо учитывать как фрагментарность имеющихся сведений, так и сравнительную молодость комплекса наук о чтении. Огромное влияние, как на результаты исследований, так и на их последующий анализ оказывают и изменения, происходящие на читательском поле, в том числе и процессы информатизации общества, что часто искажает получаемую информацию. Весьма показательно в этом отношении само восприятие термина «чтение». Так, по данным О.В. Вороничевой, исследовавшей группу из 784 студентов различных вузов, наиболее частая ассоциация со словом «чтение» – это все-таки книга (34,5%), журнал (6%), газета (3,5%), то есть печатное издание и только 2% опрошенных указали электронные носители [3]. Резюмируя обзор исследований чтения студенчества, можно сделать вывод о том, что оно остается одной из наиболее активных читательских групп. Несмотря на часто высказываемую точку зрения, относительно падения читательской активности студенчества (как, впрочем, и всего общества), в подавляющем большинстве исследований, как отечественных, так и зарубежных констатируется достаточно стабильный интерес к чтению 60-80% студенческой молодежи, при этом в системе факторов, обуславливающих уровень читательской активности, доминируют социально-экономические: в более образованных и развитых обществах интерес к чтению существенно выше. Эта зависимость выявляется как на уровне макро, так и микросоциумов. Не менее, а возможно и более значимым фактором, влияющим на характер чтения современного студенчества, являются процессы информатизации, в результате которых происходит замещение традиционного чтения новыми форматами, в том числе электронными. Именно по этой причине при оценке масштабов читательской деятельности студентов необходимо учитывать и иные замещающие техники: получение необходимой информации с использованием аудио, видео, мультимедийных, электронных средств. Список литературы
|