О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях
города Брянска в 2012-2013 учебном году
ВСТУПЛЕНИЕ
Стратегическая задача развития школьного образования, определяется Национальным проектом «Образование», проектом «Наша новая школа» и заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. II. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА С целью сохранения единого образовательного пространства города, повышения качества образования, выполнения санитарно-эпидемиологических норм при проведении уроков информатики и информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях города Брянска в 2012-2013 учебном году следует руководствоваться следующими нормативными документами.
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
Стандарт начального общего образования по технологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).
Внесение изменений в ФГОС начального общего образования утверждены приказом (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег. № 19707) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.
ФГОС основного общего образования утвержден Приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Примерная программа начального общего образования по технологии (труд).
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).
Внесение изменений в ФГОС начального общего образования утверждены приказом (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег. № 19707) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.
ФГОС основного общего образования утвержден Приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «27 » декабря 2011 г. № 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год") (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г. Регистрационный N 23290).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).
Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.10.2010 г. № 01-180/10-01 «Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2011 году».
Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57)в ред. приказа МОН от 09.03.2010года.
Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).
Постановление № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2006 г. № 03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».
Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".
Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в образовании) от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования).
Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой» (http://www.school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478).
III. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету в 2012-2013 учебном году 3.1. Количество часов по предмету на базовом, профильном и углубленном уровне.
ВНИМАНИЕ!!! Название предмета по ФКГОС (2004 г.) «Информатика и ИКТ».
Название предмета по ФГОС (2010 г.) «Информатика».
| Предметная область «Математика и информатика»
Предмет «Информатика» (ФГОС)
| Предмет «Информатика и ИКТ» (ФКГОС)
| Начальная школа
| Федеральный компонент не предусматривает изучение предмета «Информатика».
Изучение учебного предмета «Информатика» как самостоятельного со II по IV классы по 1 часу в неделю возможно за счет часов части базисного учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса.
В учебном предмете «Технология» обязательно включено изучение раздела «Практика работы на компьютере».
| Федеральный компонент не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ».
В III-IV классах изучается в качестве:
- учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» (20-25 ч. за два года обучения);
или
- самостоятельного учебного предмета в объеме 1 часа в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения.
| Комментарий по начальной школе
| Т.е. в 2012-2013 учебном году во всех 2 классах можно выбрать для самостоятельного изучения предмет «Информатика» по 1 часу в неделю за счет часов части базисного учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса.
| Т.е. в 2012-2013 учебном году для 3 классов можно выбрать для самостоятельного изучения предмет «Информатика и ИКТ» в объеме 1 часа в неделю за счет часов школьного компонента или в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».
| Основная школа
| Федеральный компонент предусматривает изучение предмета «Информатика»:
в 7 классе – 1 час в неделю,
в 8 классе – 1 час в неделю,
в 9 классе – 1 час в неделю.
Федеральный компонент не предусматривает изучение предмета «Информатика» в 5 и 6 классе.
| Федеральный компонент предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ»:
в 8 классе – 1 час в неделю
в 9 классе – 2 часа в неделю.
Федеральный компонент не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5, 6 и 7 классе.
В 9 классе в системе предпрофильной подготовки возможно расширить границы предмета за счет элективных курсов по выбору учащихся (список элективных курсов в приложении № 1).
| Комментарий по основной школе
| С целью углубленного изучения предмета или выстраивания непрерывного курса изучение информатики (при наличии учебников и программ) можно осуществлять с 5 по 9 классы (пять лет по 1 часу в неделю). Часы для 5 и 6 класса берутся за счет часов, формируемого участниками образовательного процесса.
| С целью выстраивания непрерывного курса изучение информатики и ИКТ (при наличии учебников и программ) можно осуществлять в 5, 6 и 7 классах за счет школьного компонента (вариативная часть учебного плана компонента образовательного учреждения).
| Старшая школа
|
Нет окончательного документа
| Федеральный компонент предусматривает изучение предмета "Информатика и ИКТ" в 10–11 классах на двух уровнях:
- базовый уровень – 1 час в неделю
(универсальное обучение;
социально-экономический,
индустриально-технологический,
строительно-технологический;
технико-технологический профили);
В рамках всех перечисленных выше профилей возможна организация элективных курсов по информатике, расширяющих кругозор учащихся, повышающих их эрудицию, демонстрирующих социальную значимость знаний, получаемых в рамках базового курса (список элективных курсов в приложении № 1);
- профильный уровень – 4 часа в неделю (физико-математический и информационно-технологический профили). Изучение предмета «Информатика и ИКТ» на этих профилях может быть расширено за счет часов, отводимых на элективные курсы. В качестве элективных курсов могут реализоваться любые курсы, которые либо поддерживают содержательные линии курса информатики и информационных технологий, либо удовлетворяют потребностям учащихся получить углубленные знания по данному предмету (список элективных курсов в приложении № 1).
| Комментарий по старшей школе
|
| В целях реализации ФКГОС среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в профильных классах (химико-биологическом, физико-химическом, биолого-географическом, социально-гуманитарном, филологическом, агро-технологическом, художественно-эстетическом, оборонно-спортивном), не имеющих учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в БУПе, рекомендуется вводить данную дисциплину за счёт часов, предусмотренных на компонент образовательного учреждения. Для всех этих профилей уместными могут быть элективные курсы, ориентированные на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере (список элективных курсов в приложении № 1).
| Практические занятия
| При проведении занятий по предмету «Информатика» и «Информатика и ИКТ» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек.
| |