Скачать 83.45 Kb.
|
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте тренировочный текст № 14 как можно быстрее, мысленно систематизируя информацию по ступеням ШАНС. Затем мысленно проверьте заполнение ступеней ШАНС, прочитав для этого текст еще раз. Закончив вторичное чтение, ответьте на вопросы, сформулированные после текста. Составьте его реферат. Выделите ключевые слова. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕКСТ № 14 Маргарет де Корбет ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЗРЕНИИ
Вопросы к тексту 1. Назовите автора текста. 2. Назовите основную проблему, которая рассматривается в тексте. 3. Назовите основную идею текста. 4. Какие определения даны в тексте? ЗАДАНИЕ2. Прочитайте тренировочный текст № 15, составьте его реферат и аннотацию. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕКСТ №15 Г. Хакен, М. Хакен-Крелль ИССЛЕДОВАНИЯ МОЗГА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Человеческий мозг является, пожалуй, самой завораживающей структурой из числа предоставленных в наше распоряжение Природой. Обладая весом около полутора килограммов, мозг содержит в себе невообразимое количество нервных клеток, называемых нейронами; их число — порядка 100 миллиардов — сопоставимо с числом звезд в Млечном Пути. Получить наглядное представление об этом числе можно таким, например способом. Вообразим себе, что в объеме размером с наперсток могут разместиться ровно 100 нейронов. Hy а чтобы расположить таким образом 100 миллиардов нейронов, понадобится куб со стороной 10 метров, до отказа набитый наперстками, в каждом из которых, как мы вообразили, содержится по 100 нейронов. Наш мозг по сравнению с этим кубом мал; и настоящие нейроны — совсем крошечные. Более того, помимо нейронов в мозге находятся еще и так называемые глиальные клетки, а также кровеносные сосуды, обеспечивающие все клетки питательными веществами, кислородом, гормонами и т. п. Нельзя забывать о многочисленных связях между нейронами, которые пронизывают мозг и — подобно телефонным проводам — обеспечивают связь между нейронами. Если подумать о том, что каждый нейрон может быть таким образом связан с десятком тысяч своих собратьев, то перед нашим мысленным взором непременно возникнет образ чрезвычайно плотной сети — поистине неимоверного чуда миниатюризации. Все это приводит нас к мысли, насколько сложно строение мозга, и соответственно, насколько трудновыполнимы задачи, связанные с исследованием столь сложного объекта — и еще колоссальней выглядит идея создания подобной конструкции. В качестве иллюстрации используем такой факт: ежесекундно мозг обрабатывает огромные объемы получаемой в процессе восприятия информации (сюда входят любые проявления внешнего мира: живописные картины, зажигательные мелодии, приятные запахи и т. д.) и делает это с молниеносной быстротой. Однако связь мозга с мышлением и чувствами не всегда была для людей столь уж очевидной. В древние времена эти функции приписывали сердцу. Отголоски такого взгляда на природу мышления мы и по сей день находим в речи: «с открытым сердцем», «тяжело на сердце», «затаить в сердце обиду» и т. п. Прошло немало времени, прежде чем роль мозга в мышлении, чувствовании, восприятии стала общепризнанной. История древних исследований мозга очень показательна: до тех пор, пока не появится и не закрепится верная теория, очень трудно порой бывает постичь суть исследуемого явления. Знаменитый греческий врач Гиппократ (460-370 г. до н. э.), стремившийся поставить медицину на естественно-научный фундамент, уже имел взгляды на мозг, схожие с сегодняшними, однако они не получили признания современников и потомков — ведь этим взглядам противостояли воззрения не менее прославленного грека, великого философа Аристотеля (384-322 г. до н. э.), утверждавшего, что мышление порождается сердцем. Уже после смерти Аристотеля в Александрийской Академии собрались ученые и врачи, объединенные интересом к изучению функций мозга и нервной системы. Двое из этих античных ученых мужей — Герофил и Эрасистрат вошли в историю медицины как основоположники новой науки и первооткрыватели мира человеческой анатомии. Исследования привели их к убеждению, что человеческое тело обладает обширной нервной системой, центром которой является мозг. Они предположили, что мозг, кроме того, служит местом обитания души и связан с процессом мышления. Тем самым были заложены первые камни фундамента, на котором выстроена вся современная теория мозга. Окончательный перелом в теории произошел только во втором веке н. э. благодаря трудам греко-римского врача Клавдия Галена. Гален использовал для своих опытов раненых гладиаторов и трупы животных, однако до современного уровня исследований было еще далеко. Более тысячи лет продолжался застой в экспериментальной медицине. С приходом Ренессанса началась новая эпоха открытий. Анатомы того времени уже знали, как выглядит мозг, укрытый от глаз в черепной коробке: серо-белая масса, напоминающая формой извилин грецкий орех. После изобретения голландцем А. Левенгуком микроскопа (1677 г.) ученые получили возможность заняться изучением структуры мозга и нервных клеток. Итальянскому нейрологу К. Гольджи мы обязаны изобретением метода, позволяющего рассмотреть под микроскопом отдельные нервные клетки, особым образом окрашенные. Параллельно с этими исследованиями шло развитие других дисциплин, заложивших фундамент для дальнейших исследований нейронов. Современные исследования мозга преследуют несколько различных целей. Во-первых, эти исследования направлены на решение медицинских задач. Кроме того, в процессе исследований постоянно совершенствуются методы диагностики. Следующее, не менее важное направление определяется чисто научными интересами ученых, т. е. нацелено на получение фундаментальных знаний о строении и функционировании мозга, о принципах, на которых основана почти неимоверная— хотя, безусловно, кажущаяся легкость, с которой человеческий мозг собирает и обрабатывает информацию. Какова природа впечатлений — зрительных, обонятельных и т. п.? Каким образом происходит обработка информации, переданной ощущениями? Как работает память? Что определяет способность человека обучаться? Существенно сложнее понять, что стоит за такими чувствами как ярость, печаль, радость; каким образом протекает процесс проективного мышления, и как все это влияет на развитие планов действий, в конечном счете приводящих желание к исполнению... Перечисление способностей человеческого мозга, естественно, можно продолжить и дальше — перед учеными простирается гигантское, почти невообразимое поле деятельности. Наконец, назовем еще одно направление в науке, занятое раскрытием тайны мозга: теория вычислительных систем, напрямую связанная с исследованием «принципов действия» человеческого мозга. Уже сейчас существуют компьютеры, работающие по принципу нейронных сетей - природного феномена, воспроизведенного человеческими руками, попытка, так сказать, «подсмотреть» кое-что у Природы. Тайны восприятия – пер. с нем. А.Р. Логунова, М.: Институт компьютерных технологий, 2002. С. 53-56 Аннотирование и реферирование Умение отделять главную (ключевую) информацию от второстепенной (уточняющей, повторной, избыточной) поможет легко, без каких-либо трудностей написать аннотацию или реферат любого текста, если вы знакомы с требованиями к реферату или аннотации. Такие требования излагаются в ГОСТе. В соответствии с этими требованиями составляются рефераты и аннотации для реферативных журналов и каталогов, а также для подготовки научных работ к печати. Разумеется, если реферат или аннотация составляются для личного пользования, то они могут иметь и произвольную форму. Реферирование текста. Реферирование текста заключается в кратком и обобщенном изложении материала, с достаточной полнотой дающем ответ на вопрос, что нового, существенного содержит рассматриваемый первоисточник, в чем заключается особенность излагаемой в нем точки зрения. Реферат включает в себя основное содержание первичного документа, данные о характере работы, методику и результаты исследования. Из реферата читатель (специалист) должен понять, необходимо ли ему знакомиться с первичным документом. В большинстве случаев реферат не предназначен для замены первоисточника, он только может помочь читателю отобрать необходимую ему литературу для чтения. В тексте реферата следует отразить следующие данные, если они имелись в первоисточнике: - исследуемая проблема, предмет, цель исследования; - выводы автора и пути практического применения результатов работы; -ссылки на наличие библиографии и иллюстративного материала; - технология, применимое оборудование, условия проведения исследования; -таблицы, схемы, графики, формулы, необходимые для уяснения основного содержания документа. Основное требование к реферату – объективность (точное изложение сути реферируемой работы, взглядов автора), полнота (отражение всех существенных вопросов, изложенных в тексте), общеупотребительное в данной отрасли науки и техники использование терминологии. Термины, употребляемые более трех раз, следует заменять аббревиатурой. Аннотирование текста. Суть аннотации – дать предельно сжатую характеристику первоисточника, имеющую чисто информационное и справочно-библиографическое назначение. Аннотация в отличие от реферата не раскрывает содержание материала, а лишь сообщает о наличии материала на определенную тему, указывает источник и дает самое общее представление о содержании. Аннотирование – переработка документа и создание вторичного документа, дающего предельно краткую характеристику публикации с точки зрения ее содержания, назначения и основных особенностей. Аннотация должна дать читателю представление о незнакомой публикации и помочь в поиске и отборе необходимой информации. По целевому назначению и содержанию аннотации делятся на справочные и рекомендательные; по полноте охвата содержания и первичного документа и по тому, на какой круг специалистов она рассчитана, на общие и специальные. Но аннотация любого вида состоит из двух частей: библиографического описания и текста. Библиографическое описание включает следующие сведения: -тема аннотируемого документа; - характеристика его проблематики и основного содержания, главные выводы автора; -вид аннотируемого документа (книга, статья, справочник и т.д.); -назначение аннотируемого документа, задачи, поставленные автором; -метод, используемый автором (при аннотировании научных и технических публикаций); -характеристика новизны, оригинальности, актуальности проблемы, теоретической и практической ценности работы. Объем справочной аннотации (для быстрого и беглого просмотра)– до 10-15 строк. Цель рекомендательной аннотации (назначение – дать оценку документа) – дать предварительное представление о документе, заинтересовать читателя, показать место данной публикации среди других на аналогичную тематику. Композиция рекомендательных аннотаций зависит от того, что составители аннотации считают самым существенным и интересным. Отбор сведений для аннотации и порядок их следования зависят от содержания и характера аннотируемого документа, назначения аннотации и круга читателей. Язык аннотации должен быть лаконичным и простым. |
Проблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение) Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коммуникативные: ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; учатся задавать вопросы. Регулятивные: формулировать и удерживать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознакомить учащихся с новым учебником, формировать навыки словесного творчества Тренировать в чтении произведений, умении ставить... | 1. (2г). Вступ Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Конспект урока литературы Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Конспект театрализованного занятия в Старшей группе Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Конспект родительского собрания в средней группе Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | О чём может рассказать миф? Ученики должны сформулировать к тексту продуктивные вопросы. Как рождается вопрос, помогает понять схема | ||
Памятка по работе с книгой (в том числе и с учебником) Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Конспект совместной театрально игровой деятельности в средней группе Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Г. Псков 09 сентября 2013 года в рамках решений, принятых на рабочей... Псковской области (далее по тексту – рабочая группа) от 07 августа 2013 г состоялась встреча Уполномоченного по защите прав предпринимателей... | Конспект по театрализованной деятельности. Сказка «Заюшкина избушка» во 2 младшей группе Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ответы на вопросы по тексту, самостоятельное выполнение задания, подготовка к пересказу | Календарне планування уроків з української мови у 9-х класах на 2011-2012 н р. І семестр Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
Конспект доминантного занятия по творчеству с элементами театрализованной... Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – обучение умению делить текст на части, составлять план, ставить вопросы к тексту |