Скачать 44.66 Kb.
|
А.В.Сай, Учитель английского языка ГБОУ СОШ №598 стратегии иноязычного самостоятельного чтения В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь. Важно зародить в нем интерес к получению знаний, научить его учиться. Поиск эффективных приемов мотивации к учебе и новых форм обучения является на сегодняшний день одной из самых важных задаче всех педагогических коллективов школ. Одной из форм обучения иностранному языку является самостоятельное чтение. Оно может существенно изменить отношение учащихся к предмету, дать им возможность не только практиковаться в самой деятельности – чтении, но и улучшить владение иностранным языком. Необходимо расширять кругозор детей, развивать их любознательность, эрудицию, воспитывать дружелюбие, доброжелательные отношения между ними. Очень важно привить школьникам интерес к чтению на иностранном языке, что в значительной степени стимулирует желание изучать иностранный язык. Многие ли школьники самостоятельно читают дополнительную литературу на иностранном языке? Постоянно только те, кто занимается английским языком дополнительно, готовясь к поступлению в ВУЗы. Некоторые читают от случая к случаю. Большинство ребят ограничивается текстами учебника и книгой для чтения, которая входит в учебно-методический курс (УМК). Систематически, целенаправленно и «добровольно» никто не читает. Одной из причин этого является отсутствие должной мотивации. Дети относятся к чтению как к учебной задаче. Для большинства из них чтение на иностранном языке потеряло свой основной смысл: получение информации, расширение кругозора, повышение культурного уровня. Интерес к чтению падает от класса к классу. Другая причина тесно связана с первой и состоит в том, что при чтении иноязычного текста учащиеся сталкиваются с трудностями: они не знают значений многих слов, им часто приходится обращаться к словарю, что делает чтение утомительным, неинтересным. Кроме того, у большинства учеников, особенно у слабых и части средних, недостаточно сформированы механизмы чтения. В частности, при чтении текста школьники стремятся понять значение каждого слова, не умея отделить главное слово от второстепенного, не имеющего смысловой нагрузки. Существуют и другие трудности, они связаны с поиском литературы для чтения. Учащиеся отмечают, что им трудно самостоятельно найти интересные материалы для чтения, выбрать их в массе литературы на иностранном языке. Ведь для этого нужно просмотреть газету, журнал, книгу, статью, зайти в Интернет, а просмотровое чтение на иностранном языке представляет большую сложность для школьников, практически оно у них не сформировано. Несомненно, определенный материал для чтения дает книга для чтения, входящая в УМК. Но она не решает всех проблем. Во-первых, инициатива в чтении этой книги исходит от учителя, чтение приобретает обязательный характер. А этот элемент принуждения отрицательно сказывается на отношении учащихся к чтению. Во-вторых, ребята отмечают, что не все тексты представляют интерес для них. Немаловажным фактором являются также языковые трудности, которые затрудняют понимание, и процесс чтения не приносит чувства удовлетворения. Как же приучить ребят к самостоятельному чтению на иностранном языке? Можно выделить два направления в решении данной проблемы:
Формирование мотивации чтения на иностранном языке тесно связано с самой деятельностью. В основе мотивации лежит осознание учащимся полезности и необходимости чтения, а также чувство удовлетворения, которое дает сам процесс чтения или достижение цели чтения – получение информации. Если школьник получает удовлетворение от чтения, т.е. процесс чтения протекает успешно, то это, в свою очередь, усиливает мотивацию чтения, так как существует тенденция к переключению всех мотивационных установок на наиболее успешные виды деятельности. Сначала школьник может не иметь определенной потребности, устойчивого интереса к чтению на иностранном языке, но он читает в силу некоторых обстоятельств. Затем в процессе чтения появляются более устойчивые, адекватные по отношению к этой деятельности побуждения - интерес к процессу чтения, потребность в чтении, стремление в получении информации. Таким образом, чем активнее включается учащийся в чтение на иностранном языке, тем большая потребность в чтении у него возникает. При этом очень важно, что ученик читает. Нужны интересные и доступные по языку материалы, читая которые школьники смогли бы реализовать свою потребность в чтении, в получении нужной информации. Умело подобранные и хорошо обработанные тексты будут способствовать развитию интереса учащихся к данному виду речевой деятельности. Эти тексты должны соответствовать возрастным интересам ребят, отражать межпредметные связи. Чтобы школьник смог сориентироваться в подобранных для самостоятельного чтения материалах, целесообразно дать резюме в начале каждого текста. В нескольких предложениях кратко излагается основное содержание текста. Важной является и вторая задача – обучение учащихся преодолению языковых трудностей при самостоятельном чтении на иностранном языке. Сейчас все больше заданий в форме ГИА и ЕГЭ предполагает использование умения просмотрового чтения, которое не требуется полного и точного понимания. Поэтому важной задачей является обучения учащихся просмотровому чтению на иностранном языке, с тем чтобы они могли ориентироваться в потоке иноязычной литературы, самостоятельно выбирать те статьи и книги, которые соответствуют их интересам. Большую помощь при чтении может оказать аппарат для снятия лексических и грамматических трудностей. В современных книгах для чтения новые слова выделены в начале или в конце текста. Ученик, прочитав их, не всегда может узнать его в тексте, так как не запомнит его с первого раза. Естественно, он обратится к словарю. Таким образом, учащийся не может ориентироваться в новых словах с точки зрения их повторяемости в данном тексте и соответственно не может определить, какие слова ему следовало бы запомнить, так как они часто будут встречаться при последующем чтении. Задача самостоятельного чтения – предоставить учащимся свободу выбора текстов в соответствии с их индивидуальными потребностями. Самостоятельное чтение может осуществляться только по принципу добровольности. При этом успех самостоятельного чтения предполагает его четкую организацию и оценивание. Дети любят, когда учитель замечает их труд. Они стараются продемонстрировать свои навыки практического владения иностранным языком. Таким образом, когда работа по самостоятельному чтению проводится систематически, оно, несомненно, способствует прочному усвоению иностранного языка. |
Учитель английского языка гбоу Учитель английского языка гбоу цо №1434 Западного окружного управления Департамента образования города Москвы. Образование – высшее,... | Урок английского языка в 10-м классе Подготовили учитель английского языка моу «сош №3» Подготовили учитель английского языка моу «сош №3» Соколова Е. И. и психолог Петрунина И. М | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | На уроках английского языка Пантилеева Екатерина Сергеевна, мбоу «Красномаяковская сош» учитель английского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Агибайлова Людмила Николаевна, гбоу сош №277, учитель английского языка, lsilitskaya@mail ru | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Петрова Екатерина Николаевна, учитель гбоу сош №263 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург | ||
Урок английского языка в 4 классе Тема: «be healthy» Николаева Ирина Владиславовна, педагог-психолог моу сош №14,Осипова Нина Сергеевна, учитель английского языка высшей категории,г.... | «Формирование лексикографической компетентности школьника через создание... Обратить внимание на расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью... | ||
Урок английского языка в 10 классе По теме: «Западные демократии» Автор: учитель английского языка моу коткишевская оош, моу сош №2 г. Нея и Нейский р-н Костромской обл | Публичный отчет за 2011-2012 учебный год гбоу сош с углубленным изучением... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка... | ||
Учителя английского языка мкоу «Ситцевская сош» Образование- челябинский государственные педагогический институт,1990 г, учитель английского и немецкого языков | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Смирнова Марина Сергеевна- учитель английского языка первой категории в гбоу сош №375, разработала урок с применением технологий... | ||
Открытый урок в 9 классе Учитель: Янкина Екатерина Михайловна, учитель английского языка моу сош №1 р п. Пачелма | Методические рекромендации использования мультимедийной презентации... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Шумерля Чувашской Республики (моу сош №6) | ||
Методы активного обучения на уроках английского языка Учитель английского... Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что... | Анализ работы гбоу сош №1287 с углубленным изучением английского языка за 2013-2014 учебный год |