Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)





Скачать 144.67 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Дата публикации24.03.2015
Размер144.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ (ИЭТ)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140400 «Электроэнергетика и электротехника»
Профили подготовки: Электропривод и автоматика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

" ПРОГРАММИРУЕМЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЛЕРЫ"


Цикл:

профессиональный




Часть цикла:

вариативная




дисциплины по учебному плану:

ИЭТ; Б3.22а




Часов (всего) по учебному плану:

144




Трудоемкость в зачетных единицах:

4


7 семестр 4



Лекции

36 час

7 семестр

Практические занятия

18 час

7 семестр

Лабораторные работы

18 час

7 семестр

Расчетные задания

25 час самостоятельной работы

7 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

72 час




Экзамены







Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрены




Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является формирование у студентов необходимых знаний и умений по применению современных технических средств управления в системах автоматизации различного назначения.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией при создании систем управления на базе программируемых контроллеров (ОК-11, ПСК-2);

  • анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);

  • обосновать принятие конкретного технического решения при создании электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-14);

  • участвовать в наладке и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-47, ПСК-7).

Задачами дисциплины являются

  • создать у студентов представление о современных аппаратных средствах реализации систем управления различного уровня и программных средствах, обеспечивающих их конфигурирование, программирование, отладку и мониторинг в процессе эксплуатации;

  • научить студентов самостоятельно реализовывать в программируемых контроллерах типовые узлы дискретного управления и аналоговые регуляторы, а также построенные на их базе системы управления;

  • сформировать у студента навыки отладки схем дискретного и аналогового управления.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю №10 «Электропривод и автоматика» модуля «Электротехника» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Информационные технологии», «Электроника», «Теория автоматического управления».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении специальных дисциплин «Системы управления электроприводов», «Электропривод в современных технологиях» профиля №10 «Электропривод и автоматика» модуля «Электротехника» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника», а также при изучении дисциплин магистерской ступени.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • назначение, элементную базу, характеристики и функциональные возможности программируемых контроллеров и промышленных компьютеров (ПК-6);

  • основные языки программирования контроллеров стандарта IEC 61131-3 (ПК-10);

Уметь:

  • использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области (ПК-1);

  • производить для конкретного применения и заданного алгоритма управления выбор типа контроллера и состава модулей расширения, осуществлять их конфигурирование, программирование и отладку как в режиме симуляции на компьютере, так и на реальном контроллере (ПК-8);

  • разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять проектно-конструкторские работы в части используемых аппаратных и программных средств систем управления (ФГОС ВПО, ПСК-8).

Владеть:

  • методами программирования с использованием библиотек функциональных модулей различного назначения (ПК-10, ПК-47);

  • навыками эффективной отладки алгоритмов дискретного комбинаторного и последовательностного управления, настройки реализованных программно «аналоговых» регуляторов(ПК-47, ПСК-7).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 252 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Классификация производственных систем и технических средств автоматизации

18

7

8

4

-

6

Тест: варианты технических средств

2

Аппаратные средства программируемых контроллеров (ПЛК)

12

7

4

2

-

6

Тест: схемы подключения входов/выходов ПЛК

3

Программное обеспечение ПЛК

64

7

10

6

18

30

Защита лабораторных работ

4

Оценка и выбор ПЛК

12

7

4

2

-

6

Контрольная работа

5

Аппаратные средства промышленных компьютеров (ПК)

12

7

4

2

-

6

Подготовка реферата

6

Программное обеспечение ПК

4

7

2

-

-

2

Подготовка реферата

7

Технические средства реализации человеко-машинного интерфейса

8

7

4

2

-

2

Презентация и защита реферата




Зачет

2

7

-

-

-

2

Собеседование




Экзамен

12

7

-

-

-

12

Устный




Итого:

144




36

18

18

72




4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

  1. семестр


Классификация производственных систем и технических средств автоматизации

Классификация производственных систем. Структуры производственных систем управления. Отличительные черты САУ, АСУ, АСУ-ТП, КАС (ГАП). Типовые задачи управления и их реализация. Дискретное управление, непрерывное (“аналоговое”) управление технологическими параметрами, взаимосвязь с оператором, локальными системами, верхним уровнем управления. Контроль и диагностика системы.

Варианты технического решения задач автоматизации. Преимущества и недостатки монтажного и программируемого решений. Специализированные (встраиваемые) микропроцессорные средства, программируемые контроллеры, универсальные промышленные компьютеры – общая сравнительная характеристика и оптимальные сферы применения. Унификация технических средств на различных уровнях управления и этапах создания, эксплуатации и модернизации системы.
Аппаратные средства программируемых контроллеров

Программируемые логические контроллеры. Базовые аппаратные средства программируемых контроллеров. Их особенности по сравнению с универсальными микропроцессорными средствами. Промышленные входы/выходы.

Расширение функциональных возможностей аппаратных средств. Интеллектуальные модули: модули аналового ввода/вывода; модули высокоскоростного ввода/вывода; модули управления электроприводами различного типа. Построение распределенных систем управления на базе ПЛК.
Программное обеспечение ПЛК

Структура программного обеспечения программируемых контроллеров. Базовые средства языка релейно-контакторных схем. Примеры реализации типовых узлов управления. Применение таймеров и счетчиков для реализации заданных циклограмм работы механизмов. Примеры программирования на языке РКС.

Стандартизация языков программирования ПЛК. Стандарт IEC 61131-3. Общие элементы: типы данных, переменные. Программная модель: конфигурация, ресурсы, задачи. Элементы организации программ: функциональные блоки, функции и программы. Языки программирования: IL (Instruction List) – список инструкций, ST (Structured Text) – структурированный текст, LD (Ladder Diagram) – лестничные диаграммы, FBD (Function Block Diagram) – диаграммы функциональных блоков. Расширение функциональных возможностей языка программирования ПЛК. Специализированные языки программирования ПЛК высокого уровня. Элементы программирования на языке Графсет.
Оценка и выбор ПЛК

Оценка и выбор ПЛК. Обзор серийных программируемых контроллеров. Семейства программируемых контроллеров - ПЛК малого, среднего и большого форматов. Обеспечение надежности и безопасности работы ПЛК. Практические схемы подключения входов/выходов.
Аппаратные средства промышленных компьютеров

Промышленные компьютеры как альтернатива программируемым контроллерам. Аппаратные средства. Рабочие станции, панельные компьютеры, одноплатные компьютеры, одноплатные микроконтроллеры, модульные промышленные компьютеры. Конструктивные особенности, сравнительные технические характеристики и рациональные области применения. Системные шины PC-совместимых компьютеров.
Программное обеспечение ПК

Краткий обзор программного обеспечения промышленных компьютеров. Особенности операционных систем реального времени. Soft-PLC.
Технические средства реализации человеко-машинного интерфейса

Пульты управления, операторские панели, панельные компьютеры как средства организации человеко-машинного интерфейса. Структура и назначение основных компонентов SCADA и HMI-систем. Интегрированные SCADA и HMI пакеты: GENESIS фирмы Iconics, FactorySuite фирмы Wonderware, TRACE MODE фирмы AdAstra. Состав программных средств, общие и отличительные свойства.
4.2.2. Практические занятия

7 семестр
№1. Организационные вопросы. Примеры автоматизированных систем управления. Основные этапы их разработки. Критерии сравнения и выбора технических средств автоматизации.

№2. Специализированные интегральные микросхемы для систем управления различных электрических преобразователей и электроприводов. Функциональное назначение, структура и особенности применения.

№3. Выбор модулей входов/выходов ПЛК для конкретных применений. Варианты схем подключения. Способы повышения помехозащищенности и надежности ввода и вывода сигналов.

№4. Основы программирования на языке РКС. Примеры описания алгоритмов функционирования и программирования типовых узлов управления.

№5. Контрольная работа по выбору ПЛК для конкретного применения.

№6. Сравнение технических характеристик встраиваемых одноплатных компьютеров. Выбор ПК для конкретных применений.

№7. Пример разработки человеко-машинного интерфейса. Основные этапы, подключение средств обработки информации, отладка приложения.

№8. Презентации и защиты рефератов по различным семействам аппаратных и программных средств промышленных компьютеров.

№9. Презентации и защиты рефератов по различным семействам аппаратных и программных средств промышленных компьютеров.
4.3. Лабораторные работы

7 семестр

№1. Процедура создания проекта в интегрированной среде разработки. Ввод, редактирование и отладка простейших программ.

№2. Использование базовых функциональных блоков.

№3. Средства вычислений и обработки цифровой информации.

№4. Использование расширенных функциональных блоков.

№5. Использование специальных входов/выходов.

№6. Программирование по технологии Grafcet.

№7. Программирование типовых узлов дискретного и аналогового управления.

№8. Программирование индивидуального задания типового расчета.

№9. Отладка и защита индивидуального задания типового расчета.
4.4. Расчетные задания

Примерные темы расчетных заданий: реализация на ПЛК заданных в виде циклограммы режимов ручного и автоматического управления многодвигательным электроприводом.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы. Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия: проводятся в традиционной форме и с использованием компьютерных презентаций, демонстрационных версий программного обеспечения.

Практические занятия: включают решение практических задач выбора оборудования, разработки алгоритмов и программ, дискуссии, выполнение контрольных работ.

Лабораторные занятия. Лабораторные занятия имеют продолжительность два академических часа. Имеется возможность использовать виртуальный лабораторный практикум в режиме симуляции работы ПЛК в интегрированной среде разработки на ПК.

Самостоятельная работа включает: подготовку к лекционным занятиям, к тестам, к контрольным работам и к лабораторным работам, выполнение индивидуального расчетного задания, написание реферата, подготовку к зачету и экзамену.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для текущего контроля используются устные опросы перед выполнением лабораторных работ, контрольные работы, тесты, защиты расчетной работы и реферата.
Аттестация по дисциплине – экзамен.

Оценка за освоение дисциплины определяется как полусумма оценок зачета и экзамена. Оценка зачета рассчитывается из условия: 0,3(среднеарифметическая оценка за контрольные работы и тесты) + 0,3 оценка за расчетное задание + 0,4 (среднеарифметическая оценка по лабораторному практикуму.)

В приложение к диплому вносится оценка за 7 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Бычков М.Г. Промышленные компьютеры и программируемые логические контроллеры. – М.: Издательство МЭИ, 2002. – 92 с.

  2. Минаев И. Г., Самойленко В. В. Программируемые логические контроллеры. Практическое руководство для начинающего инженера. – АГРУС, 2009. - 100 с. ISBN: 978-5-9596-0609-1


б) дополнительная литература:

  1. Харазов В.Г. Интегрированные системы управления технологическими процессами. - Санкт-Петербург: Издательство "Профессия", 2009. - 550 с. ISBN: 978-5-93913-176-6

  2. Парр Э. Программируемые контроллеры: руководство для инженера. - БИНОМ. Лаборатория знаний., 2007. - 516с. ISBN: 978-5-94774-340-1

  3. Деменков Н.П. Языки программирования промышленных контроллеров. Учебное пособие - Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 172 с. ISBN: 5-7038-2608-X

  4. Шандров Б. В. Технические средства автоматизации: учебник для студeнтов высших учебных заведений. Москва. Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.


7.2. Электронные образовательные ресурсы:

http://www.plcs.net/contents.shtml - образовательный ресурс по основам ПЛК на английском языке

http://www.schneider-electric.ru/sites/russia/ru/products-services/automation-control/automation-control.page - документация на русском языке департамента «Промышленная автоматизация» фирмы Schneider Electric

http://www.automation-drives.ru/as/support/documentation/ - документация на русском языке департамента «Автоматизации и приводов» (A&D) фирмы Siemens
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций, а также учебной лаборатории, оснащенной персональными компьютерами.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Электропривод и автоматика».
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ:

д.т.н., профессор Бычков М.Г.

к.т.н., доцент Прудникова Ю.И.

"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИЭТ

к.т.н. профессор Грузков С.А.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой автоматизированного электропривода

к.т.н., профессор Сергиевский Ю.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электротехнологические процессы и установки с системами питания и управления
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Для магистерской программы «Электрические аппараты управления и распределения энергии»
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электромеханическое преобразование энергии и методы его исследования
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электромеханическое преобразование энергии и методы его исследования
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электромеханическое преобразование энергии и методы его исследования
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электротехнологические процессы и установки с системами питания и управления
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электромеханическое преобразование энергии и методы его исследования
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электротехнологические процессы и установки с системами питания и управления
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Магистерская программа: Электротехнические, электромеханические и электронные системы автономных объектов
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Целью дисциплины является формирование современного мировоззрения в области управления качеством


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск