Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке,





Скачать 199.74 Kb.
НазваниеДоклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке,
Дата публикации01.08.2015
Размер199.74 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад


Проект

ДОКЛАД

по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов

Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, отсутствие объективных индикаторов цен, широкое распространение дискриминационных практик на рынке, высокие барьеры входа актуализируют необходимость разработки действенных мер по развитию конкуренции на данных рынках.

Развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов может быть обеспечено за счет увеличения объема нефтепродуктов, реализуемых на открытых торгах и повышения информационной прозрачности отрасли.

Настоящий доклад определяет пять основных направлений развития конкуренции на рынке нефтепродуктов.

Первое. Увеличение рыночного сегмента в обороте нефтепродуктов за счет установления обязательства для вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) по продаже части нефтепродуктов на открытых торгах (в том числе биржах).

Второе. Развитие информационной инфраструктуры рынка нефтепродуктов за счет:

– расширения перечня, повышения качества и оперативности публикуемой информации о состоянии рынков;

– разделения деятельности по розничной и оптовой реализации нефтепродуктов в рамках холдинга;

– формирования объективного индикатора цены.

Третье. Обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре по транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов.

Четвертое. Устранение избыточных административных барьеров за счет внесения изменений в законодательство о промышленной безопасности, землепользовании, недропользовании и градостроительстве.

Пятое. Создание условий для развития малых добывающих компаний

1. Краткая характеристика рынков нефти и нефтепродуктов

Рынок нефти и рынки нефтепродуктов в нашей стране являются выскоконцентированными, доминирующую роль на которых играют 5 крупнейших ВИНК. На их долю приходится около 80% объемов добычи нефти, 70% переработки нефти. В большинстве субъектов Российской Федерации дочерние или зависимые общества ВИНК доминируют на рынках хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Так, в 50 субъектах Федерации компании одной из пяти ВИНК доминируют на рынках хранения, в 57 - на розничных рынках (АЗС)1.

Добыча и переработка нефти. В 2008 г. в России добыто 488,0 млн.т. нефти. Из них 113,8 млн.т. (23,3%) добыла «Роснефть», 89,9 млн.т. (18,5%) – «Лукойл», 71,5 млн.т. (14,6%) – «ТНК-ВР»2, 61,7 млн.т. (12,6%) – «Сургутнефтегаз», 53,3 млн.т (10,9%) – группа «Газпрома»3. При этом доля независимых добывающих компаний за последние 10 лет снизилась с 10% до 5%, что на фоне увеличения выработанности месторождений, является негативным фактором с точки зрения конкуренции.

Более половины добытой нефти направляется на экспорт, оставшаяся часть в основном перерабатывается на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) ВИНК. Так, в 2008 году для переработки на НПЗ России направлено 236,8 млн.т. нефти, из них на НПЗ ВИНК 181,8 млн.т. или 75% всей нефти, остающейся в стране.

Хранение нефтепродуктов. Для осуществления оптовой (и мелкооптовой) реализации нефтепродуктов на региональных рынках необходимы собственные мощности по хранению или доступ к мощностям по хранению иных хозяйствующих субъектов.

В 59 субъектах Российской Федерации на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие с долей более 50% (в 50 регионах доминируют сбытовые компании одной из 5 ВИНК). Пользуясь своим положением ВИНК ограничивают доступ к своей инфраструктуре хранения нефтепродуктов независимых участников. При этом выход на рынки хранения новых участников (строительство нефтебаз) зачастую нецелесообразен, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению и принадлежащих ВИНК (включая законсервированные).

Оптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытовым предприятиям производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом, как правило, ВИНК не продает иным участникам рынка нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбытовое предприятие данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбытового предприятия ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к значительному увеличению издержек и, в конечном итоге, к увеличению цен на нефтепродукты.

В среднем по стране более 50% АЗС4 принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 57 субъектах Российской Федерации на рынках розничной реализации нефтепродуктов доминируют сети АЗС ВИНК, а в 18 – сети независимых от ВИНК компании.
2. Основные проблемы конкурентной среды на рынках нефтепродуктов.

Меры по развитию конкуренции в сфере нефтепродуктов должны быть направлены на решение следующих наиболее значимых проблем рынков нефтепродуктов.

Во-первых, «закрытые» внутренние механизмы реализации ВИНК нефтепродуктов оптом и крупным оптом, высокая значимость неформальных отношений и недоступность информации. Это препятствует появлению общепризнанного индикатора цены и является барьером для новых участников рынка.

Так, на открытых торгах, включая квази-биржевые, реализуется менее 1% объема нефтепродуктов на внутреннем рынке. Долгосрочные договоры с фиксацией цены или формулой цены с привязкой к индикаторам российского рынка нефтепродуктов не заключаются. Торговля нефтепродуктами между ВИНК фактически отсутствует. Это приводит к увеличению транспортных издержек (неэффективная логистика), отражается на конечном уровне цен и, также, искусственно сужает базу для индикации цены.

Обычной практикой является ситуация, когда для обеспечения своей сети АЗС ВИНК перевозит нефтепродукты, произведенные на принадлежащем ей НПЗ, с транспортным плечом в тысячу километров и более. При этом в том же или близлежащем регионе может быть расположен НПЗ, входящий в структуру другой ВИНК.

Во-вторых, отсутствие единого понимания поставщиками, потребителями и государством принципов ценообразования на рынках нефтепродуктов. Абсолютные значения цен, их динамика нередко не поддаются каким-либо рациональным объяснениям с точки зрения рыночного ценообразования. В связи с этим, учитывая монопольный характер многих рынков нефтепродуктов, данные вопросы исследуются только в процессе применения антимонопольного законодательства, что не всегда оправдано.

Нерешенность принципиальных вопросов ценообразования порождает нестабильность на рынке, неоправданные риски поставщиков и ожидания потребителей, противоречивые решения различных органов государственной власти.

В-третьих, применение ВИНК дискриминационных практик по отношению к независимым участникам рынка. ФАС России в рамках проводимых антимонопольных расследований на рынках нефтепродуктов отмечала следующие недопустимые практики:

– запрет реализации независимым покупателям нефтепродуктов ВИНК в регионах присутствия АЗС данной ВИНК, ограничение допуска независимых к продажам крупным оптом, закрытые тендеры по продаже нефтепродуктов,

– отказ в допуске независимых участников рынка (например, владельцев АЗС) к услугам по хранению нефтепродуктов на своих нефтебазах;

– установление цены реализации нефтепродуктов в регионе нахождения НПЗ на более высоком по сравнению с соседними регионами уровне при отсутствии экономического обоснования такой практики;

– установление более высокого уровня оптовых цен при реализации нефтепродуктов независимым владельцам АЗС, чем уровень цен розничной реализации на АЗС ВИНК.

ФАС России также обращал внимание на ситуацию, когда одно юридическое лицо в составе ВИНК реализует топливо одновременно и оптом, и в розницу. Оптовая цена для АЗС, принадлежащих такой ВИНК, в этом случае отсутствует. Вертикально-интегрированные компании, используя эту схему, дискриминируют независимых от них контрагентов, непропорционально перераспределяя издержки между партиями «для себя» и для сторонних организаций. Наличие такой возможности у ВИНК выводит из рыночного обращения значительные объемы нефтепродуктов и затрудняет эффективный антимонопольный контроль на региональных монополизированных рынках нефтепродуктов.

В-четвертых, недостаточная регламентация подключения и доступа к инфраструктуре по транспортировке нефти и нефтепродуктов, необоснованные отказы в доступе к нефтехранилищам доминирующими участниками в регионах. Это порождает дискриминацию одних участников относительно других и, как следствие, ограничение конкуренции.

В-пятых, необоснованные административные барьеры в сфере добычи нефти, хранения, розничной реализации нефтепродуктов. Это усложняет доступ новых участников на рынки и повышает непроизводственные затраты действующих игроков. Например, из срока от разведки месторождения до добычи нефти до 40-50% времени уходит на получение необходимых согласований.
3. Особенности ценообразования на российском рынке нефти и нефтепродуктов

Экспортная ориентированность продажи нефти и отдельных нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут) определяет высокую зависимость внутренних цен на нефтепродукты от уровня мировых цен. При этом цены внутреннего рынка естественным образом зависят от изменения уровня вывозных таможенных пошлин, сезонных колебаний спроса на отдельные нефтепродукты (бензины, дизтопливо – летом; мазут – в осенне-зимний период) и иных рыночных факторов (например, сокращения предложения в связи с выводом в ремонт НПЗ).

ВИНК в большинстве своем рассматривают нефтепереработку как часть системы нефтяного холдинга, а не как самостоятельный бизнес. Это подтверждают сохранившиеся в ряде ВИНК давальческие схемы переработки нефти на собственных заводах, относительно малая доля инвестиций, направленных в последние годы на повышение глубины переработки и качества производимой продукции. В результате, возросший спрос на высокооктановые бензины в связи с увеличением автопарка в стране за последние годы не обеспечен адекватным ростом предложения. Это является существенным фактором роста цен на бензины в периоды сезонного увеличения спроса (весной-летом).

Цена на нефть. Цена на внутреннем рынке формируется на основе предложения небольших свободных объемов нефти ВИНК, исходя из их оценки экспортной альтернативы. В ежемесячных торгах влияние потребителей на цену практически отсутствует.

Динамика внутренних цен на нефть в большей степени учитывают колебания мировых цен на нефть, чем реальный баланс спроса и предложения в стране. Подход к ценообразованию по принципу net-back является общепринятым и на уровне методик используется во всех ВИНК, несмотря на физические ограничения поставки нефти на экспорт.

При этом ежемесячно проводятся торги нефтью на внутреннем рынке, где определяется ориентир внутренней цены на нефть. Цена на торгах кроме цены экспортной альтернативы, тем не менее, учитывает колебания внутреннего спроса на нефть. Продавцами нефти выступают ВИНК (преимущественно ОАО «Сургутнефтегаз») и малые нефтяные компании. Покупателями на этих торгах являются организации, перерабатывающие нефть по давальческой схеме на уфимской группе заводов и небольшие НПЗ.

В условиях переориентации нефти, добываемой ОАО «Башнефть» на уфимскую группу заводов, свободный рынок нефти фактически перестанет существовать. Объемы нефти, выставляемые сейчас на внутренних торгах, будут переориентированы на экспорт (замещая объемы высокосернистой нефти ОАО «Башнефть»). Такое изменение позитивно с точки зрения повышения качества российской экспортной смеси в системе магистральных нефтепроводов ОАО «Транснефть». Однако указанные изменения отодвигают перспективу формирования индикатора цены на нефть на внутреннем рынке. Ожидается, что участники рынка полностью перейдут на цену нефти, рассчитываемую на основе формулы на основе net-back. Данный подход не позволит учитывать колебания внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты, что усилит ценовую зависимость российского рынка от внешних факторов.

Зависимости внутреннего рынка нефтепродуктов от внешних факторов также способствует отставание периода мониторинга цен для установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты от периода действия пошлины: в период «ожидания пошлины» наблюдается существенная нестабильность предложения нефти и нефтепродуктов внутри страны. Так, при росте мировых цен пошлина, рассчитываемая по ценам за предыдущий период, основывается на более низких ценах, а нефть и нефтепродукты реализуются как на экспорт, так и внутри страны по высоким ценам, отражающим текущую мировую цену. Разница между ценами в периодах мониторинга и действия пошлины, например, в декабре 2007г. – январе 2008г. достигала 15-17%, в апреле-мае 2008г. – 16-18%.

В результате нефтяные компании получают дополнительный доход (и при экспорте, и при реализации внутри страны), а внутренний рынок – высокие цены на нефтепродукты. Сокращение периода мониторинга цен для расчета пошлины до одного месяца в сентябре 2008 г. уменьшило этот эффект, но не исключило его полностью.

Цены на нефтепродукты. Нефтеперерабатывающий комплекс России вырабатывает широкую линейку нефтепродуктов, наиболее значимыми с точки зрения влияния на экономику страны являются мазут (теплоэнергетика, судовое топливо), дизельное топливо (сельскохозпроизводители, строительные и автотранспортные предприятия, железнодорожные перевозки, частные потребители), автомобильные бензины (автотранспортные предприятия, частные потребители), авиакеросин.

Каждый из указанных рынков обладает рядом особенностей, но все они характеризуются низкой эластичностью спроса по цене. С учетом монопольной и олигопольной (в зависимости от региона) структуры таких рынков низкая эластичность обуславливает негативный мультипликативный эффект на функционирование экономики и социальную стабильность при существенном росте цен на эти нефтепродукты.

Мазут. Рынок является экспортно-ориентированным: за рубеж поставляется 2/3 произведенного в России мазута. Спрос на мазут имеет ярко выраженную сезонность, обусловленную подготовкой и проведением отопительного сезона (сентябрь – март). Необходимость регулярных закупок энергокомпаниями мазута для отопления в осеннее-зимний период обуславливает низкую эластичность спроса по цене в отопительный период. Цена тепла и электроэнергии по большей части регулируется государством. В случае роста цен выше уровня, заложенного в расчете тарифа на тепловую или электрическую энергию, рост цен на мазут приводит к существенному увеличению расходов на топливо на предприятиях теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

Практика долгосрочных договоров с фиксацией цены отсутствует, как и инструменты, позволяющие предприятиям энергетики хеджировать ценовые риски. Единственной возможностью минимизации ценовых рисков является закупка в летний период значительных запасов мазута, нередко превышающих реальные потребности энергетики в осеннее-зимний период. Такую практику могут позволить себе компании, обладающие значительными финансовыми ресурсами и мощностями для хранения нефтепродуктов.

Дизельное топливо. Как и рынок мазута, рынок дизельного топлива является экспортно-ориентированным: за рубеж поставляется около половины произведенного в России топлива. Спрос на дизтопливо имеет ярко выраженную сезонность, обусловленную весенне-осенними сельскохозяйственными работами, а также ростом частных перевозок в летний период. Потребительский спрос на дизтопливо, за исключением корпоративных потребителей, малоэластичен по цене.

Автобензины. Рынок автомобильных бензинов менее чем рынки мазута и дизтоплива ориентирован на внешние рынки: на экспорт поставляется около 15% произведенного в России объема. Как и рынок дизельного топлива, имеет выраженную сезонность, связанную с увеличением частных перевозок в весенне-летний период. В связи с массовым использованием населением автобензинов в качестве топлива для частных автомобилей потребительский спрос на автобензины, за исключением корпоративных потребителей, малоэластичен по цене.

Авиакеросин. Рынок не является экспортно-ориентированным: на экспорт поставляется до 15% производимого в стране авиакеросина. Технология производства авиатоплива и фракция самого продукта схожи с производством и фракцией дизельного топлива. Это обуславливает связь рынка авиакеросина с экспортно-привлекательным рынком дизтоплива: при повышении мировых цен производители увеличивают производство дизтоплива за счет снижения производства авиакеросина.

Конечными потребителями являются только авиаперевозчики. Объемы внутреннего рынка относительно небольшие (8-9 млн.т. в год). В связи с этим даже незначительные изъятия авиатоплива с рынка приводят к существенному росту цен.

Требования к безопасности и стабильности авиаперевозок обуславливают низкую эластичность спроса авиакомпаний на авиатопливо по цене. Издержки переносятся на потребителя, что при наличии большого парка самолетов с низкой топливной эффективностью значительно влияет на стоимость услуг авиаперевозок.

Розничная реализация авитоплива локализована в аэропортах и характеризуется высокой степенью монополизации: из более чем 60 аэропортов федерального значения лишь полтора десятка имеют несколько топливно-заправочных компаний (ТЗК) и свободный доступ авиаперевозчиков к мощностям по хранению авиатоплива для удовлетворения собственных потребностей.

Наряду с мерами по развитию конкуренции на оптовом рынке авиатоплива особое значение имеет реализация мероприятий по развитию конкуренции на рынках авиатопливообеспечения, предусмотренные Программой развития конкуренции в Российской Федерации. Данные меры должны обеспечить недискриминационный доступ авиаперевозчиков к услугам ТЗК и создать условия для строительства альтернативных ТЗК в крупных аэропортах.

4. Потенциал развития конкуренции на рынках нефтепродуктов

Несмотря на значимое влияние пяти крупнейших ВИНК и недостаточную прозрачность взаимоотношений на рынке, цена на нефтепродукты формируется в результате определяющего влияния рыночных факторов (мировые цены, баланс внутреннего спроса и предложения) и мер тарифно-таможенного и налогового регулирования. Отдельные факты нарушения антимонопольного законодательства доминирующими компаниями не меняют фундаментальной картины рыночного ценообразования как в оптовом, так и в розничном сегментах.

Текущая конфигурация рынков нефтепродуктов в России позволяет говорить о потенциале развития конкуренции. Это конкуренция между вертикально-интегрированными компаниями и между вертикальными компаниями и независимыми участниками рынка в нефтеперереботке, хранении и реализации нефтепродуктов.

Тенденция проникновения ВИНК на розничные и оптовые рынки в регионы, где доминирующее положение занимает другая ВИНК, очевидно, обладает большим потенциалом для конкуренции. Проекты по строительству новых нефтеперерабатывающих заводов, не входящих в структуры ВИНК (например, Яйский НПЗ в Кемеровской области, Кингесеппский НПЗ в Ленинградской области), позволяют рассчитывать на усиление конкуренции в крупно-оптовом сегменте рынка нефтепродуктов в Российской Федерации.

Значимое влияние на эффективность, снижение издержек нефтепереработки и, соответственно, на оптовые цены внутреннего рынка, может быть оказано только в случае появления независимых от ВИНК нефтеперерабатывающих заводов, не имеющих собственной сырьевой базы. Развитию этого сегмента будет способствовать значительное упрощение и четкая регламентация процедур подключения и формирования графиков транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

При этом для сохранения независимости таких НПЗ необходима сырьевая база, независимая от ВИНК. Это может быть обеспечено за счет создания условий для привлечения инвесторов в низкорентабельную добычу и поддержку малых добывающих компаний.

Учитывая длительные инвестиционные циклы строительства НПЗ и разработки месторождений, поле для конкуренции на рынке нефтепродуктов в ближайшее время будет ограничено объемами нефтепродуктов, реализуемых ВИНК оптом на свободном рынке. Покупателями этих объемов выступают независимые сети АЗС, крупные потребители, трейдеры. На розничном рынке АЗС, входящие в сети разных ВИНК, конкурируют между собой и с независимыми от ВИНК сетями автозаправочных станций.

Для создания нормальной конкурентной среды в этой сфере необходимо обеспечить максимально прозрачную реализацию нефтепродуктов ВИНК как на открытом рынке, так и своим сбытовым подразделениям. В условиях фактического отсутствия независимого от ВИНК предложения нефтепродуктов, оправданы меры по ограничению свободы распоряжения топливными ресурсами, производимыми ВИНК, в целях обеспечения прозрачности ценовой ситуации на внутреннем рынке.
Малые нефтедобывающие компании

В отличие от ВИНК, малые добывающие компании осуществляют деятельность, как правило, в более сложных условиях.

Добыча осуществляется на малопривлекательных (с точки зрения ВИНК), зачастую выработанных и низкодебитных месторождениях. У таких компаний отсутствует собственная инфраструктура транспортировки и мощности по переработке нефти. При этом доступ к мощностям ВИНК по переработке фактически отсутствует. Отсутствие регламентации даже общих условий доступа к межпромысловым трубопроводам, принадлежащих ВИНК также не способствует развитию бизнеса малых добывающих компаний.

С другой стороны, затруднен доступ к поставкам нефти на экспорт в виду сложных бюрократических процедур транспортировки через магистральную трубопроводную систему (непрозрачность процесса принятия решений по формированию графиков и направлений). К тому же существуют объективные трудности при заключении договоров на транспортировку по системе ОАО «Транснефть» - малые объемы добычи такими компаниями, невозможность сформировать танкерные партии.

В результате независимые компании зачастую вынуждены продавать всю нефть ВИНК по ценам, заниженным относительно рыночных

Выживание в таких сложных условиях определяет инновационную направленность и нередко большую эффективность деятельности малых независимых компаний по сравнению с ВИНК.

Несмотря на указанные сложности, малые добывающие компании являются одним из немногих значимых факторов, конкурентного давления на олигопольное ценообразование ВИНК на внутреннем рынке.
5. Меры по развитию конкуренции на рынках нефтепродуктов

Меры по развитию конкуренции направлены на увеличение рыночного оборота нефтепродуктов, формирование общепризнанных индикаторов цен, повышение информационной прозрачности отрасли, обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре, снижение административных барьеров и поддержку малых добывающих компаний. Для этого необходимо:

Во-первых, обязать вертикально-интегрированные компании реализовывать не менее 10% нефтепродуктов на открытых торгах (в том числе биржевых).

Реализация данной меры предполагает обязательство первого собственника нефтепродуктов в структуре ВИНК регулярно реализовывать на открытых торгах (электронной площадке или товарной бирже) 10% объема нефтепродукта, поставляемого на внутренний рынок организациям, независимым от него.

Это обеспечит прозрачный доступ участников рынка к нефтепродуктам, производимым ВИНК. Цены, сформированные по результатам таких торгов, со временем станут устойчивой основой для формирования общепризнанных индикаторов цен на нефтепродукты.

Повышению прозрачности ценообразования и увеличению объема торгуемых нефтепродуктов по рыночным ценам будет способствовать разделение оптовой и розничной реализации нефтепродуктов между разными юридическими лицами в составе холдинга. Реализация данного требования будет стимулировать ВИНК к установлению рыночных принципов функционирования своих дочерних компаний и, в конечном итоге, приведет к увеличению объема нефтепродуктов, обращающихся на рынке.
Для этого необходимо:

– установить обязанность для ВИНК по продаже на открытых торгах не менее 10% нефтепродуктов, реализуемых на территории Российской Федерации;

– разработать и утвердить типовые правила проведения таких торгов;

– до принятия соответствующего федерального закона обязать компании с прямым или косвенным участием государства в капитале продавать часть нефтепродуктов на открытых торгах (директива государственным представителям);

- установить запрет на совмещение одним юридическим лицом (в структуре холдинга) деятельности по оптовой реализации нефтепродуктов с их розничной реализацией.

Во-вторых, сформировать объективные индикаторы цен, признаваемые в целях налогообложения и антимонопольного контроля

В целях обеспечения прозрачности ценообразования на рынке следует определить единые общепризнанные рыночные ценовые индикаторы. Такие индикаторы могут быть использованы в целях налогового и антимонопольного контроля, а также в качестве основы для формульного ценообразования в договорах. Индикатор должен наиболее точно отражать изменение рыночной конъюнктуры на рынках нефтепродуктов.

Для этого необходимо:

– отобрать на конкурсной основе организацию (информационно-аналитическое агентство), методология которого удовлетворяет предъявляемым требованиям по объективности и полноте сбора информации о ценах на нефтепродукты;

– обеспечить опубликование в открытом доступе ценовых индикаторов;

– предусмотреть использование налоговыми и антимонопольными органами, а также иными федеральными органами власти данные индикаторы в качестве рыночных цен (поправки в Налоговый кодекс и федеральный закон «О защите конкуренции», нормативные акты федеральных органов исполнительной власти).

В-третьих, расширить перечень и повысить качество официально публикуемой информации о рынках нефтепродуктов

В целях обеспечения прозрачности деятельности нефтяной отрасли для государственных органов, потребителей, а также привлечения новых участников на рынок необходимо расширить перечень, повысить качество и оперативность публикуемой органами власти информации о функционировании отрасли.

Для этого необходимо:

– установить перечень информации, передаваемой участниками
рынка нефтяной отрасли в государственный информационный ресурс
ТЭК (ГИР ТЭК), включая планы и фактический выпуск нефтепродуктов,
наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, остаток топливных ресурсов и др. (федеральный закон);

– обеспечить сбор, анализ и опубликование в открытом доступе части представляемой информации (постановление Правительства Российской Федерации).

– на официальном сайте публиковать структуру цен на основные виды нефтепродуктов, оперативные данные об ее изменениях, аналитическую информацию, разъяснения причин изменения цен и ответы на часто задаваемые вопросы;

– ускорить разработку ГИР ТЭК, обеспечив бесплатный доступ участников рынка к обобщенной информации о функционировании нефтяной отрасли в открытом источнике (постановление Правительства Российской Федерации).

В-четвертых, регламентировать подключение и доступ к магистральной системе нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

Обеспечение недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре нефтяной отрасли предусмотрено планом мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации и включает в себя разработку следующих документов:

– Порядок подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

– Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий в нефтяной отрасли;

– Правила недискриминационного доступа к услугам по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам;

– Правила недискриминационного доступа к услугам по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам.

В-пятых, устранить избыточные административные барьеры за счет внесения изменений в законодательство о промышленной безопасности, землепользовании, недропользовании и градостроительстве.

Для этого необходимо внести изменения в отдельные нормативно-правовые акты (федеральный закон), в том числе:

– упростить процесс согласования при оформлении земельно-правовых отношений, включая постановку на кадастровый учет лесных участков для строительства и обустройства месторождений (поправки в
Земельный кодекс);

– сократить сроки рассмотрения проектов на геологоразведочные работы и обустройство месторождений (постановление Правительства Российской Федерации), а также упростить процедуру согласования строительства неопасных объектов на территории месторождений (поправки в Градостроительный кодекс);

– упростить разрешительную процедуру на водопользование при строительстве сопутствующей инфраструктуры (мостов, трубопроводов, подводных линий связи) при отсутствии в Государственном водном реестре сведений об используемых участках (постановление Правительства Российской Федерации);

– исключить дублирование регулирующих функций Ростехнадзора и МЧС России в части обеспечения взрывопожаробезопасности отдельных надземных производственных объектов (федеральный закон, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти).

В-шестых, создать условия для развития малых нефтедобывающих компаний

Для этого необходимо:

– проработать экономические модели стимулирования малых компаний по освоению месторождений до 5 млн. т извлекаемых запасов нефти;

– установить законодательные критерии малых компаний нефтегазового комплекса;

– внести изменения в процедуры размещения заказа на выполнение работ и оказание услуг предприятиями ТЭК в части увеличения доли заказа, приходящегося на малые компании.

Решение этих задач предусмотрено ведомственной целевой программой Минэнерго России «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслях топливно-энергетического комплекса», разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753.



1 Здесь и ниже по структуре рынков - данные ФАС России (2007 г.)

2 С учетом 50% доли в компании «Славнефть».

3 Включает объемы «Газпрома» и «Газпромнефти» с учетом 50% доли в компании «Славнефть»

4 Экспертные оценки


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconТемы курсовых работ по физике 2003/2004 учебный год
Возникновение статического электричества при транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconОбзор финансовых рынков
Доллар умеренно снизился в парах с евро, британским фунтом и японской иеной, однако незначительно вырос относительно швейцарского...
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconТехническое задание и Календарный план согласовываются заказчиком...
На разработку плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconПлан по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов...
Основные характеристики организации и прогнозируемой зоны загрязнения в случае чс (Н)
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Динамика добычи нефти и производства нефтепродуктов и спроса на них за последнее десятилетие 8
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconРоль и место международной торговли в системе международных экономических отношений
Структура. Стандартная модель международной торговли. Ценообразование на мировом рынке товаров
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconАналитический отчет
Фас россии от 19. 12. 2012 №773/12 «О плане работы фас россии по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы»...
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconДоклад фас россии о развитии конкуренции на фармацевтическом рынке Российской Федерации
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconОсновные физические свойства и характеристики нефти и нефтепродуктов
Нефть (от персидского нефт – вспыхивать, воспламеняться) – горючая, маслянистая жидкость со специфическим запахом от светло-коричневого...
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconДоклад о ходе и результатах реализации в 2013 году
Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27....
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconХваловское сельское поселение волховского муниципального района ленинградской...
Российской Федерации, постановлением главы администрации мо хваловское сельское поселение №23 от 11. 04. 2011 года "О разработке...
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconЗадачи и основные принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях...
Роль оптового товарооборота в рациональном товародвижени. Анализ оптового товарооборота. 10
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconДоклад «О состоянии конкуренции на рынке авиаперевозок государств участников снг»
Анализ межправительственных соглашений о воздушном сообщении государств – участников СНГ на предмет их соответствия нормам антимонопольного...
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconО ходе реализации программы развития конкуренции в Ейском районе...
Организация сбора, анализа и публикации информации (в средствах массовой информации, сети "Интернет") о региональных рынках, потребностях...
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconРаспоряжение
Федерации от 19. 05. 2009 n 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее...
Доклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная структура оптового и розничного рынков нефтепродуктов, непрозрачное ценообразование и взаимоотношения на рынке, iconО программе развития конкуренции в республике бурятия на 2010 2012 годы
В целях развития конкуренции, создания конкурентной среды в отдельных видах экономической деятельности и реализации распоряжения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск