Скачать 0.5 Mb.
|
Алтайский край Курьинский район МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку» автор: Филоненко Елена Анатольевна, учитель английского языка МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» с. Курья 2008 Оглавление Введение 3 Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников. 6
Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении 8 школьников иностранному языку.
МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» Филоненко Е.А. «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку» 3 Введение Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» Филоненко Е.А. «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку» 4
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения иностранного языка (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности. Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также мои личные наблюдения позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения иностранному языку на современном этапе. Основными являются противоречия между: - требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности иностранным языком выпускников средних общеобразовательных школ в МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» Филоненко Е.А. «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку» 5 соответствии с социальным заказом общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком на завершающем этапе обучения (10 - 11 классы), с другой; - преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования; - большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий. - смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта, даже без целостной и детальной разработки (например, неделя английского языка, создание общешкольного альманаха). Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Проектная методика в системе учебных занятий -одна из активных форм обучения (на материале английского языка: старшая ступень обучения средней общеобразовательной школы)». Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10-11 класс ) средней общеобразовательной школы. Предмет исследования: проектная методика в системе учебных занятий. Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения иностранным языком на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 — 11 класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:
МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» Филоненко Е.А. «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку» 6 Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных, доказать эффективность её использования при обучении иностранному языку на старшей ступени (10 — 11 классы) средней общеобразовательной школы. Цель потребовала решения ряда задач: 1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку на основе анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме. 2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении иностранному языку на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость: заключается в применении в обучении иностранному языку метода проектов, формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-теоретической литературы по данной проблеме. 2. Беседа с преподавателями и учащимися. 3. Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе обучения иностранному языку на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.
Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников. 1.1. Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» Филоненко Е.А. «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку» 7 Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей. В работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, СТ. Шацкого и др. нашли своё отражение традиционные идеи высоконравственных идеалов, подходы к личности и её восприятию. Уже тогда К.Д. Ушинский особо отмечал роль деятельности и активности в становлении личности ребёнка. Очаги гуманистической педагогики существовали в России всегда, даже в период тотальной идеологизации и государственного контроля. Сегодня в гуманистической педагогике нет единых трактовок воспитания. В настоящее время мы ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество. Поворот современной мировой науки к человеческому фактору является предвестником, подтверждающим научный прогноз, согласно которому, «21 век будет веком психологии, веком наук о человеке». Гуманистические цели диктуют необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций. Идея гуманизма и толерантности всё больше закладывается в основу современной школы. Особое значение в этом контексте приобретает задача гуманизации и гуманитаризации образования. Что же имеется в виду под терминами «гуманизация» и «гуманитаризация» в сфере образования? Гуманизация образования предполагает его «очеловечивание», т.е. независимо от будущей специальности человек становится в центр процесса обучения. При гуманизации образования исключаются ситуации следующего типа: студент - медик может прекрасно знать способы лечения многих заболеваний, но при этом не воспринимать больного как человека, как своеобразный и неповторимый микромир; студент - будущий педагог, может быть хорошим филологом, биологом, историком и... при этом не любить детей, не вызывать и не поддерживать у них желание изучать его предмет. Гуманитаризация - является частью общего процесса гуманизации системы образования и связана она с получением знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа о его нравственно-эстетических ценностях. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса преследует цели через учебный материал и технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, её правильному восприятию других людей, делать её более человечной. Суть этого подхода к МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» Филоненко Е.А. «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку» 8 обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Другими словами, гуманистическое обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерениях. 1.2. Все больше и больше в центр педагогической теории и практики выдвигается человек. В этой связи сегодня идет переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребёнка. Ребёнок становится главной заботой общественных, политических организаций. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников. Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика - это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «я». Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо, прежде всего, общение. Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. |
Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Непререкаемого авторитета” стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика,... | ||
Рабочая программа по английскому языку 4 класс Основные цели обучения английскому языку в 4-м классе общеобразовательных учреждений соответствуют “Стандарту начального общего образования... | Егэ по английскому языку Структура егэ по английскому языку Экзаменационная... Гиа по английскому языку это один из группы экзаменов по иностранным языкам, проводимый в 9 классе. Сдавать его не обязательно,но... | ||
Программа дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | Практикум городского рц для заместителей заведующих на тему «Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым» | ||
Л. В. Биличенко Педагогический институт Рабочая программа по английскому языку в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | Автор: Зельцер Вера Александровна Рабочая программа по английскому языку в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | Памятка: как работать с книгой «Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым» | ||
Анализ уровня развития доу за учебный год «Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым» | Тайны созданья, загадки природы Людей волновали, манили всегда Рабочая программа по английскому языку в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
План мероприятий на январь в соответствии с годовым планированием на 2012 2013 учебный год «Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым» | Рабочая программа учебного курса общего образования по английскому языку в 10 классе Это определило цель обучения английскому языку как дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,... | ||
Проектная технология как важнейшее условие повышения эффективности обучения немецкому языку Новые возможности для успешной реализации основной цели обучения иностранному языку предоставила педагогу компьютеризация школы.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коммуникативная методика обучения английскому языку в средней школе представляется наиболее эффективной и перспективной из всех существующих... |