Скачать 254.61 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный университет Факультет информационных систем и технологий
Программа дисциплины “Проектирование информационных систем” Индекс дисциплины по учебному плану ДС.02 Направление 230200 Информационные системы Специальность 230201 Информационные системы и технологии Форма обучения очная Всего часов на дисциплину: 204 в том числе аудиторных часов -102 самостоятельная работа студента 102 час. Форма итогового контроля зачет с оценкой, экзамен Курс(ы) обучения 5 Семестр(ы) обучения 9 Разработана: доцент каф. ПМ и ВТ к.т.н. _______________ (В. Дерябкин) Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ПМ и ВТ от “ ” ____________2006 г., протокол № ____________ Зав. кафедрой ПМ и ВТ ________________(С. Пиявский) Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по спец. 230201 от “ ” ____________2006 г., протокол № ____________ Председатель методической комиссии _______________(С.Пиявский) Самара 2006 г. 1. Цели и задачи изучения дисциплины Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230200 “Информационные системы”, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации 23 декабря 2005 г. Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению “Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации программных средств информационных систем в различных областях. Цель изучения дисциплины - дать студентам завершающую подготовку в области современных методов проектирования и сопровождения информационных систем (ИС) различного масштаба, используемых в разных предметных областях. Особое внимание уделяется методам структурного системного анализа. Основной задачей преподавания данной дисциплины является системное представление основных этапов проектирования информационных систем, основанного на объектном подходе и использовании современных методов и инструментальных средств (DFD, SADT и UML- технологии, Intranet, Internet, CORBA, COM и др.) В результате изучения дисциплины студенты должны знать архитектуру и функциональную организацию ИС, структуру и назначение основных компонент, технологию решения задач проектирования, методы построения и применения различных моделей представления систем, состав и правила оформления основной проектной документации. В лабораторном практикуме, на практических занятиях и в курсовом проектировании студентами приобретаются навыки и умения моделирования и разработки автоматизированных систем с использованием методов структурного системного анализа и соответствующих инструментальных средств анализа и документирования проекта. При этом студенты должны осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации. Изучение дисциплины основано на предварительном изучении следующих дисциплин: Информационные технологии, Теория информационных процессов и систем, Организация баз данных, Информационные сети, Моделирование систем, Интеллектуальные информационные системы и др. и подготавливает студентов к выполнению дипломных проектов с учетом требований соответствующих специализаций. Программа дисциплины составлена на основе примерной программы «Проектирование информационных систем», рекомендуемой Министерством образования РФ для направления подготовки дипломированных специалистов 230200 «Информационные системы» по специальности 230201 «Информационные системы и технологии». 2. Место курса в образовательной программе. В 9-м семестре после завершения изучения дисциплин фундаментальной подготовки в качестве преддипломного курса. Данный курс непосредственно связан с курсами «Интеллектуальные информационные системы» и «Интегрированные автоматизированные системы» и фактически использует результаты обучения студентов по всем курсам фундаментальной подготовки. 3. Требования к уровню содержания и освоения дисциплины. Знание: - истории развития методов моделирования и проектирования DFD, SADT, WorkFlow, UML, стандартов IDEF0, IDEF1X, IDEF3, UML 2.0, результатов наиболее крупных ученых, участвовавших в их становлении и развитии, - основных положений теории и практики создания и эксплуатации ИС на основе указанных методов и стандартов , -наиболее известных типовых архитектур ИС и задач анализа и синтеза информационного и программного обеспечения ИС. Умение: - разрабатывать и анализировать модели бизнес-процессов и процессов обработки и передачи информации в ИС на основе применения инструментальных средств и систем,
Навыки: - чтения научно-технической литературы по ИС. 4. Содержание дисциплины.
Цели и задачи курса. Терминология. Примеры ИС. Общая характеристика процесса проектирования ИС.
Анализ предметной области и разработка концепции построения системы по методологии структурного системного анализа Гейна-Сарсона. CASE-системы проекти- рования ИС. Структура информационно-логической модели ИС . Определение концепции построения системы. . 3. Функциональная модель ИС. Анализ информационных запросов пользователей. Построение графика документо-оборота. Анализ входных и выходных сигналов. Детализация диаграмм потоков дан- ных и потоков управления. 4. Модели данных. Иерархия моделей данных. Уровни представления.ER и SHM-модели. Переход креляционной модели данных. Нормализация и целостность данных. Структурограммы данных. 5. Проектирование логики процессов. Описание логики процессов. Миниспецификации. Таблицы решений. 6. Объектно-ориентированная методология проектирования ИС. Концепция объектно-ориентированного проектирования и моделирования. Структура модели. Общая характеристика языка UML. . Анализ задач предмет- ной области. Диаграммы вариантов использования системы. Объекты и классы объектов. Моделирование поведения объектов. Распределенная обработка данных. Диаграммы развертывания. Генерация кода приложения.CASE-средства поддерж- ки объектно-ориентированной методологии. Инструментальная среда Rational Rose. 7. Техническое проектирование ИС. Структура интегрированной ИС предприятия. Оценка характеристик произ- водительности и объема памяти; выбор технических и программных средств. Кодирование и защита информации в проекте системы. Управление проектом и проектная документация ИС. Принятие решения руководителем. Психологи- ческие аспекты принятия решений. Организационные формы управления проекта- ми, функции участников проекта. Инвестиционный проект. Типы и основные группы инвестиций. Отбор и сертификация проектов. 8. Заключение. Перспективы развития ИС. 4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы (час)
4.3 Тематика лекций:
4.4 Тематика практических занятий
4.5 Тематика лабораторных работ (лабораторного практикума)
5. Содержание и состав курсового проекта (курсовой работы) 9 семестр: Курсовой проект, тематически связан со всеми разделами курса «Проектирование ИС». В процессе курсового проектирования студенты готовятся к выполнению дипломного проекта. Тематика курсовых проектов связана с разработкой конкретных ИС или их подсистем в различных предметных областях (управление предприятием, офисные системы, системы обработки экономической и информации, банки и базы данных, информационно-справочные системы, управление технологическими процессами ) по одной из методологий (Гейна-Сарсона, SADT, UML). 6. Тематика рефератов. не предусмотрены 7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Текущий контроль – опрос в начале лабораторных работ; Промежуточный контроль - в соответствии с таблицей:
Итоговый контроль – зачет с оценкой, экзамен(9 семестр). 9. Темы для самостоятельной работы студентов. Поиск в Интернете, журналах «Информационные технологии», «Программные продукты и системы» и реферирование статей по методам моделирования и проектирования ИС. Программная реализация учебного проекта. 10. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу.
4. Контекстная диаграмма по Гейну-Сарсону. Технология построения моделей ИС. 5. Правила построения диаграмм потоков данных. Пример. 6. Проектирование схемы базы данных ИС. Структурограммы данных. 7. Описание логики процессов в ИС по Гейну-Сарсону..
17. CASE-средства поддержки объектно-ориентированной методологии. Инстру ментальная среда Rational Rose.Структура и функциональные возможности. 18. Понятие организационно- технической информации. Структура интегрированной ИС предприятия. Классификаторы. 19. Структура и функции подсистемы финансового и управленческого учёта. Алгоритмизация обработки экономической информации на основе плана счетов.
21.Выбор технических и программных средств для реализации проекта. Типизация проектных решений. Трёхуровневая архитектура. COM и DCOM- технологии. 22. Система «Галактика». Структура и функциональные возможности.
25. Перспективы развития ИС. Новые технологии и стандарты. 11. Контрольные вопросы для оценки остаточных знаний студентов. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИС
МЕТОДОЛОГИЯ ГЕЙНА-САРСОНА
МЕТОДОЛОГИЯ UML
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС1. Перечислить состав подсистем АСУП. 2.Как оценить быстродействие системы?. 3. Как оценить требуемые ресурсы памяти? 4. Построить по описанию предметной области физическую схему базы данных в виде диаграммы сущностных классов.
Перечень основных и дополнительных литературных источников по дисциплине. а) основные 1. Леоненков А. В. Самоучитель UML .2-е изд., пер. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 432с. 2. Дерябкин В. П., Овсянников А.С., Павлов В.П. Информационные системы в технике и технологиях. Ч. 1. Дипломное проектирование. Ч. 2. Автоматизированные информационные системы. Уч. пос. – Самара: СГАСУ, 2004. -104 с.
б) дополнительная
13. Технические средства обеспечения освоения дисциплины Компьютерный класс с AllFusion Modeling Suite, Rational Rose 2003 или эквивалентными программными системами. 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Компьютерный класс ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ" Основными видами обучения студентов являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа студентов. При чтении лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям анализа и синтеза информационных систем (ИС). При этом следует опираться на государственные стандарты:
Очень важно в течение изучения всего курса при изложении материала придерживаться единой системы обозначений переменных, критериев, показателей. Большую роль играют общероссийские классификаторы (ОК), также являющиеся стандартами Архитектура ИС обычно является распределённой. При определении состава подсистем и комплексов решаемых задач следует учитывать функциональную структуру современных коммерческих информационных систем и CASE-средств их проектирования. Проектирование и моделирование ИС излагается в двух методологиях: методологии Гейна/Сарсона (DFD) и UML. Обе эти методологии рекомендуются для решения задачи проектирования ИС в курсовом и дипломном проектировании наряду с методологией SADT, изучаемой в курсе "Интегрированные автоматизированные системы". При изложении методологий следует использовать условные обозначения, принятые в стандартах DFD и UML 2.0. Более всего удовлетворяют этим требованиям инструментальные средства CASE.Аналитик и продукты фирмы IBM-Rational Software. Фирма IBM-Rational Software непрерывно совершенствует свои продукты, это следует учитывать при изучении инструментальных средств Rational Rose, XDE и других. Лабораторный практикум ориентируется на использование методологии UML для анализа (моделирования) и проектирования ИС и их отдельных компонент. Учитывая, что одной из центральных частей ИС является база данных, следует использовать умения и навыки, приобретённые студентами в курсе "Управление данными" для синтеза структуры базы данных ИС. Ввиду объектной ориентации UML следует требовать от студентов в проекте наличия не менее двух классов собственной разработки. Бригадный метод работы предполагает, что при работе на общей предметной области каждый студент, тем не менее, имеет индивидуальную часть задания в виде двух-трёх информационных запросов. Важно, чтобы итоговые отчёты оформлялись документально в соответствии с требованиями стандартов , чтобы привить студентам навыки документирования проектов автоматизированных систем. Рекомендуется не реже одного раза в месяц контролировать ход выполнения лабораторного практикума с выставлением промежуточных оценок и итоговой оценки, которая может учитываться на экзамене. Самостоятельная работа ориентирована на домашнюю или классную работу как с компьютером, так и без него. Студенты должны систематически работать с литературой и конспектом лекций , с материалами Интернет. Модели и схемы баз данных могут разрабатываться как в компьютерном, так и в рукописном варианте в порядке подготовки к лабораторному занятию. Оценка самостоятельной работы должна входить в оценку контрольных точек практикума с учётом контроля остаточных знаний по тестовым вопросам. ПРИЛОЖЕНИЕ Б МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ" Основными методами обучения являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа. При проработке лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям анализа и синтеза информационных систем (ИС). При этом следует опираться на государственные стандарты:
Кроме этого, следует использовать международные стандарты по DFD и UML 2.0. Полные тексты государственных стандартов имеются в библиотеке, с ними также можно познакомиться по сети Интернет. В Интернет на сайтах фирмы IBM-Rational Software, группы OMG можно также найти свежую информацию об инструментальных средствах и развитии стандартов. С помощью поисковых систем можно найти дополнительную информацию о структуре ИС, новых методах анализа и синтеза ИС. При изучении UML следует систематически пользоваться справочником Рамбо, Якобсона и Буча, а также учебными пособиями, разработанными кафедрой ПМиВТ. При подготовке к лабораторному практикуму необходимо по заданию сделать заготовки схем и текстов к будущему занятию и согласовать их в начале занятия с преподавателем, чтобы не терять время на переделки и доработки проекта или реализации системы. Следует учесть, что без самостоятельной работы по подготовке выполнить график лабораторного практикума практически невозможно, так как работы имеют элемент творчества и исследований, а не просто демонстрируют возможности какой-либо системы. Документирование и формирование итоговой отчётности следует начинать заблаговременно и вести в соответствии со стандартами по методологии UML, а также по оформлению учебных документов и научно-исследовательских отчётов. Без предоставления отчётов студенты не могут быть аттестованы по дисциплине в целом. Курсовой проект по содержанию соответствует дипломному проекту, но в уменьшенном объёме. Его реализацию требуется выполнять в объектно-ориентированной программной среде по одной из изученных методологий. Нужно тщательно продумать и подготовить контрольный пример, который позволил бы проверить все заданные функции системы. Важной частью промежуточной аттестации является контроль остаточных знаний, соответствующие вопросы следует попросить у преподавателя заранее и самостоятельно к ним подготовиться. В лабораторном практикуме и курсовом проекте реализация проекта должна полностью соответствовать утверждённому заданию и проекту системы. Демонстрация реализации на контрольном примере преподавателю обычно производится до защиты проекта заранее с тем, чтобы имелась возможность внести необходимые корректировки в реализацию и пояснительную записку. Не следует затягивать утверждение задания на курсовой проект, так как студент, не утвердивший задание, считается не приступившим к работе над курсовым проектом. Помимо листинга основного модуля студенты в отчётной документации по лабораторному практикуму и по курсовому проекту должны представить полные исходные тексты программ и данные контрольного примера на машинном носителе. ПРИЛОЖЕНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ" С целью повышения эффективности учебного процесса при изучении дисциплины используются методы, основанные на использовании новейших информационных технологий. В лекционном курсе часть материала , в частности, связанная со стандартами DFD и UML излагается с использованием технических средств проецирования иллюстративного материала на экран. При изложении структур ИС обсуждаются проблемы реальных производств, предлагается студентам сформировать свои предложения по решению проблем, а затем они сравниваются с типовыми решениями. Для развития у студентов творческих способностей и самостоятельности в решении проблем лабораторный практикум и курсовое проектирование проводится не в демонстрационном режиме, а на основе сквозного семестрового задания по построению проекта ИС в одной из изученных методологий с использованием инструментальных средств. При этом, несмотря на бригадный метод работы в лабораторном практикуме, каждый студент получает в общей предметной области индивидуальную часть задания. Небольшие бригады (2-3 человека) способствуют привитию коллективного навыка работы над проектом, обсуждению принятых решений. Семестровое задание позволяет подойти творчески к решению задачи, выбрать тот или иной алгоритм решения, наметить свой вариант реализации проекта. В лабораторный практикум и курсовой проект включаются элементы исследований типа вариантного анализа или применения новых методов представления знаний и компонентов экспертных систем и интеллектуальной обработки данных. |
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных... | ||
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... «Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», утвержденным Министерством образования... | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Проектирование информационных систем и программных комплесов: методические указания / Сост. В. П. Дерябкин, З. Ф. Камальдинова. –... | ||
Казанский государственный архитектурно-строительный университет утвержда ю Казанский государственный архитектурно-строительный университет”/ Разработано начальником учебно-методического управления И. И. Мустафиным.... | Самарский государственный архитектурно-строительный университет Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28 | ||
Самарский государственный архитектурно-строительный университет Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | С. А. Пиявский Самарский государственный архитектурно-строительный университет Необходимо за счет эффективного государственного управления максимально ускорить наиболее глубинные закономерные процессы становления... | ||
Архитектурно-строительный университет научная библиотека Лекция введение. Назначение и состав методологий внедрения информационных систем 4 | Самарский государственный архитектурно-строительный университет Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6 | ||
Самарский государственный архитектурно-строительный университет центр... Керамзитобетон крупнопористый, коэффициент теплопроводности, паропроницаемость, сопротивление теплопередаче, фрагмент стены | Казанский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра... Ия для выполнения расчетно-графической работы для студентов 1 курса по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют... | ||
Самарский государственный архитектурно-строительный университет Справочник студента, дабы уберечь неразумных от подводных камней реки знаний, расставленных злобными преподами. Сам автор имел обширную... | Огне- и теплозащитные сухие строительные смеси и изделия на гипсовом вяжущем Работа выполнена в фгбоу «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» на кафедре строительных материалов... | ||
«Управление проектами в туризме» «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет) | Гоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета» |