МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ (ФГУ ГНИИ ИТТ «ИНФОРМИКА») НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОАО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ Международной научно-практической конференции «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
ШКОЛА ХХI ВЕКА» СПОНСОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
14-21 сентября 2007 г., Турция
СОДЕРЖАНИЕ
МОСКОВСКИЙ ОПЫТ – ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
Учебные среды начальной школы 7
ИКТ – необходимый инструмент музыкального творчества в школе 10
ИНТЕРАКТИВНОЕ УЧЕНИЕ, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОПРОС 13
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТАХ НА БАЗЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ 17
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЖИВОЙ ШКОЛЕ ИНТ 21
ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ СТАНОВЯТСЯ ЖИВЫМИ 24
ФУНДАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ 27
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 30
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ 34
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, УЧЕБНОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 39
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИС «ЕДИНОЕ ОКНО» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕРОИЧЕСКОМУ ЭПОСУ 'ОЛОНХО' НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ 49
«НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ» ВОЗМОЖНОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ 52
ПРОГРАММИРОВАНИЕ СУММ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ 56
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХРАНИЛИЩ И РАБОТА С ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ ЦОР 62
Единая Коллекция ЦОР: состояние и развитие контента 62
Единая Коллекция ЦОР: создание региональных хранилищ 68
Единая коллекция ЦОР: пополнение ресурсами учителей 72
Единая коллекция ЦОР: Технология размещения учебных материалов нового поколения 75
Единая Коллекция ЦОР: назначение и структура предметно-тематического рубрикатора 81
ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: РАЗМЕЩЕНИЕ, ПОПОЛНЕНИЕ, ОБНОВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ 84
ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: ФОРМАТЫ ДАННЫХ 87
Единая коллекция ЦОР: развитие сервисов и совершенствование интерфейсов доступа 91
Единая коллекция ЦОР: ресурсы на cd/dvd 94
Единая коллекция ЦОР: ресурсы журнала “Квант” 98
Единая коллекция ЦОР: ресурсы энциклопедии «Кругосвет» 102
ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: ВИДЕООПЫТЫ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 105
ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 110
Единая Коллекция ЦОР: доставка материалов по спутниковой системе удаленного доступа 115
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА ИСО 119
Информационная и технологическая поддержка сайта телеконференций «Конференции on-line» (http://construct.edu.ru/) 121
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ХРАНИЛИЩЕМ ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЦОР 124
СОЗДАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ AJAX 151
СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СРЕДЕ РОWER POINT И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 154
УРОК – ЭКСПЕДИЦИЯ «ПО ТРОПАМ БОТАНИКИ» В 7-М КЛАССЕ 156
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ: СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ 160
Обучение на расстоянии: аспекты формирования педагогической технологии 160
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫХ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДЧИНЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» 167
САЙТ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 171
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ММЦ-ОУ 178
региональная Корпоративная образовательная сеть на примере Республики Тыва 180
ПРОЕКТ «СЕТЕВАЯ ШКОЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА» 186
О ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ШКОЛА XXI ВЕКА» 190
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ 192
Реализация проекта «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением» в Республике Марий Эл 192
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР – НОВАЯ ПРОГРАММА ДИНАМИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ 195
АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 201
ИКТ И УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ 212
ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТОВ ММЦ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ «ХРОНОГРАФ.ШКОЛА.2.5» И «ХРОНОГРАФ.МАСТЕР.3.0» В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ШКОЛ 212
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 221
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. ОПЫТ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» 226
УПРАВЛЯЕМ ШКОЛОЙ ПО-НОВОМУ: ОПЫТ ОРЕНБУРЖЬЯ 228
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ 230
СИСТЕМА ВНЕДРЕНИЯ НИТ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ 233
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ОБЗОР ТЕРМИНОЛОГИИ И ТИПОВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 235
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ 246
О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 251
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ФИНАНСОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 254
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 259
ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА КАК ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ 263
РОЛЬ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В КООРДИНАЦИИ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССАМИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ УРОВНЯХ 263
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ММЦ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СТАНОВЛЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ КОМАНД 266
ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА, КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 268
НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ 273
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ 273
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 276
Развитие дистанционной поддержки педагогов по программе Intel "Обучение для будущего" в городе Тольятти 278
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АКАДЕМИЯ УЧИТЕЛЕЙ» В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 282
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ. 286
цифровые образовательные ресурсы в практике курсов повышения квалификации 290
ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО КУРСУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 293
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 299
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ПОРОЖДЕННЫЕ ПРОЕКТОМ ИСО 299
РОЛЬ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 307
ММЦ КАК ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА 311
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСО» 314
РММЦ Г.ПЕТРОЗАВОДСКА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ 318
ММЦ в региональной системе образования 323
ММС И ИЗМЕНЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 325
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАБЛЮДАЕМЫЕ В ШКОЛАХ ГОРОДА И В МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ММЦ И ПРОЕКТА ИСО 327
ОБНОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОБРЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ 330
РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ИСО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 336
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 344
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ WEB 2.0 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ В СОВЕТСКО-ГАВАНСКОМ РАЙОНЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 352
|