МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
-
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор________________Е.А.Ваганов «____»__________2010г.
м.п.
|
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
Разработчики программы повышения квалификации:
Казанцева В.П., канд. филос. наук
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации:
Казанцева В.П., канд. филос. наук
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Программа для научно-педагогических работников государственных учреждений высшего образования.
1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: в учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в соответствии со стратегическими направлениями экономической модернизации страны, совершенствованием развития системы профессионального образования в области работы с информационными ресурсами, поиска профессиональной информации в электронных библиотеках, локальных и удаленных базах данных; аналитико-синтетическая обработка информации и использование полученных данных в учебном процессе и научной работе.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ 2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.
2.2. Режим обучения 4-8 часов в неделю, в течение месяца
2.3. Формы обучения: с частичным отрывом от работы 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Слушатель, освоивший программу, должен:
3.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК-1.собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по тематике исследования;
ПК-2.использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии для решения информационно–поисковых задач. 3.2. владеть:
- навыками информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности преподавателя, использования информационных технологии, информационных ресурсов для решения профессиональных задач. 3.3. уметь: формировать собственные информационные потребности;
вести поиск в корпоративных библиотечных ресурсах;
вести поиск в информационных ресурсах учреждений ГСНТИ России и зарубежных информационных центров;
определять типы информационно-поисковых задач и составлять алгоритмы их решения;
составлять многоуровневое библиографическое описание;
составлять рефераты и аннотации;
3.4. знать: основы формирования информационных потребностей;
корпоративные библиотечные ресурсы;
документальный поток и его составляющие;
структуру ГСНТИ России;
систему зарубежных информационных центров;
справочно-библиографический аппарат библиотеки;
методику систематизации документов;
приемы поиска информации с использованием информационно-поисковых систем Интернета;
методику поиска в электронных библиотеках и базах данных по специальности;
одноуровневое и многоуровневое библиографическое описание;
методику формализованного анализа научных документов
4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Таблица 1
Структура программы
№ пп
| Наименование модулей
| Всего, час.
| В том числе:
| Лекции
| Практические занятия (семинары), лабораторные работы
| Выездные занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Модуль 1. Государственная политика в образовании. | 6
| 6
|
|
| 2
| Модуль 2. Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества. | 12
| 12
|
|
| 3
| Модуль 3. Технологии доступа к информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности.
| 18
| 18
|
|
| 4
| Модуль 4. Практический модуль. Решение информационно-поисковых задач. Переработка и оформление информации для профессиональной деятельности.
| 34
|
| 34
|
| 5
| Итоговая аттестация
| 2
|
|
|
| 6
| Итого | 72 часа | 34
| 38
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Таблица 2
Учебно-тематический план программы
№ пп
| Наименование модулей, разделов и тем
| Всего, час.
| В том числе:
| Лекции
| Практические занятия (семинары), лабораторные работы
| Выездные занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Модуль 1. Государственная политика в образовании. | 6
| 6
|
|
|
| Раздел 1. Основные концепции государственной политики в образовании | 6
| 6
|
|
|
| Тема 1. Переход на двухуровневое образование – оптимизация высшего образования России. | 3
| 3
|
|
|
| Тема 2. Компетентностный подход как основа государственных образовательных стандартов 3-го поколения. | 3
| 3
|
|
| 2
| Модуль 2. Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества. | 12
| 12
|
|
|
| Раздел 1. Информационная компетентность личности в информационном обществе. | 4
| 4
|
|
|
| Тема 1. Информационное общество: отличительные черты, проблемы и противоречия. Ключевые компетенции личности. Информационная компетентность специалиста: сущность понятия и его составляющие. | 2
| 2
|
|
|
| Тема 2. Информация как основа научной коммуникации. Документный поток как показатель развития отрасли. Первичный и вторичный документальный поток
| 2
| 2
|
|
|
| Раздел 2. Информационные ресурсы общества: их структура, значение для научной и профессиональной деятельности. | 12
| 12
|
|
|
| Тема 1. Информационные ресурсы как особый вид ресурсов, их место в стратегических ресурсах государства. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Система правовой информации.
| 4
| 4
|
|
|
| Тема 2. Библиотеки, архивы и органы информации как системы организации информационных ресурсов общества. Система библиотек России. Типовая структура информационных ресурсов библиотеки университета.
| 4
| 4
|
|
|
| Тема 3. Система зарубежных информационных центров
| 4
| 4
|
|
| 2.
| Модуль 3. Технологии доступа к информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности. | 18
| 18
|
|
|
| Раздел 1. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. | 10
| 10
|
|
|
| Тема 1. Информационно-поисковые системы библиотек. Электронные каталоги, системы классификации. Методы поиска библиографической информации в онлайновых библиотечных каталогах. | 4
| 4
|
|
|
| Тема 2. Выбор информационных ресурсов. Поиск информации в профессиональных базах (нормативные документы, патенты и др.). Ресурсы зарубежных баз данных и доступ к ним.0 | 6
| 6
|
|
|
| Раздел 2. Аналитико-синтетическая переработка информации. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной и научно-исследовательской деятельности. | 8
| 8
|
|
|
| Тема 1. Аналитико-синтетическая переработка информации. Библиографическое описание документа. Формализованный метод свертывания информации (реферат, обзор, аннотация, тезаурус и др.) | 4
| 4
|
|
|
| Тема 2. Методика самостоятельной работы с документными источниками информации. Правила оформления библиографического списка литературы. Правила цитирования, оформления цитат и библиографических ссылок. | 4
| 4
|
|
| 3.
| Модуль 4. Практический модуль. Решение информационно-поисковых задач. Переработка и оформление информации для профессиональной деятельности.
| 34
|
| 34
|
| 7
| Итоговая аттестация
| 2
|
|
|
| 8
| Итого | 72 часа | 36
| 34
|
|
Таблица 3
Учебная программа по модулю
№ п/п
| Наименование модуля, разделов и тем
| Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы
| 1.
| 2.
| 3.
|
| Модуль 1. Государственная политика в образовании. |
|
| Раздел 1. Основные концепции государственной политики в образовании |
|
| Тема 1. Переход на двухуровневое образование – оптимизация высшего образования России. | Двухуровневая система образования. Бакалавриат. Магистратура.
|
| Тема 2. Компетентностный подход как основа государственных образовательных стандартов 3-го поколения. | Государственный стандарт образования. Модульность. Компетенции. Умения. Навыки.
|
| Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании". О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта". Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года
|
| Модуль 2. Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества. |
|
| Раздел 1. Информационная компетентность личности в информационном обществе. | Компетенция, компетентность, компетентностный подход, базовые компетенции
|
| Тема 1. Информационное общество: отличительные черты, проблемы и противоречия. Ключевые компетенции личности. Информационная компетентность специалиста: сущность понятия и его составляющие. | Компетенция, компетентность. Информационная компетентность
|
| Тема 2. Информация как основа научной коммуникации. Документный поток как показатель развития отрасли. Первичный и вторичный документальный поток
| Система государственной системы информации. Документный поток как показатель развития отрасли Информационно-поисковые системы.
|
| Раздел 2. Информационные ресурсы общества: их структура, значение для научной и профессиональной деятельности. |
|
| Тема 1. Информационные ресурсы как особый вид ресурсов, их место в стратегических ресурсах государства. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Система правовой информации.
| Информационные ресурсы: структура, значение для научной и профессиональной деятельности.
|
| Тема 2. Библиотеки, архивы и органы информации как системы организации информационных ресурсов общества. Система библиотек России. Типовая структура информационных ресурсов библиотеки университета.
| Информационно-поисковые системы библиотек.
|
| Тема 3. Система зарубежных информационных центров
| Ресурсы зарубежных баз данных. Коммуникативная компетенция
|
| Практические занятия
| Информационно-поисковые системы библиотек. Электронные каталоги, системы классификации. Системы правовой информации
Электронные каталоги крупнейших библиотек России и мира: особенности поиска информации. Роль классификаторов в поиске информации
Информационные ресурсы открытого доступа. Электронные библиотеки. Контекстный поиск.
Профессиональная информация в Интернет. Ресурсы зарубежных баз данных и доступ к ним.
|
| Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
| Алешин, Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотек: учеб. пособие / Л.И. Алешин.-М.: Литера, 2009.- 352 с.: ил.
Информационная культура магистра: учеб. пособие / В.А. Корешкова, Р.А. Чучукалова, Н.Г. Шевченко и др.; науч. ред. И.А. Цветочкина; отв. ред. Т. А. Вольская, Е.М. Згурская; отв. за вып. Е.Г. Кривоносова; Сиб. федерал. ун-т.-Красноярск : [б.и.], 2007.-178 с.
Хорошилов, А.В. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. хорошилов, С.Н. Селетков, Н.Н. Днепровская. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.
Дополнительная
Коряковцева Н.А. Чтение и образование в информационном обществе: учеб. пособие / Н.А. Коряковцева, В.А. Фокеев.-М.: Литера, 2009.-207 с.
Племнек, А. И. Глоссарий современных библиотечных терминов : понятия, определения, источники / А. И. Племнек, Н. В. Соколова, С. О. Шапошников. – М. : Логос, 2005. – 176 с.
Сафиуллина, З. А. Информация: ценность и оценка : науч.- практ. пособие / З. А. Сафиуллина. – М. : Либерея, 2006. – 222 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 40).
|
| Модуль 3. Технологии доступа к информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности. |
|
| Раздел 1. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. |
|
| Тема 1. Информационно-поисковые системы библиотек. Электронные каталоги, системы классификации. Методы поиска библиографической информации в онлайновых библиотечных каталогах. | Информационные компетенции. ИПС. Электронные каталоги. Системы классификации
|
| Тема 2. Выбор информационных ресурсов. Поиск информации в профессиональных базах (нормативные документы, патенты и др.). Ресурсы зарубежных баз данных и доступ к ним. | Поиск документов по теме. Классификаторы. Терминологические словари
|
| Раздел 2. Аналитико-синтетическая переработка информации. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной и научно-исследовательской деятельности. |
|
| Тема 1. Аналитико-синтетическая переработка информации. Библиографическое описание документа. Формализованный метод свертывания информации (реферат, обзор, аннотация, тезаурус и др.) | Библиографическое описание документа. Стандарты на описание разнородных документов.
|
| Тема 2. Методика самостоятельной работы с документными источниками информации. Правила оформления библиографического списка литературы. Правила цитирования, оформления цитат и библиографических ссылок. | Навыки самостоятельной работы с документными источниками информации. Составление и оформление библиографического списка литературы, цитат, ссылок
|
| Практические занятия
| Информационно-поисковые системы библиотек.
Библиографическое описание документа. Свертывание информации (реферат, обзор, аннотация и др.). Правила цитирования, оформление цитат и библиографических ссылок.
Поиск нормативно-технической документации. Стандарты, патенты. Базы данных нормативных документов. ФИПС и др.
Методика самостоятельной работы с документными источниками информации
|
| Самостоятельная работа
| Составление аннотированного списка литературы по теме научной работы
|
| Используемые образовательные технологии
| Использование деятельностного метода в обучении; метода проектно-исследовательской деятельности; информационных технологий в обучении
|
| Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
| Хорошилов, А.В. Управление информационными ресурсами: учебник / А.В. хорошилов, С.Н. Селетков, Н.Н. Днепровская. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.
Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. – СПб.: Профессия, 2006. – 224 с.
Стратегический план Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2008–2013 гг.). – М.:Межрегион.центр библ.сотрудничества, 2009. – 48 с.
Вольская, Т. А. Основы информационно-библиографической культуры : электронный каталог : метод. указания / Т. А. Вольская, Е. М. Згурская, Н. Г. Шевченко ; Краснояр. гос. техн. ун-т. - Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2006. – 15 с. – (Учебно-методическая литература).
Основы информационной культуры. Библиографическое описание документа : метод. пособие / сост. С. П. Аникина ; науч. б-ка Краснояр. гос. ун-та [НБ КрасГУ]. − Красноярск : Изд-во КрасГУ, 2006. − 25 с.
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления : стандарт. − Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; Введ. с 2004-07-01. − М. : Изд-во стандартов, 2004. − 48 с.
ГОСТ 7.59-2003 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации : стандарт. - Взамен ГОСТ 7.59-90; Введ. с 2006-01-01. - Минск : Стандартинформ, 2005. - 6 с.
ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Общие требования и правила составления: стандарт. – Введен 01.01.2009. – М.: Стандартинформ. – 2008. – 19 с.
|
Примерные темы итоговых аттестационных работ
1.Составление аннотированного списка литературы по теме научной работы с указанием места хранения документа или наличия полного текста документа в электронном виде.
2 Составление аналитического обзора литературы по определенной теме, выбранной слушателями самостоятельно. 6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ
Таблица 4
Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей
Наименование модулей
| Основные показатели оценки
| Формы и методы контроля и оценки
|
| Модуль 1. Государственная политика в образовании. Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества. | Знание ГОС ВПО, литературы вопроса, владение терминологическим аппаратом
| Собеседование
|
| Модуль 2. Информационная компетентность личности и информационные ресурсы общества. | Владение терминологическим аппаратом, информационными ресурсами.
| Собеседование |
|
| Модуль 3. Технологии доступа к информационным ресурсам. Поиск и переработка информации для научной и профессиональной деятельности.
| Умение находить, перерабатывать и оценивать информацию.
| Зачет
|
| Модуль 4. Практический модуль. Решение информационно-поисковых задач. Переработка и оформление информации для профессиональной деятельности.
| Умение формулировать поисковый запрос, знать источники информации, описывать по стандартам и правилам найденную информацию.
| Зачет
|
| Итоговая аттестация
|
| Защита аттестационной работы
|
|
|