Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика»





Скачать 387.86 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика»
страница1/2
Дата публикации12.04.2015
Размер387.86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Математический факультет

Кафедра информатики и прикладной математики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Квалификация (степень) выпускника - БАКАЛАВР

Профиль подготовки «ИНФОРМАТИКА»

Форма обучения ОЧНО-ЗАОЧНАЯ

Курс 2 Семестр 4

Москва

2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика»

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики ИМИ ГОУ ВПО МГПУ Дергачева Лариса Михайловна

Рецензенты:

_______________________________

_______________________________

Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики 2 июня 2011 года, протокол № 11

Заведующий кафедрой

информатики и прикладной математики

доктор технических наук,

профессор, чл.-корр. РАО С.Г. Григорьев

ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: подготовка студента к работе учителем информатики в общеобразовательной школе. Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике.
Задачи дисциплины:

  • сформировать целостное представление об основных этапах становления современной методики обучения информатике и ее структуре;

  • сформировать целостное представление об основных категориях, понятиях и методах, о роли и месте методики обучения информатике в профессиональной подготовке учителя информатики;

  • сформировать готовность будущего учителя информатики к эффективному обучению информатике школьников.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Методическая подготовка учителя информатики в педагогическом вузе является одним из элементов системы профессиональной подготовки учителя, которую необходимо строить на основе модели информационной культуры преподавателя, отражающей социальный заказ общества. Данная модель формируется при изучении всего комплекса дисциплин, изучаемых в педвузе, в том числе в процессе овладения теорией и методикой обучения информатике.

Данный курс базируется на знаниях и умениях, которыми овладели студенты на таких дисциплинах предметной подготовки, как «Программное обеспечение ЭВМ», «Архитектура компьютера», «Основы микроэлектроники», «Теоретические основы информатики», «Программирование», а также на дисциплинах психолого-педагогической подготовки и ориентирован на инвариантное, машинно-независимое преподавание информатики.

В процессе овладения данным курсом у студента формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления, что является одним из признаков профессионализма преподавателя. Излагаемый материал позволит будущим учителям информатики формировать библиотеки программных средств учебного назначения для ЭВМ, организовывать работу компьютерного класса, осуществлять компьютерную поддержку различных школьных предметов, организовывать и проводить занятия по информатике.

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» ориентирует на такие виды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительную; научно-методическую и организационно-управленческую.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  2. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  3. понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  4. использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  5. готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  6. логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  7. готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  8. готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  9. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  10. готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  11. способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  2. владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  3. способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  4. способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

компетенции в области педагогической деятельности:

  1. способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  2. готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  3. способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  4. способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  5. готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  6. способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

  1. способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  2. способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  3. решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

  1. способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

Специальные компетенции (СК):

  1. готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе, овладеть системой знаний, умений и навыков, адекватных к изменяющимся условиям (коммуникацией, контактом, пониманием, эмпатией, симпатией, солидарностью, сотрудничеством) (СК-5);

  2. способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-6);

  3. умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс (СК-7).


В результате изучения дисциплины студент должен (деятельностная составляющая компетенции):

знать:

  • приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;

  • последовательность развития понятий информатики в школьном курсе и уметь анализировать реализацию развития этих понятий в школьных учебниках информатики;

  • методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;

  • методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;

  • использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;

уметь:

  • использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;

  • формулировать дидактическую цель и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения;

  • использовать стандарт при планировании и организации обучения информатике;

  • провести сравнительный анализ существующих программ и учебников по школьному курсу информатики;

  • планировать учебный процесс по курсу информатики;

  • составлять конспект урока информатики, внеклассного мероприятия по информатике и анализировать их;

  • выделять системообразующие стержни в содержании школьной информатики, инвариантные знания в области информатики;

  • выбрать и реализовывать различные методы, организационные формы и средства обучения для занятий по информатике, адекватные целям и содержанию изучаемого материала, особенностям учащихся;

  • использовать возможности средств информационно-коммуникационных технологий;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;

  • оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания

  • организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;

  • использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

  • проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;

  • использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников;

владеть:

  • способами изучения учебных возможностей учащихся педагогическими средствами;

  • способами изучения программных и учебно-методических материалов;

  • способами изучения собственных педагогических способностей;

  • способами оценки хода и результатов учебной деятельности;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Общая трудоемкость дисциплины

108 (3 зач. ед.)

Самостоятельная работа

53

Лекции

14

Лабораторные работы

14

Контроль самостоятельной работы (КСР)

13

Экзамен

27


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ
Модуль  1. Формирование понятий в школьном курсе информатики

Основные логические приемы формирования понятий. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Определение понятий. Правила определения понятий. Процесс формирования понятий предметной области информатики. Содержание этапов формирования понятий. Подбор задач, реализующие этапы формирования понятий. Анализ определения понятий в школьных учебниках информатики. Приемы, сходные с определением понятий. Деление понятий.
Модуль  2. Методика формирования понятия «информация»

Научно-методические основы реализации содержательно-методической линии информация. Методика введения понятия «информация». Виды и свойства информации. Виды знаний. Развитие понятия в школьном курсе информатики. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление тематического плана и конспекта уроков, методы, формы и средства его реализации.
Модуль  3. Методика изучения представления и кодирования информации

Научно-методические основы реализации содержательно-методической линии. Роль и место понятия языка в информатике. Формальные языки кодирования информации. Язык представления чисел. Язык логики и его место в базовом курсе информатики. Развитие понятия языка как средства представления информации. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации.
Модуль  4. Методика изучения измерения информации

Единицы измерения количества информации. Способы количественной оценки информации в сообщениях. Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации. Их взаимосвязь и различие. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации.
Модуль  5. Методика изучения информационных процессов

Научно-методические основы реализации содержательно-методической линии информационные процессы. Информационные процессы в окружающем мире. Процесс хранение информации. Виды памяти. Информационные носители и хранилища информации. Способы упорядочивание информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Виды сигналов передачи информации. Искажение информации в процессе передачи. Процесс обработки информации. Получение новой информации разными способами. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление тематического плана и конспекта уроков, методы, формы и средства его реализации.
Модуль  6. Методика изучения системы счисления

Формирование представлений о системах счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Основные понятия позиционных систем счисления. Развернутая форма представления чисел. Перевод из одной системы счисления в другую. Особенности двоичной арифметики. Связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации.
Модуль  7. Методика изучения представления различных данных в компьютере

Принципы дискретность и конечность. Представление числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины программное обеспечение...
Автор: старший преподаватель кафедры информатики и прикладной математики ими гоу впо мгпу тамошина Наталья Дмитриевна
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория чисел 050100 педагогическое...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины математическая логика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культура речи»
Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физика»
Маллабоев У. М. Физика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconО. В. Морева опытно-экспериментальная работа в социально-педагогической деятельности
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистрантов направления 050100. 68 «Педагогическое образование», профиль подготовки:...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1-3 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 050100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск