Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)»







НазваниеПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)»
страница1/5
Дата публикации16.01.2015
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Брунова Е.Г., Гаркуша Н.А.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

(АНГЛИЙСКИЙ)


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направлений

090900.62 «Информационная безопасность», 230400.62 «Информационные системы и технологии», 010200.62 «Математика и компьютерные науки», 010500.62 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 230100.62 «Информатика и вычислительная техника», 010100.62 «Математика», 010800.62 «Механика и математическое моделирование», 230700.62 «Прикладная информатика»

форма обучения очная

Тюменский государственный университет

2011

Брунова Е.Г., Гаркуша Н.А. Иностранный язык в профессиональной сфере (английский). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений 090900.62 «Информационная безопасность», 230400.62 «Информационные системы и технологии», 010200.62 «Математика и компьютерные науки», 010500.62 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 230100.62 «Информатика и вычислительная техника», 010100.62 «Математика», 010800.62 «Механика и математическое моделирование», 230700.62 «Прикладная информатика» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 26 с.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Иностранный язык в профессиональной сфере (английский) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой иностранных языков естественных факультетов. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Брунова Е.Г.,

завкафедрой иностранных языков

естественных факультетов, д. филол. наук


РЕЦЕНЗЕНТ: Абдразакова Е.Н.,

к. филол. наук, старший преподаватель

кафедры иностранных языков

естественных факультетов

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Брунова Е.Г., Гаркуша Н.А., 2011.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)» составлена в соответствии с требованиями к результатам, условиям и структуре подготовки бакалавра по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по следующим направлениям:

090900.62 «Информационная безопасность»,

230400.62 «Информационные системы и технологии»,

010200.62 «Математика и компьютерные науки»,

010500.62 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»,

230100.62 «Информатика и вычислительная техника»,

010100.62 «Математика»,

010800.62 «Механика и математическое моделирование»,

230700.62 «Прикладная информатика».

Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)» относится к вариативной части подготовки бакалавров и предназначена для организации обучения профессионально ориентированному английскому языку (английский язык для специальных целей) студентов второго курса Института математики и компьютерных наук, которые уже освоили два семестра дисциплины «Иностранный язык» (базовая часть). Программа рассчитана на третий семестр (зачет) и четвертый семестр (экзамен). Общая трудоемкость изучения данной дисциплины составляет 216 часов (104 час. аудиторных занятий и 112 час. самостоятельной работы).

При разработке программы были учтены требования ФГОС ВПО и рекомендации, указанные в Примерной программе по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов под ред. С.Г. Тер-Минасовой, М., 2009.
1.1. Цели и задачи дисциплины

Данная программа строится с учетом следующих педагогических и методических принципов:

коммуникативной направленности,

профессиональной направленности,

автономии студентов,

сопоставительного подхода,

нелинейности,

интегративности.

Принцип коммуникативной направленности предполагает широкое использование проблемно-речевых и творческих заданий, моделирование аутентичных ситуаций профессионального общения, развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, формирование психологической готовности к различию в уровнях языковой компетенции у партнеров по коммуникации (готовность оказать коммуникативную поддержку менее опытному партнеру, готовность принять коммуникативную поддержку от более опытного партнера).

Принцип профессиональной направленности основывается на тщательном отборе тематики курса и языкового материала, а также на типологии заданий и форм работы с учетом направления подготовки. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих изучение зарубежного опыта в профессиональной области и участие в международном сотрудничестве.

Принцип автономии студентов реализуется открытостью информации для студентов о структуре курса, требованиях к выполнению заданий, содержании контроля и критериях оценивания разных видов устной и письменной работы, а также о возможностях использования системы дополнительного образования для корректировки индивидуальной траектории учебного развития. Особую роль в повышении уровня учебной автономии играет использование рейтинговой системы оценки знаний.

Принцип сопоставительного подхода реализуется через обучение путем сравнения языковых структур различного уровня (лексического, грамматического, стилистического) с аналогичными структурами Государственного языка РФ. Особое внимание уделяется роли английского языка как источника большинства профессиональных терминов в области информационных технологий и грамотному использованию профессиональной лексики, как на иностранном языке, так и на государственном языке РФ.

Принцип нелинейности предполагает не последовательное, а одновременное использование различных источников получения информации, ротацию ранее изученной информации в различных разделах курса для решения новых задач.

Принцип интегративности предполагает интеграцию знаний из различных предметных дисциплин, в том числе – относящихся к профессиональному циклу подготовки.

Основной целью курса является овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной иноязычной компетенции для решения профессиональных задач, для общения с зарубежными партнерами и для дальнейшего самообразования.

Задачами освоения дисциплины являются:

1. Совершенствование умений и навыков диалогической и монологической речи в ситуациях профессионального общения с учетом требований речевого этикета;

2. Развитие грамматических навыков, обеспечивающих коммуникацию профессионального характера;

3. Развитие навыков ознакомительного, просмотрового и изучающего чтения текстов профессионального характера;

4. Расширение лексического запаса слов общенаучной и профессиональной тематики.

5. Развитие навыков работы со словарями, в том числе – электронными;

6. Совершенствование навыков письменного перевода с английского языка на русский язык текстов профессионального характера;

7. Формирование навыков аннотирования и реферирования текстов профессионального характера;

8. Формирование навыков устного публичного выступления профессионального характера;

9. Развитие способности находить, анализировать и критически оценивать информацию, полученную из англоязычных источников (в том числе – из сети Интернет);

10. Развитие способности к непрерывному самообразованию в области иностранного языка в профессиональной сфере.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Обучение иностранному языку в профессиональной сфере предполагает наличие у студентов второго курса базовых знаний, умений и навыков, достигнутых как в общеобразовательной школе, так и полученных при изучении дисциплины «Иностранный язык (английский)» (базовая часть) на первом курсе.

1.2.1. Требования к входным знаниям и компетенциям студентов

Студент должен:

  • владеть базовыми навыками разговорно-бытовой и деловой речи;

  • понимать устную (монологическую и диалогическую) речь прагматического характера;

  • владеть основными грамматическими явлениями, характерными для устной и письменной речи повседневного и делового общения;

  • знать базовую лексику, необходимую для повседневного, общекультурного, делового и профессионального общения;

  • уметь читать, переводить (со словарем, без словаря) и понимать несложные общественно-политические, прагматические, научно-популярные и научные тексты;

  • владеть основными навыками письма прагматического характера.

1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Дисциплина «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)» является основной для формирования следующей общекультурной компетенции (в скобках указаны номера соответствующих задач обучения, см. п. 1.1.):

  • способность к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков, владение им на уровне не ниже разговорного (Задача 1, 2, 3, 4, 5, 6);

Кроме того, «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)» наряду с другими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла обеспечивает развитие следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (хороший английский язык) (Задача 1, 2, 3, 4, 5, 6);

  • способность свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (Задача 1, 2, 3, 4, 5, 6);

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, к владению культурой мышления (Задача 7);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (Задача 1);

  • способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях (Задача 8);

  • способность осуществлять подбор, изучать и обобщать научно-техническую литературу, нормативные и методические материалы по вопросам обеспечения информационной безопасности (Задача 3, 7);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации, проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (Задача 9);

  • способность к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства (Задача 10);

  • способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (Задача 10).

Таблица 1

Компетенции, развитие которых обеспечивает дисциплина «Иностранный язык в профессиональной сфере» в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям:

Код

Направление ООП

Общекультурные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО

Профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО

090900.62

Информационная безопасность

ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12

ПК-2, ПК-24

230400.62

Информационные системы и технологии

ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-11

ПК-23, ПК-27

010200.62

Математика и компьютерные науки

ОК-4, ОК-8, ОК-10, ОК-14, ОК-16

ПК-7, ПК-17, ПК-18

010500.62

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-16

ПК-2, ПК-3, ПК-7,

ПК-17, ПК-18

230100.62

Информатика и вычислительная техника

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-11, ОК-13, ОК-14

ПК-7


010100.62

Математика

ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОК-14, ОК-16

ПК-7, ПК-17, ПК- 18

010800.62

Механика и математическое моделирование

ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОК-14, ОК-16

ПК-7, ПК-17, ПК-18

230700.62

Прикладная информатика

ОК-2, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9

ПК-14, ПК-20, ПК-22

*Полужирным шрифтом выделены компетенции, для овладения которыми данная дисциплина имеет преимущественное значение.

В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать: лексический минимум в объеме, указанном в соответствующем ФГОС ВПО; основные грамматические явления, правила речевого этикета, характерные для английского языка в профессиональной сфере.

    Уметь: вести монологическую и диалогическую речь в рамках изученных тем с учетом правил речевого общения в профессиональной сфере;

    переводить аутентичные неадаптированные тексты профессионального характера с английского языка на русский со словарем;

    извлекать необходимую информацию из устных и письменных источников профессионального характера без словаря;

    грамотно использовать грамматические структуры, специальную лексику и термины;

    подготовить устное публичное выступление профессионального характера.

    Владеть: навыками разговорной речи на английском языке и перевода текстов, относящихся к профессиональной деятельности.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины

    Таблица 2

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры

    3

    4

    Аудиторные занятия (всего)

    104

    36

    68

    В том числе:










    Практические занятия (ПЗ)

    104

    36

    68

    Из них в интерактивной форме

    34

    17

    17

    Самостоятельная работа (всего)

    112

    38

    74

    Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




    зачет

    экзамен

    Общая трудоемкость час

    зач. ед.

    216

    74

    142

    6









  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)» iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык...
Майорова В. В. Иностранный язык в профессиональной сфере (немецкий). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере (английский)» iconПояснительная записка 3 Обязательный минимум содержания дисциплины...
Обязательный минимум содержания дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности (немецкий)» 4">