Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю





Скачать 198.48 Kb.
НазваниеФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю
Дата публикации18.02.2015
Размер198.48 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



УТВЕРЖДАЮ:

Ректор________________Е.А.Ваганов
«____»__________2010г.

м.п.


ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

Разработчики программы повышения квалификации:

Казанцева В.П., канд. филос. наук

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации:

Казанцева В.П., канд. филос. наук

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Программа для научно-педагогических работников государственных учреждений высшего образования.

1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: в учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в соответствии со стратегическими направлениями экономической модернизации страны, совершенствованием развития системы профессионального образования в области работы с информационными ресурсами, поиска профессиональной информации в электронных библиотеках, локальных и удаленных базах данных; аналитико-синтетическая обработка информации и использование полученных данных в учебном процессе и научной работе.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ
2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.

2.2. Режим обучения 4-8 часов в неделю, в течение месяца

2.3. Формы обучения: с частичным отрывом от работы
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Слушатель, освоивший программу, должен:

3.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК-1.собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по тематике исследования;

ПК-2.использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии для решения информационно–поисковых задач.
3.2. владеть:

- навыками информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности преподавателя, использования информационных технологии, информационных ресурсов для решения профессиональных задач.
3.3. уметь: формировать собственные информационные потребности;

  • вести поиск в корпоративных библиотечных ресурсах;

  • вести поиск в информационных ресурсах учреждений ГСНТИ России и зарубежных информационных центров;

  • определять типы информационно-поисковых задач и составлять алгоритмы их решения;

  • составлять многоуровневое библиографическое описание;

  • составлять рефераты и аннотации;


3.4. знать: основы формирования информационных потребностей;

  • корпоративные библиотечные ресурсы;

  • документальный поток и его составляющие;

  • структуру ГСНТИ России;

  • систему зарубежных информационных центров;

  • справочно-библиографический аппарат библиотеки;

  • методику систематизации документов;

  • приемы поиска информации с использованием информационно-поисковых систем Интернета;

  • методику поиска в электронных библиотеках и базах данных по специальности;

  • одноуровневое и многоуровневое библиографическое описание;

  • методику формализованного анализа научных документов


4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Таблица 1

Структура программы


№ пп

Наименование модулей

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1

2

3

4

5

6

1

Модуль 1.

Государственная политика в образовании.


6

6







2

Модуль 2.

Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества.


12

12







3

Модуль 3.

Технологии доступа к


информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности.

18

18







4

Модуль 4.

Практический модуль.


Решение информационно-поисковых задач. Переработка и оформление информации для профессиональной деятельности.

34




34




5

Итоговая аттестация

2










6

Итого

72 часа


34

38





5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Таблица 2

Учебно-тематический план программы


№ пп

Наименование модулей, разделов и тем

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1

2

3

4

5

6

1

Модуль 1.

Государственная политика в образовании.


6

6









Раздел 1. Основные концепции государственной политики в образовании


6

6









Тема 1. Переход на двухуровневое образование – оптимизация высшего образования России.


3

3









Тема 2. Компетентностный подход как основа государственных образовательных стандартов 3-го поколения.


3

3







2

Модуль 2.

Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества.


12

12









Раздел 1. Информационная компетентность личности в информационном обществе.


4

4









Тема 1.

Информационное общество: отличительные черты, проблемы и противоречия. Ключевые компетенции личности. Информационная компетентность специалиста: сущность понятия и его составляющие.


2

2









Тема 2.


Информация как основа научной коммуникации. Документный поток как показатель развития отрасли. Первичный и вторичный документальный поток

2

2









Раздел 2. Информационные ресурсы общества: их структура, значение для научной и профессиональной деятельности.


12

12










Тема 1. Информационные ресурсы как особый вид ресурсов, их место в стратегических ресурсах государства. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Система правовой информации.

4

4










Тема 2. Библиотеки, архивы и органы информации как системы организации информационных ресурсов общества. Система библиотек России. Типовая структура информационных ресурсов библиотеки университета.

4

4










Тема 3. Система зарубежных информационных центров

4

4







2.

Модуль 3. Технологии доступа к информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности.


18

18









Раздел 1. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.


10

10









Тема 1. Информационно-поисковые системы библиотек. Электронные каталоги, системы классификации. Методы поиска библиографической информации в онлайновых библиотечных каталогах.


4

4









Тема 2. Выбор информационных ресурсов. Поиск информации в профессиональных базах (нормативные документы, патенты и др.). Ресурсы зарубежных баз данных и доступ к ним.0


6

6









Раздел 2. Аналитико-синтетическая переработка информации. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.


8

8









Тема 1. Аналитико-синтетическая переработка информации. Библиографическое описание документа. Формализованный метод свертывания информации (реферат, обзор, аннотация, тезаурус и др.)


4

4









Тема 2. Методика самостоятельной работы с документными источниками информации. Правила оформления библиографического списка литературы. Правила цитирования, оформления цитат и библиографических ссылок.


4

4







3.

Модуль 4.

Практический модуль.


Решение информационно-поисковых задач. Переработка и оформление информации для профессиональной деятельности.

34




34




7

Итоговая аттестация

2










8

Итого

72 часа


36

34






Таблица 3

Учебная программа по модулю


№ п/п

Наименование модуля, разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1.

2.

3.



Модуль 1.

Государственная политика в образовании.







Раздел 1. Основные концепции государственной политики в образовании







Тема 1. Переход на двухуровневое образование – оптимизация высшего образования России.


Двухуровневая система образования. Бакалавриат. Магистратура.



Тема 2. Компетентностный подход как основа государственных образовательных стандартов 3-го поколения.


Государственный стандарт образования. Модульность. Компетенции. Умения. Навыки.



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


  1. Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов.

  2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании". О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
    в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта". Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года



Модуль 2.

Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества.







Раздел 1. Информационная компетентность личности в информационном обществе.


Компетенция, компетентность, компетентностный подход, базовые компетенции



Тема 1.

Информационное общество: отличительные черты, проблемы и противоречия. Ключевые компетенции личности. Информационная компетентность специалиста: сущность понятия и его составляющие.


Компетенция, компетентность. Информационная компетентность



Тема 2.


Информация как основа научной коммуникации. Документный поток как показатель развития отрасли. Первичный и вторичный документальный поток

Система государственной системы информации. Документный поток как показатель развития отрасли Информационно-поисковые системы.



Раздел 2. Информационные ресурсы общества: их структура, значение для научной и профессиональной деятельности.








Тема 1. Информационные ресурсы как особый вид ресурсов, их место в стратегических ресурсах государства. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Система правовой информации.

Информационные ресурсы: структура, значение для научной и профессиональной деятельности.




Тема 2. Библиотеки, архивы и органы информации как системы организации информационных ресурсов общества. Система библиотек России. Типовая структура информационных ресурсов библиотеки университета.

Информационно-поисковые системы библиотек.




Тема 3. Система зарубежных информационных центров

Ресурсы зарубежных баз данных. Коммуникативная компетенция




Практические занятия

Информационно-поисковые системы библиотек. Электронные каталоги, системы классификации. Системы правовой информации

Электронные каталоги крупнейших библиотек России и мира: особенности поиска информации. Роль классификаторов в поиске информации

Информационные ресурсы открытого доступа. Электронные библиотеки. Контекстный поиск.

Профессиональная информация в Интернет. Ресурсы зарубежных баз данных и доступ к ним.





Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Алешин, Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотек: учеб. пособие / Л.И. Алешин.-М.: Литера, 2009.- 352 с.: ил.

  2. Информационная культура магистра: учеб. пособие / В.А. Корешкова, Р.А. Чучукалова, Н.Г. Шевченко и др.; науч. ред. И.А. Цветочкина; отв. ред. Т. А. Вольская, Е.М. Згурская; отв. за вып. Е.Г. Кривоносова; Сиб. федерал. ун-т.-Красноярск : [б.и.], 2007.-178 с.

  3. Хорошилов, А.В. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. хорошилов, С.Н. Селетков, Н.Н. Днепровская. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.

Дополнительная

  1. Коряковцева Н.А. Чтение и образование в информационном обществе: учеб. пособие / Н.А. Коряковцева, В.А. Фокеев.-М.: Литера, 2009.-207 с.

  2. Племнек, А. И. Глоссарий современных библиотечных терминов : понятия, определения, источники / А. И. Племнек, Н. В. Соколова, С. О. Шапошников. – М. : Логос, 2005. – 176 с.

  3. Сафиуллина, З. А. Информация: ценность и оценка : науч.- практ. пособие / З. А. Сафиуллина. – М. : Либерея, 2006. – 222 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 40).






Модуль 3. Технологии доступа к информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности.





Раздел 1. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.







Тема 1. Информационно-поисковые системы библиотек. Электронные каталоги, системы классификации. Методы поиска библиографической информации в онлайновых библиотечных каталогах.


Информационные компетенции. ИПС. Электронные каталоги. Системы классификации



Тема 2. Выбор информационных ресурсов. Поиск информации в профессиональных базах (нормативные документы, патенты и др.). Ресурсы зарубежных баз данных и доступ к ним.


Поиск документов по теме. Классификаторы. Терминологические словари



Раздел 2. Аналитико-синтетическая переработка информации. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.







Тема 1. Аналитико-синтетическая переработка информации. Библиографическое описание документа. Формализованный метод свертывания информации (реферат, обзор, аннотация, тезаурус и др.)


Библиографическое описание документа. Стандарты на описание разнородных документов.



Тема 2. Методика самостоятельной работы с документными источниками информации. Правила оформления библиографического списка литературы. Правила цитирования, оформления цитат и библиографических ссылок.


Навыки самостоятельной работы с документными источниками информации. Составление и оформление библиографического списка литературы, цитат, ссылок




Практические занятия

Информационно-поисковые системы библиотек.

Библиографическое описание документа. Свертывание информации (реферат, обзор, аннотация и др.). Правила цитирования, оформление цитат и библиографических ссылок.

Поиск нормативно-технической документации. Стандарты, патенты. Базы данных нормативных документов. ФИПС и др.

Методика самостоятельной работы с документными источниками информации




Самостоятельная работа

Составление аннотированного списка литературы по теме научной работы




Используемые образовательные технологии

Использование деятельностного метода в обучении; метода проектно-исследовательской деятельности; информационных технологий в обучении




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Хорошилов, А.В. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. хорошилов, С.Н. Селетков, Н.Н. Днепровская. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.

Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. – СПб.: Профессия, 2006. – 224 с.

Стратегический план Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2008–2013 гг.). – М.:Межрегион.центр библ.сотрудничества, 2009. – 48 с.

Вольская, Т. А. Основы информационно-библиографической культуры : электронный каталог : метод. указания / Т. А. Вольская, Е. М. Згурская, Н. Г. Шевченко ; Краснояр. гос. техн. ун-т. - Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2006. – 15 с. – (Учебно-методическая литература).

Основы информационной культуры. Библиографическое описание документа : метод. пособие / сост. С. П. Аникина ; науч. б-ка Краснояр. гос. ун-та [НБ КрасГУ]. − Красноярск : Изд-во КрасГУ, 2006. − 25 с.

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления : стандарт. − Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; Введ. с 2004-07-01. − М. : Изд-во стандартов, 2004. − 48 с.

ГОСТ 7.59-2003 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации : стандарт. - Взамен ГОСТ 7.59-90; Введ. с 2006-01-01. - Минск : Стандартинформ, 2005. - 6 с.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Общие требования и правила составления: стандарт. – Введен 01.01.2009. – М.: Стандартинформ. – 2008. – 19 с.




Примерные темы итоговых аттестационных работ

1.Составление аннотированного списка литературы по теме научной работы с указанием места хранения документа или наличия полного текста документа в электронном виде.

2 Составление аналитического обзора литературы по определенной теме, выбранной слушателями самостоятельно.
6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ

Таблица 4

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей


Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки



Модуль 1.

Государственная политика в образовании. Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества.


Знание ГОС ВПО, литературы вопроса, владение терминологическим аппаратом

Собеседование



Модуль 2.

Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества.


Владение терминологическим аппаратом, информационными ресурсами.

Собеседование







Модуль 3.

Технологии доступа к


информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности.

Умение находить, перерабатывать и оценивать информацию.

Зачет



Модуль 4.

Практический модуль.


Решение информационно-поисковых задач. Переработка и оформление информации для профессиональной деятельности.

Умение формулировать поисковый запрос, знать источники информации, описывать по стандартам и правилам найденную информацию.

Зачет




Итоговая аттестация




Защита аттестационной работы







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconРеферат Дистанционное образование в высшем образовании
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю icon«Дальневосточный федеральный университет» (двфу)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю icon«Дальневосточный федеральный университет» (двфу)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
«Теория и практика благотворительной помощи университетам. Зарубежный опыт», выполняемому в рамках «Программы развития сфу на 2007–2010...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск