Скачать 48.94 Kb.
|
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕПОДАВАНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ Н.И. Мерлина, А.В. Мерлин, С.А. Карташова Чувашский государственный университет, г. Чебоксары, merlina@cbx.ru; Волжский филиал (ГТУ) МАДИ, г. Чебоксары, kartashovas@mail.ru В мировом сообществе бурно развиваются процессы информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависит состояние экономики и качество жизни людей. Интенсивно проводится информатизация образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Информатизация образования предусматривает изменение содержания, методов, организационных форм и технологий обучения, оснащение учебных заведений компьютерной техникой, пересмотр учебно-методического обеспечения образовательных программ, повышение квалификации преподавателей, административных и инженерно-технических кадров. Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины и методику их преподавания. Подобная ситуация складывается в настоящее время и с высшей математикой, с ее «устным счетом» – ручное взятие пределов, производных, интегралов т.д. Компьютерные аналитические преобразования (символьная математика) автоматизируют эту работу, ликвидируя тем самым ее мотивацию. Но, как правило, на технических факультетах вузов, например в Чувашском государственном университете и др., где изучается курс «Высшая математика», для вычисления пределов, производных, интегралов не предусматривается учебным планом использование компьютеров. Но будущий инженер – это, прежде всего пользователь и ему в его профессиональной деятельности важен результат, правильность и быстрота его достижения, а не метод которым он достигнут. Все это требует коренного пересмотра содержания и методики преподавания в вузах высшей математики, чему вольно или невольно противятся многие преподаватели. В свое время запрещалось приносить в школу микрокалькуляторы – сейчас многие преподаватели не одобряют, когда при решении задач по высшей математике используется компьютер даже по такой невинной теме как построение графиков функций. Компьютеры все глубже проникают в учебный процесс, но это не означает, что труд преподавателя должен обесцениваться. Нерешенными проблемами в использовании информационных технологий в учебном процессе, в частности, являются так же противоречие между квалифицированными старыми преподавательскими кадрами, не владеющими компьютерными технологиями, и современными требованиями. Преподаватели в значительной своей массе гораздо менее подготовлены в области использования компьютеров в учебном процессе по сравнению со студентами. Современный дипломированный технический специалист, овладевая компьютерными технологиями, в обязательном порядке должен изучить: высшую математику, дискретную математику, численные методы, хотя бы один из алгоритмических языков программирования и иметь представление о принципах построения и работы компьютера. Необходимым условием формирования информационной культуры обучаемых, является преемственность содержания школьного и вузовского образования, в частности, математики и информатики. В настоящий момент отмечается огромный разрыв в знаниях и умениях учащихся и студентов по этим предметам (см., например [1] – [3]), который как ни в одной дисциплине проявляется наиболее ярко в информатике: есть студенты, которые никогда не работали на компьютере, примерно 80% первокурсников не имеют дома компьютера. Другой проблемой использования новых информационных технологий и компьютеров в преподавании математики и информатики в школе и вузе является проблема их оснащения оргтехникой и программным обеспечением. Очень часто вопрос использования компьютеров в преподавании того или иного курса, в частности математики определяется не желаниями и знаниями преподавателя, а теми компьютерами и количеством компьютерных классов, на которых приходится вести занятия. Это касается почти всех вузов, за исключением элитных. Учитывая всё выше сказанное, отметим, что в вузах начиная с первого курса необходимы «выравнивающие» курсы по математике и информатике и обязательное их взаимодействие. Имеется положительный опыт такого взаимодействия в Чувашском государственном университете на кафедре методики преподавания математики, которая ведет занятия по предмету «Алгебра и теория чисел» на факультете ИВТ (информатики и вычислительной техники). По данному курсу разработана тематика самостоятельной работы, содержащая следующие темы:
Отчеты по самостоятельной работе оформляются в виде рефератов, которые содержат теоретическую справку и решенные примеры по индивидуальным заданиям. Реферат выполняется на компьютере, с использованием редактора формул, допускается решение примеров с использованием математических и специальных пакетов программ (за это набавляются баллы): Mathcad, Maple, MatLab, Mathematica, и т.д. Курс обеспечен учебно-методической литературой, как в бумажном варианте, так и на электронных носителях (CD диски), что очень удобно студентам при составлении рефератов, которые остаются у них после сдачи экзаменов в качестве справочного материала, необходимого при изучении специальных дисциплин на старших курса. Кроме того, приветствуется использование дополнительного материала из Интернета, с ответствующими ссылками. В экзаменационный билет обязательно включается вопрос по одному из рефератов и разрешается его использование на экзамене.. Опрос выпускников факультета ИВТ (2005 г.) показал, что такая форма самостоятельной работы эффективна: на первом курсе она стимулирует быстрое освоение компьютера и работу в Интернете, самостоятельное изучение учебно-методической литературы по математике и информатике, а на старших курсах, использование уже готового материала при прохождении спецдисциплин, при написании курсовых и дипломных работ. Опыт составления программ выравнивающего курса по информатике и внедрение их в учебный процесс имеется в Волжском филиале МАДИ на кафедре информатики и информационных технологий, где работает один из авторов. Литература 1.Мерлин А.В. , Мерлина Н.И. О пропедевтическом курсе элементарной математики для студентов первых курсов вузов. Интеграция методической |
Новые информационные и педагогические технологии ... | Рабочая программа дисциплины опд. В. 02 «Практика аудирования» для... «Лингвистика и новые информационные технологии», специальности 031301. 65 «Теоретическая и прикладная лингвистика», введённому в... | ||
Уроках математики Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно... | Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом... В современной науке и технике математические методы играют всё большую роль. Это обусловлено быстрым ростом вычислительной техники,... | ||
Программа по направлению 230400 "Информационные системы" Профиль... Целью дисциплины является: формирование, совместно с другими дисциплинами учебного плана и всеми формами образовательного процесса... | «Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических... Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям... | ||
Телекоммуникации и новые информационные технологии… | Новые информационные технологии в образовании В свое время новой технологией являлось использование электронно-контролирующих устройств типа «Ласточка», совсем недавно новой информационной... | ||
Информационное обеспечение нир огма К числу важнейших из них, несомненно, относятся информационная деятельность библиотек; новые библиотечно-информационные технологии... | Перечень публикаций педагогических работников Красноярск, Материалах II всероссийской научно-практической конференции «Преподавание естественных наук, математики и информатики... | ||
Методические рекомендации Автор: Егорова Наталия Алексеевна Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений,... | Применение пакетов прикладных программ в экономике Выпускная работа... Повсеместное распространение получили новые информационные технологии, вводящие в обиход всё новые и более эффективные методы сбора,... | ||
Оргкомитет конференции Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям... | Оргкомитет конференции Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям... | ||
Оргкомитет конференции Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям... | Оргкомитет конференции Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям... |