Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос





Скачать 62.68 Kb.
НазваниеИнформационно-образовательная среда в аспекте требований фгос
Дата публикации27.02.2015
Размер62.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС

Волкова Т.Н., заместитель директора по УВР

Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учитель – ученик, ученик – ученик. Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие и учебные отношения реализуются в образовательной сфере, то и их среда (как участник и посредник) тоже является ее компонентом.

Важными факторами образовательной среды в реализации информационного взаи-модействия являются не только информационные и социокультурные, но и психологические характеристики.

Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимо-действия. Источником этого климата является внешняя образовательная среда, однако его развитие и улучшение осуществляется, прежде всего, под воздействием самого образования и, следовательно, внутренней образовательной среды, общей и локальной.

В соответствии с ФГОС, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. То есть и на локальном уровне образовательная среда проецируется во внутренний фактор сферы образования данного уровня.

Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, ре-зультативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оцени-вается ее состояние и развитие.

Таким образом, имеют место следующие аспекты образовательной среды как направления ее педагогического исследования и развития: информационный, социокуль-турный, психологический, прагматический (рассмотрение с позиции эффективности), уровневый (с позиции соотношения общего и частного, локального), регулятивный (с по-зиции управления средой).

И.М. Улановская определяет также следующие аспекты образовательной среды:

  • предметный аспект в контексте учебного содержания;

  • организационный аспект в контексте способов решения задач предметного уровня;

  • межличностный аспект в контексте стимуляции и мотивации учащихся.


Можно сформулировать следующие функции образовательной среды:

Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.

Социокультурная формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.

Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.

Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании об-разовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды.

Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.

Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.

Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.

Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.

Особое значение в современном образовании имеет информационная образовательная среда, ИОС, общая, локальная (школьная), предметная. Под воздействием глобальной информатизации общества, информатизации образования (ИО), методологии ИО развивается и расширяется информационная среда, а вместе с ней и ИОС.

ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, ин-формационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.

ИОС как область реализации информационно-образовательных отношений (субъ-ектных и объектных) является прямым посредником и непосредственным участником межсистемного взаимодействия (как универсальная информационная система). То есть ею, ее средствами обеспечивается диалог субъекта образования в среде и со средой. Этот диалог способствует формированию культуры социально-информационных отношений и правосознания учеников, восприятию информационной этики.

ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в обра-зовании, специализированные ресурсы - информационно-образовательные (ИОР) и элек-тронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В совре-менном образовании они стали неотъемлемым атрибутом каждого предметного учебного процесса.

ИОС содержит все необходимое информационное выражение социокультуры об-щества, что дает новые возможности для реализации воспитательных функций образования, для развития личной социокультуры, мировоззрения учащихся.

Образование, педагогическая система целенаправлены на личностное развитие учащихся и обеспечение их саморазвития. Та же цель стоит перед ИОС как источнике благоприятных условий развития и саморазвития субъектов образования и как информационного расширения педагогической системы.

Развитие личности заключается в обретении ею новых инвариантных свойств как самоуправляемой информационно-психологической системы. То есть это развитие является качественным изменением личности. По отношению к субъекту образования и предметного обучения мы понимаем под развитием его совершенствование, находящимся в полном соответствии с развитием (совершенствованием) общества, информационной среды. Следовательно, развитие личности субъекта образования – это развитие его субкультуры, выражающей на субъективном уровне интеллектуальную и духовную культуру общества. Развитие субъекта включает достижение его готовности к самообразованию и самообучению, раскрытие его индивидуальности. Это развитие обеспечивается непосредственно образованием и педагогической системой и опосредованно ИОС.

Раскрытие индивидуальности субъекта образования необходимо:

  • для определения его информационно-познавательных потребностей, его самоопределения;

  • для реализации самопознания и саморазвития;

  • для целостного отражения информационной культуры в своей субкультуре в соответствии с личными особенностями этого отражения.

Самопознание субъекта производится во всей образовательной среде, в среде множества учебных предметов, в личной ИОС: это интеллектуально-психологический фактор.

Саморазвитие субъекта образования осуществляется в результате продуктивного взаимодействия с социально-информационной средой, с ее ресурсами.

Современный субъект образования самостоятельно добывает знания, становится не только активной, но и активизирующей системой в парадигме ученик – знания – учитель.

Ученик пишет рефераты, готовит презентации, ищет материалы в сети. Выбор его не всегда правильный, поэтому его творчество корректируется учителем на предмет достоверности и соответствия содержанию базовых ИОР. Таким образом, в результате этой работы он, во-первых, приобретает новые знания по предмету обучения или общеобразовательные, во-вторых, учится работе со средой, приобретает способность к дифференциации знаний, ресурсов среды. В то же время, ИОС может расширяться за счет новых ресурсов общей среды, соответствующих содержанию уже имеющихся в ней ресурсов, не противоречащих целям образования и предметного обучения: любой ресурс среды, обладая открытой сферой своего применения, может быть включен в ИОС на условиях вышесказанного соответствия.

Задача ИОС – аккумулирование, упорядочение, предоставление всей необходимой социокультурной, научно-популярной, познавательной информации, систем поиска, ком-

муникации.

Задача педагогической системы – создание условий для восприятия субъектами образования достоверной просветительской информации.

Реализация просветительской функции ИОС осуществляется в рамках саморазвития субъекта образования, его информационного мировоззрения, формирования социокультурной, эрудированной личности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выступление на тему: «фгос. Биология. «Информационно образовательная среда «Сферы» как инструмент реализации требований федерального...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выступление на тему: «фгос. Биология. «Информационно образовательная среда «Сферы» как инструмент реализации требований федерального...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconКонтрольная работа по Модулю №1 «Информационно-образовательная среда начальной школы»
Контрольная работа по Модулю №1 – «Информационно-образовательная среда начальной школы» Е. А. Вострикова, маоу дпо ипк, г. Новокузнецк,...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос icon«виртуальная лаборатория газоснабжения»
Бытовая плита, газоснабжение, имитационное моделирование, информационно-образовательная среда
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconПроект
Информационно-образовательная среда мбоу сош №51 как условие эффективного перехода на федеральные государственные образовательные...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слайд- презентации по теме: «Современный урок в аспекте требований фгос» (выступающие Стародубова Татьяна Владимировна, Симендейкина...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconОсновной образовательной программы начального общего образования Введение
Посредством него создается (формируется) и воспроизводится предметная, информационно-методическая, человеческая (кадровая) развивающая...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconСтандартизация российского образования. Преподавание географии в...
Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольная работа по Модулю №1 – «Информационно-образовательная среда начальной школы» Е. А. Вострикова, маоу дпо ипк, г. Новокузнецк,...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconЛакунарность в юридическом тексте в аспекте перевода пантелеева Д....
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconГ. Г. Епанешникова Образовательная
Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconИнформационно-предметная среда учебного кабинета, как элемент здоровьесберегающих...

Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconОбразовательная программа курса «Проектная деятельность»
Настоящий курс рассчитан на учащихся начальной школы 1 класса. Курс составлен на основании Закона «Об образовании», требований фгос...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда...
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconИзучить сущность и становление системы исследования финансовых рисков:...
Цель. Задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос iconВыступления
«Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения с учетом современных требований» (Аджавенко Т. А., Шевцова Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск