Скачать 387.86 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики Математический факультет Кафедра информатики и прикладной математики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) выпускника - БАКАЛАВР Профиль подготовки «ИНФОРМАТИКА» Форма обучения ОЧНО-ЗАОЧНАЯ Курс 2 Семестр 4 Москва 2011 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика» Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики ИМИ ГОУ ВПО МГПУ Дергачева Лариса Михайловна Рецензенты: _______________________________ _______________________________ Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики 2 июня 2011 года, протокол № 11 Заведующий кафедрой информатики и прикладной математики доктор технических наук, профессор, чл.-корр. РАО С.Г. Григорьев ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: подготовка студента к работе учителем информатики в общеобразовательной школе. Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике. Задачи дисциплины:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Методическая подготовка учителя информатики в педагогическом вузе является одним из элементов системы профессиональной подготовки учителя, которую необходимо строить на основе модели информационной культуры преподавателя, отражающей социальный заказ общества. Данная модель формируется при изучении всего комплекса дисциплин, изучаемых в педвузе, в том числе в процессе овладения теорией и методикой обучения информатике. Данный курс базируется на знаниях и умениях, которыми овладели студенты на таких дисциплинах предметной подготовки, как «Программное обеспечение ЭВМ», «Архитектура компьютера», «Основы микроэлектроники», «Теоретические основы информатики», «Программирование», а также на дисциплинах психолого-педагогической подготовки и ориентирован на инвариантное, машинно-независимое преподавание информатики. В процессе овладения данным курсом у студента формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления, что является одним из признаков профессионализма преподавателя. Излагаемый материал позволит будущим учителям информатики формировать библиотеки программных средств учебного назначения для ЭВМ, организовывать работу компьютерного класса, осуществлять компьютерную поддержку различных школьных предметов, организовывать и проводить занятия по информатике. Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» ориентирует на такие виды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительную; научно-методическую и организационно-управленческую. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Общекультурные компетенции (ОК):
Профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные компетенции (ОПК):
компетенции в области педагогической деятельности:
компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
компетенции в области научно-исследовательской деятельности:
Специальные компетенции (СК):
В результате изучения дисциплины студент должен (деятельностная составляющая компетенции): знать:
уметь:
владеть:
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ Модуль 1. Формирование понятий в школьном курсе информатики Основные логические приемы формирования понятий. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Определение понятий. Правила определения понятий. Процесс формирования понятий предметной области информатики. Содержание этапов формирования понятий. Подбор задач, реализующие этапы формирования понятий. Анализ определения понятий в школьных учебниках информатики. Приемы, сходные с определением понятий. Деление понятий. Модуль 2. Методика формирования понятия «информация» Научно-методические основы реализации содержательно-методической линии информация. Методика введения понятия «информация». Виды и свойства информации. Виды знаний. Развитие понятия в школьном курсе информатики. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление тематического плана и конспекта уроков, методы, формы и средства его реализации. Модуль 3. Методика изучения представления и кодирования информации Научно-методические основы реализации содержательно-методической линии. Роль и место понятия языка в информатике. Формальные языки кодирования информации. Язык представления чисел. Язык логики и его место в базовом курсе информатики. Развитие понятия языка как средства представления информации. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации. Модуль 4. Методика изучения измерения информации Единицы измерения количества информации. Способы количественной оценки информации в сообщениях. Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации. Их взаимосвязь и различие. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации. Модуль 5. Методика изучения информационных процессов Научно-методические основы реализации содержательно-методической линии информационные процессы. Информационные процессы в окружающем мире. Процесс хранение информации. Виды памяти. Информационные носители и хранилища информации. Способы упорядочивание информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Виды сигналов передачи информации. Искажение информации в процессе передачи. Процесс обработки информации. Получение новой информации разными способами. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление тематического плана и конспекта уроков, методы, формы и средства его реализации. Модуль 6. Методика изучения системы счисления Формирование представлений о системах счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Основные понятия позиционных систем счисления. Развернутая форма представления чисел. Перевод из одной системы счисления в другую. Особенности двоичной арифметики. Связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации. Модуль 7. Методика изучения представления различных данных в компьютере Принципы дискретность и конечность. Представление числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Постановка цели изучения и соответствующих задач. Конкретизация требований к результатам обучения. Подбор заданий для разного уровня усвоения материала. Составление плана урока, методы, формы и средства его реализации. |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины программное обеспечение... Автор: старший преподаватель кафедры информатики и прикладной математики ими гоу впо мгпу тамошина Наталья Дмитриевна | Учебно-методический комплекс дисциплины теория чисел 050100 педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины математическая логика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра | Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «культура речи» Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр») | Рабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физика» Маллабоев У. М. Физика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование,... | ||
О. В. Морева опытно-экспериментальная работа в социально-педагогической деятельности Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистрантов направления 050100. 68 «Педагогическое образование», профиль подготовки:... | Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1-3 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 050100.... |