О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф





Скачать 139.88 Kb.
НазваниеО. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф
Дата публикации26.03.2015
Размер139.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
УДК 001.53

эволюция представлений о месте информатики в системе научного знания

О.В. Артюшкин

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
В статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте информатики в системе научного знания. При рассмотрении информатики с позиций гуманитарной, технической, естественной и фундаментальных наук даются ее определения. В заключительной части приводятся перспективные научные направления развития современной информатики.
Ключевые слова: предмет информатики, развитие информатики, техническая информатика, социальная информатика, физическая информатика.
В России утверждена Стратегия развития информационного общества на период до 2015 года, реализация которой должна стать одним из приоритетных национальных проектов в программе дальнейшего развития страны. Начался период времени, когда информатизация общества становится необходимым условием и жизненно важной составляющей развития нашей страны, ее экономики, науки, образования, культуры.

В этих условиях возрастает роль информатики как фундаментальной науки и комплексного научного направления. Это обусловлено самой логикой развития современной науки, где формируется новая научная парадигма и новая методология исследований, основанная на существенно более широком использовании концепций и методов информатики [1].

В настоящее время информатику можно считать уже вполне признанной наукой и сложившейся самостоятельной дисциплиной. Важными показателями этого служат следующие факты:

а) имеется довольно обширная специальная литература, посвященная проблемам информатики: в мире регулярно выходит несколько сотен журналов по информатике, ежегодно издаются тысячи новых книг;

б) действует сеть специальных учебных заведений, в которых ведется подготовка специалистов по информатике;

в) во многих странах созданы профессиональные объединения информатиков, входящих также в различные международные ассоциации;

г) по проблемам информатики ежегодно защищаются тысячи кандидатских и докторских диссертаций.

В последние годы многочисленными научными работами отечественных и зарубежных ученых подтверждается интерес к использованию методов информатики в самых различных областях научных исследований и практических разработок.

В отличии от западноевропейских и американских традиций раздельного формирования компьютерного и информационного направления в информатике, подход российских ученых к проблеме развития информатики отличается большей комплексностью. Именно в нашей стране впервые были сформулированы представления об информатике как о фундаментальной науке, имеющее важное междисциплинарное, научно-методологическое и мировоззренческое значение [2, 3]. На II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (г. Москва, 1996 г.) российскими учеными была представлена новая концепция изучения проблем информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины в системе опережающего образования. При этом была предложена и новая структура образовательной области «Информатика» для системы образования и показано, что переход к этой структуре может стать важным шагом на пути интеграции фундаментальной науки и образования [4].

В последние десятилетия в Российской академии наук наряду с вычислительными аспектами активно рассматриваются философские, семиотические и лингвистические основы информатики, формируются принципиально новые подходы к структуризации ее предметной области, которые учитывают не только актуальные и перспективные направления развития самой информатики, но и современные тенденции развития науки и образования [5, 6, 7, 8, 9, 10].

Представления о содержании предмета информатики как научной дисциплины, а также о месте информатики в системе научного знания несколько раз изменялись в процессе ее развития, причем, весьма радикально. Эволюция этих представлений прослеживается в следующих этапах становления информатики:

1 этап – информатика как гуманитарная наука (1962 – 1978 гг.);

2 этап – информатика как техническая наука (1978 – 1983 гг.);

3 этап – информатика как естественная наука (1983 – 1995 гг.);

4 этап – информатика как фундаментальная наука (с 1995 г.).

Информатика как гуманитарная наука. Термин «Информатика» появился в научной литературе в начале 60-х годов XX–го века. При этом он стал практически одновременно использоваться как в России, так и во Франции. Однако, смысловое значение этого термина во Франции (а затем и в других странах Западной Европы) и в России было в те годы совершенно различным. Так, например, в изданном в 1982 году во Франции Словаре информатики она определялась как наука о содержательной обработке, особенно при помощи автоматических машин, информации, которая, в свою очередь, рассматривалась как основа человеческих знаний и коммуникаций в технологической, экономической и социальной областях [11].

В тоже время в Большой советской энциклопедии информатика определялась тогда как область гуманитарного знания, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также основные закономерности процессов информационной коммуникации [12].

Точка зрения на предмет информатики, как гуманитарной научной дисциплины, была сформирована в России группой ученых Всесоюзного института научно-технической информации [13,14]. Развитие информатики как информационной науки достаточно подробно рассматривается в работах Р.С. Гиляревского [15]. Однако даже тогда далеко не все российские ученые рассматривали информатику только как информационную науку. Одним из них был профессор А.В. Соколов, который еще в 1971 году опубликовал статью, где прогнозировал, что информатика в будущем должна превратиться в обобщающую научную дисциплину всего коммуникационного цикла и стать новым научным направлением, которое будет изучать не только научно-техническую информацию, но и все другие виды социальной информации и социальной коммуникации [16].

Информатика как техническая наука. Следующий этап переосмысления содержания предмета информатики следует отнести к периоду 1978-1983 г.г. Он был связан со стремительным развитием вычислительной техники и электроники и началом их все более широкого распространения не только в научной и оборонной сферах, но также в промышленности, экономике, в сфере административного управления и финансовой деятельности. Знаковыми для развития информационной сферы деятельности в этот период явились следующие события:

1) Международный конгресс по информатике, проходящий в Японии в 1978 году и давший более широкое определение термина «Информатика»;

2) объявление Японией национального проекта создания ЭВМ пятого поколения, которое было воспринято мировым сообществом как технологический вызов и в значительной степени способствовало изменению взглядов на роль информатики в дальнейшем развитии общества;

3) создание в 1983 году в Академии наук СССР Отделения информатики, вычислительной техники и информатизации, на которое было возложено научное руководство работами в этой сфере деятельности.

В нашей стране эта точка зрения сформировалась в значительной степени благодаря позиции таких авторитетных ученых, как академики А.А. Дородницин, А.А. Самарский В.И. Сифоров, В.М. Глушков [17, 18, 19, 20].

В этот период развития информатики на первый план выдвинулись ее инструментально-технологические аспекты, в то время как философские и социально-экономические аспекты этой науки еще находились в начальной стадии разработки. Свидетельством этого может служить определение информатики, которое было выработано на указанном выше Международном конгрессе по информатике в Японии. Звучит оно следующим образом: «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия».

Из приведенного определения видно, что, несмотря на явное доминирование в нем инструментально-технологических аспектов, уже тогда, более 30 лет тому назад, все же указывалось также и на социально-экономические, и на политические аспекты развития информатики.

Информатика как естественная наука. Многие ведущие отечественные ученые, такие, как академики Е.П. Велихов, О.М. Белоцерковский, В.М. Глушков, А.П. Ершов, В.С. Михалевич и некоторые другие, отдавая должное актуальности инструментально-технологических аспектов развития информатики, хорошо понимали, что ее проблематика не ограничивается только этими аспектами, а является гораздо более широкой [21, 22]. Так, например, вице-президент АН СССР академик Е.П. Велихов, выступая с докладом на Общем собрании АН СССР в марте 1983 года, специально подчеркивал, что информатика охватывает очень широкую область обработки информации, гораздо более обширную, чем создание вычислительных машин и математического обеспечения [23].

Академик А.П. Ершов в своей статье «Информатика: предмет и понятие» [24, с. 29] специально отметил, что: «Термин «Информатика» уже в третий раз вводится в русский язык в новом, куда более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. Информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических дисциплин.

Комментируя эту свою точку зрения на место информатики в системе научного знания, А.П. Ершов писал: «Сознавая некоторую относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же относим информатику к естественнонаучным дисциплинам в соответствии с принципом вторичности сознания и его атрибутов и представлением о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах. Отношение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки» [24, с.30].

Сегодня эта точка зрения на позиционирование информатики в системе науки приобретает в России и в ряде других стран мира все большее количество сторонников.

Профессор Ю.И. Шемакин, также отмечал, что «основной задачей информатики является изучение закономерностей, в соответствии с которыми происходят создание, преобразование, хранение, передача и использование информации всех видов, в том числе с применением современных технических средств» [3, с. 15].

Первый директор Института проблем информатики АН СССР академик Б.Н. Наумов также считал информатику естественной наукой и еще в 1985 году дал этой науке следующее определение: «В настоящее время информатику можно определить как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, перемещение, выдача)» [2].

Приведенные выше определения предмета информатики, предложенные российскими учеными более 30 лет тому назад, характеризуют информатику как фундаментальную естественную науку, имеющую первостепенное значение для развития всего комплекса научных исследований, связанных с изучением свойств информации и информационных процессов в природе и обществе, а также способов и средств реализации этих процессов.

Информатика как фундаментальная наука. В настоящее время в мировом научном и образовательном сообществах существует точка зрения, в рамках которой информатика рассматривается как фундаментальная наука, которая будет иметь первостепенное значение не только для всего естествознания, но и для гуманитарных наук.

Этот прогноз российских и американских ученых был основан на признании фундаментальности понятия информации, которая собственно и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки, востребованности возможностей информатики разными областями знания, а также на гипотезе, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе – и в искусственно созданных человеком технических системах. Такая точка зрения в последние годы приобретает все больше сторонников, как в России, так и за рубежом, и связана она с работами российских ученых А.П. Ершова, Ю.И. Шемакина, Ю.А. Шрейдера и А.Д. Урсула.

Современная структура предметной области информатики как фундаментальной науки была впервые предложена в работе [25]. В ней были выделены пять основных сегментов, каждый из которых представляет собой достаточно крупное самостоятельное направление научных исследований, а именно: 1) теоретическая информатика; 2) техническая информатика; 3) социальная информатика; 4) биологическая информатика; 5) физическая информатика.

В последние десятилетия как в рамках академической науки, так и в системе образования возросло количество комплексных исследований, отражающих современные тенденции развития информатики как фундаментальной науки. Анализируя содержания этих работ, можно сделать вывод о том, что наступает новый период развития информатики как междисциплинарного научного направления, которое будет выполнять интеграционные функции для других направлений науки, как естественнонаучных, так и гуманитарных.

Проникновение идей и методов информатики в эти области диктуется сегодня потребностями и логикой развития самой фундаментальной науки, а также необходимостью решения ряда важных прикладных проблем. Следует ожидать, что это проникновение не только даст новый импульс для развития научных исследований на стыке информатики с другими науками, но также обогатит и саму информатику новыми идеями.

Указанная выше тенденция стала особенно заметно проявлять себя в России в последние годы, когда в научной печати был опубликован целый ряд монографий, содержание которых свидетельствует о том, что идеи и методы фундаментальной информатики находят сегодня все большее распространение в теории систем, синергетике, общей физике, квантовой механике, теоретической биологии, физиологии, генетике, социологии и других научных дисциплинах.

В то же время внутри самой информатики начинают формироваться новые и весьма перспективные научные направления.

Перспективные научные направления развития информатики. Так в области теоретической информатики начинает формироваться новое научное направление, получившее название концептуальной информатики. Это направление формируется на стыке таких дисциплин как теория информации, семантика и семиотика, и может стать научной основой для решения такой важной и актуальной проблемы современной информатики, как концептуальный поиск информации в электронных библиотеках.

Весьма перспективным представляется также новое направление исследований в области систем искусственного интеллекта, направленное на решение многих задач автоматизации проектирования, управления производством и задач информатизации образования.

В области технической информатики уже практически сформировалось и быстро развивается нейроинформатика – научное направление, связанное с исследованием и разработкой нового поколения средств информатики, основанных на использовании принципов нейронных сетей и нейросетевых алгоритмов решения плохо формулируемых задач.

Еще одно перспективное научное направление исследований в области технической информатики начало формироваться в самые последние годы и получило название наноинформатики. Оно связано с изучением возможности создания и практического применения сверхминиатюрных устройств информатики на основе использования нанотехнологий.

В области социальной информатики на первый план сегодня выдвигаются проблемы: создания и эффективности использования информационных технологий электронного обучения; обеспечения информационной безопасности человека в обществе; информационного неравенства и др.

На стыке технической и физической информатики в последние годы начало формироваться новое научное направление, получившее в России название квантовой информатики. Здесь на квантовом уровне изучаются информационные свойства элементарных частиц материи и возможности создания на этой основе принципиально новых средств информатики и информационных технологий передачи, хранения и обработки информации.

В результате развития этого направления в ближайшие годы могут стать реальностью такие новые средства информатики, как квантовые компьютеры. Для записи одной единицы (1 бит) информации в таких компьютерах используется всего лишь один или несколько атомов. Для сравнения заметим, что в современных компьютерах для записи одной единицы информации используется несколько миллиардов атомов. Возможности квантовых компьютеров просто безграничны, а их быстрота, компактность и эффективность во много тысяч раз превысит аналогичные характеристики современных компьютеров.

Согласно существующим прогнозам, квантовые компьютеры позволят решать сложные математические задачи (например, перемножение матриц больших размерностей), которые в настоящее время не могут быть решены даже на самых современных Супер-ЭВМ. Естественно, что проблема создания квантовых компьютеров требует не только разработки теории и методологии квантовых вычислений, но также и формирования принципиально нового направления в информатике – квантового программирования.

Рассмотренная нами современная структура предметной области информатики, как фундаментальной науки, представляется весьма конструктивной для дальнейшего развития науки и образования, так как она учитывает современные тенденции их развития и позволяет более четко позиционировать отдельные направления исследований в области информатики по уровням рассмотрения проблемы, а также прогнозировать новые перспективные научные направления.
Библиографический список
1. Колин К.К. Теоретические проблемы информатики. – Том 1. Актуальные философские проблемы информатики: Учебное пособие / Под общей редакцией К.И. Курбакова. – М.: КОС-ИНФ, 2009. – 222 с.

2. Информатика и компьютерная грамотность. Сб. н. тр. ИПИ АН СССР /Отв. ред. акад. Б.Н. Наумов. – М.: Наука, 1985. – 256 с.

3. Шемакин Ю.И. Введение в информатику – М.:Финансы и статистика, 1985. – 200 с.

4. Политика в сфере образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. 2-й Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf.html (дата обращения: 23.11.2012).

5. Зацман И.М. Семиотические основания и элементарные технологии информатики // Информационные технологии. – 2005. – № 7. – С. 18-31.

6. Колин К.К. Эволюция информатики и формирование нового комплекса наук об информации // Научно-техническая информация. 1995. – Сер. 1. – № 5. – С. 1-7.

7. Колин К.К. Информационный поход в методологии науки и научное мировоззрение // «Alma mater» (Вестник высшей школы). – 2000. – № 2. – С. 16-22.

8. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика». // Информатика и образование. – 2000. – № 10. – С. 5-10.

9. Колин К.К. Феномен информации и философские основы информатики // «Alma mater» (Вестник высшей школы). – 2004. – № 11. – С. 33-38.

10. Колин К. К. Эволюция информатики // Информационные технологии. – 2005. – № 1. – С. 2-16.

11. Le Garf A. Dictionnairie de l’informatique. – Paris: Presses Universitaires de France. 1982. – Р. 145.

12. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. Т.10. – М.:Советская энциклопедия, 1972. – С. 348-350.

13. Арский Ю.М. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный. – М.:ВИНИТИ, 1996. – 489 с.

14. Михайлов, А.И. Основы информатики / А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляровский – М.: Наука, 1968. – 756 с.

15. Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / Р.С. Гиляревский, И.Н. Родионов, Г.З. Залаев, В.А. Цветкова, О.В. Барышева, А.А. Калин; под ред. Р.С. Гиляревского; авт.-сост. В.А. Цветкова. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592 с.

16. Соколов А.В. Информатика в перспективе: к вопросу о классификации видов информации и системе наук коммуникационного цикла / А.В. Соколов, А.И. Манкевич // Научно-техническая информация. Сер. 2. – 1971. – № 10. – С. 5-9.

17. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики / В.М. Глушков – М.:Наука, 1982. – 552 с.

18. Дородницин А.А. Информатика: предмет и задачи // Сб. н. тр. Кибернетика. Становление информатики. – М.:Наука, 1986. – С. 22-28.

19. Самарский А.А. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры /А.А. Самарский, А.П. Михайлов – М.: Физматлит, 2001. – 320 с.

20. Сифоров В.И. Наука об информации и ее проблемы // Международный форум по информации и документации. – М., 1983. – Т8. – №1. – С. 17-21.

21. Белоцерковский О.М. Математическое моделирование – отрасль информатики // Кибернетика. Становление информатики. – М.:Наука, 1986. – С. 10-21.

22. Михалевич В.С. Информатика – новая область науки и практики / В.С. Михалевич, Ю.М. Каныгин, В.И. Гриценко // Кибернетика. Становление информатики. – М.: Наука, 1986. – С. 31-45.

23. Велихов Е.П. Информатика – актуальное направление развития советской науки // Сборник научных трудов «Кибернетика. Становление информатики». – М.:Наука, 1986, – С. 10-21.

24. Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие // Сб. н. тр. «Кибернетика. Становление информатики». – М.:Наука, 1986. – С. 28-31.

25. Колин К.К. Фундаментальные проблемы информатики // Сб. н. тр. «Системы и средства информатики». Вып. 7. – М.:Наука, 1995. – С. 5-20.
Сведения об авторе

Артюшкин Олег Валентинович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем института информационных технологий и инженерного образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Статью включить в раздел «Технические науки»

Evolution of the place SCIENCE IN SCIENTIFIC KNOWLEDGE
O.V. Artyushkin

Katanov Khakass State University
The article discusses various approaches to the definition of the subject informatics as an academic discipline, as well as the evolution of the place of informatization ki in the system of scientific knowledge. When considering the position of science with human, technical, natural and basic sciences given its determination. In the Final part contains promising research areas of modern science.
Key words: the subject of science; the development of computer science; technical science; social science; physical science.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconТ. А. Граф Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова...
Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconСветодиоды и их практическое применение
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф....
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconРеферат на тему: Изучение
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф....
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconПринцип работы сенсорного выключателя света
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф....
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconРазработка двухтонального звонка на основе мультивибратора
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф....
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconРеферат на тему: Анализ симметричного мультивибратора на транзисторах
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф....
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconРеферат на тему: Изучение работы сумеречного переключателя освещения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф....
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассматриваются современные требования к определению «человек культуры» а также методы, приемы и условия воспитания «человека...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconКол-во часов
Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи:...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconВ статье рассматриваются основные вопросы применения технологии педагогических...
В статье рассматриваются основные вопросы применения технологии педагогических мастерских на уроке информатики в 7 классе, и предлагается...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconУчебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления
«Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconХакасский филиал кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconФгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени м. М. Джамбулатова»
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление...
Программа предназначена для лиц, поступающих на направление подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование. Магистерская программа:...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconСтатья посвящена обычному праву монгольских племен. Рассматриваются...
Рассматриваются различные подходы к обычному праву. На основе анализа обычного права монгольских племен делается вывод о его трансформации...
О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова в статье рассматриваются различные подходы к определению предмета информатики как научной дисциплины, а также эволюция представлений о месте инф iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Моделирование бизнес-процесссов»...
Определение процесса в соответствии со стандартами iso 9000: 2000. Различные подходы к определению бизнес-процесса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск