Факультет информационных технологий утверждаю





НазваниеФакультет информационных технологий утверждаю
страница1/16
Дата публикации13.04.2015
Размер2.07 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


Направление подготовки

230700 – ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА


Профиль подготовки

Прикладная информатика (в экономике)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ____ от ___________________ 20___г.)

Одобрено кафедрой _________________________

(протокол № ____ от _________________ 20__ г.)

Зав.кафедрой _____________________________


Москва

2012

Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной формы обучения факультета информационных технологий МПСУ, обучающихся по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика.

Программа включает в себя цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включающее в себя основную и дополнительную литературу, рекомендованную для изучения материалов учебного курса, кроме этого, приводятся базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, помогающие обучаемым освоить учебный материал. Рабочая программа будет полезна как студентам, так и преподавателям, проводящим занятия по дисциплинам базового и специального циклов.

Программа разработана к.т.н., доцентом Абатуровым Владимиром Анатольевичем
Рецензент – к.т.н., доцент Голованов Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля) Интеллектуальные информационные системы:

– формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков владения современным аппаратом теории искусственного интеллекта и методами синтеза, анализа и эффективного использования интеллектуальных информационных систем для решения прикладных задач конечной структуры предметной области бакалавра по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика;

– воспитание высокой культуры логических рассуждений, основанное на ясном понимании необходимости методологической составляющей в общей подготовке специалиста,

– формирование у студентов новых знаний и их интеграция со знаниями по математическим и информационным дисциплинам, в новое качество – умение использовать их для построения моделей искусственного интеллекта в таких сферах деятельности человека, как управление, экономика, банковское дело, предпринимательство и др.

– формирование умения выделения и исследования структуры решений и среды, в которой эти решения принимаются, постановки задачи и формального описания модели искусственного интеллекта для поиска решения с использованием интеллектуальных методов оптимизации;

– формирование умения видения проблемы выбора альтернативных решений и описывать их с использованием интеллектуальных методов поддержки принятия решений.

Задачи дисциплины (модуля) Интеллектуальные информационные системы:

– ознакомить студентов с проблематикой и областями использования искусственного интеллекта, в: информационных системах, с теоретическими, организационно-методическими и технологическими аспектами построения и функционирования интеллектуальных информационных систем обработки знаний;

– сформировать навыки системного подхода к решению задач инженерии знаний, способности ориентироваться во всем многообразии методов построения интеллектуальных информационных систем и их классификации на основе выбора наименее трудоемкой и, вместе с тем, адекватной методологии их синтеза и анализа;

– сформировать представление о теории и моделях представления знаний в интеллектуальных информационных системах, теоретических основах и принципах построения экспертных систем, теории и принципах приобретения знаний;

– сформировать умения и навыки системного подхода к проектированию интеллектуальных информационных систем, структурному синтезу, оптимизации параметров, расчету основных рабочих характеристик, обоснованию технических требований к интеллектуальным информационным системам, разработке алгоритмов и моделей подсистем интеллектуальных информационных систем, организации научного эксперимента по исследованию рабочих характеристик интеллектуальных информационных систем;

– выработать и закрепить устойчивые практические навыки построения интеллектуальных информационных моделей и анализа полученных результатов, организации научного эксперимента по исследованию рабочих характеристик интеллектуальных информационных систем.

– сформировать умения и устойчивые практические навыки работы с языками искусственного интеллекта, процедурным языком, языком Пролог;

– привить навыки практических работ по проектированию интеллектуальных информационных систем: баз знаний, систем поиска информации, систем поддержки принятия решений и экспертных систем;

– сформировать представления о технологиях новейших методологических и практических разработок в области теории и практики интеллектуальных информационных систем;

− сформировать профессиональную компетентность в области менеджмента интеллектуальных информационных систем, обеспечить индивидуальное и личностное развитие обучающегося;

− заложить на основе полученных навыков и умений основы практической деятельности обучающихся в сферах государственной службы и бизнес структурах;

– раскрыть цели и задачи интеллектуализации различных направлений банковской деятельности с применением современной компьютерной техники и программных продуктов и показать разнообразие программных продуктов, используемых в банковской сфере;

– выработать и закрепить устойчивые практические навыки принятия экономически обоснованных управленческих решений по оценке степени влияния сложившейся производственно-экономической ситуации на финансово-экономическое, социальное и научно-техническое положение предприятия в определенном будущем;

− способствовать процессу самостоятельного обучения и личностному росту в профессионально значимых для слушателей направлениях государственной службы и бизнесе.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина Интеллектуальные информационные системы входит в Профессиональный цикл дисциплин, Вариативную составляющую Базовой (общепрофессиональной) части учебного плана.

Дисциплина (модуль) Интеллектуальные информационные системы необходима для последующего изучения таких дисциплин, как «Проектирование информационных систем», «Автоматизированный бух учет и финансовая отчетность», «Автоматизированные банковские системы», «Информационный менеджмент», «Имитационное моделирование экономических процессов», «Интернет технологии», «Предметно-ориентированные экономические информационные системы», «Мировые информационные ресурсы», «Основы экономической кибернетики», «Сетевая экономика», «Экспертные системы».

Для усвоения дисциплины (модуля) Интеллектуальные информационные системы студентам необходимо знание материала дисциплин (модулей) «Введение в специальность», «Математика», «Дискретная математика», «Теория алгоритмов», «Информатика и программирование», «Теория экономических информационных систем», «Информационные системы и технологии», «Математические методы в исследовании экономики», «Методы принятия решений», «Теория систем и системный анализ», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Операционные системы», «Информационная безопасность».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Интеллектуальные информационные системы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

общекультурные компетенциими (ОК):

ОК-1: способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества;

ОК-3: способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений;

ОК-4: способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;

ОК-5: способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию;

ОК-6: способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-7: способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества;

ОК-8: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-11: способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

ОК-13: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-14: способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве;

ОК-9: способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач;

профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессионалъные:

ПК-1: способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности;

ПК-2: способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;

ПК-3: способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-оммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра;

проектная деятельность:

ПК-4: способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем;

ПК-6: способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла;

ПК-7: способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств;

ПК-8: способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов;

ПК-9: способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы;

ПК-10: способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы;

организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность:

ПК-11: способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла;

ПК-12: способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы;

ПК-13: способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС;

ПК-14: способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС;

аналитическая деятельность:

ПК-15: способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач;

ПК-16: способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС;

ПК-17: способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях;

ПК-18: способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности;

ПК-19: способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем;

ПК-20: способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде;

научно-исследовательская деятельность:

ПК-21: способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач;

ПК-22: способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • теоретические основы построения и функционирования информационных систем, технологию автоматизации банковской деятельности, ключевые направления применения новых информационных технологий в кредитных учреждениях;

  • принципы построения, структуры и области применения интеллектуальных информационных систем в экономике;

  • современное состояние разработки и применения инструментальных и программных средств интеллектуальных информационных систем в области моделирования экономических процессов;

  • основные современные методы и модели интеллектуальной поддержки принятия решений в различных приложениях;

  • современные методы, принципы и законы процесса моделирования систем искусственного интеллекта;

  • методы формирования и оценки производственно-экономических ситуаций и выработки на этой основе прогрессивных управленческих решений;

уметь:

  • формировать концептуальную модель экономического процесса в определенной предметной области;

  • выбирать адекватную экономическую модель представления знаний в интеллектуальной информационной системе для задачи управления экономическим процессом в конкретной предметной области;

  • формулировать задачи генетического поиска решений и подбирать соответствующие параметры алгоритмов;

  • формализовать поставленную задачу, составлять интеллектуальнее алгоритмы ее решения;

  • представлять задачи коллективного поиска решений как процесс деятельности интеллектуальных агентов;

  • строить базы знаний экспертных систем на основе четкой и нечеткой логики;

  • выбирать, обосновывать и применять наиболее подходящие инструментальные средства разработки экспертных систем в зависимости от особенностей моделируемых предметных областей;

  • применять выбранную модель к основным расчетам в сфере экономики;

  • работать в различных операционных системах и системных оболочках, пользоваться офисными приложениями: текстовым процессором, электронными таблицами, базами данных;

  • формулировать цели и задачи интеллектуализации обработки банковской информации, пользоваться современными общефункциональными прикладными программами, работать в среде специализированных программных средств, применяемых в кредитных учреждениях, оценить и выбрать программные средства для различных участков (направлений) адаптации и автоматизации банковской деятельности;

  • формализовать производственно-экономическую ситуацию и разрабатывать экономико-математические, статистические и интеллектуальные модели;

  • использовать модели математического программирования, модели исследования операций при решении задач оптимизации интеллектуальных информационных систем;

  • оценивать степень влияния сложившихся ситуационных обстоятельств на положение предприятий в определенном будущем;

  • внедрять и использовать современные банковские интеллектуальные информационные технологии и системы;

  • составлять программу на алгоритмическом языке искусственного интеллекта по заданному алгоритму, отладить программу в изучаемой среде программирования, составить план и провести тестирование, написать программную документацию;

иметь представление о:

  • экспертных знаниях и основанных на них системах искусственного интеллекта;

  • назначении и основах использования систем искусственного интеллекта;

  • принципах построения модели предметной области при различных способах представления знаний, используемых в экспертных системах;

  • классах задач принятия решений и их особенностях;

  • реализации механизмов принятия решений (логического вывода) в экспертных системах;

  • типах моделей и методов оптимизации для различных применений в условиях одно- и многокритериального выбора решений для различных областей применения;

  • принципах и методах разработки математического и программного обеспечения интеллектуальных информационных систем и технологий;

  • современных методах, принципах и законах процесса моделирования, формирования и оценки производственно-экономических ситуаций и выработки на этой основе прогрессивных управленческих решений;

  • принципах и методах использования специализированных программных сред для решения задач в области моделирования и управления экономическими процессами;

  • об эволюционном моделировании и генетических алгоритмах поиска решений;

  • о многоагентных системах как системах моделирования процессов коллективного взаимодействия и принятия решений.

  • о состоянии рынка и перспективы развития интеллектуальных информационных систем и технологий;

владеть:

  • основными программными средствами для создания моделей принятия решений

  • навыками алгоритмического мышления;

  • навыками практического использования различных типов методов и моделей принятия решений для решения прикладных задач в областях экономики, предпринимательства и управления;

  • навыками программной реализации решений прикладных задач, полученных методами принятия решения и математического программирования.

Содержанием читаемого двухсеместрового курса являются теоретические основы проектирования интеллектуальных информационных систем и особенности их использования в кредитных учреждениях.

Изучение дисциплины (модуля) «Интеллектуальные информационные системы» базируется на знании материала дисциплин (модулей) «Математика», «Дискретная математика», «Теория алгоритмов», «Информатика и программирование», «Теория экономических информационных систем», «Информационные системы и технологии», «Математические методы в исследовании экономики», «Методы принятия решений», «Теория систем и системный анализ», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Операционные системы», «Информационная безопасность».

Являясь элементом вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика, данная дисциплина обеспечивает изучение большей части общепрофессиональных и специальных дисциплин, установленных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Дисциплина (модуль) «Интеллектуальные информационные системы» изучается студентами очной формы обучения в 4-м и 5-м семестрах; заочной формы обучения –в 7-м и 8-м семестрах на лекциях, практических (интерактивных) занятиях и во время самостоятельной работы.

Основными видами занятий являются лекции и практические (интерактивные) занятия.

На лекциях даются теоретические основы знаний дисциплины, концентрируется внимание на наиболее сложных и узловых вопросах теории, математических основ и принципов построения и функционирования интеллектуальных информационных систем, сетевого информационного обеспечения, защиты информации, управления компьютерами и сетевым оборудованием, организации работы программного обеспечения интеллектуальных информационных систем.

На интерактивных (практических) занятиях вырабатываются навыки в решении задач с использованием интеллектуальных информационных систем, разработке алгоритмов и программ, производстве расчетов на ПЭВМ и анализе их результатов.

В процессе самостоятельной работы студенты закрепляют и углубляют знания и навыки, полученные на всех видах занятий, готовятся к предстоящим занятиям, зачету и экзамену, формируют у себя культуру умственного труда, самостоятельность и инициативу в поиске и приобретении знаний.

Программа дисциплины состоит из 27 тем, объединенных в два раздела. По дисциплине предусмотрены зачет в 4-м семестре и экзамен в 5-м семестре – для очной формы обучения и зачет в 7-м семестре и экзамен в 8-м семестре – для заочной формы обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Факультет информационных технологий утверждаю icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационный технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий утверждаю
Ефимов Павел Павлович, кандидат педагогических наук, кафедра "Информационных технологий", для студентов 4,5-го курсов, обучающихся...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий утверждаю
Составитель Рабочей программы заманская валентина викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении» «утверждаю»
...
Факультет информационных технологий утверждаю icon«утверждаю» «утверждаю» Начальник гуит фтс россии
Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области информационных технологий
Факультет информационных технологий утверждаю iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Факультет информационных технологий утверждаю iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме
Факультет информационных технологий утверждаю iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Факультет информационных технологий утверждаю iconПрименение технологий olap и Data Mining для поддержки принятия стратегических решений в вузе
Дагестанский государственный университет, факультет информатики и информационных технологий, Махачкала, Россия
Факультет информационных технологий утверждаю iconНоу впо институт государственного управления, права и инновационных...
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Факультет информационных технологий утверждаю iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
«Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», ут­вер­ж­ден­ным Министерством образования...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет информационных технологий утверждаю iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск