Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга»





Скачать 144.07 Kb.
НазваниеДоклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга»
Дата публикации26.01.2015
Размер144.07 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад
Доклад «Ведение ГКН, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга»
1.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга создан в 1991 году с целью реализации положений законодательства о земельной реформе и совершенствования системы учета объектов недвижимости и соответственно налогообложения. С момента создания Комитета в Санкт-Петербурге, впервые в России были разработаны правила и принципы кадастровой нумерации объектов недвижимости, кадастрового деления территории, создана объектно-адресная система, утвержден порядок присвоения адресов объектам недвижимости, создана и внедрена технология проведения кадастрового учета объектов недвижимости и утверждены нормативные документы по порядку его проведения. Эти условия создали базис для разработки и внедрения системы автоматизации кадастрового учета.

Целями создания автоматизированной системы кадастрового учета являлись:

- комплексная автоматизация процедур кадастрового учета от выдачи технических заданий на проведение межевания до выдачи документов кадастрового учета,

- минимизация ручного труда и субъективизма в принятии решения,

- учет всех видов объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений и их нежилых частей),

- организация взаимодействия со специализированными топогеодезическими организациями по предоставлению, проверке и включению в базу данных результатов землеустроительных работ в электронном виде.

Принципы, реализованные в автоматизированной системе:

- ведение всех картографических данных кадастра объектов недвижимости в единой системе координат,

- единство семантических (правовых) и пространственных данных об объекте,

- ведение истории изменений объектов недвижимости, включая изменение пространственного положения и границ,

- доступность полной совокупности сведений об объекте недвижимости, включая правовые и исторические сведения, при принятии решения о кадастровом учете,

- персональная ответственность исполнителя за принятие решений о кадастровых действиях,

- автоматизированное осуществление контроля качества выполнения работ по межеванию путем применения алгоритмов проверки раздела топогеодезических работ,

- автоматизированная проверка контуров земельных участков на пересечение и чересполосицу со смежными объектами недвижимости
До 1998 в данной системе осуществлялся кадастровый учёт земельных участков, зданий, сооружений и их нежилых частей одновременно с регистрацией прав.
Принятая в промышленную эксплуатацию информационно-технологическая система «Кадастр-2» (далее – ИТС «Кадастр-2»), объединяет 24 автоматизированных рабочих места, предназначенные для ведения Кадастра объектов недвижимости, в котором содержится более 90 слоев картографической информации и представляет собой распределенную базу данных, состоящую из сервера центрального офиса и 16-ти серверов районных подразделений, синхронизация данных между которыми осуществляется с использованием стандартных механизмов репликации СУБД Oracle 11g по высокоскоростным оптоволоконным каналам связи, что в совокупности позволяет минимальным количеством сотрудников обеспечить своевременность и качество исполнения кадастровых процедур (ни одной жалобы за период эксплуатации).

Интегрированная система поддерживает информационное взаимодействие и обмен информацией более чем с 80 исполнительными органами государственной власти и организациями.

Начиная с 2000 года в системе реализуются все требования федеральных нормативных правовых актов, включая ведение форм ЕГРЗ, кадастровых паспортов и кадастровых выписок, выгрузка сведений на портал Росреестра и Управление ФНС, приём заявлений и выдача сведений в электронном виде с использованием портала госуслуг Росреестра. При этом объём предоставляемых сведений об объектах недвижимости достаточен для автоматического заполнения первого подраздела ЕГРП.

Информационное наполнение базы данных на сегодняшний день составляет:

5711 - кадастровых кварталов, 106070 - земельных участков, 162544 - частей земельных участков (обременений), 246616 - экспликаций на земельном участке, 1143880 - межевых знаков, 92851 - зданий сооружений, 73067 - помещений, 57297 - технических заданий на выполнение кадастровых работ, 12109 - результатов приемки кадастровых работ, 134068 - объектов адресной системы, 1068 - водных объектов и множество других сведений.

В единой системе координат с привязкой к местности ведутся и используются следующие геоинформационные слои:

- здания, сооружения,

- земельные участки,

- принятые кадастровые работы (межевание земельных участков),

- части земельного участка (экспликации зданий, сооружений),

- части земельного участка (зоны особого режима использования),

- части земельного участка (зоны по видам использования),

- зоны с особым режимом использования (охранные зоны инженерных коммуникаций канализации, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения),

- дополнительные сведения из государственного кадастра недвижимости (технические задания на проведение кадастровых работ),

- красные линии (проекты планировки),

- зоны особого режима использования,

- границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (проект межевания),

- границы застроенных земельных участков (проект межевания),

- ранее разработанные проекты границ землеотводов,

- границы кадастровых кварталов,

- границы условных кадастровых кварталов,

- строительные кварталы,

- функциональные зоны в соответствии Генеральным планом развития Санкт-Петербурга,

- территориальные зоны в соответствии с Правилами землепользования и застройки,

- объекты культурного наследия,

- территории объектов культурного наследия,

- зеленые насаждения общего пользования в соответствии с Законом Санкт-Петербурга о зеленых насаждениях общего пользования,

- внутриквартальное озеленение в соответствии с Законом Санкт-Петербурга,

- сведения о реконструкции кварталов,

- геонимы (улицы, проспекты, площади и т.д.)

- города-поселки,

- топонимы,

- водные объекты,

- железные дороги,

- границы муниципальных округов,

- границы административных районов,

- границы окружных избирательных комиссий,

- границы судебных участков

и другие.

За время эксплуатации ИТС Кадастр-2 постоянно исполняются сроки проведения кадастрового учета, установленные федеральным законодательством, отсутствуют очереди на проведение кадастровых процедур, не поступало жалоб по вопросам сроков и порядка проведения кадастрового учета объектов недвижимости.
Система кадастрового учета объектов недвижимости в
Санкт-Петербурге устойчиво работает более 18 лет. Данная система обеспечивает конституционные права собственников объектов недвижимости, информативна и прозрачна для регистрации прав на объекты недвижимости, взимания налогов за земельные участки и иные объекты недвижимости, совершения сделок с объектами недвижимости, позволяет качественно проводить кадастровую оценку земельных участков и готова для проведения кадастровой оценки иных объектов недвижимости. Система кадастрового учета в целом и существующая система присвоения кадастровых номеров в Санкт-Петербурге высоко оценена профессиональными участниками рынка недвижимости.
2. Кадастровое деление и структура кадастровых номеров.

Указанная система присвоения кадастровых номеров позволяет однозначно определять принадлежность помещения зданию, а также нахождение здания на земельном участке, что позволит в дальнейшем в автоматическом режиме перейти на учет единого объекта недвижимости (земельного участка и объектов, расположенных на нем).

Данная система отвечает одному из основных принципов земельного законодательства, указанного в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, что упрощает регистрацию прав на объекты недвижимости (не надо делать дополнительных запросов, на каком земельном участке расположен объект недвижимости или какие объекты недвижимости расположены на земельном участке).

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ними объектов недвижимости, заложенный законодателем в Земельном кодексе РФ, является развитием основ системы кадастрового учета недвижимости, структуры кадастровых номеров, содержащихся в постановлении Правительства РФ № 475, Федеральном законе № 122-ФЗ.

Развитие принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости нашло отражение в таких основополагающих актах Российской Федерации, как Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон № 122-ФЗ, Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее – кадастровый номер).

Пунктом 4 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что в случае если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, в государственный кадастр недвижимости дополнительно вносится кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства.

Статьей 35 Земельного кодекса РФ установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Эти же принципы закреплены в статьях Гражданского кодекса РФ, регулирующих объем прав на земельный участок в случае перехода прав на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке:

- статья 273 ГК РФ: при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом;

- статья 552 ГК РФ: по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом. Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

- статья 652 ГК РФ: по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования. В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок. Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением. Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

Следовательно, гражданский оборот зданий, сооружений помещений должен осуществляться вместе с земельными участками, на которых они расположены.

Тенденции развития российского законодательства определяют то обстоятельство, что логичным и последовательным является установление структуры кадастрового номера здания, сооружения, содержащей номер земельного участка, на котором данный объект расположен. Соответственно, структура кадастрового номера помещения должна содержать номер здания, в котором расположено помещение.

Развитие системы кадастрового учета объектов недвижимости не может осуществляться в отрыве от требований норм законодательства об обороте недвижимых вещей.

3

04.04.2011 принят приказ Министерства экономического развития РФ № 144, регулирующий порядок кадастрового деления и присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, изменяющий правила кадастрового деления территории Российской Федерации и структуру кадастрового номера объектов недвижимого имущества.

Структура кадастрового номера объекта недвижимости не будет носить иерархического характера, а будет иметь вид: A : Б : В : Г :, где:

А - номер субъекта Российской Федерации,

Б - номер административно-территориального образования, входящего в состав субъекта Российской Федерации,

В - номер кадастрового квартала,

Г – кадастровый номер земельного участка, здания, сооружения, нежилого помещения.

Предлагаемая Приказом № 144 система кадастрового учета объектов недвижимости сводит кадастровый учет лишь к составлению пронумерованного перечня объектов. Это приведет к девальвации кадастрового номера, который не будет являться информативным, содержащим информацию о земельном участке, на котором расположено здание, сооружение, а также о здании, в котором расположено помещение. Кадастровый номер не будет иметь иерархической структуры, что разорвет существующие связи зданий с земельными участками и помещений со зданиями. Данная система кадастрового учета потребует каждый раз при принятии любых управленческих решениях, осуществлении сделок с объектами недвижимости, регистрации прав на объекты недвижимости дополнительных действий по уточнению информации: на каком земельном участке расположено здание, в каком здании расположено помещение, а также какие строения расположены на земельном участке. Предлагаемая система кадастрового учета также не гарантирует невозможности осуществления двойных продаж, а соответственно - двойной регистрации прав на объекты недвижимости (как на здание в целом, так и на отдельные помещения в нем). В действующей в Санкт-Петербурге системе кадастрового учета видно, что сделка со зданием затрагивает интересы собственников помещений. В предлагаемой системе это не отображается .

Особо необходимо отметить, что изменения, вносимые Приказом № 144, требуют внесения изменений не только в систему кадастрового учета Санкт-Петербурга, но и в систему кадастрового учета (порядок присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости) России в целом.

Предлагаемая Приказом № 144 структура кадастровых номеров повлечет для Санкт-Петербурга и для России в целом наступление ряда серьезных последствий:

- социальные последствия: изменение кадастровых номеров 95000 зданий и 73500 помещений вызовет всплеск социальной напряженности (в предвыборный год), связанной с необходимостью дополнительных издержек землепользователей по приведению в соответствие сведениям кадастра объектов недвижимости сведений об объектах, указанных в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах. Психологически каждый собственник объектов недвижимости захочет внести изменения в свои документы для приведения их в соответствие со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, что приведет к резкому увеличению очередей в Росреестре;

- экономические последствия: внесение изменений в действующие (ранее выданные) кадастровые паспорта и получение новых кадастровых выписок, предоставляемых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также в документы, удостоверяющие права на недвижимость. Снизится инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга для инвесторов, в том числе реализующих стратегические проекты, в связи с потерей стабильности системы кадастровых отношений на территории Санкт-Петербурга, непоследовательностью и противоречивостью ее преобразования;

- организационно-административные последствия: необходимо, во избежание разрушения системы информационного обмена между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, внести за счет бюджета Санкт-Петербурга срочные глобальные изменения в более чем 80 информационных систем Санкт-Петербурга, в которых используется информация о кадастровых номерах объектов недвижимости:

  • государственная информационная система «Геоинформационная система Санкт-Петербурга»,

  • информационная система КУГИ,

  • информационная система организаций технической инвентаризации объектов недвижимости,

  • информационная система обеспечения градостроительной деятельности,

  • информационная система инвестора,

  • реестр Казны Санкт-Петербурга,

  • информационная система электронных торгов Фонда Имущества,

  • информационные системы администраций районов,

  • информационные системы предприятий энергетического комплекса.


4

Предлагаемая к внедрению вместо ИТС «Кадастр-2» - АИС ГКН на сегодняшний день имеет следующие недостатки:

- отсутствуют мастера технологических процессов, позволяющих обеспечить одинаковый набор операций для конкретной кадастровой процедуры,

- требуется большое количество ручного неквалифицированного труда по внесению сведений об объекте недвижимости, в том числе о его координатах,

- выдача и удостоверение кадастровых паспортов осуществляется лицом в территориальном отделе, хотя проверка и принятие решения о кадастровом учёте осуществляется в центральном офисе,

- хранение описания границ земельного участка, включая дуговые элементы. В сегодняшней реализации АИС ГКН и формы межевого плана не предусмотрено описывать границы участка с использованием дуги. Таким образом при переносу сведений о границах земельных участков из ИТС «Кадастр-2» в АИС ГКН будут существенно изменены свойства земельных участков – границы участка и его площадь.

- проверка адреса земельного участка на действительность и уникальность. В ИТС «Кадастр-2» адрес земельного участка проверяется на существование в объектно-адресной системе Санкт-Петербурга здания с заявляемым адресом. В АИС ГКН из-за отсутствия достоверной объектно-адресной системы контроль на достоверность и уникальность адреса не осуществляется.

- отображение границ архивного или аннулированного земельного участка на дежурной кадастровой карте,

- внесение сведений о координатах границ земельного участка из обменных форматов, утвержденных приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 23.09.99 № 130 «Об утверждении электронного формата обмена данными ФОД версии 1.1»,

- осуществление проверки качества полевых измерений, выполненных кадастровым инженером. Данная проверка может быть выполнена в рамках процедуры кадастрового учета и обеспечит качество сведений кадастра объектов недвижимости,

- предоставление сведений ГКН для выполнения кадастровых работ в расширенном объеме, а не в объеме кадастрового плана территорий. Данная функция направлена также на повышение качества сведений кадастра объектов недвижимости, т.к. кадастровый инженер получает полный объем согласованных сведений, необходимых для выполнения кадастровых работ, в одном источнике и там же сдает эти работы на проверку,

- формирование кадастрового паспорта КП2 и кадастровой выписки КВ2 с автоматическим оформлением плана и указанием подписей всех частей земельного участка.

5.

Не решенные проблемы для перехода на АИС ГКН:

- отсутствует классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный уполномоченным органом – Министерством экономического развития РФ. Вместо этого предлагается использовать классификатор Росреестра, утвержденный для ведения АИС ГКН. Данный классификатор не соответствует классификатору, используемому при утверждении правил землепользования и застройки и который используется для кадастрового учета земельных участков.

- не завершены работы по синхронизации классификатора адресной системы Санкт-Петербурга и классификатора КЛАДР.

- кадастровые инженеры, осуществляющие свою деятельность на территории Санкт-Петербурга не готовы сдавать межевые планы в формате XML, Сегодня результаты кадастровых работ сдаются в формате ФОД, действующим с 1996 года.


Выводы:
Таким образом, переход с современной информационной системы по ведению кадастра объектов недвижимости на предлагаемую систему с ограниченным функционалом будет являться шагом назад в развитии кадастровой системы Санкт-Петербурга. К тому же переход на эту систему повлечет существенные финансовые затраты многократно превышающие содержание ИТС «Кадастр-2».

Переход на АИС ГКН повлечет увеличение ручного труда и количество неквалифицированного персонала и соответственно отток профессиональных кадров.

Санкт-Петербург готов продолжать эксплуатировать ИТС Кадастр-2, обеспечивая полное взаимодействие с федеральными органами на уровне информационного взаимодействия и поддержания всех информационных сервисов и интерфейсов, реализованных на порталах оказания государственных услуг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconДоклад для выступления на заседании Правительства Санкт-Петербурга...
«О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Реконструкция и техническое перевооружение научно-производственной базы...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconПризнание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей...
Санкт-Петербурга в законодательном порядке (Закон Санкт-Петербурга от 11. 01. 2011 №739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»),...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconОпыт создания школьного сайта кособокова Юлия Сергеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №320 Приморского района Санкт-Петербурга...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconI. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской...
Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconI. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской...
Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconПостановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07. 06. 2011 №731...
Кировском районе Санкт-Петербурга. План разработан с учетом задач, стоящих перед районом в условиях социально-экономического развития...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга 01. 06. 2012 бессрочно, и свидетельства об аккредитации оп 017877, выданного...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconПлан работы Комитета по образованию Санкт-Петербурга на сентябрь 2010 года
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31. 07. 2009 №883
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поддержка: Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по молодежной политике Санкт-Петербурга
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты...
Доклад «Ведение гкн, проблемы и решения. Опыт Санкт-Петербурга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск