Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры





Скачать 127.02 Kb.
НазваниеРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Дата публикации26.12.2014
Размер127.02 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
нис 001I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Приходько Ю.В.

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Приходько Ю.В.

(подпись) (и.о. фамилия)

Аннотация

Одним из существенных недостатков существующих в настоящее время магистерских программ выступает их традиционный, преимущественно обучающий характер с неразвитой исследовательской составляющей. Недостаточно усилий предпринимается для выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Другой недостаток заключается в том, что подготовка студентами магистерских диссертаций начинается слишком поздно, что негативно отражается на уровне  и содержании этих диссертаций.  

В силу этих причин развитие исследовательской компоненты становится одним из основных принципов совершенствования магистерских программ в Школе биомедицины ДВФУ. Более половины учебных часов в новой модели магистерской программы планируется отводить на разные формы научно-исследовательской работы студентов. Основной формой организации этой работы выступает научно-исследовательский семинар (НИС), организуемый на каждой из магистерских программ.   

Данная программа определяет цели, порядок организации и основные формы проведения научно-исследовательского семинара.

В данной программе заложены определённые дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления магистрантов, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем отрасли, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие магистры.

Компетенции, формируемые дисциплиной.

Выше перечисленные цели и задачи курса позволяют определить компетенции (в соответствии с ФГОС в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 21.12.2009 №751), формируемые дисциплиной.

Общекультурные компетенции

  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

  • свободно владеть фундаментальными разделами техники и технологии производства продуктов питания из растительного сырья, необходимыми для решения научно-исследовательских и научно-производственных задач в отрасли (в соответствии с магистерской программой) (ПК-7);

  • способностью самостоятельно ставить задачу, планировать и проводить исследования, прогнозировать и оценивать результаты исследований (ПК-8);

  • быть подготовленным к использованию современных информационных технологий, оборудования, отечественного и зарубежного опыта для самостоятельного определения задач и проведения научных исследований в области производства продуктов питания из растительного сырья (в соответствии с магистерской программой) (ПК-9);

  • способностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по тематике исследования (ПК-10);

  • готовностью использовать практические навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-15).


Цели и задачи курса

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации.

Основные задачи научно-исследовательского семинара: 

  • Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.  

  • Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.  

  • Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.  

  • Выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.  

Курс знакомит студентов с основными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. На лекционных занятиях рассматриваются основные этапы написания научно-исследовательской работы, подготовки внутренне непротиворечивого и реализуемого проекта исследования, постановки целей, задач, выдвижения гипотез и подбора методов их тестирования. Основное внимание уделяется подготовке проекта исследовательской работы, а также правильному написанию обзора литературы, изложению полученных автором результатов, представления результатов во время защиты.

Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества, помочь освоить методологию, технологию и инструментарий научно-исследовательской деятельности.



  1. СТРУКТУРА И Содержание теоретической части курса


Тема 1. Наука и ее роль в развитии общества (2 ч.)

Основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание». Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки. Классификация наук. Характерные особенности современной науки.
Тема 2. Научное исследование и его этапы (2 ч.)

Определение научного исследования. Цели и задачи научных исследований, их классификация по различным основаниям. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию. Формы и методы научного исследования. Теоретический уровень исследования и его основные элементы. Эмпирический уровень исследования и его особенности.

Этапы научно-исследовательской работы. Правильная организация научно-исследовательской работы.
Тема 3. Методологические основы научного знания (2 ч.)

Понятие методологии научного знания. Уровни методологии. Метод, способ и методика. Общенаучная и философская методология: сущность, общие принципы. Классификация общенаучных методов познания. Общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования.
Тема 4. Выбор направления научно-исследовательской работы. Планирование научно-исследовательской работы (2 ч.)

Формулирование темы научного исследования. Критерии, предъявляемые к теме научного исследования. Постановка проблемы исследования, ее этапы. Определение цели и задач исследования.

Планирование научного исследования. Рабочая программа и ее структура. Субъект и объект научного исследования. Интерпретация основных понятий. План и его виды. Анализ теоретико-экспериментальных исследований. Формулирование выводов.
Тема 5. Научная информация: поиск, накопление, обработка (2 ч.)

Определение понятий «информация» и «научная информация». Свойства информации. Основные требования, предъявляемые к научной информации. Источники научной информации и их классификация по различным основаниям. Информационные потоки. Работа с источниками информации. Универсальная десятичная классификация. Особенности работы с книгой. Ведение записей.
Тема 6. Патентные исследования. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая охрана (2 ч.)

Патент и порядок его получения. Изобретение, полезные модели, промышленные образцы: определения, условия патентоспособности, правовая охрана. Особенности патентных исследований. Последовательность работы при проведении патентных исследований. Интеллектуальная собственность и ее защита.
Тема 7. Внедрение научных исследований и их эффективность (2 ч.)

Процесс внедрения НИР и его этапы. Эффективность научных исследований. Основные виды эффективности научных исследований. Экономический эффект от внедрения научно-исследовательских разработок. Оценка эффективности исследований.
Тема 8. Общие требования к НИР (2 ч.)

Структура научно-исследовательской работы. Способы написания текста. Язык и стиль экономической речи. Оформление таблиц, графиков, формул, ссылок.
Тема 9. Основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ студентов (4 ч.)

Подготовка рефератов и докладов. Подготовка и защита курсовых, дипломных работ.

Рецензирование.

  1. СТРУКТУРА И Содержание практической части курса

Занятие 1. Научное исследование и его характеристики (6 ч.)

Презентация программы. Выбор темы. Структура текста курсовой работы: обязательные содержательные элементы. Разбор примеров и типичных недочетов.

Занятие 2. Проблемное поле современных исследований (36 ч)

Выступления преподавателей кафедры и приглашенных лекторов по трем тематическим направлениям: профориентационные лекции, презентация исследований, презентация применения современных методов сбора и анализа данных. Проводятся в форме научных докладов, интерактивных лекций, мастер-классов.

Занятие 3. Проектирование исследования (12 ч.)

Постановка проблемы исследования (исследовательского вопроса). Основные элементы программы исследования. Основные источники, используемые в ходе подготовительного этапа. Составление библиографии и обзора литературы. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска. Ключевые слова и предметные каталоги. Установочные лекции, проектные семинары: презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов курсовой работы.

Занятие 4. Исследовательский дизайн количественного исследования (12 ч.)

Методология количественного подхода к анализу данных. Обсуждение различных методов анализа, преимущества и недостатки, границы применимости. Доступные источники статистических и вторичных данных. Анализ данных и подготовка презентации результатов количественного исследования. Описание электронных баз данных ГУ-ВШЭ. Правила работы с электронными базами данных. Разбор кейсов. Работа в компьютерном классе.

Занятие 5. Исследовательский дизайн качественного исследования (8 ч.)

Особенности проектирования исследования. Основные стратегии качественного исследования. Методы полевой работы. Проблема выборки в качественном исследовании. Методы анализа качественных данных. Формы предоставления результатов. Разбор кейсов. Мастер-классы. Интерактивные лекции.

Занятие 6. Разработка программы эмпирической части магистерского исследования (8 ч.)

Пересмотр программы исследования в перспективе эмпирической части исследования: уточнение проблемы исследования (исследовательского вопроса) и др. элементов методологической части программы исследования. Календарь эмпирической части. Мастер-классы, консультации, проектные семинары: презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов эмпирической части исследования; разбор кейсов; взаимное рецензирование планов эмпирической части.

Занятие 7. Разработка инструментария и процедур сбора данных, общего плана анализа данных (6 ч.)

Инструментарий: список всех видов используемого инструментария в привязке к целевым группам респондентов: анкеты, гайды, формы. Характер результатов: что планируется получить на выходе, какого рода результаты; оценка выполненности поставленных задач. Мастер-классы, консультации, проектные семинары, разбор кейсов.

Занятие 8. Обзор зарубежных источников по теме диссертационного исследования (12 ч.)

Изучение материалов конференций, анализ абстрактов, определение основных тенденций исследований по теме диссертации. Создание базы научных журналов и статей по теме диссертации. Представление полученных результатов. Подготовка презентации.

Занятие 9. Включение материала зарубежных авторов в теоретическую часть диссертационного исследования (12 ч.)

Сопоставление тенденций исследований по теме диссертации в России и за рубежом. Изучение возможностей дополнения теоретической части диссер-тации. Подготовка итоговой презентации, обсуждение в группе.

Занятие 10. Сбор, обработка, анализ и интерпретация данных (18 ч.)

Выборка: тип, теоретические и практические обоснования, принципы и процедуры расчета, принципы и процедуры отбора; подробный план построения выборки, в привязке к целевым группам и/или источникам информации. Организация и проведение эмпирического исследования. Макет данных, база данных, первичные расчеты. Логика и структура анализа данных в каждом конкретном случае, в зависимости от специфики работы. Мастер-классы, консультации, проектные семинары, разбор кейсов.

Занятие 11. Подготовка текста диссертации и презентации; подготовка к предзащите (18 ч.)

Научно-редакторский клуб. Отработка презентационных навыков, особенности презентации методных работ. Консультации, проектные семинары, предзащита, взаимное рецензирование.

Занятие 12. Разработка на базе диссертационного исследования образовательных программ, циклов занятий (12 ч.)

Определение образовательного потенциала текста диссертации. Выбор возможных вариантов работы, либо включение какой-либо темы в уже существующие курсы, либо создание собственного спецкурса. Подготовка образовательной программы или методических разработок.


  1. Контроль достижениЯ целей курса




Формы контроля знаний студентов

  • Эссе 1 — развернутая программа исследования. 4-8 тыс. слов.

  • Реферат по теме 4-8 тыс. слов.

  • Домашнее задание 1 включает:

а) описание общего замысла исследования, постановка проблемы.

500–700 слов.

б) подготовку рецензии на описание постановки проблемы.

500–700 слов.

  • Домашнее задание 2 включает подготовку рецензии на развернутую программу исследования.

500-700 слов.

  • Эссе 2— развернутый план эмпирической части исследования

3-4 стр.

  • Домашнее задание 3 включает:

а) подготовку чернового варианта эссе;

б) взаимное письменное рецензирование (1–1,5 стр.).

  • Домашнее задание 4 — информационный отчет о проводимом эмпирическом исследовании.

  • Домашнее задание 5 – разработка цикла занятий или специального курса по тексту диссертационного исследования.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература

  1. Аверченков В. И. Малахов Ю. А. Основы научного творчества: учебное пособие - М.: Флинта, 2011. - 156 с.

  2. Духновская М.П., Духновский С.В. Магистерская диссертация : руково-дство по подготовке: учеб. пособие/ Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психоло-гии. - Екатеринбург, 2010. - 86 с.

  3. Кожухар В. М. Основы научных исследований. М.: Дашков и Ко, 2010. - 109 с.

  4. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.- М.: Акад. Проект: Трикста, 2008. - 287 с.

  5. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. пособ. для докторантов, аспирантов и магистров. М.: Ось-89, 2008.

  6. Ласковец С. В. Методология научного творчества. Учебное пособие М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 32 с.

Дополнительная литература

  1. Эхо Ю. Письменная работа в вузах. – М: Инфра-М, 2002. – 127 с.

  2. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: В помощь написания диссертации и рефератов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 269 с.

  3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с.

  4. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Феникс - 2001, 127 с.

  5. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004

  6. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2006.

  7. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ–ВШЭ; ИНФРА-М, 2001.

  8. Дикий Н.А., Халатов А.А. Основы научных исследований. – Киев: Вища школа, 1985.

  9. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учебное практическое пособие. - РДЛ, 2001. – 240 с.

  10. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для ВУЗов . - ЮНИТИ - 1999, 317 с.

  11. Уваров А.А. Руководство подготовки дипломных работ. - ДИС - 2001, 96 с.

Нормативная документация


  1. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требо-вания и правила составления: ГОСТ 7.1–2003. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов, 2008.

  2. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 110-ФЗ) // Кодекс.

  3. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. №3517-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.2003 №22-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176- ФЗ).// Кодекс.


Электронные ресурсы

  1. Корниенко А.А., Ардашкин И.Б., Чмыхало А.Ю. История и методология науки: Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2007.- 191 с. http://window.edu.ru/resource/083/76083

  2. Антонец, И.В. История и методология научного исследования: учебное пособие / И.В. Антонец, А.В. Циркин. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 90 с. http://window.edu.ru/resource/247/77247

  3. Черников C.В., Ищенко Е.Н., Комиссарова Э.С., Серебрякова Э.С. Методология научного познания: Методическое указание. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - 20 с. http://window.edu.ru/resource/391/40391

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16»
Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16»
«Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки – очная
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconУчебно-методический комплекс дисциплины cпециальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconУчебно-методический комплекс дисциплины лексикология специальность...
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Целью освоения дисциплины «Пищевые белки и ферменты» является приобретение студентами теоретических знаний в области пищевой энзимологии...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
В. од. 1 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
В. дв. 3 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы культурологических знаний» с другими дисциплинами направления подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск