Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность»





Скачать 188.16 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность»
Дата публикации18.01.2015
Размер188.16 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Численные методы»

для специальности 090102.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной математики и кибернетики
Программа дисциплины «Численные методы»


для специальности 090102.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста

Автор программы:

Перескоков А.В. , к.ф.-м.н., доцент, pereskokov62@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры прикладной математики «29» июля 2012 г.

Зав. кафедрой М.В.Карасев
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь В.П. Симонов

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 090102 «Компьютерная безопасность» по специализации «Математические методы защиты информации», изучающих дисциплину «Численные методы».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОС 090102 Компьютерная безопасность.

  • Образовательной программой 090102.65 «Компьютерная безопасность».

  • Рабочим учебным планом университета по специальности 090102.65 «Компьютерная безопасность», специализации «Математические методы защиты информации», утвержденным в 2013 г.



2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Численные методы» являются обеспечение выполнения требований, изложенных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 090102 «Компьютерная безопасность». Изучение дисциплины направлено на формирование перечисленных ниже компетенций.

Задачи дисциплины состоят в изучении численных методов и в освоении современных компьютерных технологий их применения.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать

    - основные понятия теории численных методов,

    - основные вычислительные методы,

    - свойства и методы исследования алгоритмов вычислительной математики.

    Уметь

    - исследовать численные методы для решения нелинейных уравнений, систем линейных алгебраических уравнений, дифференциальных уравнений, для приближения функций, а также для численного дифференцирования и интегрирования,

    - обоснованно выбирать и использовать вычислительные методы при решении прикладных задач на компьютере.

Иметь навыки

- применения численных методов при моделировании реальных систем.


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку дисциплин по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

    - Математический анализ.

    - Алгебра.

    - Дифференциальные уравнения.

    Для учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    - Основами математического анализа, алгебры и теории обыкновенных дифференциальных уравнений, умение производить дифференцирование и интегрирование функций нескольких переменных, решать простейшие дифференциальные уравнения,



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изуче-

нии следующих дисциплин:

    -Методы оптимизации

    -Оптимизация в дискретных системах


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Теория погрешностей

7

2




2

3

2

Методы решения нелинейных уравнений

9

3




2

4

3

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений

18

6




3

9

4

Приближение функций

17

6




3

8

5

Численное дифференцирование и интегрирование

9

3




1

5

6

Численные методы решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений

17

6




3

8

7

Основные понятия теории разностных схем

23

8




3

12

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2







Текущий

(9 неделя)

Контрольная работа

*










письменная работа 80 минут
















Итоговый

Зачет




















6.1Критерии оценки знаний, навыков




Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов на семинарах; правильность решения задач на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: регулярность и правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,3 * Отекущий + 0,2 * Оауд + 0,5 * Осам.работа

где Отекущий =Оконтр.работа.;
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *·Озач

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: в пользу студента.

7Содержание дисциплины


    Раздел 1. Название раздела: Теория погрешностей


Содержание тем (для лекции, семинара)

Источники и классификация погрешностей. Абсолютная и относительная погрешности. Погрешности арифметических операций над приближенными числами. Погрешность функции одной и многих переменных.
Количество часов аудиторной работы - 2.

Общий объем самостоятельной работы - 3.

Литература по разделу: 1) из основного списка литературы, раздела 1) из дополнительного списка литературы раздела 10.
Раздел 2. Название раздела: Методы решения нелинейных уравнений

Содержание тем (для лекции, семинара )

Локализация корней. Метод бисекции. Метод простой итерации. Условие сходимости, оценки погрешности. Метод Ньютона.
Количество часов аудиторной работы - 2

Общий объем самостоятельной работы - 4.

Литература по разделу: 1) из основного списка литературы, раздела 1) из дополнительного списка литературы раздела раздела 10.
Раздел 3. Название раздела: Методы решения систем линейных алгебраических уравнений

Содержание тем (для лекции, семинара)

Прямые методы. Метод Гаусса. Метод Гаусса с выбором главного элемента. Применение метода Гаусса для решения задач линейной алгебры. Метод прогонки. Норма вектора и матрицы. Обусловленность задачи решения системы линейных алгебраических уравнений. Итерационные методы. Метод простой итерации. Условия сходимости, оценки погрешности. Метод Зейделя.
Количество часов аудиторной работы - 3.

Общий объем самостоятельной работы - 9.
Литература по разделу: 1) из основного списка литературы, раздела 1) из дополнительного списка литературы раздела 10.
Раздел 4. Название раздела: Приближение функций

Содержание тем (для лекции, семинара)

Постановка задачи приближения функций. Интерполяционный многочлен Лагранжа. Оценка погрешности интерполяции. Разделенные разности и их свойства. Интерполяционный многочлен Ньютона. Интерполяция сплайнами. Метод наименьших квадратов.
Количество часов аудиторной работы - 3.

Общий объем самостоятельной работы - 8.
Литература по разделу: 1) из основного списка литературы, раздела 1) из дополнительного списка литературы раздела 10.
Раздел 5. Название раздела: Численное дифференцирование и интегрирование

Содержание тем (для лекции, семинара)
Простейшие формулы численного дифференцирования. Вычислительная погрешность формул численного дифференцирования. Простейшие квадратурные формулы. Формулы прямоугольников, трапеций, Симсона. Априорные оценки погрешности. Правило Рунге оценки погрешности.
Количество часов аудиторной работы - 1.

Общий объем самостоятельной работы - 4.
Литература по разделу: 1) из основного списка литературы, раздела 1) из дополнительного списка литературы раздела 10.

Раздел 6. Название раздела: Численные методы решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений

Содержание тем (для лекции, семинара)
Численные методы решения задачи Коши для дифференциального уравнения первого порядка. Основные понятия и определения. Явный и неявный метод Эйлера. Использование формулы Тейлора. Методы Рунге-Кутта. Оценка погрешности по правилу Рунге. Устойчивость численных методов решения задачи Коши. Понятие жесткой системы дифференциальных уравнений.

Количество часов аудиторной работы - 3.

Общий объем самостоятельной работы - 9.
Литература по разделу: 1) из основного списка литературы, раздела 1) из дополнительного списка литературы раздела 10.

Раздел 7. Название раздела: Основные понятия теории разностных схем

Содержание тем (для лекции, семинара)
Разностные схемы для краевых задач в случае обыкновенных дифференциальных уравнений второго порядка. Основные понятия теории разностных схем. Решение начально-краевой задачи для одномерного уравнения теплопроводности разностным методом.

Задача Дирихле для уравнения Пуассона. Разностная схема. Принцип максимума. Начально-краевая задача для двумерного уравнения теплопроводности. Явная и неявные схемы.
Количество часов аудиторной работы - 3.

Общий объем самостоятельной работы - 12.
Литература по разделу: 2) из основного списка литературы, раздела 2) из дополнительного списка литературы раздела 10.

8Образовательные технологии


 FILLIN \* MERGEFORMAT Рекомендуемые образовательные технологии: – чтение лекций, – проведение практических занятий,  проведение контрольнойх работы, выполнение домашнего задания,  проведение зачета. 

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тема заданий утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов.


  1. Виды погрешностей. Абсолютная и относительная погрешности. Правила записи приближенных чисел. Округление.

  2. Погрешности арифметических операций. Погрешность функции.

  3. Решение нелинейных уравнений. Метод бисекции.

  4. Метод простой итерации для решения нелинейных уравнений.

  5. Метод Ньютона (метод касательных).

  6. Решение систем линейных алгебраических уравнений ( СЛАУ). Метод Гаусса. Метод Гаусса с выбором главного элемента.

  7. Применение метода Гаусса к решению задач линейной алгебры.

  8. Норма вектора и матрицы. Обусловленность задачи решения СЛАУ.

  9. Метод простой итерации для решения СЛАУ.

  10. Метод Зейделя.

  11. Метод Гаусса и LU-разложение.

  12. Метод Холецкого ( метод квадратного корня).

  13. Метод прогонки.

  14. Постановка задачи интерполяции. Интерполяционный многочлен Лагранжа.

  15. Погрешность интерполяции.

  16. Разделенные разности. Интерполяционный многочлен Ньютона.

  17. Метод наименьших квадратов.

  18. Сплайны.

  19. Численное интегрирование. Формулы прямоугольников, трапеций, Симпсона.

  20. Априорные оценки погрешности. Правило Рунге оценки погрешности.

  21. Численное дифференцирование.

  22. Явный и неявный метод Эйлера.

  23. Оценка качества численных методов. Оценка глобальной погрешности явного метода Эйлера.

  24. Использование формулы Тейлора для получения численных методов.

  25. Методы Рунге-Кутта.

  26. Оценка погрешности по правилу Рунге. Автоматический выбор шага.

  27. Устойчивость численных методов решения задачи Коши.

  28. Понятие жесткой системы дифференциальных уравнений.

  29. Разностная схема в случае первой краевой задачи для о.д.у. второго порядка.

  30. Разностная схема в случае третьей краевой задачи для о.д.у. второго порядка.

  31. Правило Рунге оценки погрешности. Метод стрельбы.

  32. Основные понятия теории разностных схем.

  33. Решение начально-краевой задачи для одномерного уравнения теплопроводности разностным методом. Явная схема. Условие устойчивости.

  34. Решение начально-краевой задачи для одномерного уравнения теплопроводности разностным методом. Неявная схема. Схема Кранка-Николсона.

  35. Задача Дирихле для уравнения Пуассона. Разностная схема. Методы решения.

  36. Задача Дирихле для уравнения Пуассона. Принцип максимума. Единственность и устойчивость решения разностной схемы.

  37. Начально-краевая задача для двумерного уравнения теплопроводности. Явная и неявная схемы.

  38. Начально-краевая задача для двумерного уравнения теплопроводности. Схема переменных направлений.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Амосов А.А., Дубинский Ю.А., Копченова Н.В. Вычислительные методы для инженеров. Москва: Издательство МЭИ, 2003.

10.2Основная литература


  1. Н.В. Копченова, И.А. Марон. Вычислительная математика в примерах и задачах. СПб. «Лань». 2008.

  2. Б.И. Прокопов. Алгоритмы численного решения нелинейных уравнений М.: МИЭМ, 2008.

  3. В.М. Вержбицкий. Основы численных методов. М: «Высшая школа». 2005.

  4. А.А. Амосов, Ю.А. Дубинский, Н.В. Копченова. Вычислительные методы для инженеров. М.Изд-во МЭИ, 2003.

  5. А.А. Самарский, П.Н. Вабищев. Задачи и упражнения по численным методам. М: «КомКнига», 2007.



10.3Дополнительная литература


Волков Е.А. Численные методы. Москва: Наука, 1987. Самарский А.А., Гулин А.В. Численные методы. Москва: Наука, 1989. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы. Москва: Наука, 1987.

10.4Справочники, словари, энциклопедии

10.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

    Wolfram MATHEMATICA, Maple, Mathcad, MATLAB.


11Материально-техническое обеспечение дисциплины



Не требуется.

Приложение

Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине

Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.

  1. Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:

































  1. Таблица 1. Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается 1 этап (модуль)


  2. Элемент оценки

    Накопленная оценка

    Итоговая оценка за экзамен/ зачет

    Результирующая оценка
    за дисциплину
    (Выставляется в диплом)

    Текущий контроль

    Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)

    Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

    Действия преподавателя

    1

    Выставление оценки
    в 10-балльной системе
    по каждой форме текущего

    контроля (эссе, контрольная работа, домашнее задание, реферат, коллоквиум)

    Выставление оценки Оауд по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    ВАЖНО: в НИУ ВШЭ в рамках аудиторной работы

    не оценивается посещение лекций, семинарских занятий и практических занятий, а только работа студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)

    Выставление оценки Осам.работа по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)

    Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

    1

    Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

    2

    Определение весов ni (ВНИМАНИЕ, сумма ni =1)

    2

    Орезульт =

    q1·Оитог.контроль + q2·Онакопленная


    3

    Расчет оценки за текущий контроль Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз

    Определение весов k1 k2 k3 (ВНИМАНИЕ, сумма ki =1, в случае, если преподаватель не учитывает аудиторную и самостоятельную внеаудиторную работу студентов, то k2 и k3 равны 0 (нулю), а k1=1).










    Расчет накопленной оценки

    Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

    Что получается в результате

    Онакопленная*

    Оитог.контроль

    Орезультирующая*
    Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).

Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей)





Промежуточная оценка
за 1 этап

Промежуточная оценка
за 2 этап

Накопленная оценка 3 (за 3 тап)

Итоговая оценка
за экзамен/ зачет

Результирующая оценка
за дисциплину

(Выставляется
в диплом)

Элемент оценки

Накопленная
оценка 1

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 1) (ВАЖНО!
Не является блокирующей)

Накопленная
оценка2

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 2)

(ВАЖНО!
Не является блокирующей)

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная
работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Действия
преподавателя

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия
преподавателя
(таблица 1)

Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

Орезульт итог =

q1·Оитог.контроль +

q2·Онакопленная

Результат

этап

Опромежуточная 1*

Опромежуточная 2*

Онакопленная 3*

Оитог.контроль

Орезультирующая Итог*

ИТОГ

Онакопленная Итоговая=промежут 1+ Опромежут 2+ Онакопленная 3):кол-во модулей

Среднее арифметическое от суммы оценок.
* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconПрограмма дисциплины Операционные системы для специальности 090102....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности «090102 Компьютерная...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 090102. 65 – «Компьютерная безопасность», очной формы...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconПрограмма дисциплины Языки Ассемблера  для специальности 090102 «Компьютерная безопасность»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения специальности...
Иванов Д. И. Алгебра. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, специальности 090301. 65...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: функциональный анализ, теория дифференциальных уравнений, теория управления,...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа для студентов направления 090301. 65 Компьютерная...
Хохлов А. Г. Математический анализ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 090301. 65 Компьютерная...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины современные технологии математического...
Специальность научных работников: 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины современные технологии программирования...
Специальность научных работников: 05. 13. 18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа дисциплины «Компьютерная анимация» для специальности 032401 «Реклама»
Дисциплина «Компьютерная анимация» предназначена для реализации требований учебного заведения к уровню подготовки выпускников по...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Методы компьютерного моделирования. Статистическое моделирование Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа для студентов направлений: 090301. 65 «Компьютерная безопасность»
...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа учебной дисциплины численные методы Уровень основной...

Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине...
Курсовая работа согласно учебному плану для специальности 170500 выполняется студентами 2-го курса на 3-ем семестре и составляет...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconРабочая программа по дисциплине «Теоретико-числовые методы в криптографии»...
Дисциплин как алгебра, теория чисел, теория сложности. Студентам, изучающим криптографию всерьез, необходимо знание ее математических...
Программа дисциплины «Численные методы» для специальности 090102. 65 «Компьютерная безопасность» iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 090301. 65 «Компьютерная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск