Анализ работы школьной библиотеки МОУ Полетаевской СОШ за 2012/2013 учебный год
Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Школьная библиотека прививает у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.
Школьная библиотека — это первый информационный центр для учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных (Интернет-ресурсы).
I. Состояние книжного фонда:
В этом учебном году библиотечный фонд пополнился новыми энциклопедическими изданиям, которые пользуются большой популярностью у учеников.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 9 классы);
• старшего школьного возраста (10 - 11 классы);
• педагогической и методической литературой для педагогических работников;
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-9 классы, 10-11 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1-2 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Стихи и сказки», «Интересное о разном».
Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников.
Сделан заказ на новые учебники на 2013-2014 учебный год. В формировании заказа участвовали руководители МО и администрация школы.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников.
В конце учебного года по графику прошла сдача учебников по классам.
На сайте школы размещен «Перечень учебников на 2013-2014 учебный год».
II. Содержание и организация работы с читателями.
В конце года был проведен анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.
В 2012-2013 учебном году средние показатели читательской активности увеличились.
Всего за 2012/2013 учебный год зарегистрировано 800 читателей.
Увеличение читательской активности произошло за счет пополнения фонда справочной и художественной литературой современных авторов. Много поступило периодических изданий для ребят. Возросла книговыдача художественной программной литературы. Особенно активно читают ученики 1-х , 2-х, 3-х и 4 классов, в среднем звене это ученики 5-х и 6-х классов. Из старшеклассников выделяется 10-е и 11-е классы.
Знакомство со школьной библиотекой обучающихся первых классов произошло в октябре. Ребята познакомились с понятием “библиотека”, “библиотекарь”, “книжный фонд”, “читальный зал”. Постоянно велась индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводились беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.
Учителя интересовались методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями.
В связи с расширением информационных услуг библиотеки, обучающиеся смогли использовать ресурсы сети Интернет для подготовки рефератов и докладов к урокам, пользоваться услугами множительно-копировальной техники, работать с медиатекой.
III. Справочно-библиографическая работа
В течение всего года велась работа по редактированию справочно- библиографического аппарата.
Большая работа проводилась среди обучающихся по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В течение этого учебного года было проведено 5 библиотечных обзоров и уроков для читателей начальной школы. На этих мероприятиях ребята познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий, познакомились с новинками художественной литературы. Им был представлен «Обзор литературы, поступившей за лето в школьную библиотеку».
В старших классах учителя – предметники объясняют, как правильно подготовить и оформить реферат, доклад, сообщение. Учащиеся самостоятельно подбирают себе литературу для подготовки к урокам, различным докладам, выступлениям, сообщениям, используя электронные и карточные каталоги и картотеки.
Помимо библиотечных уроков и консультаций используются и другие формы работы.
Большую информационную работу библиотека проводит в помощь учебно-воспитательному процессу:
-своевременно информирует о поступлении в библиотеку новой методической и учебной литературы (индивидуально),
-подбирает необходимые материалы к педсоветам,
-оформляет выставки,
-систематически посещает педсоветы, делает информационные обзоры литературы,
-оказывает помощь классным руководителям в подготовке тематических и ситуационных классных часов.
IV. Пропаганда чтения как форма культурного досуга.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам. Подбирая материал к этим выставкам, стараемся рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, викторины, дебаты.
Особо удалось мероприятие для обучающихся 10-х классов, посвященное творчеству М.И. Лермонтова. Ребята смогли поучаствовать в викторине, посмотреть отрывки экранизированного стихотворения «Бородино», узнать о жизни поэта.
Интересное мероприятие прошло для обучающихся 8-х классов, посвященное жизни преподобного Сергия Радонежского. Ребята узнали предания о покровителе русской земли, о благих деяниях чудотворца.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
V. Работа с активом
Состав Актива:
1. Стальмакова Анастасия (6 класс)
2. Мулаянов Артем (6 класс)
3. Астапова Ольга (6 класс)
4. Ланг Анастасия (6 класс)
5. Устюжанина Екатерина (6 класс)
6. Кузнецов Сергей (6 класс)
По составленному плану велась следующая работа:
- знакомство с фондом (т.е. расстановкой книг по разделам) для того, чтобы самим можно было правильно поставить книги на свои места;
- при поступлении новых изданий учебной и художественной литературы активисты проставляли библиотечный штамп;
- для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам;
- один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе. Учились записывать книги в формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов;
- принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.
VI. Взаимодействие с другими службами и другими организациями
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с библиотекой поселка. Школьники регулярно в течение года коллективно посещают библиотеку ДК, участвуют в мероприятиях: диспутах, викторинах, тематических часах. Библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, интеллектуального марафона. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Школьная библиотека прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.
Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Библиотека пропагандировала чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
VII. Повышение квалификации.
Основной путь роста профессионализма школьного библиотекаря – это реализация модели трех «С»:
самообразование,
самовоспитание
саморазвитие.
В 2012-2013 учебном году заведующая школьной библиотекой работала над темой по самообразованию «Детское чтение: Проблемы. Тенденции».
Формы индивидуальной самообразовательной работы состояли в следующем:
- изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по библиотечной проблематике;
- работа с медиа- и оргтехникой (в режиме самостоятельного поиска по банкам педагогической и библиотечной информации, в системе Интернет;
- оформления собственных методических наработок;
- посещение библиотек и чтение специальной литературы;
- посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста коммуникативной и общей культуры;
- осмысление библиотечного опыта и обобщение собственной практической деятельности.
Каковы результаты самообразования на определенном этапе?
Это:
• повышение эффективности библиотечной деятельности (улучшение расчетных показателей работы библиотеки: охвата библиотечным обслуживанием, читаемости, посещаемости, обращаемости, книгообеспеченности);
• разработка новых форм, методов и приемов библиотечной деятельности;
• выступления на РМО.
Работа над данной темой продолжится.
Таким образом, задачи, поставленные на учебный год, выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.
Вывод:
1.Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
2.Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и обучающимися.
3.Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой.
Предложения:
1.Активизировать читательскую активность в среднем звене.
2.Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей. |