Цель и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Изучение курса «Инструментальные средства проектирования информационных систем» имеет целью- получение базовых знаний по применению инструментальных для проектирования информационных систем.
освоение современных методов и средств проектирования информационных систем;
освоение CASE-технологий;
организовывать технологический процесс обработки информации, обрабатывать и актуализировать информационный фонд системы управления объектом.
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать:
задачи предметной области и методы их решения;
перспективы развития информационных технологий в предметной области, их взаимосвязь со смежными областями;
понятие информации, основные методы ее сбора, хранения и обработки;
основы автоматизации решения задач;
виды современных программных средств и области их применения.
| Обучающийся должен уметь:
- использовать вычислительную технику и современные программные средства;
- иметь представление об использовании компьютерной техники, новых информационных технологий, телекоммуникаций, новых видов документальных связей;
- работать с программными средствами, отвечающими современным требованиям мирового рынка программных средств.
| Обучающийся должен владеть:
основными методами, способами и средствами проектирования информационных систем;
методами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;
методами рационального выбора ИС и ИКТ для управления бизнесом
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
проектировать архитектуру предприятия (ПК-8);
разрабатывать и внедрять компоненты архитектуры предприятия (ПК-9)
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием
Управление жизненным циклом ИС (продвинутый уровень)
Мировые информационные ресурсы
Архитектура предприятия (продвинутый уровень)
Информационно-коммуникационные технологии в бизнесе
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий
ИТ-инфраструктура предприятия
Теория информационных систем
Методы и инструменты создания электронных предприятий
Инструментальные методы проектирования информационных бизнес-процессов
| Магистерская диссертация
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 1-4
5-8
5
9-14
15-18 6
| 2
2
4
1 1 1
1 2
| 2
2
4
2
| Модуль 1 Жизненный цикл программного обеспечения (ПО) информационных систем (ИС) Тема 1 Понятие жизненного цикла ПО. Процессы жизненного цикла (ЖЦ).: Понятие жизненного цикла ПО. Основные процессы ЖЦ ПО. Вспомогательные процессы ЖЦ ПО. Организационные процессы ЖЦ ПО. Взаимосвязь между процессами ЖЦ ПО.
Тема 2 Модели жизненного цикла ПО: Модели и стадии ЖЦ ПО. Подход RAD.
Тема 3 Понятие метода и технологии проектирования ПО: Определение метода и технологии. Требования к технологии проектирования ПО. Модуль 2 Структурный подход к проектированию программного обеспечения Тема 4 Сущность структурного подхода: Проблема сложности больших систем. Структурный подход к разработке ПО.
Тема 5 Метод функционального моделирования SADT: Общие сведения. Состав функциональной модели. Построение иерархии диаграмм. Типы связей между функциями. Функциональные модели, используемые на стадии проектирования.
Тема 6 Моделирование потоков данных: Общие сведения. Состав диаграмм потоков данных. Построение иерархии диаграмм потоков данных. Сравнительный анализ SADT-моделей и диаграмм потоков данных.
Тема 7 Моделирование данных: Основные понятия. Метод Баркера. Метод IDEFI. Подход, используемый в CASE-средствеSilverrun. Модуль 3 Объектно-ориентированный подход к проектированию программного обеспечения Тема 8 Сущность Объектно-ориентированного подхода: Объектная модель. Основные понятия объектно-ориентированного подхода.
Тема 9 Унифицированный язык моделирования UML: Понятие и цели UML. Диаграммы для моделирования. Варианты использования
Тема 10 Диаграммы классов: Общие сведения. Ассоциации. Атрибуты. Операции. Обобщение. Ограничения. Более сложные понятия. Механизм пакетов.
Тема 11 Диаграммы взаимодействия: Диаграммы последовательности. Кооперативные диаграммы. Сравнение диаграмм последовательности и кооперативных диаграмм. Диаграммы состояний. Диаграммы деятельностей. Диаграммы компонентов. Диаграммы размещения Модуль 4 CASE-средства Тема 12 Общая характеристика и классификация CASE-средств: Общая характеристика CASE-средств. Классификация CASE-средств
Тема 13 Технология внедрения CASE-средств: Общие сведения. Определение потребностей в CASE-средствах. Оценка и выбор CASE-средств. Выполнение пилотного проекта. Практическое внедрение CASE-средств.
Тема 14 Характеристики CASE-средств: Silverrun. Oracle Designer. Erwin, BPwin. Rational Rose.
|
П
Д
П
Д
П
Д П
Д
П
Д
П
Д
П
Д
П
Д
П
Д
П
Д П
Д
П
Д
П
Д
П
Д
|
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9 ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9 ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
| 1-4
1 5-8 5-8
9-14
9-11 13-14
14-15 16
| 2
2 2 2
4
2 2
2 2
| 2
2 1
4
2 2
2 2
| Модуль 1Жизненный цикл программного обеспечения (ПО) информационных систем (ИС) Практическое занятие: Разработка постановки задачи Модуль 2 Структурный подход к проектированию программного обеспечения
Лабораторное занятие: Работа в редакторе Erwin. Сущности и атрибуты. Модуль 3 Структурно-ориентированный подход к проектированию программного обеспечения Лабораторное занятие: Работа с ППП BP_Win. Построение контекстной диаграммы в нотации IDEF0 первого и второго уровней
Лабораторное занятие: построить диаграмму декомпозиции в нотации IDEF3 одной из работ диаграмм IDEF0, построенных в предыдущих лабораторных работах Модуль 4 CASE-средства Лабораторное занятие: построить диаграмму декомпозиции в нотации DFD одной из работ диаграмм IDEF0, построенных в предыдущих лабораторных работах
|
Э
ПГ
Э
ПГ
Э
ПГ
Э
ПГ
Э
ПГ
|
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
|
Самостоятельная работа обучающегося – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Компетенции
|
|
6 6 8 6 8 12 6
| Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
Модели жизненного цикла ПО: Модели и стадии ЖЦ ПО. Подход RAD.
Метод функционального моделирования SADT Унифицированный язык моделирования UML ППП BP_Win ППП ER_Win Усвоение текущего учебного материала Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
|
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
ПК8
ПК-9
|
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центров, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| часы
| 1
| Компьютерные симуляции
| Все лабораторные работы выполняются в компьютерных классах университета
| 2
| 2
| Деловые и ролевые игры
| Деловые игры по разработке информационных систем. Цель: Развитие практических навыков работы по проектированию ИС.
| 2
| 3
| Разбор конкретных ситуаций
| Проектирование информационных систем выполняется на конкретных примерах
| 1
| 4
| Психологические и иные тренинги
| Коучинг, мотивация, настройка на успех
| 1
| 5
| Семинары в диалоговом режиме
| На практических занятиях проводятся семинары по использованию CASE-средств в проектировании информационных систем
| 2
| 6
| Дискуссии
| Дискуссии по сравнительному анализ уSADT-моделей и диаграмм потоков данных.
| 2
| 7
| Групповые дискуссии
| На практических занятиях по постановкам задач при проектировании ИС
| 2
| 8
| Результаты работы студенческих исследовательских групп
| Рефераты. Участие в хоздоговорных работах кафедры.
| 2
| 9
| Вузовские и межвузовские конференции
| Участие в вузовских и межвузовских конференциях по результатам научно-исследовательских и хоздоговорных работ.
| 2
| 10
| Использование информационных ресурсов и баз данных
|
|
| 11
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
|
|
| 12
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
|
|
| 13
| Применение предпринимательских идей в содержании курса
|
|
| 14
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
|
|
| 15
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
|
|
| 16
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
|
|
| 17
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
|
|
| 18
| Другие
|
|
|
Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
| Основная литература:
| 1
| Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановская; Под общ. Ред. И.Т. Трубилина. – М. Финансы и статистика, 2003.- 416 с.
| 34
| 2
| Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. -352 с.
| 16
| 3
| Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. -192 с.
| 25
| 4
| Информационные системы в экономике: Учебник/ Под ред. проф. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 2004. –292с
| 20
| 5
| Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. – 2-е изд., доп и перераб. /Т.П. Барановская, В.И. Лойко, М.И. Семенов, А.И. Трубилин; Под ред.В.И. Лойко. – М. Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
| 36
| 6
| Карминский А.М., Черников Б.В. Информационные системы в экономике: в 2-х ч. Методология создания: Учеб. Пособие. –М.: Финансы и статистика, 2006
| 100
| 7
| Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. Учебник. – М. – Финансы и статистика, 2005.- 240с.
| 54
| 8
| Предметно-ориентированные экономические информационные системы : учебник / под ред. В.П. Божко, А.В. Хорошилова. – М: Финансы и статистика, 2007. -224 с.
| 3
| 9
| Технологии разработки программного обеспечения. Учебное пособие. 2-е изд. / С. Орлов. –СПб.: Питер, 2003. -480 с.
|
| Дополнительная литература:
|
| 1
| Золотова С.И. Практикум по Access. - М.: Финансы и статистика, 2001.
| 3
| 2
| Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -335 с.
| 2
| 3
| Романов В.П., Емельянова Н.З., Партыка Т.Л. Проектирование экономических информационных систем: методология и современные технологии: Учебное пособие/В.П. Романов, Н.З., Емельянова, Т.Л. Партыка – М.: Издательство «Экзамен», 2005.-5-256 с.
| 4
| 4
| Информационные системы в экономике: Учебник/ Под ред. проф. В.В. Дика. – М.: Финансы и статистика, 2004. –292с
| 12
|
| Цисарь И.Ф., Нейман В.Г. Компьютерное моделирование экономики. – М.: «Издательство ДИАЛОГ-МИФИ», 2008. -384 с.
|
|
Материально-технические
№ ауд.
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| Все аудитории
|
| Обучающее: при чтении лекций
| Компьютерные классы
| ПК, локальная компьютерная сеть с выходом в Internet
| Обучающее, самостоятельная работа
| Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
| Следующие записи относятся к п.п.
| Автор
| Зав. Кафедрой
|
|
Принято УМУ__________________________________ Дата:________________
|