Скачать 88.02 Kb.
|
Интеллект-карты как способ работы с информацией В начале 70-х годов прошлого века англичанин Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы все перечисленные ранее ментальные способности. Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Картоиды помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей. Интеллект-карты:
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
Области применения Интеллект-карт:
По материалам статьи Е.А. Бершадской, М.Е. Бершадского «Технология интеллект-карт». Рекомендации С. Шипунова по созданию интеллект-карт.Максимально свободно выражайте свои идеи. Будьте творческими, яркими, выразительными. Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта. Стиль Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль! ПреувеличивайтеЕсли что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность. НесерьезныйЮмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу. КрасивыйКрасивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво! Бумага БелаяЛучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение. А4 или А3На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом! Альбомная ориентацияКарта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально. Центральный образ В центре листаОбычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо. Яркий. ЗапоминающийсяОбраз должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким! Цветной (>3 цветов)Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами. Структура РадиальнаяСоблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой. ПонятнаяДля повышения понятности карты используем следующие элементы: Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать. 3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления. Ореолы: Используем ореолы, для облегчения восприятия карты. АссоциативнаяЛюбые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты. Слова КлючевыеПишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста. 1-2 словаВсегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно! В 1 линиюЕсли у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще! БуквыСтараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные. Цвета Чем больше – тем лучшеЧеловек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку. ЗначениеЦвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение. ТекстовыделительИногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты – а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта). Линии Центральные толщеЛинии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты. Длина линии = длине словаЛишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает. Волнообразные (органичные)По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии. Хотя на мой взгляд вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.Показывают связиЛинии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной. Картинки Использовать везде где возможноКартинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!! ЦветныеКартинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов! Объемные (3D)Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти. СимволыЕсли нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые. Итоговая карта И в благодарность читателям, которые дочитали до конца – привожу карту, на которой собраны все правила рисования интеллект-карт, перечисленные выше. |
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | Формирование ууд на основе использования метода интеллект–карт на уроках немецкого языка Для работы с текстом в нашей школе используются различные методы: инсерт, кластер, карт-понятий и другие. Я сегодня расскажу о методе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта,... | Реферат "Искусственный интеллект настоящее и будущее " Интеллект – это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые... | ||
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным... Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором... | Дистанционный конкурс методических идей учителей русского языка и... Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В качестве иллюстрации вы наверняка использовали и географические карты. Теперь попробуем сделать карту (строго говоря, это будет... | С чего начинать оформление информационной карты диссертации (икд)? Перед оформлением карты распечатайте и держите под рукой инструкцию по вводу информационной карты диссертации (икд) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я происходят значительные изменения: изменяется содержание рабочих учебных планов и дисциплин, появляются новые компьютерные образовательные... | Пояснительная записка театр раскрывает философские представления... Задача педагога – помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности,... | ||
Реферат Менеджмент в школе План. Понятия «менеджмент» Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это... | Реферат по информатике на тему: «Искусственный интеллект» Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам... | ||
Технология «Портфолио дошкольника» Следовательно, последний элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода. Индивидуальные образовательные достижения —... | Комаровой Марии «Нейронные сети и искусственный интеллект» Реферат «Нейронные сети и искусственный интеллект» состоит из двух частей, введения и заключения | ||
Календарно тематическое планирование 7 класс. № п/п Знать предмет изучения географии; части света; карты материков. Уметь читать и анализировать географические карты | Криминал – это инструмент распустившихся чиновников Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся |