Скачать 1.2 Mb.
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) (Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений) Содержание: Введение. с. 2 Раздел 1. . Информатика как новая область научного знания с. 3 Контрольные вопросы по разделу 1 с. 4 Литература по разделу 1 с.54 Раздел - 2. Информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном музее с. 5 Контрольные вопросы по разделу 2: с. 9 Литература по разделу 2 с.10 Раздел 3. Вопросы и задания с. 11 Перечень творческих заданий и тем для рефератов с. 11 Задания для самостоятельной работы с.11 Перечень вопросов для самоподготовки. с. 12 Перечень вопросов для промежуточной аттестации с. 12 Список литературы с. 13 Раздел 4. Приложение. Информационные технологии в музее: проблемы и перспективы с. 14 Приложение 1. Перспективы ретроконверсии и ценность музейных баз данных. с. 14 Приложение 2. Информационные носители и музей XXI-го века. с.16 Приложение 3. Электронный художественный музей в информационном пространстве с. 21 Приложение 4. Цифровые технологии и эмоциональная информация с. 25Приложение 5. Электронный музей и взаимодействие "посетитель – компьютер с. 28 Приложение 6. Информационно-коммуникационные технологии и изобразительное искусство: глобальная перспектива с. 30 Приложение 7. Художественный музей в культуре информационного общества с. 34 Приложение 8. «Цифровое» пространство сознания с. 38 Приложение 9. Информационные технологии в музее: реальность и перспективы, история и будущее с. 40 Литература, использованная в приложениях, с. 46 Введение Курс «Информационные технологии в музее состоит из двух частей. Первая представляет собой краткое изложение научной и общекультурной базы информатики, причин ее появления, общим принципам функционирования человеческого мозга и компьютера, фундаментальным принципам действия компьютера фон Неймана, знакомству с его структурным устройством. Источники, относящиеся к этой части, студенты довольно легко могут найти в библиотеке, в Интернете. Во второй части рассматривается история и основные направления применения информационно-коммуникационных технологий в музеях (в качестве таковых выделяются музейные информационно-поисковые системы, основанные на электронных базах данных, мультимедиа и Интернет). Здесь спектр источников, конечно, сжимается, но остается еще достаточно широким: учебников и пособий, освещающих внедрение информационно-коммуникационных технологий в музейную среду, в последние годы появилось достаточно много (соответствующую информацию можно найти как в общих трудах по музееведению, так и в специализированных работах и монографиях. Пожалуй, наиболее очевиден дефицит литературы, связанной со спецификой эффективного применения, функционирования цифровых технологий в музейном пространстве, с особенностями их существования в этой среде. Поэтому методическое пособие снабжено приложением, которое восполняет недостаток источников по отмеченным направлениям. Компьютер сегодня прочно вошел в музейную деятельность, однако наиболее актуальна не инструментальная роль новейших технологий, а возможности их использования для усиления потенциала традиционного музея. Более того, особенно интересно оценить, способны ли технологии принципиально повлиять на консервативный музейный институт, открыть новые горизонты в виртуальном пространстве, попытаться представить будущее музея, без сомнения, тесно связанное с общим ходом культурной эволюции. Приложения представляют собой тексты докладов (переработанных для пособия), с которыми автор выступал на главных форумах российской музейной информатики: конференциях российской Ассоциации по документации и информационных технологиям (АДИТ) и международных конференциях EVA (Electonical Visual Arts), с 1997 по 2012 год. Пособие состоит из двух разделов, в которых в соответствии с программой освещаются 9 тем курса, рассчитанного на 32 академических часа, и Приложения. Краткое изложение тем сопровождается методическими указаниями, заданиями для самостоятельной работы и подготовки к семинарским и практическим занятиям; творческими заданиями для подготовки рефератов и для самостоятельной работы, темы 2-го раздела курса включают приложения. Завершается пособие списком вопросов для самоподготовки по всему курсу и вопросов для промежуточной аттестации. Раздел - 1. Информатика как новая область научного знания (Цель – формирование представлений о базовых принципах действия компьютера, о тенденциях развития современных ИКТ). Тема 1. Информационное общество Научно-технический прогресс на современном этапе. Концепции информационного общества. Знание и его распространение. Рациональное знание и прогресс: позитив и негатив. Компьютер и его роль в постиндустриальном мире. Методические указания.
- найти не менее трех определений информационного общества; - сравнить плюсы и минусы информационного прогресса; - выделить наиболее важные направления применения информационных технологий в современном обществе, - представить оптимистичные и пессимистичные проекты будущего человека и цивилизации в условиях глобальной компьютеризации. Тема 2. Информатика – новая область знания. Основные составляющие научной информатики. Вероятностные и детерминированные процессы, теория вероятностей. Понятие об информации. Передача информации, канал связи. Значимая информация. Теория информации. Количество информации. Единицы количества информации. Кибернетика – наука нового поколения. Обратная связь. Подобие процессов управления в сложных системах. Практическое занятие: построение и анализ блок-схемы реального канала связи, вычисление вероятность сложного события, определение количества информации в простейших примерах игры в кости, в забегах на ипподроме. Методические указания: Используя пособия по информатике из списка литературы, ознакомиться с простейшими понятиями теории вероятностей, а следом за тем и теории информации. Найти несколько часто употребляемых и научных определений информации и количества информации. Ознакомиться с единицами количества информации. Определить систему как базовое понятие кибернетики. Выявить отличие новой области точного знания – кибернетики – от традиционных направлений физических исследований. Рассмотреть сложную систему как систему с обратной связью. Проследить эволюционный путь развития от простейших организмов к млекопитающим, от примитивных механизмов к сложным. (Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958, Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, С-Пб, Академический проект, 2001). Задания для самостоятельной работы и работы на практических занятиях: - описать с примерами два типа событий и процессов, объяснить способ описания вероятностных процессов; - дать несколько бытовых и научных определений информации; - указать простейший способ определения количества «технической» информации, перечислить свойства значимой информации; - описать специфику кибернетики как новой области научного знания в сравнении с традиционным физическим подходом. Тема 3. Принципы устройства компьютера Принципы действия компьютера и человеческого мозга. Алгоритм, команда, машинный цикл. Архитектура и устройство компьютера. Процессор, его основные устройства. Принципы действия компьютера. Фон Неймана. Носители информации и память (оперативная, специальная, внешняя). Системы ввода/ вывода информации. Видеосистема и принципы подключения периферийных устройств. Многопроцессорная архитектура. Информационные сети, протоколы передачи данных, глобальная сеть Интернет. Практическое занятие: построение алгоритма сложного действия, включающего циклический переход и счетчик, описание действия процессора для проведения сложения двух чисел, определить отличие ввода информации с помощью клавиатуры и манипулятора-мыши, определить цели протокола TCP/IP. Ознакомиться и использовать в Интернете основной общий ресурс. Описать схему действия одного из основных узлов компьютера. Методические указания Выяснить основные сходства и различия действия компьютера и человеческого мозга. Представить модель действия компьютера при выполнении простейших и сложных операций как совокупности простейших. Изучить основные принципы устройства компьютера Фон Неймана, найти отличия работы этого компьютера и человеческого мозга. Найти аналогии между памятью человека и памятью компьютерной. Описать известные виды и типы памяти, используемой в компьютере. Ознакомиться с наиболее популярными, важными, перспективными методами организации памяти и носителями. Представить цикл действия компьютера (ввод – обработка – вывод). Ознакомиться с широкой периферией современного компьютера. Перейти к анализу современной – сетевой – среды функционирования компьютера. Описать систему клиент – сервер, принципы организации сети и межкомпьютерной связи. Изучить принципы передачи данных в сети, систему адресации, важнейшие протоколы и их назначение. (Фигурнов В.П. IBM PC для пользователя. М. 2006, Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958, Морозевич А.Н. Основы информатики: Учебное пособие. - Издательство Новое знание, 2001).. Задания для работы на самостоятельной работы: - проанализировать общность и различия в функционировании сознания и компьютера; - перечислить принципы действия компьютера фон Неймана; - создать алгоритм процесса с обратными связями, - нарисовать блок-схему алгоритма сложной модели поведения, - проанализировать плюсы и минусы социальных сетей в Интернете. Контрольные вопросы к разделу1 «Информатика как новая область научного знания»:
Текущий контроль по разделу 1 «Информатика как новая область научного знания»: После изучения раздела предполагается контрольный тест по пройденному материалу, состоящий из 20 вопросов закрытого типа. Тест считается пройденным при правильных ответах на 13 вопросов. Литература к разделу 1 (основной список)
(дополнительный список)
Раздел - 2. Информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном музее Цель – раскрыть роль информационных технологий в современном глобальном обществе и в гуманитарной культуре; осветить наиболее важные направления информационных технологий в современном музее: базы данных, мультимедиа-технологии, глобальные коммуникационные сети; ознакомить с историей информатизации музеев, современными отечественными и зарубежными достижениями на примере виднейших музеев мира; дать представления о важнейших отечественных информационных системах, используемых в российских музеях и практические навыки работы с ними. Тема 1. Информатизация в музеях: история, современное состояние, перспективы. Характеристики музейного фонда страны: музеи, объемы коллекций, новые поступления, статистика посещаемости и др. Традиционные технологии работы с информацией в музеях и их недостатки. Основные этапы компьютеризации музеев. Информационные технологии в XXI веке. Роль и место музеев на пути к открытому информационному обществу. Сохранение культурного наследия. Основные направления деятельности: научно-исследовательское, учетно-хранительское, реставрационное, просветительское. Практическое занятие: важнейшие функции музея и роль ИКТ; основные виды музейной документации, научная и учетно-хранительская система документации, основные направления информационной деятельности в музее. Методические указания Используя общую и специальную литературу, получить представления о музейном фонде страны, о традиционных технологиях обработки информации в музеях, о современном этапе развития музеев. Представить обобщенную структуру музея, связанную с выполнением основных функций, выявить главные задачи и трудности при учете и исследованиях музейных экспонатов. Связать основные функции музея с его структурными подразделениями и определить первостепенные задачи учетно-хранительских, научно-исследовательских и просветительских структур музея. Оценить современные взгляды на роль информационных технологий для сохранения культурного наследия, уяснить место музея в информационном обществе.(Инструкция по учету и хранению музейных ценностей. МК СССР, М., 1984, Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007, Чинхолл Р. Музейная каталогизация и ЭВМ. М: Мир. 1983). Задания для работы на практических занятиях: - проанализировать проблемы музейных институтов в современном обществе; - указать основные этапы информатизации музеев; - оценить изменение роли музея в сетевой культуре; - оценить значение информационных технологий на различных направлениях музейной деятельности. Задания для самостоятельной работы: - определить основные цели и задачи автоматизированных информационно-поисковых систем в музее; - дать представление о формах и типах музейного описания предмета; - описать специфику музейного бытования предмета; - перечислить основные формы музейной документации. Тема 2. Базы данных. База данных как совокупность связанных данных и информационная модель предметной области. Архитектура БД. Иерархические, гипертекстовые и реляционные БД. Базы знаний и целей, банки данных. Документографические и фактографические БД. Методические указания Получить представление о базах данных как основном способе описания больших массивов данных, открывающем возможность эффективного автоматизированного управления в глобальном индустриальном мире. Рассмотреть различные возможности построения баз данных в зависимости от цели, пользователей, предметной области, способа описания, характера информации. Выяснить принципиальные различия документографических и фактографических баз данных, основные характеристики информационных массивов. Проследить историческое движение в системах используемых баз данных. Определить принципы построения иерархических, гипертекстовых, реляционных баз данных. Осветить современные тенденции движения от простейших баз данных к сложным базам с многоплановым (включающим графическую информацию) информационным наполнением, к банкам данных и экспертным системам. (Кощеева Е.Л., Лошак Ю.М. Комплексная автоматизированная система КАМИС. Владимир, 2001, Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007, Перцев Д.Г Компьютер в музее и музей в компьютере. М – Милан, 1996, Лебедев Л.Я. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005). Задания для самостоятельной работы- перечислить главные виды музейных картотек и принципы их организации, - описать способы организации фактографических и документографических БД, привести примеры, - описать гипертекстовый принцип организации системы знания, его отличия от иерархического, указать перспективы развития системы обучения в связи с подобным изменением.. Тема 3. Автоматизированные информационно-поисковые системы в музеях. Информационно-поисковая система и ее важнейшие функции. Система управления базами данных. Общая концепция применения информационных систем. Автоматизированная информационная система для музея. Модель реляционной базы данных. Функциональные характеристики автоматизированной информационной системы. Автоматизация основной деятельности (учет, научная, реставрационная, выставочная, просветительская, издательская деятельность). Состав, структура, унификация учетного описания музейного предмета. Состав, структура, модификации научного описания музейного предмета. Автоматизация вспомогательной деятельности. Выбор и адаптация готовых типовых программ. Система ресурсного планирования. Комплексное управление и планирование. Культурный туризм, E-tourism. Перспективное применение мобильных устройств, планшетов, GPS, GIS. Методические указания Рассмотреть систему управления базами данных как комплекс программных, лингвистических и интеллектуальных средств общего или специального назначения, реализующий поддержку создания баз данных, централизованного управления и организации доступа к ним различных пользователей в условиях принятой технологии обработки данных. Ознакомиться с основными функциями системы управления базами данных, принципами поиска и сортировки информации в реляционной модели. Определить (Инструкция МК) основные документы, определяющие описание музейного предмета. Рассмотреть различия учетного, научного, реставрационного описания, проблему унификации и дифференциации описания. Ознакомиться с использованием СУБД для решения основных и вспомогательных музейных задач. Проанализировать возможности расширения сферы действия музейных информационно-поисковых систем на примере ресурсного планирования как представления всего музейного ресурса в единой схеме планирования. Обратить внимание на роль информционно-поисковых систем в развитии культурного туризма, на использовании информационно-коммуникационных технологий и мобильных устройств в развитии современного музея (Мееров К.А., Кузьмина Е.С. К вопросу об унификации иконографического изображения в ИПС. Электронные библиотеки, 2001, т. 4, вып. 2, Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007, Перцев Д.Г Компьютер в музее и музей в компьютере. М – Милан, 1996, Лебедев Л.Я. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005). Задания для самостоятельной работы - определить основные цели и задачи автоматизированных информационно-поисковых систем в музее; - проанализировать принципы действия актуальных музейных баз данных; - создать модель таблицы для музейной реляционной базы.. Тема 4. Актуальные музейные информационные системы в России. Автоматизированные музейные информационные системы КАМИС и МУЗЕЙ. Принципы организации, особенности построения, область применения, специфика. Проблема единого государственного каталога. Задача адекватного наполнения БД. Система ретроконверсии. сканирование, распознавание, конвертация данных. Банки изображений, прогрессивные форматы записи изображений. Практические занятия: знакомство с работой КАМИС. Основные картотеки (предметная, авторская...). Внесение и изменения информации в каталог. Поиск информации в КАМИС, система организации сложного поиска, формы вывода информации. Методические указания Ознакомиться с работой основной российской информационно-поисковой системой КАМИС, изучить возможности, предоставляемые системой (ввод информации, модификация, обновление, сортировка, сложные отборы, создание музейной документации). Уяснить структурную схему КАМИС, выделить важнейшие картотеки в системе, значение словарных картотек, ознакомиться с возможностями использования КАМИС для трансляции информации в Интернет. Сравнить две основные музейные системы КАМИС и АИС Музей. Установить актуальные проблемы российских музеев, связанные с созданием полноценных баз данных. Ознакомиться с системой ретроконверсии, решающей проблемы перевода бумажных картотек в электронные. (Информационные электронные проекты фирмы ПРОСОФТ, Кощеева Е.Л., Лошак Ю.М. Комплексная автоматизированная система КАМИС. Владимир, 2001, Лебедев Л.Я. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005, Мееров К.А., Кузьмина Е.С. К вопросу об унификации иконографического изображения в ИПС. Электронные библиотеки, 2001, т. 4, вып. 2, Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007). Задания для самостоятельной работы: - ознакомиться практически с работой наиболее распространенной автоматизированной информационной музейной системы; - получить навыки работы с автоматизированной системой на примере использования КАМИС (поиск по признакам автор, материал, техника годы создания, школа), - выбрать доступный в Интернет сайт российского музея или ознакомиться с одним из петербургских музеев и создать модель базы данных для избранного музея. Тема 5. Глобальная сеть Интернет данных. Интернет-ресурс. Свобода размещения информации. Серверы – специализация услуг. Браузеры: Интернет-эксплоурер, Opera, Muzilla. Система адресации. Поисковые системы: первичные и вторичные поисковые системы. Запросы: специализация. Интернет ресурс для музеев. Рейтинг, ранжирование сайтов. UNESCO – ICOM – Международный совет музеев. CIDOC –Международный комитет по документации, ADIT, портал Музеи России. Лучшие музейные сайты. Ресурс по изобразительному искусству. Анализ сайта: карта – структура, аудитория, система навигации, уровень технической новизны, доверие. Практическое занятие: использовать различные браузеры для поиска необходимой информации, определить основную тематику сайтов АДИТ, CIDOC, портала Музеи России, найти сайты, получившие премии на важнейших музейных web-конкурсах. Ознакомиться с коллекцией виртуальных шедевров на сайте Эрмитажа, найти трехмерную панораму заданного зала Эрмитажа Методические указания Ознакомиться с основными Интернет-браузерами, поисковыми системами, определить их специфику, преимущества и недостатки. Перечислить основные Интернет ресурсы общего профиля и важнейшим музейным ресурсом. Найти и ознакомиться со структурой сайтов ИКОМ, CIDOC, АДИТ, конференции EVA-Moscow, портала Музеи России. Ознакомиться с сайтами виднейших музеев мира и России, найти важнейшие Интернет-конкурсы по музейным сайтам и презентациям. В обязательном порядке проанализировать структуру сайта Эрмитажа, ознакомиться с его наиболее важными разделами. По результатам такой работы получить представление об анализе музейного сайта, его оценках, параметрах, перспективах развития. Задания для самостоятельной работы: - ознакомиться с Интернет-ресурсом в музейной сфере; - ознакомиться в Интернете с организацией музейной деятельности в мире и в России; - получить навык навигации по музейным сайтам; - выбрать сайт российского или зарубежного музея, проанализировать музейный сайт, выявить его плюсы и минусы, описать перспективные пути развития.. Тема 6. Технологии мультимедиа в музейной деятельности данных. Общие принципы создания мультимедийной продукции. Основные программно-аппаратные средства. Использование графики, анимации, клипов, видео, звука, 3-D технологии. Музейные каталоги, сопровождение выставок, проектирование выставок. Виртуальные музеи. Мультимедиа в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее. Методические указания Ознакомиться с основными программно-аппаратными средствами создания мультимедийной продукции. Уяснить структуру создания мультимедиа: разработка концепции, последовательности процедур (подготовка текстов, изобразительного материала, векторная графика, анимация, звук, видео, компиляция файлов, тестирование и отладка продукта). Определить основные направления использования мультимедиа в музейной практике (проектирование и поддержка выставок, использование мультимедиа в проектировании и модификации экспозиций, электронные издания). Осветить перспективы создания виртуальных филиалов (возможные пути развития, опыт Государственного Русского музея). Ознакомиться с проблематикой виртуального музея, его возможностей, перспектив, плюсов и минусов в сравнении с музеем традиционным, реальным, с актуальными попытками реализовать виртуальный музей в глобальной сети. (Лебедев Л.Я. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005, Мееров К.А., Кузьмина Е.С. К вопросу об унификации иконографического изображения в ИПС. Электронные библиотеки, 2001, т. 4, вып. 2, Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007, Перцев Д.Г Компьютер в музее и музей в компьютере. М – Милан, 1996, Томпсон О.И. Новые технологии и культурное наследие. М., 2009). Задания для самостоятельной работы: - описать основные принципы создания музейных мультимедийных продуктов; - систематизировать основные направления использования мультимедийных технологий в музейной деятельности; - сравнить мультимедийные представления двух ведущих петербургских художественных музеев; - проанализировать проекты и актуальные попытки создания «виртуальных» музеев. Тема 7. Перспективы и проблемы применения информационных технологий в музейной практике данных. Базы знаний, экспертные системы, метаданные. Носители информации и развитие художественной культуры. Художественные и эстетические проблемы и информационные технологии. Дистанционное обучение в просветительской деятельности музея. Практическое занятие. Рассмотреть ГМИИ им. Пушкина как музей будущего. Оценить перспективы компьютеризации музеев, достоинства и недостатки электронного музея. Проанализировать проблемы искусства в век технологического репродуцирования, оценить влияние информационных технологий в традиционном музее, выделяя перспективы и проблемы. Методические указания Рассмотреть связь художественной культуры с технологическим прогрессом и его конкретным проявлением -- развитием носителей информации и систем кодирования. Проследить связь конкретного развития видов искусства с информационной средой. Описать «технологический» и «психологический» подходы к созданию электронного образа произведения искусства. Оценить принципиальные перспективы электронного музея. Рассмотреть проблему оригинал – копия в связи с развитием технологий в эпоху технического воспроизводства. (Дриккер А.С. Художественный музей и глобальные сети.// Тезисы докладов Международной конференции “Интернет – общество – личность”, С-Пб.: Институт “Открытое общество”. – 1999, Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, С-Пб, Академический проект, 2000,, Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет: Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. М., 1999). Ззадания для самостоятельной работы:
Контрольные вопросы по разделу 2 ««Информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном музее»:
Итоговый контроль по разделу 2 «Информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном музее»: После изучения модуля предполагается контрольный тест по пройденному материалу, состоящий из 20 вопросов закрытого типа. Тест считается пройденным при правильных ответах на 13 вопросов. Литература по разделу 2 «Информационно-коммуникационные технологии и их роль в современном музее»: Основной список:
Дополнительный список
Интернет-порталы:
Раздел 3. Вопросы и задания Примерный перечень творческих заданий и тем для рефератов:
Задания для самостоятельной работы:
12. Представить проект организации музейной базы данных и сайта с описанием преимуществ, даваемых современными технологиями. Примерный перечень вопросов для самоподготовки:
|
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62... | Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности... | ||
Учебно-методическое пособие печатается по решению Методического совета... Метрология, стандартизация и сертификация Учебно – методическое пособие для студентов специальности 230201. 65 «Информационные системы... | Учебно-методическое пособие "Автоматизированные информационные системы... Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007 | ||
1. Информационные системы и технологии Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие/Под ред проф. Б. Е. Одинцова, и проф. А. Н. Романова. М.: Вузовский... | Информационные технологии. Офисные приложения Информатика. Информационные технологии. Офисные приложения. Учеб. Пособие. М. МиигаиК, 2012. 60с | ||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А | Учебное пособие Находка Винтонива Н. И., Лаврушина Е. Г., Юн Ф. А. Учебное пособие по дисциплинам "Правоведение", "Прикладная информатика", "Предпринимательское... | ||
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии... Акперов И. Г. Информационные технологии в менеджменте: учебник для вузов/И. Г. Акперов, А. В. Сметанин, И. А. Коноплева. М.: Инфра-М,... | Расписание «Методическое обеспечение библиотечной деятельности: информационные... «Методическое обеспечение библиотечной деятельности: информационные технологии как основа модернизации библиотек» | ||
Методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям студентам... Методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям по технологии конструкционных материалов (ткм) | Учебное пособие информатики и икт по главе 2 «информационные системы... Я, Смирнова Яна, студентка группы 3П специальности «Прикладная информатика» оаоуспо боровичского педагогического колледжа, создала... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности... Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | Вопрос №10 Профильные курсы информатики, ориентированные на информационные... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла | Н. А. Герасименко информационные технологии в менеджменте Рецензент: А. Ф. Литвиненко, к э н., профессор кафедры «Информационные технологии» |