Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера





Скачать 113.83 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера
Дата публикации07.03.2015
Размер113.83 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Информатика > Самостоятельная работа
Заочный семинар для преподавателей № 2
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ
«… Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить пользоваться и правильно распоряжаться ей. Это невозможно сделать без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сферу образования и науки»

Д.А. Медведев
Терминология для информационных технологий обучения


  1. Компьютерное программирование обучение

Обучение с помощью компьютерных программ

  1. Изучение с помощью компьютера

Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера

  1. Оценивание с помощью компьютера

Применение различных контролирующих программ, в том числе компьютерное тестирование

  1. Компьютерные коммуникации

Обеспечивают процесс передачи знаний и обратную связь.


Для эффективного применения информационных технологий педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.
Программное обеспечение можно разбить на несколько категорий:

  1. Обучающие, контролирующие и тренировочные системы

  2. Системы для поиска информации

  3. Моделирующие программы

  4. Микромиры

  5. Инструментальные средства познавательного характера

  6. Инструментальные средства универсального характера

  7. Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций




  1. Обучающие, контролирующие и тренировочные системы

1.1. Контролирующие системы

В настоящее время в практике применяют контролирующие системы следующего назначения:

  • создание тестов (формирование банка вопросов и заданий),

  • проведение тестирования,

  • мониторинг качества знаний (на основе протоколирования итогов тестирования).

1.2. Обучающие и тренировочные системы

Автоматизированная обучающая система (АОС) включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

  • педагог вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарий (последовательность) проведения занятия;

  • студент в соответствии со сценарием работает с учебно-методическими материалами;

  • автоматизированный контроль знаний обеспечивает обратную связь;

  • педагогу и студенту предоставляется информация о результатах проделанной работы.

Применяя обучающие, контролирующие и тренировочные системы широко используются:

Технологии мультимедиа (multimedia – многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию.

Задания для студентов уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Виртуальная реальность (virtual reality – возможная реальность) новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени.

Новые возможности для создания АОС открыла гипертекстовая технология

Гипертекст (hypertext-сверхтекст) – совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – возможность переходов по гиперссылкам. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определят свой маршрут «путешествия»

Распространение гипертекстовой технологии позволило создавать и широко тиражировать на компакт-дисках разнообразные электронные издания: учебники, справочники, словари, энциклопедии и т. д.

Преимущества таких электронных «книг» по сравнению с традиционными:

  • обучающая среда может содержать более яркое наглядное представление информации;

  • большой объём информации на одном носителе;

  • простота навигации (поиска) необходимого материала с возможностью выбора индивидуальной схемы изучения;

  • возможность дополнять учебник.

2. Системы для поиска информации

Современные требования к информационной компетентности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации. Преподаватели могут использовать сами или предлагать студентам справочные правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс), электронные каталоги библиотек, поисковые системы Интернет и т.п.
3.Моделирующие программыпозволяют моделировать эксперименты, воображаемые или реальные жизненные ситуации (химическая лаборатория, физическая лаборатория, микробиологическая лаборатория, моделирование работы медицинской сестры процедурного кабинета).

4.Микромиры особые узкоспециализированные программы, позволяющие сделать на компьютере специальную среду, для исследования некоторой проблемы. На принципах микромиров основываются некоторые игровые программы познавательного характера, в которых играющий погружается в специальную среду, моделирующую жизнь города, племени, цивилизации и управлять своей деятельностью.

5.Инструментальные средства познавательного характера Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) базируются на работах в области искусственного интеллекта. Как и человек-эксперт, эти системы решают задачи, используя правила и логику, умеют пополнять свои знания.

Пример: педагогическая экспертная программа «Оранта», предназначенная для моделирования качественной оценки результатов воспитательного взаимодействия классного руководителя с учащимися, позволяет по заложенным в ней параметрам определить тип педагога и тип группы (используется более 100 характеристик), а так же предсказать каковы могут быть результаты воспитательного процесса при определённом сочетании этих типов.

6.Инструментальные средства универсального характера

Текстовые редакторы (Word и др.) – облегчают работку по выполнению различных письменных заданий: сочинений, эссе, рефератов и др. они облегчают их первоначальное оформление и последующие изменения и дополнения.

Электронные таблицы (Мicrosoft Exel) дают возможность без изучения языков программирования выполнять расчёты по сложным формулам. По данным таблиц можно построить график или диаграмму. Электронные таблицы сокращают время, необходимое для вычислений и позволяют отдать больше усилий постановке задач и исследованию результатов.

Графические редакторы (презентации Power Point) – выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует возможности самовыражения обучаемых и их положительной мотивации к выполнению самой работы с использованием компьютера. Программы для создания компьютерных презентаций очень эффективны для наглядных иллюстраций (графических, текстовых, видео, аудио) при чтении лекций, проведении семинаров, уроков, конференций.

7. Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций (электронная почта, конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Internet)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

(СЕТЕВЫХ КУРСОВ)
Терминологический словарь

Учебные изданияполиграфические и/или электронные издания, которые могут являться как самостоятельными равноценными, так и дополняющими друг друга изданиями. Единственным различием между полиграфическим и электронным изданием является способ публикации.

Полиграфическое изданиедокумент, предназначенный для распространения содержащейся в ней информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный и имеющий выходные сведения.

Объем полиграфического издания определяется в авторских (учетно-издательских) листах. Один печатный лист – 16 стр. формата А4 или 32 стр.А5.

Электронное издание – электронный документ, как правило, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизмененном виде, имеющий выходные сведения, представленный на электронных носителях (CD-R, CD-RW).

Различают:

  • электронный аналог печатного издания – электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстраций, ссылок, примечаний и т.п.);

  • самостоятельное электронное учебное издание – электронное издание, не имеющее печатных аналогов;

Электронное учебное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Электронное издание проходит все этапы доредакционного прохождения рукописи. Размещается на сайте учебного заведения.

В зависимости от целевого назначения учебная документация подразделяется на виды изданий: учебно-программные, учебно-методические, учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-справочные, учебно-наглядные, дополнительные учебные материалы.

Электронные учебные материалыэлектронные материалы по определённой дисциплине или группе дисциплин учебного назначения. Предназначены для занятий в аудитории, автоматизированного контроля знаний, самостоятельной работы студента. Электронные материалы проходят редакционно-издательскую подготовку. Размещаются на сайте учебного заведения

Виды электронных учебных материалов:

  • электронный учебник (авторский),

  • ЭУК - электронный учебный курс (сетевой курс),

  • ЭУМ – электронный учебный модуль,

  • банк тестовых заданий (электронный тест).

Электронный учебниксамостоятельное учебное электронное пособие комплексного назначения, которое обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Информационно-поисковую деятельность студента. Электронный учебник содержит теоретический и практический материалы в соответствие с учебной программой дисциплины, с использованием мультимедиа технологий

ЭУК (электронный учебный курс) = сетевой курсэлектронный учебно-методический комплекс, обеспечивающий все основные виды занятий по дисциплине/ПМ с учётом специфики всех форм обучения. В том числе контроль самостоятельной работы студента. Сетевой курс предназначен для использования через телекоммуникационные сети, а так же распространения и использования в виде локальных копий на переносимых электронных носителях (CD-R, CD-RW). Создаётся поэтапно.

Электронный учебный модуль(относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой темы или даже дисциплины.

Банк тестовых заданийэлектронное издание, содержащее систематизированный комплект изданий, позволяющий качественно и эффективно измерить уровень и оценить степень подготовленности студента, предназначенное для использования через телекоммуникационные сети для промежуточного и итогового контроля знаний по отдельной учебной дисциплине, комплексным дисциплинам, отдельному тесту.

Дополнительные учебные материалы – печатные/электронные материалы по определённой дисциплине или группе дисциплин..

Электронные дополнительные учебные материалы (электронные учебники, практикумы, нормативные документы и др.), используемые в учебном процессе. Отличительным признаком электронных дополнительных учебных материалов является то, что материалы не создаются, а подбираются преподавателем дисциплины, в том числе и методом поиска в сети Internet.

Модель электронного учебного курса. Требования к ЭУК

Говоря о новых, перспективных формах организации образовательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы ориентированной на самостоятельную работу обучаемых.

В этом случае для получения эффективных результатов педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных материалов, составляющий так называемый «кейс» (коробка, чемодан). При формировании такого кейса становится всё более популярным мультимедиа подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами, что особенно важно, электронными учебными курсами (ЭУК).

Электронные учебные курсы (сетевые курсы) представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть (учебный портал колледжа или Internet.)

Соответствующая методическая систематизация вышеперечисленных электронных материалов и обеспечивает поэтапное формирование ЭУК.

ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения.

ЭУК должен выполнять следующие функции:

  • управление деятельностью обучаемого по изучению дисциплины;

  • стимулирование учебной и познавательной деятельности;

Требования к содержанию ЭУК:

ЭУК должен обеспечивать полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых методических приёмов, а именно:

  • достаточный объём материала, соответствие ГОС СПО, ФГОС СПО, актуальность новизна и оригинальность;

  • практическая содержательность, системность и целостность;

  • чёткость постановки задач с подробным комментированием примеров выполнения учебных заданий;

  • использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера и т.п.).

Требования к структуре ЭУК

В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки

Функциональные блоки ЭУК


Информационный

Содержательный

Контрольно-коммуникативный

Коррекционно-обобщающий

  • Общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме

  • Сроки изучения данного курса (темы)

  • График прохождения тем и разделов по данной дисциплине.

  • Формы и время отчётности (контроля знаний)

  • График проведения практических занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.)

  • График консультаций

  • Рабочая программа

  • Учебники, сборники задач, учебные и учебно-методические пособия, учебно-наглядные пособия справочники, курсы лекций, энциклопедии

  • Развёрнутые планы семинаров

  • Список основной и дополнительной литературы, включая ресурсы электронных библиотек и Internet

  • Список творческих работ по дисциплине

  • Методические рекомендации по работе с электронными материалами

  • Системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля

  • Вопросы для текущего самоконтроля, вопросы к зачётам и экзаменам, критерии оценивания.




  • Итоговые результаты учебной работы обучающегося, анализ результатов различных видов контроля





Этапы проектирования ЭУК

В основу Технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных подходов: снизу вверх или сверху вниз.

Подход снизу вверх, наиболее приемлем и доступен для педагога так, как предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера. В этом случае для процесса и создания ЭУК может быть представлена следующая последовательность этапов:

  1. Разработка и апробация демонстрационных материалов для:
    - чтения лекций (например, мультимедийное сопровождение)

  2. Разработка и апробация:
    - электронного конспекта лекций;
    - электронных материалов для самоподготовки студентов во внеурочное время;

- электронных учебных материалов практических занятий в аудиторное время.

  1. Разработка и апробация заданий для:
    - электронного варианта самоконтроля;

- электронного варианта промежуточного и итогового контроля;

- апробация принципов обратной связи.

  1. Структурирование электронных материалов и формирование базы данных

  2. Формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса

  3. Формирование целостного УЭК

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconСтруктурная организация компьютера
Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconВебинары и образовательные сайты в обучении школьника
С развитием и распространением Интернета у людей появляется все больше возможностей, в том числе и для удаленной учебы. С помощью...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconУрок изучения нового материала с применением технологии деятельностного подхода
Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconBios это программа, которая выполняет первоначальный запуск персонального...
Работа bios заключается в обеспечении начальной загрузки компьютера с последующим запуском операционной системы, а также в хранении...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconСамостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconСамостоятельная работа Семинары
Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconМуниципальное казенное общеобразовательное
Урок- исследование-на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconТематическое планирование по окружающему миру и обж классы
Для информационно-компьютерной поддержки учебного предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconКак вы думаете, все ли задачи можно решить с помощью компьютера?
Существуют задачи, которые без компьютера решить невозможно. Например, решить систему уравнений 20-й степени с 20-ю неизвестными;...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconА. А. Яковлева Конспект
Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconДомашні завдання з 07. 02. 2012
Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconУчебное пособие по массовымкоммуникацям в рекламе 2
В эпоху электронных преобразований увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, в которой люди получают различные типы...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconКонспект проекта «Имя России»
Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconЛитература 10 класс Учитель: Кондакова Т. А
Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconЛитература: Ботякова О. А. «Российский Этнографический музей»
Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных...
Самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера Оценивание с помощью компьютера iconПамятка по организации исследования
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск