Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп





НазваниеСоставитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп
страница1/5
Дата публикации20.02.2015
Размер0.75 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И Исаевой»

г. Нефтеюганска

Согласована: ___________________ Утверждена: _________________

Руководитель МО / Балакирева Г.В./ Директор / Сутормин И.А. /

Согласована: ___________________ Приказ № _____ от __________

Зам. директора / Стародубов С.Г./
Рабочая программа

по информатике и информационным технологиям

на 2009-2010 уч. год

для 10 А класса

количество часов в неделю - 2 часа

методическое объединение учителей математики и информатики

учитель информатики Лыкова Е.М.


Составлена в соответствии с программой базового курса информатики и ИКТ автор Гейн А. Г утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448 с.

Учебник: Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Гейн А. Г., Ливчак А. Б., Сенокосов А. И. и др. М.: Просвещение, 2008.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения учителей математики и информатики Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Исаевой»

Протокол № _____ от __________

Пояснительная записка

Цель школы: Создание условий по формированию коммуникативной компетенции как фактора влияющего на социализацию обучающихся, обученности школьников.

Задачи:

  • Организация методической работы в школьных предметных объединениях по внедрению коммуникативной компетенции.

  • Развитие единой информационной среды и интерактивных технологий для обеспечения качества образования и вовлечения общественности в образовательный процесс.

  • Построение здоровье сберегающей среды по средствам формирования коммуникативной компетенции.

  • Использование ресурсов дополнительного образования как способ расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала.


Статус документа

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.2004 № 1089

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике (из приложения к приказу Минобразования России от 30.06.99 №56)

  • Методическое письмо министрества образования «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информсационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  • Пояснительная записка к проекту федерального базисного учебного плана и примерным учебным планам для образовательных учреждений. Приложение №1 к письму МО РФ от 09.07.2003 № 13-15-144/13

  • Программа базового курса информатики и ИКТ составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям, утвержденного Министерством образования РФ, и научно-методической концепцией авторов учебного комплекта, представленного учебниками [1] и методическими пособиями для учителя [3, 4]. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 10 классов.

Программа рассчитана на 70 часов.

Уровень программы – стандарт.

Программа составлена для учащихся средних возможностей.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник для учеников:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Гейн А. Г., Ливчак А. Б., Сенокосов А. И. и др. М.: Просвещение, 2008.



Пособия для учеников


  1. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. 7-11 класс. Гейн А.Г. Юнерман Н.А.. М.: Просвещение, 2008.


Методическая литература:

  1. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Книга для учителя: Методические рекомендации к учебнику   10 классов. М.: Просвещение, 2008.

  2. Гейн А. Г. Земля Информатика: Пособие для учителей. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005.


2. Особенностей программы:

уровень программы – модернизированная (добавлен 1 час для математического класса из школьного компонента на расширение).
3. Основными целями изучения в общеобразовательной школе базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» 10 класс являются:

— обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, хранения, передачи и преобразования информации;

— приобретение умений и выработка навыков, обеспечивающих эффективную работу с информацией, представленной в различных формах, с использованием компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— воспитание ответственного отношения к информации, опирающееся на этические и правовые нормы ее использования и распространения, владение способами коммуникации и выработка умений противостоять негативным информационным воздействиям;

— создание условий для приобретения информационно-коммуникационной компетентности, обеспечивающей применение полученных знаний и умений для решения задач, возникающих в повседневной и учебной деятельности, а также для прогнозирования и выбора сферы деятельности после окончания школы.

Базовый уровень изучения информатики призван обеспечить поддержку других предметов того профиля, в котором информатика и информационные технологии не являются профилирующими. Поэтому одной из целевых установок изучения информатики на базовом уровне является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через освоение и использование методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных предметов. Это не означает, однако, что курс информатики на базовом уровне решает сугубо прикладные задачи; в нем по-прежнему значительное внимание уделяется фундаментальному компоненту — освоению системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной картины мира, роль информационных процессов в социальных, биологических и технических системах. Учащиеся при этом должны научиться сознательно и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, для решения разнообразных задач. Тем самым содержание базового курса отражает четыре важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:

  • мировоззренческий аспект, связанный с формированием у учащихся представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов;

  • социальный аспект, связанный с воспитанием информационной культуры личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную защищенность человека в информационном обществе;

  • «пользовательский» аспект, связанный с подготовкой к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;

  • алгоритмический аспект, связанный в первую очередь с развитием мышления учащихся.

В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих четырех основных дидактических линиях:

  1. Информация и ее представление средствами языка.

  2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера.

  3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности.

  4. Информационные и коммуникационные технологии.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучение учебного материала, содержащегося в каждой из них, начинается с первых уроков 10-го класса и продолжается до заключительных уроков 11-го класса. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование у учащихся теоретической базы, с другой стороны — на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также общее представление об информации и информационных системах, о принципах строения и работы компьютера.

Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

В соответствии с этим занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части осваиваются основные понятия, разрабатываются информационные модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.

Ниже раскрывается содержание каждой из дидактических линий, а затем приводится тематическое планирование изучаемого материала. Напомним, что каждая из дидактических линий имеет сквозной характер, т.е. развертывается в течение всего двухлетнего курса, тематическое планирование же показывает, какой именно фрагмент дидактической линии изучается в данный временной промежуток.

После тематического планирования приведен список основной и дополнительной литературы. Она будет полезна не только учителю при подготовке занятий, но и может быть рекомендована учащимся в целях расширения их кругозора.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Ниже для каждого пункта соответствующей дидактической линии раскрывается его содержание и формулируются основные результаты обучения в форме требований к уровню подготовки выпускников. В рубриках «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны понимать» сформулированы требования по усвоению того учебного материала, который должен воспроизводиться учащимися с пониманием смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей. В рубрику «Учащиеся должны уметь» включены требования к освоению учащимися более сложных видов деятельности (в том числе, творческих): создавать информационные объекты и оперировать с ними, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, применять средства информационных технологий для решения различных задач, определять необходимую информацию и проводить ее поиск, осуществлять проектную деятельность.

1. Информация и ее представление средствами языка

1.1. Информация и информационные процессы

Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация». Понятие канала связи.

Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Кодовые таблицы. Измерение количества информации: различные подходы. Единицы количества информации. Архивирование данных.

Особенности обработки информации человеком. Методы свертывания информации, применяемые человеком. Информационная грамотность личности. Информатизация общества и ее основные следствия. Защита от негативного информационного воздействия. Право в информационной сфере. Защита информации.

Учащиеся должны знать:

— определение предмета информатики;

— содержание понятий «информация» и «информационный процесс»;

— основные свойства информации: достоверность, актуальность, объективность, полнота;

— научно-техническое определение понятия информации;

— определение количества информации;

— названия основных единиц количества информации;

— методы свертывания информации: выделение ключевых слов, стратегия магнита, кластеризация;

— определение информационной грамотности;

— содержание понятий «информационное общество», «информационная культура личности» и «информационная культура общества»;

— основные положения информационного права;

— основные области применения компьютера.

Учащиеся должны понимать:

— что научно-техническое определение информации и ее количества необходимо при ее автоматизированной обработке и хранении, а также при передаче по каналам связи;

— универсальность двоичного кодирования;

— зависимость получаемого кода от метода кодирования, в частности, от использования кодовой таблицы;

— зависимость количества информации, содержащейся в передаваемом сообщении, от способа кодирования;

— различия между формальным и эвристическим способами обработки информации;

— необходимость защиты от негативного воздействия информации.

Учащиеся должны уметь:

— определять количество информации в конкретных сообщениях (при заданном способе кодирования), в том числе при кодировании видео и аудио информации;

— определять объем памяти компьютера, необходимый для хранения данной информации;

— осуществлять сжатие данных с помощью программ-архиваторов;

— применять методы свертывания информации.

1.2. Организация вычислений с помощью компьютера

Приложение «Калькулятор».

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.

Учащиеся должны знать:

— общие принципы размещения информации в электронной таблице и основные способы получения результатов с ее использованием.

Учащиеся должны уметь:

— использовать приложение «Калькулятор» для простейших расчетов и перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы и обратно.

— размещать информацию в электронной таблице;

— решать простейшие «хорошо» поставленные вычислительные задачи с помощью электронных таблиц.

1.3. Системы хранения и поиска данных

Хранение данных в информационно-поисковых системах (ИПС). Базы данных. СУБД и ее функции. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.
Учащиеся должны знать:

— определение и назначение баз данных и ИПС;

— типы баз данных (иерархический, реляционный, сетевой);

— понятие СУБД, ее назначение и основные функции;

— понятия признака и запроса (простого и сложного) на поиск информации в ИПС;

— основные операции с данными, допускаемые в базах данных.

Учащиеся должны понимать:

— что ИПС существенно облегчают хранение и поиск нужной информации;

— необходимость разных ИПС для разных жизненных задач;

— влияние объема памяти, быстродействия и других характеристик компьютера на возможности, предоставляемые базой данных.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться учебной ИПС (изменять и добавлять данные, искать информацию, составляя простые и сложные запросы, сортировать данные, хранящиеся в ИПС);

— проектировать и создавать реляционную базу данных с помощью какой-либо доступной СУБД.

1.4. Обработка текстов и изображений с помощью компьютера. Мультимедиа технологии.

Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором.

Гипертекст. Браузеры. Элементы HTML.

Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; основные операции редактирования изображений.

Презентации. Компьютерные средства создания презентаций.

Работа со звуком. Создание информационных объектов средствами мультимедиа технологий.

Учащиеся должны знать:

— возможности текстового редактора;

— основные понятия машинной графики;

— основные операции редактирования изображений;

— понятие презентации и средства их создания.

Учащиеся должны уметь:

— работать с конкретным текстовым редактором;

— пользоваться конкретным графическим редактором при построении простейших изображений;

— использовать компьютерные средсва обработки фотоизображений;

— создавать компьютерные презентации и использовать их для представления результатов своей проектной деятельности

— проектировать и создавать информационные объекты средствами мультмедиатехнологий.

2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера

2.1. Информационные и компьютерные модели

Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением «жизненной» задачи. Виды моделей. Информационные и математические модели.

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели. Графы как средство описания структурных моделей. Фактографические модели.

Статические и динамические системы. Модели неограниченного и ограниченного роста.

Детерминированные и вероятностные модели. Датчики случайных чисел. Метод Монте-Карло.

Модели искусственного интеллекта. Понятие экспертной системы. Логико-математические модели. Алгебра высказываний. Отношения и предикаты

Понятие компьютерной модели. Выбор компьютерной технологии для решения задачи.

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера: построение компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента и анализ его результатов. Уточнение модели.

Учащиеся должны знать:

— понятие модели и ее важнейших для компьютерной практики видах: информационной и математической;

— понятие системы;

— понятия статических и динамических систем;

— понятия детерминированных и вероятностных моделей;

— основные методы описания логических моделей (булевы функции, предикаты);

— законы алгебры высказываний;

— понятие экспертной системы;

— понятие адекватности модели и что каждая модель характеризуется своей областью адекватности.

Учащиеся должны понимать:

— необходимость хорошей постановки задачи и построения модели;

— неоднозначность выбора модели, зависимость модели от выбора существенных факторов;

— зависимость модели от выбора информационной технологии для ее реализации;

— зависимость ответа к задаче от выбора модели; необходимость уточнения модели для получения более точного результата:

— преимущества компьютерного эксперимента перед натурным экспериментом.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать, плохо или хорошо поставлена та или иная задача;

— формулировать предположения, лежащие в основе модели, выделять исходные данные и результаты в простейших компьютерных моделях;

— строить простейшие компьютерные модели (статические и динамические, детерминированные и вероятностные) и выполнять их компьютерную реализацию;

— составлять таблицу истинности для булевой функции;

— вычислять значение предиката по заданным значениям переменных;

— анализировать соответствие модели исходной задаче.

2.2. Информатика в задачах управления

Понятие управления объектом или процессом. Потоки информации в системах управления. Общая схема системы управления. Задача управления. Управляющие воздействия в задачах управления. Управление по принципу обратной связи.

Прогноз состояния системы как управляемого объекта. Неоднозначность выбора способа управления в моделях задач управления.

Игра как модель управления. Дерево игры. Стратегии.

Учащиеся должны знать:

— что задача управления – это задача достижения определенной цели с помощью тех или иных воздействий на управляемый объект при соблюдении ограничений как на сам объект, так и на управляющие воздействия;

— понятия управления, управляемого объекта, управляющей системы, воздействия;

— понятие управления по принципу обратной связи;

— определение игры как модели управления;

— типы игр: конечные и бесконечные, детерминированные и вероятностные, с полной информацией и неполной информацией;

— понятие дерева игры;

— понятие стратегии.

Учащиеся должны понимать:

— что задачи управления принадлежат к числу плохо поставленных задач (и потому требуют построения моделей);

— что если цель управления может быть достигнута несколькими способами, обычно стремятся найти оптимальный, при этом в термин «оптимальный способ» можно вкладывать разное содержание;

— что управление без «обратной связи», как правило, менее эффективно, чем управление на основе этого принципа, однако нельзя полагаться только на информацию, полученную по обратной связи (она может быть неполной, искаженной, опоздавшей);

— что игра является одним из вариантов моделирования процесса управления.

Учащиеся должны уметь:

— в задачах управления выделять объект управления, цель, которую нужно достигнуть в результате управления, управляющие воздействия, условия и ограничения, за которые система не может выходить в процессе движения к цели;

— строить простейшие модели управления по принципу обратной связи, проводить компьютерные эксперименты с такими моделями;

— строить дерево вариантов конечной детерминированной игры с полной информацией.

2.3. Методы вычислений, используемые при компьютерном моделировании

Метод рекуррентных соотношений. Метод деления пополам. Методы поиска функции, приближенно описывающей экспериментальные данные. Методы исследования процессов, смоделированных с помощью компьютера (управление процессами, определение в компьютерном эксперименте границ нормального протекания процесса и т.д.).

Учащиеся должны знать:

— указанные методы.

Учащиеся должны понимать:

— что при решении задачи на компьютере можно пользоваться разными методами;

— что одни методы могут быть эффективнее других (например, метод деления пополам обычно эффективнее метода простого перебора).

Учащиеся должны уметь:

— применять указанные методы для построения и компьютерного исследования моделей.

3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности

3.1. Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Примеры алгоритмов и исполнителей.

Учащиеся должны знать:

— понятие алгоритм как организованной последовательности действий, допустимых для некоторого исполнителя, которая записана на подходящем формализованном языке;

— определение программы как алгоритма, записанного на формальном языке, понятном исполнителю, имитируемому на компьютере.

Учащиеся должны понимать:

— что имитация с помощью компьютера исполнителя алгоритмов означает имитацию на компьютере его допустимых действий и устройства управления.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать, подходит ли данный исполнитель для решения задач из данного класса;

— определять примерный набор допустимых действий для решения данного класса жизненных задач.

3.2. Алгоритмические конструкции

Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями.

Понятие цикла в форме «пока» и «для каждого». Применение циклических алгоритмов.

Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации.

Учащиеся должны знать:

— определение двух форм ветвления: полной (имеющей две ветви) и неполной (имеющей одну ветвь);

— определение цикла и две его формы: «пока» и «делать от ... до ... с шагом ...».

— определение вспомогательного алгоритма как произвольного алгоритма, снабженного заголовком, позволяющим вызывать этот алгоритм из других алгоритмов;

— суть метода пошаговой детализации.

Учащиеся должны понимать:

— что ветвление в алгоритмах появляется тогда, когда исполнителю необходимо сделать выбор одного из нескольких наборов действий в зависимости от некоторого условия;

— что проверка условия, используемого для организации ветвления или цикла, должна являться допустимым действием исполнителя (в частности, если исполнитель не умеет проверять условия, то для него нельзя писать разветвляющиеся алгоритмы);

— что любой выбор можно свести к одному или нескольким ветвлениям;

— что при записи ветвлений необходим указатель конца ветвления, отделяющий ветвление от остальной части алгоритма (при отсутствии такого указателя алгоритм становится двусмысленным);

— что появление циклов в алгоритме обусловлено необходимостью повторять определенный набор действий до тех пор, пока выполняется некоторое условие;

— что цикл «пока» может выполнять любой исполнитель, который умеет проверять условия, а цикл «делать от ... до ... с шагом ...» – только исполнитель, умеющий работать с числовыми переменными;

— что условие продолжения цикла проверяется только перед очередным выполнением тела цикла; исполнение прекращается лишь в том случае, если к моменту очередного выполнения тела цикла условие оказывается нарушенным (в частности, если условие цикла не выполнено с самого начала, то тело цикла не исполнится ни разу); по ходу исполнения тела цикла условие может нарушиться, но это не вызовет прекращения исполнения тела цикла;

— что при записи цикла необходим указатель конца цикла, отделяющий тело цикла от остальных действий алгоритма;

— что циклы повышают эффективность применения компьютера: с помощью короткой циклической программы можно организовать выполнение большого количества действий;

— что в роли вспомогательного может выступать любой алгоритм, если его снабдить соответствующим заголовком;

— что в заголовке вспомогательного алгоритма нужно указать название, аргументы (то есть имена тех переменных, значения которых передаются вспомогательному алгоритму из основного) и результаты (то есть имена тех переменных, значения которых передаются из вспомогательного алгоритма основному);

— что создание вспомогательного алгоритма равносильно для исполнителя добавлению еще одно его допустимого действия: в результате выделения вспомогательного алгоритма подробные объяснения того, что нужно делать, можно заменить одной командой;

— что составление алгоритма из вспомогательных алгоритмов подобно сборке изделия из готовых блоков: чем крупнее и универсальнее блоки, тем легче сборка;

— что вспомогательные алгоритмы выступают в качестве сменных деталей алгоритмов: для перестройки основного алгоритма на решение другой задачи часто достаточно заменить вспомогательный алгоритм другим вспомогательным алгоритмом, имеющим те же аргументы и результаты;

— что вспомогательные алгоритмы реализуют этапы в пошаговой детализации решения задачи;

— что при решении многих задач на компьютере можно пользоваться стандартными алгоритмами (например: при поиске оптимального решения жизненной задачи часто необходимы алгоритмы нахождения максимума или минимума из нескольких чисел).

Учащиеся должны уметь:

— записывать разветвляющиеся алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (от учащихся не требуется строгого соблюдения какой-либо жестко фиксированной формы записи, но требование отсутствия двусмысленности обязательно, в частности, из записи алгоритма должно быть понятно, где начинается и кончается ветвление);

— записывать циклические алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (так, из записи алгоритма должно быть понятно, из каких действий состоит тело цикла, где начинается и кончается цикл);

— применять ветвления и циклы при решении задач (при переходе от модели к алгоритму);

— составлять протоколы исполнения разветвляющихся и циклических алгоритмов, мысленно совершая действия алгоритма и комментируя их;

— записывать разветвляющиеся и циклические алгоритмы в виде программ;

— составлять протоколы исполнения алгоритмов, содержащих вспомогательные алгоритмы; оформлять вспомогательные алгоритмы;

— использовать готовые вспомогательные алгоритмы при составлении алгоритмов;

— пользоваться методом пошаговой детализации алгоритмов;

— участвовать в коллективном составлении алгоритмов методом пошаговой детализации в качестве «руководителя», распределяющего задания, и «подчиненного», выполняющего задания «руководителя»;

— записывать вспомогательные алгоритмы в виде подпрограмм, реализуемых на компьютере;

— использовать простейшие приемы отладки разветвляющихся и циклических программ, а также программ, содержащих подпрограммы.

3.3. Организация данных

Переменные и действия с ними. Операция присваивания. Типы переменных: числовые типы, строковый и логический (булевый). Операции над числовыми переменными. Операции над строковыми переменными. Операции над логическими переменными. Применение переменных разного типа при решении задач с помощью компьютера.

Понятия массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при решении задач.

Учащиеся должны знать:

— определение переменной;

— понятия имени, типа и значения переменной;

— основные операции, выполняемые над переменными (для каждого типа);

— определение массива;

— обозначения элементов массива;

— основные операции, выполняемые над массивами.

Учащиеся должны понимать:

— в чем отличие числовой переменной в информатике от числовой переменной в математике;

— какова роль типа переменной при организации вычислений;

— что многие задачи требуют обработки большого количества однотипных данных;

— что организация данных – необходимый этап при составлении алгоритмов обработки большого количества данных;

— что в алгоритмах обработки массивов целесообразно применять цикл «Делать от ... до ... с шагом ...» (поскольку в таких случаях обычно заранее известно число повторений тела цикла).

Учащиеся должны уметь:

— использовать переменные разных типов при составлении алгоритмов;

— использовать простейшие приемы отладки программ, содержащих операции над переменными;

— составлять протоколы выполнения алгоритмов, содержащих действия над элементами массивов;

— использовать массивы при составлении алгоритмов;

— записывать алгоритмы, содержащие действия над массивами, в виде программ для их исполнения на компьютере;

— применять массивы при решении задач (при переходе от модели к алгоритму);

— использовать простейшие приемы отладки программ, содержащих операции над массивами.

3.4. Основы языка программирования

Язык программирования как одно из средств «общения» с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

Учащиеся должны знать:

— реализацию основных способов организации действий и данных в языке программирования.

Учащиеся должны понимать:

— что изучить язык программирования означает узнать, как в нем называются те или иные допустимые действия, и как оформляются алгоритмические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

— составлять протоколы выполнения программ, содержащих различные алгоритмические конструкции и формы организации данных;

— записывать программы на изучаемом языке программирования;

— проводить вычислительный эксперимент с готовой программой, написанной на языке программирования.

4. Основы вычислительной техники

4.1. Представление информации в компьютере

Представление информации в компьютере. Системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы. Действия с числами в двоичной системе. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Учащиеся должны знать:

— принципы записи чисел в позиционной системе счисления;

— алгоритмы перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую (в том числе для двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной).

Учащиеся должны понимать:

— причины использования двоичной системы при работе с компьютером.

Учащиеся должны уметь:

— переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;

— переводить числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную системы и обратно.

4.2. Основы микроэлектронной и микропроцессорной техники

Понятие об аппаратном интерфейсе. Контроллер. Понятие об оперативной памяти, внешних накопителях, устройствах сбора, передачи цифровой информации.

Функциональная организация компьютера. Логические элементы. Управление памятью и внешними устройствами. Представление информации в компьютере.

Учащиеся должны знать:

— функциональную организацию компьютера, основные логические элементы и вентили;

— назначение центрального процессора, оперативной памяти, внешних устройств;

— основные принципы работы процессора и оперативной памяти;

— основные принципы создания и применения микропроцессорной техники.

Учащиеся должны понимать:

— единство логических принципов устройства любого компьютера.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться внешними устройствами хранения информации, сканирующими и печатающими устройствами;

— пользоваться электронными средствами получения информации (фотоаппаратом, веб-камерой, микрофоном, микроскопом и др.).

4.3. Системное программное обеспечение

Файл и файловые системы. Графический интерфейс для работы с файлами.

Понятие об ОС и программах-оболочках. Простейшие системные работы в конкретной ОС. Системные стандартные программы.

Учащиеся должны знать:

— функции ОС, взаимодействие ОС и программы пользователя.

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие системные работы в конкретной ОС (создание, удаление, переименование, копирование наборов данных и т.п.);

— уметь использовать конкретную оболочку для ОС.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Раздел

Тема

урока

Содержание

Количество часов

Дата

Тип урока

(по гл. цели)

Основные

методы и формы работы, технология


ЗУН

ОУУН

УМК

Д/з

1

1. Информатика как наука (15 часов)

Информация

Роль информации в жизни общества. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация».

1

04.09

Ознакомление с новым материалом.


Репродуктивный

Знать: роль информации в жизни общества. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация».

[1,2]

§1, №1,2

2

Информационные процессы

Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Понятие канала связи.

1

04.09

Закрепление изученного.


Проблемный. индивидуальная.

Знать: информационные процессы. Понятие канала связи.

Уметь: различать информационные процессы, определять вид обработки информации.

ОУУН: развитие логического мышления



[1,2]

§2, №2,8

3

.Язык как средство сохранения и передачи информации. Кодирование информации.

Понятие коммуникативных и формализованных языков. Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Кодовые таблицы.

1

11.09

Комбинированный урок.


Проблемный. Индивидуальная.

Знать: понятия коммуникативный, формальный языки

Уметь: определять на каком языке сделана запись

ОУУН: умение работать с информацией, логическое мышление.

§3 №1-4

4

Универсальность двоичного кодирования. Кодирование текстовой информации

Измерение количества информации: различные подходы. Единицы количества информации. Кодирование текстовой информации.

1

11.09

Применение знаний и умений.


Проектный. Групповая. Проектная технология.

Знать: единицы измерения информации. Два подхода в измерении информации. Различные таблицы кодов.

Уметь: Решать задачи на кодирование текстовой информации.

ОУУН: решать текстовые задачи.

[1,2]

§4 часть 1 задачи в тетради

5

Универсальность двоичного кодирования. Кодирование графической информации

Единицы количества информации. Кодирование графической информации

1

18.09

Применение знаний и умений.


Проектный. Групповая. Проектная технология.

Знать: Единицы измерения информации. Правила кодирования графической информации

Уметь: решать задачи на кодирование графической информации

ОУУН: решать текстовые задачи

[1,2]

§4 часть 2 задачи в тетради

6

Универсальность двоичного кодирования. Кодирование звуковой информации

Кодирование звуковой информации. Архивирование данных.

1

18.09

Применение знаний и умений.


Проектный. Групповая. Проектная технология.

Знать: Единицы измерения информации. Правила кодирования звуковой информации

Уметь: решать задачи на кодирование звуковой информации

ОУУН: решать текстовые задачи

[1,2]

§4 часть 3 задачи в тетради

7

Понятие информационной модели.

Понятие моделирование. Понятие информационной, математической и компьютерной модели. Адекватность модели.

1

25.09

Комбинированный урок.


Проблемный.

Индивидуальная.

Знать: понятие моделирование. Понятие информационной, математической и компьютерной модели. Понятие адекватности модели.

Уметь: различать виды моделей, определять адекватность модели

ОУУН: логическое мышление

[1,2]

§5 №3-9

8

Системный подход в моделировании.

Понятие системы. Графы.

1

25.09

Ознакомление с новым материалом.


Репродуктивный Индивидуальная..

Знать: понятие системы, основные элементы графа, типы графов.

Уметь: строить графы ориентированные, неориентированные.

ОУУН: пространственное и логическое мышление.

[1,2]

§6 № 7-9

9

Системный подход в моделировании.

Понятие системы. Графы.

1

02.10

Комбинированный урок.


Проблемный. Индивидуальная.

Знать: понятие системы, основные элементы графа, типы графов.

Уметь: строить графы ориентированные, неориентированные.

ОУУН: пространственное и логическое мышление.


[1,2]

§6, задание в тетради

10

Алгоритмы и их свойства.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ организации действий в алгоритме. Основы алгоритмического языка.


1

02.10

Комбинированный урок.


Проблемный Индивидуальная..

Знать: понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ организации действий в алгоритме.

Уметь: составлять алгоритмы на алгоритмическом языке.

ОУУН:

[1,2]

§7, №3-10

11

Алгоритмы и их свойства.

Основы алгоритмического языка. Блок-схемы.

1

09.10

Комбинированный урок.


Проектный, проблемный. Индивидуальная. Проектная технология.

Знать: основы алгоритмического языка. Как строятся блок-схемы.

Уметь: составлять алгоритмы на алгоритмическом языке. На языке блок схем.

ОУУН: алгоритмическое мышление.

[1,2]

§7, №19-22

12

Формальный исполнитель: автомат.

Понятие автомата. Две информационные модели которыми может быть представлен автомат. Язык распознаваемый данным автоматом.

1

09.10

Ознакомление с новым материалом.


Репродуктивный Индивидуальная..

Знать: понятие автомата. Две информационные модели которыми может быть представлен автомат. Уметь: определять состояние автомата после выполнения им последовательности команд. Изображать в виде графа информационную модель автомата.

ОУУН: пространственное и логическое мышление.

[1,2]

§8, № 9-11

13

Универсальный исполнитель. Машина Тьюринга

Понятие формального универсального исполнителя. Машина Тьюринга. Функциональная схема машины Тьюринга.

1

16.10

Комбинированный урок.


Проблемный. Парная.

Знать: понятие формального, универсального исполнителя. Функциональную схему машины Тьюринга

Уметь: читать и преобразовывать функциональные схемы машины Тьюринга

ОУУН: алгоритмическое и логическое мышление.

[1,2]

§9, №6-8

14

Основные направления информатики

Особенности обработки информации человеком. Методы свертывания информации, применяемые человеком. Информационная грамотность личности. Информатизация общества и ее основные следствия. Защита от негативного информационного воздействия. Право в информационной сфере. Защита информации.


1

.16.10

Ознакомление с новым материалом.


Репродуктивный.

Фронтальная.

Знать: что изучает информатика как наука, основные направления информатики.

ОУУН: коммуникативные навыки.

[1,2]

§10 № 1-7

15

Контрольная работа по теме «Информатика как наука»

Материал всего раздела.

1

23.10

Обобщение и систематизация знаний.


.

Знать: основные понятия по теме: «Информатика как наука»

Уметь решать задачи на кодирование информации: Строить графы. Составлять алгоритмы на алгоритмическом языке и языке блок схем.

ОУУН: алгоритмическое, пространственное и логическое мышление.

[1,2]




16

2. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий. (20 часов)

Декларативная и процедурная информация.

Информационные задачи и этапы их решения.

1

23.10

Ознакомление с новым материалом.


Репродуктивный. Фронтальная.

Знать: какие этапы необходимы для решения информационной задачи

Уметь: прописывать этапы для решения информационных задач

ОУУН: построение плана деятельности.

[1,2]

§11, №3-5

17

Простейшие базы данных.

Базы данных. СУБД и ее функции.

1

30.10

Комбинированный урок.


Проектный. Парная. Проектная технология.

Знать: понятие БД, СУБД их функции.

Уметь: Строить простейшие БД.

ОУУН: работать в программе Access

[1,2]

§12, №3-6

18

Простейшие базы данных.

Базы данных. СУБД и ее функции.

1

30.10

Комбинированный урок.


Проектный. Парная. Проектная технология.

Знать: понятие БД, СУБД их функции.

Уметь: Строить простейшие БД.

ОУУН: работать в программе Access

[1,2]

§12, №8-10

19

Обработка экспериментальных данных

Методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов.

1

13.11

Ознакомление с новым материалом.


Репродуктивный.

Знать: методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов

Уметь: использовать метод наименьших квадратов

ОУУН: работать в программе Excel

[1,2]

§13, №3
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconРабочая программа по информатике 8 класс на 2012 2013 уч год Составитель...
Учебная программа разработана на основании примерной программы для общеобразовательный учреждений: Информатика. 2 – 11 классы / Составитель...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная программа разработана на основании примерной программы для общеобразовательный учреждений: Информатика. 2 – 11 классы / Составитель...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconМинистерство образования и науки российской федерации технологический...
Учебная программа разработана на основании примерной программы для общеобразовательный учреждений: Информатика. 2 – 11 классы / Составитель...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconЖилищное право. Информационно-справочное издание
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconМетодические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп
В 88 Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст]: методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Алтайская гос академия...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Составитель М. Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012» и инструктивно-методического письма «О преподавании...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconСоставитель М. Н. Бородин
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. М.: Бином. Лаборатория знаний,...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 5-е изд., испр....
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconСоставитель М. Н. Бородин. 2-е изд
Босова Л. Л. Программа курса «Информатика и икт» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. / Информатика. Программы для...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconУчебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconЛитература Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп
Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп. /под ред. Н. П. Шабалова. – Спб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.: ил
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconСоставитель М. Н. Бородин. 4-е изд
А. Ю. Босовой «Программа базового курса ”Информатика и икт” для основной школы», содержащейся в сборнике программ по курсу информатики...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconСоставитель М. Н. Бородин. 2-е изд
Икт» для 11 класса составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Информатика и икт» для старшей школы, изданной в сборнике...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconРабочая программа по информатике и икт для 10 класса составлена на...
Информатика программы для образовательных учреждений 2-11 классы: методическое пособие составитель М. Н. Бородин. 2-е издание/ М.:...
Составитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп iconУчебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр и доп. М.: Аспект...
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск