Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников»





Скачать 139.57 Kb.
НазваниеТема: «Использование икт в процессе развития дошкольников»
Дата публикации08.04.2015
Размер139.57 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад


Районное методическое объединение для воспитателей, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР

Тема: «Использование ИКТ в процессе развития дошкольников»
Доклад «Информатизация в дошкольном образовательном учреждении.

Опыт, проблемы»
10 февраля 2012 г

МБДОУ № 14 г. Амурска

Бородина Л.Н., зам.зав по УВР
Свое выступление я хочу начать с информационного сообщения, 28 октября 2011 г. в здании президиума Российской Академии наук на Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» прошла торжественная церемония награждение победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду». Приятно, что дошкольные образовательные учреждения приняли в нем активное участие. На конкурс пришло более 700 работ из разных уголков страны, информационно-коммуникационные технологии используются практически во всех регионах – от Калининграда до Камчатки.

Слайд № 2. Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение, подчеркивается и признается в государственных документах как важнейший национальный приоритет.

Слайд№ 3. На сегодняшний день мы руководствуемся документом «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151. В которых представлены совокупность требований семи групп.. Первое требование к кадровому обеспечению предусматривает в пункте 1.2. Уровень квалификацией педагогических работников – владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. В п.3.4 Требования к учебно-материальному обеспечению содержатся требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования: включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Анализируя деятельность нашего ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на начальном этапе. Первым шагом использования ИКТ в образовательном процессе стал опыт участия в конкурсном движении. Результаты участия педагогов в конкурсах по повышению ИКТ-компетенций даны в приложении № 1.

Результативное участие педагогов в районных, краевых конкурсах способствовали развитию ИКТ-компетенций в составлении презентаций, использовании ЦОР для проведения занятий с детьми. Положительный опыт применения компьютерных технологий послужил в дальнейшем процессу внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио дошкольника, гуманно-личностную педагогику Ш.А. Амонашвили, технологию Марии Монтессори. Немаловажную роль сыграла компетенция инициативных педагогов в освоение компьютерных технологий. 80% педагогического коллектива имеют персональный компьютер, 100% подключены к Интернету, однако из них:

34% – начинающих пользователей (Пешкова Л.П., Ивачева И.А., Куршина О.М., Зайцева Г.М. Ковальчук Н.А. и т.д.;

23% - пользователь (Дивень И.П., Шевченко В.Г., Скрипникова С.А., Конотопчик С.А. Шахматова С.А.);

23% – продвинутый пользователь (Вахненко Е.Д., Костюченко И.А., Светомир Р.Э, Шабурова Т.К., Бородина Л.Н.). Первый опыт инновационной педагогической деятельности был представлен на краевом креатив-феастивале текущего года, успешно обобщен учителем-логопедом Светомир Р.Э. на уровне ДОУ и района. Мы увидели, что результаты положительно сказываются не только на коррекции речи детей, но и на возросшей познавательной активности детей.

В ДОУ 7 компьютеров, проктор, экран. На коррекционной группе № 10 имеется компьютер, подаренный родителями. Решается вопрос обеспечения с помощью родителей компьютера в средней группе № 7.
Слайд № 4. На сегодняшний день целью ДОУ является создание единого информационного образовательного пространства в детском саду.

Задачи, которые мы перед собой ставим, это:

1. Изучить опыт инновационной педагогической деятельности Светомир Р.Э., учителя-логопеда (для начинающих пользователей)

2. Повысить ИКТ – компетенции участников в проектировании воспитательно-образовательного процесса, применяя интерактивные методы обучения (для продвинутых пользователей)

3. Активно использовать информационно-коммуникативные технологии в развитии дошкольников

4. Создать картотеку презентаций к тематическим неделям (методическому кабинету)

5. Разработать алгоритм составления НОД с использованием компьютерных технологий.
Слайд № 4. Направления работы по использование информационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения:

- «ИКТ в работе с детьми»

- «ИКТ в работе с родителями»

- «ИКТ в работе ДОУ»
«ИКТ в работе ДОУ»

Информационные технологии (от англ. information technology) — использующиеся в ДОУ относятся к технологиям управления, обработки, создания данных; программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. В ДОУ создан электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; создан свой интернет - сайт, имеется электронный адрес.

Использование компьютера в методическом кабинете позволяет вести документации в электронном варианте, сортировать материал по учебным годам. Компьютер позволяет не писать постоянно схемы, таблицы, карты обследования, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Осуществляется подбор иллюстративного материала для оформления информационно-стендовых уголков. Копирование материала для коррекции речи детей. Поисковые системы сети Интернет предоставляют каждому педагогу возможность найти практически любой материал по вопросам развития, обучения, воспитания детей в работе с родителями, найти любые фотографии и иллюстрации для организации НОД, совместной деятельности с детьми. Оказывается индивидуальная помощь воспитателям в подготовке к непосредственно-образовательной деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Благодаря посещению и участию в различных сайтах можно обмениваться опытом, знакомится с периодикой, наработками педагогов России и зарубежья. Интерес для воспитателей представляют электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" – http://dob.1september.ru/, подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" – http://festival.1september.ru/. Интересен Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" предлагает на рассмотрение информационно-коммуникативные технологии. (построение диалога с детьми при использовании компьютерных технологий).

Посещение официальных сайтов управления образования, ИМЦ, информационного портала «Прообраз 27» и др., позволяет быть в курсе новостей, изменений в сфере образования.

ИКТ мною используются при проведении методических мероприятий с педагогами, для проведения семинара «Игра–дело серьезное», для изучения опыта работы по изучаемой проблеме, для консультаций «Игровое моделирование», «Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ». Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. Благодаря широкому использованию презентационных программ, нами представлялись презентации с системами работы педагогического коллектива:

- по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Презентация на сайте центра «Турист» в этом учебном году.

- на краевом семинаре прошлого года были представлены системы работы с молодыми педагогами, работа с одаренными детьми.

В методическом кабинете постоянно пополняется презентационными материалами папка «Инновации в детском саду».

Готовятся мной презентации для сотрудников в честь праздников, например, в сентябре «С днем дошкольного работника», в декабре «Итоги года» с шуточными пожеланиями для сотрудников в новом 2012 годом. Для тех, кто вынужден уехать за пределы Хабаровского края, на память с любовью подарена презентация музыкальному руководителю Шевченко И.В., ее можно использовать как визитную карточку молодого педагога для предъявления на новое место работы. В презентации представлены ее творческие находки, какие педагог использовала методы, приемы в работе с детьми, фотоколлажи праздников.
В помощь педагогам мною с начала учебного года начала создаваться картотека презентаций в программе Microsoft PowerPoint по возможности к каждой тематической недели. Целью здесь является, не подменить деятельность воспитателя, а дополнить информацией, которой нет в печатном издании для дошкольников. При составлении презентации я обращалась к консультации учителя-логопеда, на что нужно обратить внимание при подборе слайдов. Например, в теме «Обувь» показать ее части, к теме дикие животные, надо обратить внимание на жилище животных: логово у волка, берлога у медведя, нора у барсука, хатка у бобра и т.д. Готовя материал для дошкольников, происходит самообучение, нужно прочитать не один реферат, просмотреть много дополнительного материала. При подготовке презентации о посуде, был просмотрен видеоматериал по изготовлению стекла, керамики.

Акцент в подготовки презентации мною делается на историю возникновения, знакомство с культурой нашей страны и других стран. В копилке методического кабинета имеются презентации: «История одежды», «История обуви», «История посуды», из истории возникновения игрушки «Матрешка – русская красавица». Создана своя копилка цифровых образовательных ресурсов: «Дед Мороз со Снегурочкой», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Овощи-фрукты» и т.д. Сделана первая попытка составления игры «А что у нас в корзинке», к теме «Грибы».

В рамках тематической недели мною проводится познавательное мероприятие с применением презентации не чаще 1 раза в месяц, в четверг. В начале и конце недели снижен уровень умственной работоспособности дошкольников, в качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером рекомендованы вторник, среда и четверг.

Встреча с детьми позволяет мне выявить уровень представлений у детей об изучаемом объекте, дети показывают словарный запас по теме, их эрудированность, развитие коммуникативных навыков: умение детей выслушивать ответы детей, говорить самому, выявить связь с жизнью. Приемы, которые я использую в работе с детьми общеизвестные: отгадайте загадку, о каком животном мы сейчас будем говорить, расскажите, у какого на даче растет такая ягода, что общего между объектами, чем похожи, чем различаются, предлагаю рассказать скороговорку, включаю воспитателей «А какую пальчиковую гимнастики по теме вы знаете и т.д. Воспитатели и дети вступают со мной в живой диалог, показывают, что они уже знают.

Структура и содержание презентации должны обеспечивать и поддерживать взаимодействие педагога и детей. Презентация сопровождает речь педагога, но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные педагогом, но не повторять слово в слово.

Первые презентации использовались лишь как сопроводительный инструмент в общении с детьми по тематике недели, сейчас мы стараемся привнести в презентацию игры и задания, обеспечивающие активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов. Благодаря этому формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас.

Делая вывод своего выступления, можно с уверенностью констатировать, что внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в работе с детьми.

Проявляет творчество в создании презентаций Костюченко И.А., музыкальный руководитель. Ею была подготовлена презентация о выпускниках, показана на выпускном бале, компьютерные технологии использовались на празднике для мам, на музыкальных занятиях.

Наряду с положительным, существуют и нерешенные вопросы:

- дальнейшее обеспечение образовательного процесса компьютерной техникой, нужен второй ноутбук для индивидуальной работы педагогов с детьми, показа презентаций на группах;

- лицензирование программного обеспечения в дошкольном учреждении;

- поднятие на более высокий уровень качество проведений методических мероприятия через создание мультимедийной презентации (интерактивной презентации, используя управляющие кнопки, гиперссылки, триггеры, макрос).
Портрет современного педагога:

(Лестница успеха педагога)
1. Владеет ИКТ

2. Владеет технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности

3. Умеет управлять мотивацией

4. Занимает активную жизненную позицию

5. Открыт к инновациям

6. Постоянно учится

7. Самостоятельный

8. Партнер для своих воспитанников и коллег

9. Целеустремленный
Приложение № 1

Результаты участия в конкурсах педагогов для повышения ИКТ-компетенций


Период

Районный уровень

Краевой уровень

ФИО педагога

Результат

2008 г.

«На лучшую разработку урока по обучению детей мерам пожарной безопасности, лучший агитационный материал»

2 место, диплом;


«На лучшую разработку урока по обучению детей мерам пожарной безопасности, лучший агитационный материал»

ценный подарок – флешка и диплом участника

Вахненко Е.Д., воспитатель

Видеофильм «Огнеборцы», «Школа пожарных» с использованием звука, музыки, видеосъемки о работе пожарных нашего города.


2010 г.

Районный конкурс мультимедийных презентаций

в номинации:

1.Презентация дошкольного образовательного учреждения,

3 место, диплом.
2. Презентация «Использование народного фольклора для развития детей дошкольного возраста».

3 место, диплом
3. «Использование компьютерных технологий на занятиях по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников»

2 место, диплом



-


Бородина Л.Н., зам.зав по УВР


Вахненко Е.Д., воспитатель
Светомир Р.Э., учитель-логопед



Презентация дошкольного образовательного учреждения

автор цифрового образовательного ресурса, включен в районную коллекцию медиатеки
автор цифрового образовательного ресурса, включен в районную коллекцию медиатеки

2011 г.

Районный конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения» в номинации «Лучший сайт дошкольного образовательного учреждения»,

1 место в районном конкурсе, диплом


Креатив-фестиваль педагогов дошкольного образования в номинации «Мультимедийные средства в коррекционном дошкольном образовании

Тема: «Системное использование мультимедийных средств в дошкольном образовании, лауреат, диплом, 1 место


Светомир Р.Э., учитель-логопед

Создание сайта ДОУ

Интервью Светомир Р.Э. на информационном портале

«ПРОобраз 27»


Методические рекомендации по использованию

ИКТ в работе с дошкольниками
Педагогу важно превратить воспитанников из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация - ее Особое внимание следует обратить на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени.

Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом (подготовлен к работе с презентацией): знать технические основы, владеть методическими приемами использования данного ресурса на мероприятии. Демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей, поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Развивающие занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, способствуют развитию и совершенствованию креативных качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconИспользование икт в учебном процессе
Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconТема: Использование информационно-коммуникативных технологий
Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий икт в образовательном и воспитательном процессе
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconЭволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.)
Тема: Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 – 2010гг.)
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» icon«Обмен опытом. Использование икт – приоритетная задача современного образования»
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования икт в учебно-воспитательном процессе представляется...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconПрактическая работа № «Использование Интернета для поиска информации для урока с икт»
Кафедра информатизации и икт в образовании Костромского областного института развития образования
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconМуниципальное казенное образовательное учреждение
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconТема: Кто развязал «холодную войну»?
Методы и приемы учителя: беседа- диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии,...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconУчебный процесс в информационной образовательной среде. Использование...
Ния современная школа требует квалифицированных, инициативных, информационно грамотных специалистов, способных эффективно применять...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconОтрасли права. Урок обобщения по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе
Номинация: Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовательном процессе
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconИспользование икт в учебно-воспитательном процессе
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» icon«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности»
...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconДоклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования
Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование...
Тема: «Использование икт в процессе развития дошкольников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск