Скачать 113.83 Kb.
|
Заочный семинар для преподавателей № 2 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ «… Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить пользоваться и правильно распоряжаться ей. Это невозможно сделать без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сферу образования и науки» Д.А. Медведев Терминология для информационных технологий обучения
Для эффективного применения информационных технологий педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении. Программное обеспечение можно разбить на несколько категорий:
1.1. Контролирующие системы В настоящее время в практике применяют контролирующие системы следующего назначения:
1.2. Обучающие и тренировочные системы Автоматизированная обучающая система (АОС) включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.
Применяя обучающие, контролирующие и тренировочные системы широко используются: Технологии мультимедиа (multimedia – многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию. Задания для студентов уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет. Виртуальная реальность (virtual reality – возможная реальность) новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени. Новые возможности для создания АОС открыла гипертекстовая технология Гипертекст (hypertext-сверхтекст) – совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – возможность переходов по гиперссылкам. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определят свой маршрут «путешествия» Распространение гипертекстовой технологии позволило создавать и широко тиражировать на компакт-дисках разнообразные электронные издания: учебники, справочники, словари, энциклопедии и т. д. Преимущества таких электронных «книг» по сравнению с традиционными:
2. Системы для поиска информации Современные требования к информационной компетентности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации. Преподаватели могут использовать сами или предлагать студентам справочные правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс), электронные каталоги библиотек, поисковые системы Интернет и т.п. 3.Моделирующие программы – позволяют моделировать эксперименты, воображаемые или реальные жизненные ситуации (химическая лаборатория, физическая лаборатория, микробиологическая лаборатория, моделирование работы медицинской сестры процедурного кабинета). 4.Микромиры – особые узкоспециализированные программы, позволяющие сделать на компьютере специальную среду, для исследования некоторой проблемы. На принципах микромиров основываются некоторые игровые программы познавательного характера, в которых играющий погружается в специальную среду, моделирующую жизнь города, племени, цивилизации и управлять своей деятельностью. 5.Инструментальные средства познавательного характера Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) базируются на работах в области искусственного интеллекта. Как и человек-эксперт, эти системы решают задачи, используя правила и логику, умеют пополнять свои знания. Пример: педагогическая экспертная программа «Оранта», предназначенная для моделирования качественной оценки результатов воспитательного взаимодействия классного руководителя с учащимися, позволяет по заложенным в ней параметрам определить тип педагога и тип группы (используется более 100 характеристик), а так же предсказать каковы могут быть результаты воспитательного процесса при определённом сочетании этих типов. 6.Инструментальные средства универсального характера Текстовые редакторы (Word и др.) – облегчают работку по выполнению различных письменных заданий: сочинений, эссе, рефератов и др. они облегчают их первоначальное оформление и последующие изменения и дополнения. Электронные таблицы (Мicrosoft Exel) дают возможность без изучения языков программирования выполнять расчёты по сложным формулам. По данным таблиц можно построить график или диаграмму. Электронные таблицы сокращают время, необходимое для вычислений и позволяют отдать больше усилий постановке задач и исследованию результатов. Графические редакторы (презентации Power Point) – выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения обучаемых и их положительной мотивации к выполнению самой работы с использованием компьютера. Программы для создания компьютерных презентаций очень эффективны для наглядных иллюстраций (графических, текстовых, видео, аудио) при чтении лекций, проведении семинаров, уроков, конференций. 7. Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций (электронная почта, конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Internet) ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ (СЕТЕВЫХ КУРСОВ) Терминологический словарь Учебные издания – полиграфические и/или электронные издания, которые могут являться как самостоятельными равноценными, так и дополняющими друг друга изданиями. Единственным различием между полиграфическим и электронным изданием является способ публикации. Полиграфическое издание – документ, предназначенный для распространения содержащейся в ней информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный и имеющий выходные сведения. Объем полиграфического издания определяется в авторских (учетно-издательских) листах. Один печатный лист – 16 стр. формата А4 или 32 стр.А5. Электронное издание – электронный документ, как правило, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизмененном виде, имеющий выходные сведения, представленный на электронных носителях (CD-R, CD-RW). Различают:
Электронное учебное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Электронное издание проходит все этапы доредакционного прохождения рукописи. Размещается на сайте учебного заведения. В зависимости от целевого назначения учебная документация подразделяется на виды изданий: учебно-программные, учебно-методические, учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-справочные, учебно-наглядные, дополнительные учебные материалы. Электронные учебные материалы – электронные материалы по определённой дисциплине или группе дисциплин учебного назначения. Предназначены для занятий в аудитории, автоматизированного контроля знаний, самостоятельной работы студента. Электронные материалы проходят редакционно-издательскую подготовку. Размещаются на сайте учебного заведения Виды электронных учебных материалов:
Электронный учебник – самостоятельное учебное электронное пособие комплексного назначения, которое обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Информационно-поисковую деятельность студента. Электронный учебник содержит теоретический и практический материалы в соответствие с учебной программой дисциплины, с использованием мультимедиа технологий ЭУК (электронный учебный курс) = сетевой курс – электронный учебно-методический комплекс, обеспечивающий все основные виды занятий по дисциплине/ПМ с учётом специфики всех форм обучения. В том числе контроль самостоятельной работы студента. Сетевой курс предназначен для использования через телекоммуникационные сети, а так же распространения и использования в виде локальных копий на переносимых электронных носителях (CD-R, CD-RW). Создаётся поэтапно. Электронный учебный модуль – (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой темы или даже дисциплины. Банк тестовых заданий – электронное издание, содержащее систематизированный комплект изданий, позволяющий качественно и эффективно измерить уровень и оценить степень подготовленности студента, предназначенное для использования через телекоммуникационные сети для промежуточного и итогового контроля знаний по отдельной учебной дисциплине, комплексным дисциплинам, отдельному тесту. Дополнительные учебные материалы – печатные/электронные материалы по определённой дисциплине или группе дисциплин.. Электронные дополнительные учебные материалы (электронные учебники, практикумы, нормативные документы и др.), используемые в учебном процессе. Отличительным признаком электронных дополнительных учебных материалов является то, что материалы не создаются, а подбираются преподавателем дисциплины, в том числе и методом поиска в сети Internet. Модель электронного учебного курса. Требования к ЭУК Говоря о новых, перспективных формах организации образовательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы ориентированной на самостоятельную работу обучаемых. В этом случае для получения эффективных результатов педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных материалов, составляющий так называемый «кейс» (коробка, чемодан). При формировании такого кейса становится всё более популярным мультимедиа подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами, что особенно важно, электронными учебными курсами (ЭУК). Электронные учебные курсы (сетевые курсы) представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть (учебный портал колледжа или Internet.) Соответствующая методическая систематизация вышеперечисленных электронных материалов и обеспечивает поэтапное формирование ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения. ЭУК должен выполнять следующие функции:
Требования к содержанию ЭУК: ЭУК должен обеспечивать полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых методических приёмов, а именно:
Требования к структуре ЭУК В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки Функциональные блоки ЭУК
Этапы проектирования ЭУК В основу Технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных подходов: снизу вверх или сверху вниз. Подход снизу вверх, наиболее приемлем и доступен для педагога так, как предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера. В этом случае для процесса и создания ЭУК может быть представлена следующая последовательность этапов:
- электронных учебных материалов практических занятий в аудиторное время.
- электронного варианта промежуточного и итогового контроля; - апробация принципов обратной связи.
|
Структурная организация компьютера Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера... | Вебинары и образовательные сайты в обучении школьника С развитием и распространением Интернета у людей появляется все больше возможностей, в том числе и для удаленной учебы. С помощью... | ||
Урок изучения нового материала с применением технологии деятельностного подхода Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера | Bios это программа, которая выполняет первоначальный запуск персонального... Работа bios заключается в обеспечении начальной загрузки компьютера с последующим запуском операционной системы, а также в хранении... | ||
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения | Самостоятельная работа Семинары Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и... | ||
Муниципальное казенное общеобразовательное Урок- исследование-на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера... | Тематическое планирование по окружающему миру и обж классы Для информационно-компьютерной поддержки учебного предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых... | ||
Как вы думаете, все ли задачи можно решить с помощью компьютера? Существуют задачи, которые без компьютера решить невозможно. Например, решить систему уравнений 20-й степени с 20-ю неизвестными;... | А. А. Яковлева Конспект Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных... | ||
Домашні завдання з 07. 02. 2012 Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных... | Учебное пособие по массовымкоммуникацям в рекламе 2 В эпоху электронных преобразований увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, в которой люди получают различные типы... | ||
Конспект проекта «Имя России» Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных... | Литература 10 класс Учитель: Кондакова Т. А Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных... | ||
Литература: Ботякова О. А. «Российский Этнографический музей» Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных... | Памятка по организации исследования ... |