Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
страница1/15
Дата публикации25.02.2015
Размер1.73 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук


«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой

информатики, математического и компьютерного моделирования




______________ Чеботарев А.Ю.

«__15_»__сентября____2012_г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

080800.62 – прикладная информатика
Форма подготовки очная

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра общей физики

курс _4____ семестр _8______

лекции 22 (час.)

практические занятия 22 час.

семинарские занятия___нет_____час.

лабораторные работы__нет_____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__44_ (час.)

самостоятельная работа _52_ (час.)

реферативные работы (количество) – не предусмотрены

контрольные работы (количество) – не предусмотрены

зачет ___8_______ семестр

экзамен__________семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Номер государственной регистрации 774 эк/бак от 27 декабря 2005г.

Заведующий кафедрой: Короченцев Владимир Владимирович 

Составитель: к.ф.-м.н., доцент Петроченко Н.Е.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» разработан для студентов 4 курса специальности 080800.62 «прикладная информатика» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данным направлениям и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций выпускника.

Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:

  • рабочую программу дисциплины;

  • материалы для практических занятий

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов;

  • контрольно-измерительные материалы (тесты);

  • список литературы;

  • глоссарий (тезаурус);

  • дополнительные материалы (презентация дисциплины).

Удельный вес занятий в интерактивной форме составляет не менее 20% аудиторной нагрузки. В курсе используются следующие интерактивные формы: Визуальная лекция, и лекция-беседа.
Аннотация

Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в Школе естественных наук Дальневосточного Федерального университета читается на старших курсах очной формы обучения и относится к обязательному минимуму федерального компонента содержания и уровню подготовки специалиста по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» для всех направлений Школы. Программный (лекционный) курс КСЕ включает в себя пять разделов (протоестествознание, естествознание организованной простоты, естествознание неорганизованной сложности, естествознание самоорганизующихся систем и пятый – философию и инструментов естествознания) и пятнадцать подразделов – мифологическое, античное, средневековое, механическое, физическое полевое, квантовое, космологическое, планетное, химическое, биологическое, эволюционное, мега-историю, философию и инструменты естествознания. Данная учебная дисциплина КСЕ обеспечивается кафедрой общей физики Школы естественных наук.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук


«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой

информатики, математического и компьютерного моделирования




______________ Чеботарев А.Ю.

«__15_»__сентября____2012_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

080800.62 – прикладная информатика
Форма подготовки очная

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра общей физики

курс _4____ семестр _8______

лекции 22 (час.)

практические занятия 22 час.

семинарские занятия___нет_____час.

лабораторные работы__нет_____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__44_ (час.)

самостоятельная работа _52_ (час.)

реферативные работы (количество) – не предусмотрены

контрольные работы (количество) – не предусмотрены

зачет ___8_______ семестр

экзамен__________семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Номер государственной регистрации 774 эк/бак от 27 декабря 2005г.

Заведующий кафедрой: Короченцев Владимир Владимирович 

Составитель: к.ф.-м.н., доцент Петроченко Н.Е.

  1. Требования, цели и задачи освоения дисциплины

  1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира: научный метод; естествознание и его роль в культуре; этика научных исследований и псевдонаука; формирование научных программ (математической, атомистической, континуальной); естественнонаучные картины мира (механическая, электромагнитная,



квантово-полевая, эволюционно-синергетическая); развитие представлений о материи, о движении, о взаимодействии.

2. Пространство, время, симметрия: принципы симметрии и законы сохранения; эволюционные представления о пространстве и времени; специальная теория относительности; общая теория относительности.

3.Структурные уровни и системная организация материи: микро-, макро- и мегамиры; взаимосвязь структурных уровней организации материи; организация материи и процессы на физическом, химическом и биологическом её уровнях; молекулярные основы жизни.

4. Порядок и беспорядок в природе: механический детерминизм, хаотическое поведение динамических систем; динамические и статистические теории; корпускулярно-волновой дуализм и соотношение неопределенностей; принципы дополнительности и возрастания энтропии; закономерности самоорганизации.

5.Эволюционное естествознание: космология, космогония и геологическая эволюция; происхождение жизни; биологический эволюционизм; история жизни на Земле и методы исследования эволюции; генетика и эволюция.

6.Биосфера и человек: экосистемы; биосфера; человек в биосфере; глобальный экономический кризис.

1.2. Цели изучения дисциплины направлены на:

-понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления;

-формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

-понимание сущности транс- и междисциплинарных связей и идей и важнейших естественнонаучных концепций, лежащих в основе современного естествознания;

- понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в её развитии;

- понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания, техники и технологий, в процессе диалога науки и общества.

1.3. Задачи дисциплины:

- изучение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих современный облик естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии, биологии, геологии, географии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений;

-изучение и понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации, как в процессе развития естествознания, техники и технологий, так и в процессе диалога науки и общества.

Достоинством данного УМКД является наличие практикума в 1530 тестовых заданий по всем разделам изучаемой дисциплины и тезауруса, содержащего толкование почти 1500 основных понятий и терминов современного естествознания. Тесты и тезаурус являются оригинальной разработкой, осуществленной под руководством и при личном участии автора данного УМКД в соавторстве с д.ф.-м.н., проф. В.П. Смагиным, доцентами А.В. Присяжнюком и Т.В. Танашкиной.

  1. Место дисциплины КСЕ в структуре ОП специалитета

Курс КСЕ является одним из базовых учебных дисциплин математического и естественнонаучного цикла знаний федерального блока (компонента) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Основное назначение дисциплины – содействовать получению широкого базового высшего образования, необходимости показать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, сформировать целостный взгляд на мир.

Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих принципах и концепциях естественных наук, складывающихся в единую картину мира.

К необходимым элементам курса КСЕ помимо самостоятельного изучения теоретического материала относятся самостоятельные практические занятия по усвоению материала, состоящие в знакомстве с тестами промежуточного и итогового контроля и подготовки ответов на них, а также в ряде случаев, предусмотренных учебными программами, подготовка реферата. Основной целью всех предусмотренных видов занятий является не только активизация теоретического материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе. В основе дисциплины лежит меж- и трансдисциплинарное динамическое описание явлений и законов природы на базе эволюционно-синергетической

парадигмы или парадигмы самоорганизации, способных объединить естественнонаучную и гуманитарную компоненты культуры.

4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4.1. В результате теоретического изучения курса студент должен знать:

  • об основных этапах развития естествознания, галилеево-ньютоновской и эволюционно-синергетической парадигмах естествознания, особенностях современного естествознания;

  • о принципах научности, методологии и философии науки;

  • о концепциях пространства и времени;

  • о принципах симметрии и законах сохранения;

  • о понятии состояния в естествознании;

  • о корпускулярных и континуальных традициях в описании природы;

  • о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

  • о соотношении порядка и беспорядка(хаоса) в природе;

  • о самоорганизации в живой и неживой природе;

  • об иерархии структур и элементов материи микро-, макро- и мегамиров;

  • о взаимосвязях физических, химических и биологических процессов;

  • о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

  • о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

  • о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

  • о месте человека в истории Земли, об антропном принципе, о ноосфере и парадигме единой культуры;

  • о мега-истории Вселенной и тенденциях эволюции в ней.

4.2. В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

- работать с научной литературой естественнонаучного и гуманитарного профиля, проводить глубокий творческий поиск;

- квалифицированно подготовить научный реферат по проблемам взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культур.

Перечень форм текущего, рубежного и промежуточного (семестрового) контроля по проверке освоения студентом программы дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины.

В процессе изучения курса выполняются рейтинговые тестовые контрольные задания по теории, задания по практическим (семинарским) занятиям. На основании этих контрольных работ выставляется экзаменационная оценка или зачет.

5. Объем и сроки изучения дисциплины

Последние регламентированы учебным планом специальности

Лекционные занятия. Лекции по курсу КСЕ являются дополнительным видом занятий, в которых должны быть реализованы поставленные цели и задачи. Главная опора должна быть сделана на ведущие концептуальные представления естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой их иерархии.

Семинарские (практические) занятия. Необходимым элементом при изучении курса, помимо лекций, являются семинарские занятия. Основной их целью является не только активизация изучения лекционного материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе, о взаимосвязях в отдельных учебных и научных дисциплинах, ознакомление с библиотечной базой вуза и города, умением самостоятельно отыскать материал по заданной теме.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работой обеспечивается проведением семинарских занятий, которые призваны углубить и расширить полученные на лекциях сведения, не обязательно повторяя лекционный материал. Этим же целям служат выполняемые студентами в рамках предусмотренной самостоятельной работы и защищаемые на семинарских занятиях рефераты.





п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекций

Лабораторных

Самостоят. работа

Практических




1

Протоестествознание (модуль №1)

1

1-2

4




10

8

Решение тестовых заданий. Контрольный тест

2

Естествознание организованной простоты

(модуль №2)

1

3-5

6




20

10

Решение тестовых заданий. Контрольный тест

3

Естествознание неорганизованной сложности (модуль №3)

1

6-8

4




20

12

Решение тестовых заданий. Контрольный тест

4

Естествознание самоорганизующихся систем (модуль №4)

1

9-12

4




22

12

Решение тестовых заданий. Контрольный тест

5

Философия и инструмен

ты естест-вознания

(модуль №5)

1

13-15

4




8

10

Рейтинговый контрольный тест для допуска к экзамену

Экзамен проводится по рейтинговой системе: допуск к экзамену осуществляется при 40 набранных баллах, количество баллов, отводимых на экзамен – 40.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Тема 1 . ПРОТОЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, АНТИЧНОЕ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

1. Роль и значение мифов в становлении протоестествознания и античной науки

2. Античные ближневосточные цивилизации

3. Античная Эллада (Древняя Греция)

4. Античный Рим

5. Античный Китай

6. Античная Индия

7. Арабское Средневековье

8. Древняя Месоамерика (Центральная Америка) – естествознание народа майя

9. Древние и средневековые Византия и Русь







Тема 3 . ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ НЕОРГАНИЗОВАННОЙ СЛОЖНОСТИ – ПОЛЕВОГО И КВАНТОВОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1. Электромагнитное поле Фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности – теории пространства-времени и движения Эйнштейна и Минковского

2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и принципы общей теории относительности – теории пространства, времени, материи и движения Эйнштейна


3.Концепции и принципы квантового естествознания

4.Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы систематики элементарных частиц и квантовой хромодинамики



Тема 4. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ И КОСМОГОНИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ГИПОТЕЗЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ

1. Вселенная как понятие и объект познания

2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной

3. Начало научной космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной

4. Космогоническая гипотеза Лемэтра. Гипотеза Гамова “горячей сингулярности”, Большой взрыв и ранние эпохи Вселенной

5. Реликтовое излучение Гамова

  1. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной

7. Темная энергия и темная материя Вселенной как факт её ускоренного расширения . Понятие об антитяготении (антигравитации)




Тема 5. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ О ЗЕМЛЕ И ПЛАНЕТАХ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

1. Образование планетных систем

2. Строение и эволюция Земли

3. Географическая оболочка и жизненные процессы на Земле

Тема 6. КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ ХИМИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1 Гипотезы о происхождении химических элементов

2. Ремесленная химия и алхимия античности и Средневековья

3. Главная задача химии и основные этапы её развития

4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов

5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)

6. Концепции и законы химических процессов (реакций)

7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем

Тема 7. КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1. Объекты биологического познания и структура биологических наук

2. Геохронологическая шкала, концепции начала и эволюции жизни.










3. Проблема возникновения жизни и генетического кода

4. Наследование жизни и законы генетики Менделя

5. Хромосомная теория наследственности Моргана

6. Биосинтез белков. Кодирование наследственной информации

  1. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни

  2. Происхождение и эволюция человека



Тема 8. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП, ПАНКОСМОГЕНЕЗ И МЕГА-ИСТОРИЯ ВСЕЛЕННОЙ

1. О понятии Мега-истории Вселенной

2. Предыстория антропного принципа

3. Этапы и процессы панкосмогенеза

4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)

5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант

6. Магия (мистика) больших чисел

7. Слабая формулировка антропного принципа

8. Сильная и сверхсильная формулировка антропного принципа

9. О кризисе планетарного цикла Мега-истории Вселенной







Тема 9. КОНЦЕПЦИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕОРИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания

5. Природные диссипативные структуры (стихии)

6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества

7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания

6. Основные этапы развития научной рациональности – классический, неклассический и постнеклассический




Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1. Определение науки в целом и естествознания как отрасли науки

2. Наука и не-наука. Принципы или критерии научности

3. Структура, эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания

4. Методы научного познания

5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса

6. Основные этапы развития научной рациональности – классический, неклассический и постнеклассический










Тема 11 . МАТЕМАТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ВЫРАЖАЕМАЯ ЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МИРА

1. Математизация как принцип целостности естествознания

2. Математика, математическая истина и теория познания

3. Непостижимая эффективность математики



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

ОСНОВНАЯ

  1. Савченко В.Н., Смагин В.П. Концепции современного естествознания: принципы, гипотезы, законы, теории. Вл-к. Изд-воТГЭУ, 2009. –304с. (Гриф Министерства образования и науки)

  2. Савченко В.Н., Смагин В.П.Концепции современного естествознания: Тезаурус. Вл-к. Изд-во ВГУЭС, 2010.- 296с.(Гриф ДВ РУМЦ)

  3. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. т.1. Концепции и принципы, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 – 608 с, т.2. Тезаурус. 336с. (Серия «Высшее образование»)

  4. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. М.: Дрофа, 2004, - 256 с.

  5. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 2002.

  6. http://nrc.edu.ru/est/pos/index.html А.А.Аруцев и др. Концепции современного естествознания (учебное пособие) М.:ИНФРА-М, 2003

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/mihail/index.php Концепции современного естествознания. Под редакцией Л. А. Михайлова, 2006. – 144 с.

  2. http://cyberleninka.ru/article /n/soderzhanie-nauchno-istoricheskogo-podhoda-v-sovremennom-estestvoznanii-teoretiko-metodologicheskoe-obosnovanie УЗДИНОВА О. И. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2007. №4.

  3. http://window.edu.ru/resource/647/29647 Новоженов В.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 474 с.

11. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Девис П. Суперсила . М. 1989.

  2. Капра Ф. Дао физики. СПб. 1994.

  3. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. М.1985.

  4. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.1992.

  5. Савченко В.Н., Смагин В.П., Ковешников Е.В. Фундаментальность и философия корифеев естествознания.: хроно-исторический и антологический аспекты. Вл-к, Изд-во ТГЭУ, 2010. - 360 с.

  6. Князева Е.Н.,Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М. 1994.

  7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.1990

  8. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания./Учебник для вузов. СПб.: Изд-во Союз, 2000

9. Анисимов. А.П. Введение в биологию: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 160 с.

10. Грушевицкая Т.Г., СадохинА.П. Концепции современного естествознания. М.1998.-384с.

11. В.В. Кравченко Тесты по курсу «Концепции современного естествознания»: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во «Экзамен» . 2003 – 64 с.

12. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -352 с.

13. Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. – СПб.: БХВ – Петербург, 2005. – 448 с.

14. Верхотуров А.Д., Шпилев А.М. Начала материалогии: учебное пособие.- Комсомольск -на –Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2008. – 438 с.

15. Бурундуков А.С. Фундаментальные структуры. Эмпирические системы. - Владивосток: Дальнаука, 2005. – 304 с.

16. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени: Пер. с англ.- М.: Едиториал УРСС, 2003. – 568 с.

17. Томсон М. Философия науки. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с.

Кравченко А.Ф. История и методология науки и техники: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 360 с.

18. Кузнецов В.М. Концепции мироздания в современной физике: учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 144 с.

19. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории, Физика в поисках самых фундаментальных законов в природе: Пер. с англ. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.

20. Азимов Айзек. Путеводитель по науке. ОТ египетских пирамид до космических станций.: Пер. с англ. М.: ЗАО Центр полиграф, 2004. – 788 с.

21. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций.Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов –н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.

22. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психиатрии. Пер. с англ. М.: ООО «Издат. АСТ», 2002. – 504 с.

23. Можейко И.В. Тайная история. Древний мир. Античный мир. – СПб.: Ленинградское издательство, 2008. – 352 с.

24. Можейко И.В. Тайная история. Средние века. Новое время. – СП..:Ленинградское издательство, 2009. – 352 с.

Обзор рекомендованной литературы

В современной отечественной учебной литературе имеется много учебников и учебных пособий достаточно полно и оригинально раскрывающих основное содержание курса КСЕ. Безусловно, это все книги, указанные нами в списке основной и дополнительной литературы, а также отчасти книги, приведенные в списке использованной нами литературы при подготовке нашего Курса и Практикума КСЕ. Эти последние источники можно использовать при работе над рефератами. Помимо того, рекомендуем при написании рефератов использовать отечественные и переводные научно-популярные издания «Природа», «Наука и жизнь», «Наука и религия», «Химия и жизнь», «В мире науки», «Сознание и физическая реальность», «На грани невозможного», а также Интернет – источники. Список серверов, обслуживающих мировое информационное пространство и хранящих в своей памяти материалы по естествознанию приведен в учебнике М.И. Потеев. Концепции современного естествознания. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

Приступая к изучению современного естествознания, прежде всего надо ознакомиться с программой и требованиями, предъявляемыми к усвоению данной дисциплины. Это можно сделать по нашим книгам и по данным методическим рекомендациям в УМКД КСЕ.

История, философия и методология естествознания и естествознание древнего мира (протоестствознание, античное и средневековое естествознание) достаточно подробно дана в пособиях под редакцией Самыгина, Грушевицкой и Садохина, Горохова, Чанышева. Вопросы философии и методологии науки наиболее полно рассмотрены в книгах Степина, Розова и Горохова, Лешкевич, Канке, Торосяна, а также в книгах Можейко, Моисеевой, Азимова, А.Ф. Кравченко, Томсона, Грюнбаума, Петрова, Вайнберга, Верхотурова и Шпилёва.

Концепции физического естествознания, космологии и космогонии, в том числе гипотезы о возникновении и строении Земли и Солнечной системы оригинально изложены в книгах Горохова, Торосяна, Хорошавиной, Карпенкова, Рузавина, Грушевицкой и Садохина, Потеева, в лекциях Бабушкина. Современные концепции естествознания. СПб.: «Лань», 2001., а также в книгах Грюнбаума, Кузнецова, Петрова, Философии современного естествознания, Бурундукова, А.Ф. Кравченко, Вайнберга, Азимова.

Концепции химии (химического естествознания) наиболее полно изложены в пособиях Карпенкова, Грушевицкой и Садохина, Рузавина, Воронова, Гречнева и Сагдеева. Основы современного естествознания. М.: Высшая школа, 1999, а также в книгах Азимова, Философии современного естествознания.

Концепции общей биологии и биологии человека (биологического естествознания, антропологии и антропного принципа) лучше всего изложены в учебном пособии под ред. Самыгина, в пособии Воронова, Гречнева и Сагдеева, учебниках Потеева и Мотылевой, в учебном пособии Анисимова, у Айзимова, Скоробогатова и Сударикова. Значительное место в последней книге занимают гипотезы о происхождении жизни.

Концепции самоорганизации и эволюции (постнеклассического естествознаниия) достаточно подробно рассмотрены в наших книгах, а также в учебниках Мотылевой, Скоробогатова и Сударикова, Карпенкова, Торосяна, Потеева, Грушевицкой и Садохина, а также в монографиях Князевой и Курдюмова, Концепции самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994.

Концепции математики и естественнонаучной реальности мира наиболее подробно изложены в наших пособиях, а также в книгах Петрова, Бурундукова.

По всем указанным темам мы рекомендуем читать наши книги, а проверить себя можно по тестам, приведенным в нашем Практикуме по курсу КСЕ или в нашей книге Начала современного естествознания. Т.1. Концепции и принципы и в нашей книге, изданной в 2013 году . Помимо этого можно рекомендовать тесты по КСЕ, подготовленные и изданные В.В. Кравченко.

Разъяснение и толкование большинства терминов и понятий современного естествознания наиболее полно дано в нашем учебном пособии Начала современного естествознания. Т.2 Тезаурус.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

(тестовые задания по всем разделам, подразделам и темам учебной дисциплины)

Тестовые задания представлены в разделе Контрольно-измерительные материалы данного УМКД

контроль достижения целей курса

Контрольные и тестовые задания для промежуточной самостоятельной оценки качества освоения курса КСЕ

Контрольное задание к теме 1.

1. Что характерно для натурфилософского понимания природы?

2. Укажите основные принципы атомистического учения древних греков.

3. Что представляет собой космологическая модель Вселенной Аристотеля?

4. Укажите основные идеи о первоэлементах или началах и их авторов.

5. Сформулируйте основные положения логики Аристотеля.

6. Когда появилось слово «физика» и что оно означало в древности и означает сейчас?

7. Дайте краткую характеристику физических и космологических представлений Аристотеля.

8. Каково значение геоцентрической системы мира, обоснованной Птолемеем?

9. Какое значение для естествознания сыграли апории Зенона?

10. В чем основная суть пифагорейской натурфилософской школы?

11. В чем проявляется сходство античной науки и древневосточной (китайской и индийской), а также их различие, разведшее западную и восточную цивилизации на тысячелетия?

12.Существуют ли параллели некоторых взглядов в восточной естественнонаучной философии и современным естествознанием?

13. Какую роль сыграли в истории становления науки мифы?

Тестовые задания по теме 1.



1. В античное время гипотезу о центральном положении Солнца в картине небесных сфер первыми высказали:

а) Конфуций и Лао-цзы; б) Гиппарх и Евдокс; в) Пифагор и Аристарх; г) Лао-цзы и Платон; д) Анаксагор и Гераклит; е) Фалес и Эпикур.

2. Демокрит и Левкипп учили, что атомы различаются между собой:

а) положением, величиной, сочетанием; б) формой, порядком, положением; в) подвижностью, формой, порядком; г) величиной, порядком, сочетанием; д) формой, сочетанием.

3. Закон логики, сформулированный Лейбницем, в дополнение к трем законам логики Аристотеля, имеет название закона:

а) тождества; б) достаточного утверждения; в) амбивалентности; г) достаточного основания; д) достаточного подтверждения; е) непротиворечивости; ж) эквивалентности.

4. Кто утверждал, что скорость падающего тела зависит от его веса?

а) Гераклит; б) Архимед; в) Аристотель; г) Аристарх; д) Фалес; е) Анаксимен.

5. Аристотель формулировал отсутствие пустоты, полагая, что:

а) атомы занимают все области пространства; б) в таком случае движение тел было бы вечным и неизменным, чего нет в бытии; в) бытие не терпит пустоты; г) небытия нет;

д) атомов, заполняющих пространство бытия, нет.

6. Что главное утверждало учение Клавдия Птолемея в многотомном трактате «Альмагест»?

а) космоцентризм; б) относительность небесных сфер; в) геоцентризм; г) пантеизм;

д) гармонию небесных сфер; е) антропоморфизм космоса; ж) панкосмизм.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Контрольный экземпляр находится на кафедре биохимии, микробиологии и биотехнологии
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск