Скачать 0.49 Mb.
|
НОУ ВПО ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Факультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении» «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Моргунова Г.А. «____»_____________ 2013 г. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Политология» специальности 080801.65 «Прикладная информатика в экономике» специализации «Управление информационными ресурсами» Составитель к.и.н. Рашкулев В.И.
Москва 2013 НОУ ВПО ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Факультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении»
Кафедра «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Автор: к.и.н. Рашкулев В.И, Рабочая учебная программа по дисциплине «Политология» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика в экономике» Специализация Управление информационными ресурсами
Москва 2013 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» От «____» ____________ 20__г. Протокол № _______ Зав. кафедрой _____________ Зейналова Л.М. Рабочая программа одобрена Ученым Советом Института государственного управления, права и инновационных технологий От «____» _____________20__г. Протокол № ________ Программу разработал: к.и.н. Рашкулев В.И. Согласовано Начальник информационно- аналитического отдела А.И. Бойков Цели основания дисциплины (курса). Целями курса «Политологии» являются изучение значения и роли политики в обществе, история развития политических учений и взглядов. Важно изучение теоретических основ, знание основных категорий политологии, умение проводить политический анализ в экономической сфере привитие политических знаний будущему специалисту в области государственного и муниципального управления. Много места отводится развитию политического мышления, пониманию сути правого государства, развитию политической культуры и ответственности перед обществом за социальную деятельность. Уделяется внимание изучению особенностей современной политической обстановки в мире в условиях глобализации, а также внешней и внутренней политики России на современном этапе, ознакомление слушателей с особенностями современных политических технологий. Для достижения поставленных целей выделяются следующие задачи: -определить предмет политологии, роль и значение сферы политики в обществе. - дать студентам представление о категориях, понятиях и методологии политической науки. -изучить социально-политические процессы, происходящих в стране на современном этапе её развития. - осмысление важнейших проблем демократии, реформ, политики и экономики в условиях глобализации, социальной структуры общества, перспективы альтернативных путей Российского государства и его внешней политики. -дать знания для овладения сутью проблем, связанных с человеческим измерением политики, спецификой политических социализации личности. - дать представление студентам о влиянии политики на основные тенденции развития экономике на макро - и микроуровне. - дать представление студентам о значении и роли права в обществе, как политической категории. - осознать значение и роль политики в области финансов и учета для общества Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке специалиста. Программа курса «Политологии» изучается на основе знаний, полученных по курсу «Социология», «Отечественная история». Опираясь на результаты изучения социологии и отечественной истории, дисциплина дает целостное представление о сути политики и ее основных категориях. Обучаемые получают знания о политической картине мира на современном этапе развития человечества. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: После изучения данного курса студенты должны: а) иметь представление, понимать и уметь объяснять: - проблемы, связанные с сущностью политической власти и политической жизни, политическими отношениями и процессами, субъектами политики, международной политической жизнью, геополитической обстановкой, политическим процессом в России и её регионах, местом и статусом РФ в современном мире; - значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества; - характер политологии как науки и её место в системе гуманитарного знания; - характер источников политологического знания и приёмов работы с ними; б) знать: - категориальный аппарат и методологию учебного курса; - порядок использования изученной теории на практике, востребованных положений из справочной и специальной литературы по политологии при решении практических задач в сфере политики; - содержание политических процессов и событий как объектов политической жизни общества; - теоретические и прикладные компоненты политологического знания, их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь; - права и свободы гражданина и формы, методы их реализации на практике в различных сферах жизнедеятельности; - приёмы и технологии политической социализации и вовлечения граждан в политический процесс; в) уметь: - перечислять изученные политические явления и объекты и их существенные свойства (перечисление отдельных элементов целого показывает знания об этом объекте); - сравнивать изученные социальные и политические объекты, то есть выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с ему подобными. Сравнение выявляет владение методом анализа - умением разделять объект изучения на составляющие элементы так, чтобы становились ясными его структура, взаимосвязь элементов, принципы построения целого. Сравнение также выявляет и умение синтеза - такого комбинирования элементов, которое дает возможность получить в результате исходное целое; - давать характеристику изученным политическим институтам и процессам, то есть указывать свойственные им значимые признаки; - объяснять (интерпретировать) изученные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние (объяснение предполагает уяснение сущности, установление смысла, причин того или иного политического объекта или явления); - приводить собственные примеры, то есть пояснять, иллюстрировать, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения и нормы на соответствующих фактах; - давать оценку изученных политических объектов и процессов, то есть высказывать суждение об их ценности, уровне, назначении; - работать с научной литературой; г) приобрести навыки: - практического использования полученных знаний по учебному курсу в различных условиях деятельности; - работы с источниками информации: литературой, электронными носителями и материалами конкретных исследований в области политической науки; - получить дополнительный стимул к развитию личности: способность к аналитическому мышлению, к диалогу, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к политологии Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины Тема № 1.Сущность политологии как научной дисциплины, её предмет и методы политических исследований. Возникновение и становление политической науки. Современные политические школы и теории. Объект, предмет, метод политической науки, функции политологии. Политология как наука о политике и власти и ее взаимоотношения с человеком и обществом. Роль и место политики в жизни современных обществ. Основные законы, категории, принципы политологии. Теоретическая и прикладная политология. Структура политической науки. Взаимосвязь политологии с философией, социологией, историей, теорией государства и права, социально-экономическими и гуманитарными науками. Методологические основы политологии. Общенаучные методы политологии. Использование системного анализа, сравнительного бихевиористского метода и других. Прикладные методы политологии. Техника политологического исследования. Специальные методы и методики конкретных политических исследований. Роль количественных методов в политологии. Значение политической статистики. Основное назначение политологии как науки и учебной дисциплины. Современный специалист и политическая жизнь. Знание о политике, ее целях, задачах, приоритетах, нормах, противоречиях, альтернативах политической деятельности – обязательное условие компетентности. Политическое образование в России: традиции и современность. Тема №2. Истоки и сущность политики, политический процесс и политические отношения. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; современные политологические школы. Понятие «политика» в истории политической мысли (Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Бердяев, Вебер и др.). Современные концепции политики. Сущность и содержание политики. Свойства и структура политики. Личный, групповой (классовый, партийный, национальный) общественный интерес в политике. Объективное и субъективное в политике. Субъекты в политике. Политические средства и методы. Научные основы политики. Политика как искусство. Искусство политического руководства обществом. Политика и мораль. Политика и религия. Политический подход к анализу общественных явлений. Политика и средства массовой информации. Методологический подход к классификации политики. Внутренняя и внешняя политика. Государственная политика. Политика партий, общественно-политических движений и организаций. Основные функции политики. Влияние политики на поиск и выбор путей, на направление и ход общественного развития. Тема№3. Исторические корни, функции и формы проявления власти. Сущность, источники и основные формы проявления власти. Политическая власть, многомерность, структура, функции и уровни политической власти, типы проявления власти. Основания и ресурсы как важнейшие факторы, определяющие содержание и механизмы власти. Социальные и профессиональные группы как центры притяжения власти. Плутократия, бюрократия, демократия, теократия, автократия, партократия, технократия. Соотношение политической и государственной власти. М. Вебер о легитимности политической власти. Взаимосвязь легитимности и эффективности политической власти. Разделение властей как обязательный признак демократического государства. Государство как политический институт. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерств. Взаимосвязь экономики и политики. Государство как тип общественной организации. Основные признаки и атрибуты государства. Генезис государства. Структура государственного механизма и характеристика его компонентов. Исторические типы государства. Основные тенденции развития современного государства. Роль социально-экономических условий и геополитических факторов в формировании государства. Государство – основной носитель политической власти. Функции государства. Устройство современного государства. Конституция. Формы правления. Монархия (абсолютная, конституционная). Президентская и парламентская республики. Парламент. Парламентаризм. Смешанные формы правления. Референдум. Территориальное устройство государства. Унитарное государство. Федерация и конфедерация. Союз государств. Мировой опыт федеративного государственного устройства. Правовое государство. Предпосылки и условия существования. Значение и пути формирования правового государства в России. Государство и гражданское общество. Его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Проблемы этатизации и деэтатизации общественной жизни. Условия существования «гражданского общества». Политический рынок, независимые политические силы. Тема №4. Сущность политических партий. Механизмы и процедуры избирательного процесса. Политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики. ^ Политическая сфера общества. Понятие политической партии: ее основные признаки и отличие от других общественных организаций. Партия как организационная общность. Структура политической партии. Функции партий в политической системе. Генезис политических партий и партийных систем. Основные формы развития партийной организации: группировки, клубы, массовые организации, партии-движения. Аспекты изучения партии: социальная база и состав, политическая платформа, идеологическая организация, электоральный корпус. Критерии классификации и типы политических партий. Понятие «партийная система». Типология партийных систем. Однопартийные, двухпартийные, многопартийные, блоковые, коалиционные, биполярные партийные системы. Тенденции развития партийных систем. Проблема многопартийности. Правовые условия действия партий в политической системе. Статус партии. Взаимоотношения партий с политическими институтами и общественными организациями. Историческая перспектива существования политических партий. Многопартийность в России. Значение выборов в обществе. Предвыборные технологии. Избирательная система России. Понятие политической культуры и ее общая характеристика. Концепции политической культуры в западной и отечественной политической науке. Отражение в политической культуре системы политической жизни общества, законов и правил функционирования ее элементов, исторического опыта, традиций, политических ценностей и предпочтений поведения в области политики. Социокультурные аспекты политики. Бизнес и политика в России. Цивилизованный и нецивилизованный лоббизм. Политическое сознание как отражение бытия политической жизни. Сущность, структура, уровни и типы политического сознания. Политические ценности, потребности и интересы. Политическое сознание и политическое поведение. Религиозные элементы политического сознания. Функции политического сознания. Распределение часов по темам и видам учебной работы Очная форма обучения
Заочная форма обучения.
Темы семинарских занятий Семинар №2 Сущность либерально - демократического режима. Взаимосвязь экономики и политики. Цель занятия: углубить знания о сущности идеологии либерализма. Дать понятия взаимозависимости и связи между экономикой и политикой. Вопросы для обсуждения:
Основная литература.
Тест №1. 1. Основу структуры гражданского общества составляют: -уровень социализации и культуры в обществе -горизонтальные связи между людьми и ассоциациями -социальные институты, образования и СМИ -коллективизм и общественная собственность наследства производства. 2. В России в XIX-XX вв. либералов называли: -патриотами -консерваторами -западниками 3. Идеи либерализма содержатся в работах следующих мыслителей: -Фома Аквинский -Карл Маркс -Джон Локк и Томас Гоббс -Владимир Ленин. 4. Экономические дотации в пользу малоимущих слоев населения в большей степени присущи: -Тоталитарному государству -Социальному государству -Социалистическому государству 5. Президент Росси избирается по: -Мажоритарной системе -Пропорциональной системе -Смешанной системе 6. Современная Российская внешняя политика декларирует, что мир должен стать: -Однополярным -Многополярным -Основанном на военно- политическом равновесии двух сфер держав 7. Политическая картина мира, формируемая современным телевидением отличается: -Повышенной достоверностью -Фрагментарностью и поверхностностью -Глубиной и объективностью 8. Марксисты трактуют политику как: -Отношение между социальными общностями на предмет власти -Власть меньшинства над большинством -Насилие эксплуататоров над эксплуатируемыми 9. Наиболее неустойчивым типом государства является: -Унитарное государство -Конфедерация -Федерация 10. Термин «тоталитаризм» впервые ввел: -Адольф Гитлер -Бенито Муссолини -Иосиф Сталин Тест №2 1. Что из перечисленного составляет структуру политического сознания: -Политические идеи, убеждения, взгляды -Политическая культура -Политические эмоции, чувства, иллюзии 2. Какие из приведенных положений характерны для демократического политического режима: -Недопущение критики власти -Гарантия соблюдения прав человека -Функционирование только одной идеи 3. Политическая социализация может быть определена как: -Развитие политических институтов общества -Внутреннее взаимодействие между людьми со схожими политическими взглядами -Процесс усвоения личностью социальной группой политического опыта, формирование их политической ориентации, взглядов на окружающий мир 4. Под национальным государственным суверенитетом следует понимать: -Ликвидацию национального гнета -Политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешней политике -Вхождение государства в международные организации 5. Какое соотношение сил на мировой арене является типичным для современности: -Однополярность -Многополярность -Биполярность 6. Какова основная позитивная перспектива развития современных международных отношений: -Формирование центра военной силы -Замена международного права силовыми методами -Замена права силы силой права 7. Каковы политические перспективы внутренней политики России: -Усиление конфронтации и противостояние различных социальных общностей -Расширение и углубление демократических процессов -Дальнейшее совершенствование социальных институтов 8. Легитимность власти основана на: -Признание необходимости данной власти в обществе -Симпатиях масс к политическому лидеру, осуществляющему властные полномочия -Симпатия масс к правящей политической партии 9. Как по другому называется «Скандинавская модель социализма»: -Шведский -Финский -Датский 10. «Человек сам, лучше любого правительства знает что ему нужно»,- этот принцип характерен для идеологии: -Консерватизма -Либерализма -Коммунизма |
Ноу впо институт государственного управления, права и инновационных... Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | Факультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении» Для девятиклассника, который еще не определился с будущей профессией – это очень сложно. Поэтому на этом уроке я предлагаю учащимся... | ||
Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | ||
«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | Факультет информационный технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | ||
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных... | Факультет информационных технологий утверждаю Ефимов Павел Павлович, кандидат педагогических наук, кафедра "Информационных технологий", для студентов 4,5-го курсов, обучающихся... | ||
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике» Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических... | Факультет информационных систем и технологий Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
Московский энергетический институт (технический университет) Целью дисциплины является изучение технологий обработки информации, а так же информационных систем на их основе, для последующего... | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... «Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», утвержденным Министерством образования... | ||
Рабочая программа дисциплины «Информационное обеспечение, базы данных» Факультет информационных систем и технологий Кафедра Прикладной математики и вычислительной техники | Факультет информационных технологий утверждаю Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных... |