Скачать 62.68 Kb.
|
Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС Волкова Т.Н., заместитель директора по УВР Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учитель – ученик, ученик – ученик. Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие и учебные отношения реализуются в образовательной сфере, то и их среда (как участник и посредник) тоже является ее компонентом. Важными факторами образовательной среды в реализации информационного взаи-модействия являются не только информационные и социокультурные, но и психологические характеристики. Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимо-действия. Источником этого климата является внешняя образовательная среда, однако его развитие и улучшение осуществляется, прежде всего, под воздействием самого образования и, следовательно, внутренней образовательной среды, общей и локальной. В соответствии с ФГОС, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. То есть и на локальном уровне образовательная среда проецируется во внутренний фактор сферы образования данного уровня. Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, ре-зультативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оцени-вается ее состояние и развитие. Таким образом, имеют место следующие аспекты образовательной среды как направления ее педагогического исследования и развития: информационный, социокуль-турный, психологический, прагматический (рассмотрение с позиции эффективности), уровневый (с позиции соотношения общего и частного, локального), регулятивный (с по-зиции управления средой). И.М. Улановская определяет также следующие аспекты образовательной среды:
Можно сформулировать следующие функции образовательной среды: Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР. Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой. Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду. Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании об-разовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды. Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды. Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды. Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой. Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды. Особое значение в современном образовании имеет информационная образовательная среда, ИОС, общая, локальная (школьная), предметная. Под воздействием глобальной информатизации общества, информатизации образования (ИО), методологии ИО развивается и расширяется информационная среда, а вместе с ней и ИОС. ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, ин-формационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным. ИОС как область реализации информационно-образовательных отношений (субъ-ектных и объектных) является прямым посредником и непосредственным участником межсистемного взаимодействия (как универсальная информационная система). То есть ею, ее средствами обеспечивается диалог субъекта образования в среде и со средой. Этот диалог способствует формированию культуры социально-информационных отношений и правосознания учеников, восприятию информационной этики. ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в обра-зовании, специализированные ресурсы - информационно-образовательные (ИОР) и элек-тронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В совре-менном образовании они стали неотъемлемым атрибутом каждого предметного учебного процесса. ИОС содержит все необходимое информационное выражение социокультуры об-щества, что дает новые возможности для реализации воспитательных функций образования, для развития личной социокультуры, мировоззрения учащихся. Образование, педагогическая система целенаправлены на личностное развитие учащихся и обеспечение их саморазвития. Та же цель стоит перед ИОС как источнике благоприятных условий развития и саморазвития субъектов образования и как информационного расширения педагогической системы. Развитие личности заключается в обретении ею новых инвариантных свойств как самоуправляемой информационно-психологической системы. То есть это развитие является качественным изменением личности. По отношению к субъекту образования и предметного обучения мы понимаем под развитием его совершенствование, находящимся в полном соответствии с развитием (совершенствованием) общества, информационной среды. Следовательно, развитие личности субъекта образования – это развитие его субкультуры, выражающей на субъективном уровне интеллектуальную и духовную культуру общества. Развитие субъекта включает достижение его готовности к самообразованию и самообучению, раскрытие его индивидуальности. Это развитие обеспечивается непосредственно образованием и педагогической системой и опосредованно ИОС. Раскрытие индивидуальности субъекта образования необходимо:
Самопознание субъекта производится во всей образовательной среде, в среде множества учебных предметов, в личной ИОС: это интеллектуально-психологический фактор. Саморазвитие субъекта образования осуществляется в результате продуктивного взаимодействия с социально-информационной средой, с ее ресурсами. Современный субъект образования самостоятельно добывает знания, становится не только активной, но и активизирующей системой в парадигме ученик – знания – учитель. Ученик пишет рефераты, готовит презентации, ищет материалы в сети. Выбор его не всегда правильный, поэтому его творчество корректируется учителем на предмет достоверности и соответствия содержанию базовых ИОР. Таким образом, в результате этой работы он, во-первых, приобретает новые знания по предмету обучения или общеобразовательные, во-вторых, учится работе со средой, приобретает способность к дифференциации знаний, ресурсов среды. В то же время, ИОС может расширяться за счет новых ресурсов общей среды, соответствующих содержанию уже имеющихся в ней ресурсов, не противоречащих целям образования и предметного обучения: любой ресурс среды, обладая открытой сферой своего применения, может быть включен в ИОС на условиях вышесказанного соответствия. Задача ИОС – аккумулирование, упорядочение, предоставление всей необходимой социокультурной, научно-популярной, познавательной информации, систем поиска, ком- муникации. Задача педагогической системы – создание условий для восприятия субъектами образования достоверной просветительской информации. Реализация просветительской функции ИОС осуществляется в рамках саморазвития субъекта образования, его информационного мировоззрения, формирования социокультурной, эрудированной личности. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выступление на тему: «фгос. Биология. «Информационно образовательная среда «Сферы» как инструмент реализации требований федерального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выступление на тему: «фгос. Биология. «Информационно образовательная среда «Сферы» как инструмент реализации требований федерального... | ||
Контрольная работа по Модулю №1 «Информационно-образовательная среда начальной школы» Контрольная работа по Модулю №1 – «Информационно-образовательная среда начальной школы» Е. А. Вострикова, маоу дпо ипк, г. Новокузнецк,... | «виртуальная лаборатория газоснабжения» Бытовая плита, газоснабжение, имитационное моделирование, информационно-образовательная среда | ||
Проект Информационно-образовательная среда мбоу сош №51 как условие эффективного перехода на федеральные государственные образовательные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слайд- презентации по теме: «Современный урок в аспекте требований фгос» (выступающие Стародубова Татьяна Владимировна, Симендейкина... | ||
Основной образовательной программы начального общего образования Введение Посредством него создается (формируется) и воспроизводится предметная, информационно-методическая, человеческая (кадровая) развивающая... | Стандартизация российского образования. Преподавание географии в... Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контрольная работа по Модулю №1 – «Информационно-образовательная среда начальной школы» Е. А. Вострикова, маоу дпо ипк, г. Новокузнецк,... | Лакунарность в юридическом тексте в аспекте перевода пантелеева Д.... Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | ||
Г. Г. Епанешникова Образовательная Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса | Информационно-предметная среда учебного кабинета, как элемент здоровьесберегающих... | ||
Образовательная программа курса «Проектная деятельность» Настоящий курс рассчитан на учащихся начальной школы 1 класса. Курс составлен на основании Закона «Об образовании», требований фгос... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда... Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о... | ||
Изучить сущность и становление системы исследования финансовых рисков:... Цель. Задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | Выступления «Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения с учетом современных требований» (Аджавенко Т. А., Шевцова Е.... |