Скачать 1.73 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа естественных наук
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» 080800.62 – прикладная информатика Форма подготовки очнаяШкола естественных наук ДВФУ Кафедра общей физики курс _4____ семестр _8______ лекции 22 (час.) практические занятия 22 час. семинарские занятия___нет_____час. лабораторные работы__нет_____час. консультации всего часов аудиторной нагрузки__44_ (час.) самостоятельная работа _52_ (час.) реферативные работы (количество) – не предусмотрены контрольные работы (количество) – не предусмотрены зачет ___8_______ семестр экзамен__________семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Номер государственной регистрации 774 эк/бак от 27 декабря 2005г. Заведующий кафедрой: Короченцев Владимир Владимирович Составитель: к.ф.-м.н., доцент Петроченко Н.Е. Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» разработан для студентов 4 курса специальности 080800.62 «прикладная информатика» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данным направлениям и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования. Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций выпускника. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
Удельный вес занятий в интерактивной форме составляет не менее 20% аудиторной нагрузки. В курсе используются следующие интерактивные формы: Визуальная лекция, и лекция-беседа. Аннотация Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в Школе естественных наук Дальневосточного Федерального университета читается на старших курсах очной формы обучения и относится к обязательному минимуму федерального компонента содержания и уровню подготовки специалиста по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» для всех направлений Школы. Программный (лекционный) курс КСЕ включает в себя пять разделов (протоестествознание, естествознание организованной простоты, естествознание неорганизованной сложности, естествознание самоорганизующихся систем и пятый – философию и инструментов естествознания) и пятнадцать подразделов – мифологическое, античное, средневековое, механическое, физическое полевое, квантовое, космологическое, планетное, химическое, биологическое, эволюционное, мега-историю, философию и инструменты естествознания. Данная учебная дисциплина КСЕ обеспечивается кафедрой общей физики Школы естественных наук. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа естественных наук
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» 080800.62 – прикладная информатика Форма подготовки очнаяШкола естественных наук ДВФУ Кафедра общей физики курс _4____ семестр _8______ лекции 22 (час.) практические занятия 22 час. семинарские занятия___нет_____час. лабораторные работы__нет_____час. консультации всего часов аудиторной нагрузки__44_ (час.) самостоятельная работа _52_ (час.) реферативные работы (количество) – не предусмотрены контрольные работы (количество) – не предусмотрены зачет ___8_______ семестр экзамен__________семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Номер государственной регистрации 774 эк/бак от 27 декабря 2005г. Заведующий кафедрой: Короченцев Владимир Владимирович Составитель: к.ф.-м.н., доцент Петроченко Н.Е.
квантово-полевая, эволюционно-синергетическая); развитие представлений о материи, о движении, о взаимодействии. 2. Пространство, время, симметрия: принципы симметрии и законы сохранения; эволюционные представления о пространстве и времени; специальная теория относительности; общая теория относительности. 3.Структурные уровни и системная организация материи: микро-, макро- и мегамиры; взаимосвязь структурных уровней организации материи; организация материи и процессы на физическом, химическом и биологическом её уровнях; молекулярные основы жизни. 4. Порядок и беспорядок в природе: механический детерминизм, хаотическое поведение динамических систем; динамические и статистические теории; корпускулярно-волновой дуализм и соотношение неопределенностей; принципы дополнительности и возрастания энтропии; закономерности самоорганизации. 5.Эволюционное естествознание: космология, космогония и геологическая эволюция; происхождение жизни; биологический эволюционизм; история жизни на Земле и методы исследования эволюции; генетика и эволюция. 6.Биосфера и человек: экосистемы; биосфера; человек в биосфере; глобальный экономический кризис. 1.2. Цели изучения дисциплины направлены на: -понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления; -формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления; -понимание сущности транс- и междисциплинарных связей и идей и важнейших естественнонаучных концепций, лежащих в основе современного естествознания; - понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в её развитии; - понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания, техники и технологий, в процессе диалога науки и общества. 1.3. Задачи дисциплины: - изучение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих современный облик естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии, биологии, геологии, географии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений; -изучение и понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации, как в процессе развития естествознания, техники и технологий, так и в процессе диалога науки и общества. Достоинством данного УМКД является наличие практикума в 1530 тестовых заданий по всем разделам изучаемой дисциплины и тезауруса, содержащего толкование почти 1500 основных понятий и терминов современного естествознания. Тесты и тезаурус являются оригинальной разработкой, осуществленной под руководством и при личном участии автора данного УМКД в соавторстве с д.ф.-м.н., проф. В.П. Смагиным, доцентами А.В. Присяжнюком и Т.В. Танашкиной.
Курс КСЕ является одним из базовых учебных дисциплин математического и естественнонаучного цикла знаний федерального блока (компонента) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Основное назначение дисциплины – содействовать получению широкого базового высшего образования, необходимости показать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, сформировать целостный взгляд на мир. Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих принципах и концепциях естественных наук, складывающихся в единую картину мира. К необходимым элементам курса КСЕ помимо самостоятельного изучения теоретического материала относятся самостоятельные практические занятия по усвоению материала, состоящие в знакомстве с тестами промежуточного и итогового контроля и подготовки ответов на них, а также в ряде случаев, предусмотренных учебными программами, подготовка реферата. Основной целью всех предусмотренных видов занятий является не только активизация теоретического материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе. В основе дисциплины лежит меж- и трансдисциплинарное динамическое описание явлений и законов природы на базе эволюционно-синергетической парадигмы или парадигмы самоорганизации, способных объединить естественнонаучную и гуманитарную компоненты культуры. 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4.1. В результате теоретического изучения курса студент должен знать:
4.2. В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь: - работать с научной литературой естественнонаучного и гуманитарного профиля, проводить глубокий творческий поиск; - квалифицированно подготовить научный реферат по проблемам взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культур. Перечень форм текущего, рубежного и промежуточного (семестрового) контроля по проверке освоения студентом программы дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения курса выполняются рейтинговые тестовые контрольные задания по теории, задания по практическим (семинарским) занятиям. На основании этих контрольных работ выставляется экзаменационная оценка или зачет. 5. Объем и сроки изучения дисциплины Последние регламентированы учебным планом специальности Лекционные занятия. Лекции по курсу КСЕ являются дополнительным видом занятий, в которых должны быть реализованы поставленные цели и задачи. Главная опора должна быть сделана на ведущие концептуальные представления естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой их иерархии. Семинарские (практические) занятия. Необходимым элементом при изучении курса, помимо лекций, являются семинарские занятия. Основной их целью является не только активизация изучения лекционного материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе, о взаимосвязях в отдельных учебных и научных дисциплинах, ознакомление с библиотечной базой вуза и города, умением самостоятельно отыскать материал по заданной теме. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работой обеспечивается проведением семинарских занятий, которые призваны углубить и расширить полученные на лекциях сведения, не обязательно повторяя лекционный материал. Этим же целям служат выполняемые студентами в рамках предусмотренной самостоятельной работы и защищаемые на семинарских занятиях рефераты.
Экзамен проводится по рейтинговой системе: допуск к экзамену осуществляется при 40 набранных баллах, количество баллов, отводимых на экзамен – 40. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список литературы ОСНОВНАЯ
11. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
9. Анисимов. А.П. Введение в биологию: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 160 с. 10. Грушевицкая Т.Г., СадохинА.П. Концепции современного естествознания. М.1998.-384с. 11. В.В. Кравченко Тесты по курсу «Концепции современного естествознания»: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во «Экзамен» . 2003 – 64 с. 12. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -352 с. 13. Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. – СПб.: БХВ – Петербург, 2005. – 448 с. 14. Верхотуров А.Д., Шпилев А.М. Начала материалогии: учебное пособие.- Комсомольск -на –Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2008. – 438 с. 15. Бурундуков А.С. Фундаментальные структуры. Эмпирические системы. - Владивосток: Дальнаука, 2005. – 304 с. 16. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени: Пер. с англ.- М.: Едиториал УРСС, 2003. – 568 с. 17. Томсон М. Философия науки. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с. Кравченко А.Ф. История и методология науки и техники: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 360 с. 18. Кузнецов В.М. Концепции мироздания в современной физике: учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 144 с. 19. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории, Физика в поисках самых фундаментальных законов в природе: Пер. с англ. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с. 20. Азимов Айзек. Путеводитель по науке. ОТ египетских пирамид до космических станций.: Пер. с англ. М.: ЗАО Центр полиграф, 2004. – 788 с. 21. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций.Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов –н/Д: Феникс, 2000. – 416 с. 22. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психиатрии. Пер. с англ. М.: ООО «Издат. АСТ», 2002. – 504 с. 23. Можейко И.В. Тайная история. Древний мир. Античный мир. – СПб.: Ленинградское издательство, 2008. – 352 с. 24. Можейко И.В. Тайная история. Средние века. Новое время. – СП..:Ленинградское издательство, 2009. – 352 с. Обзор рекомендованной литературы В современной отечественной учебной литературе имеется много учебников и учебных пособий достаточно полно и оригинально раскрывающих основное содержание курса КСЕ. Безусловно, это все книги, указанные нами в списке основной и дополнительной литературы, а также отчасти книги, приведенные в списке использованной нами литературы при подготовке нашего Курса и Практикума КСЕ. Эти последние источники можно использовать при работе над рефератами. Помимо того, рекомендуем при написании рефератов использовать отечественные и переводные научно-популярные издания «Природа», «Наука и жизнь», «Наука и религия», «Химия и жизнь», «В мире науки», «Сознание и физическая реальность», «На грани невозможного», а также Интернет – источники. Список серверов, обслуживающих мировое информационное пространство и хранящих в своей памяти материалы по естествознанию приведен в учебнике М.И. Потеев. Концепции современного естествознания. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. Приступая к изучению современного естествознания, прежде всего надо ознакомиться с программой и требованиями, предъявляемыми к усвоению данной дисциплины. Это можно сделать по нашим книгам и по данным методическим рекомендациям в УМКД КСЕ. История, философия и методология естествознания и естествознание древнего мира (протоестствознание, античное и средневековое естествознание) достаточно подробно дана в пособиях под редакцией Самыгина, Грушевицкой и Садохина, Горохова, Чанышева. Вопросы философии и методологии науки наиболее полно рассмотрены в книгах Степина, Розова и Горохова, Лешкевич, Канке, Торосяна, а также в книгах Можейко, Моисеевой, Азимова, А.Ф. Кравченко, Томсона, Грюнбаума, Петрова, Вайнберга, Верхотурова и Шпилёва. Концепции физического естествознания, космологии и космогонии, в том числе гипотезы о возникновении и строении Земли и Солнечной системы оригинально изложены в книгах Горохова, Торосяна, Хорошавиной, Карпенкова, Рузавина, Грушевицкой и Садохина, Потеева, в лекциях Бабушкина. Современные концепции естествознания. СПб.: «Лань», 2001., а также в книгах Грюнбаума, Кузнецова, Петрова, Философии современного естествознания, Бурундукова, А.Ф. Кравченко, Вайнберга, Азимова. Концепции химии (химического естествознания) наиболее полно изложены в пособиях Карпенкова, Грушевицкой и Садохина, Рузавина, Воронова, Гречнева и Сагдеева. Основы современного естествознания. М.: Высшая школа, 1999, а также в книгах Азимова, Философии современного естествознания. Концепции общей биологии и биологии человека (биологического естествознания, антропологии и антропного принципа) лучше всего изложены в учебном пособии под ред. Самыгина, в пособии Воронова, Гречнева и Сагдеева, учебниках Потеева и Мотылевой, в учебном пособии Анисимова, у Айзимова, Скоробогатова и Сударикова. Значительное место в последней книге занимают гипотезы о происхождении жизни. Концепции самоорганизации и эволюции (постнеклассического естествознаниия) достаточно подробно рассмотрены в наших книгах, а также в учебниках Мотылевой, Скоробогатова и Сударикова, Карпенкова, Торосяна, Потеева, Грушевицкой и Садохина, а также в монографиях Князевой и Курдюмова, Концепции самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994. Концепции математики и естественнонаучной реальности мира наиболее подробно изложены в наших пособиях, а также в книгах Петрова, Бурундукова. По всем указанным темам мы рекомендуем читать наши книги, а проверить себя можно по тестам, приведенным в нашем Практикуме по курсу КСЕ или в нашей книге Начала современного естествознания. Т.1. Концепции и принципы и в нашей книге, изданной в 2013 году . Помимо этого можно рекомендовать тесты по КСЕ, подготовленные и изданные В.В. Кравченко. Разъяснение и толкование большинства терминов и понятий современного естествознания наиболее полно дано в нашем учебном пособии Начала современного естествознания. Т.2 Тезаурус. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ (тестовые задания по всем разделам, подразделам и темам учебной дисциплины) Тестовые задания представлены в разделе Контрольно-измерительные материалы данного УМКД контроль достижения целей курса Контрольные и тестовые задания для промежуточной самостоятельной оценки качества освоения курса КСЕ Контрольное задание к теме 1. 1. Что характерно для натурфилософского понимания природы? 2. Укажите основные принципы атомистического учения древних греков. 3. Что представляет собой космологическая модель Вселенной Аристотеля? 4. Укажите основные идеи о первоэлементах или началах и их авторов. 5. Сформулируйте основные положения логики Аристотеля. 6. Когда появилось слово «физика» и что оно означало в древности и означает сейчас? 7. Дайте краткую характеристику физических и космологических представлений Аристотеля. 8. Каково значение геоцентрической системы мира, обоснованной Птолемеем? 9. Какое значение для естествознания сыграли апории Зенона? 10. В чем основная суть пифагорейской натурфилософской школы? 11. В чем проявляется сходство античной науки и древневосточной (китайской и индийской), а также их различие, разведшее западную и восточную цивилизации на тысячелетия? 12.Существуют ли параллели некоторых взглядов в восточной естественнонаучной философии и современным естествознанием? 13. Какую роль сыграли в истории становления науки мифы? Тестовые задания по теме 1. 1. В античное время гипотезу о центральном положении Солнца в картине небесных сфер первыми высказали: а) Конфуций и Лао-цзы; б) Гиппарх и Евдокс; в) Пифагор и Аристарх; г) Лао-цзы и Платон; д) Анаксагор и Гераклит; е) Фалес и Эпикур. 2. Демокрит и Левкипп учили, что атомы различаются между собой: а) положением, величиной, сочетанием; б) формой, порядком, положением; в) подвижностью, формой, порядком; г) величиной, порядком, сочетанием; д) формой, сочетанием. 3. Закон логики, сформулированный Лейбницем, в дополнение к трем законам логики Аристотеля, имеет название закона: а) тождества; б) достаточного утверждения; в) амбивалентности; г) достаточного основания; д) достаточного подтверждения; е) непротиворечивости; ж) эквивалентности. 4. Кто утверждал, что скорость падающего тела зависит от его веса? а) Гераклит; б) Архимед; в) Аристотель; г) Аристарх; д) Фалес; е) Анаксимен. 5. Аристотель формулировал отсутствие пустоты, полагая, что: а) атомы занимают все области пространства; б) в таком случае движение тел было бы вечным и неизменным, чего нет в бытии; в) бытие не терпит пустоты; г) небытия нет; д) атомов, заполняющих пространство бытия, нет. 6. Что главное утверждало учение Клавдия Птолемея в многотомном трактате «Альмагест»? а) космоцентризм; б) относительность небесных сфер; в) геоцентризм; г) пантеизм; д) гармонию небесных сфер; е) антропоморфизм космоса; ж) панкосмизм. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | ||
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Концепции современного естествознания» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Контрольный экземпляр находится на кафедре биохимии, микробиологии и биотехнологии | ||
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок |