Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005





НазваниеПрактикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005
страница1/13
Дата публикации26.08.2013
Размер1.26 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Скаженик Е.Н.

Практикум по деловому общению

Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
В данном пособии изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как лингвистика, риторика, психология, этика, логика, менеджмент.

Учит преодолевать барьеры в общении, искусно вести деловой разговор, переговоры, совещания, убеждать, не позволять собеседнику манипулировать собой, успешно выступать перед аудиторией.

Адресовано студентам экономических специальностей, а также всем, чья профессиональная деятельность осуществляется в сфере коммуникации: менеджерам, маркетологам, специалистам в области рекламного дела и PR, бизнесменам.
Данное учебное пособие является электронной версией работы:

Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
(C) Таганрогский государственный

радиотехнический университет, 2005.

(C) Е.Н. Скаженик, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие и содержание курса
Тема 1. Вербальные средства коммуникации
Тема 2. Слушание в деловой коммуникации
Тема 3. Невербальная коммуникация

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации

Занятие 2. Организация пространственной среды
Тема 4. Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации
Тема 5. Манипуляции в общении
Тема 6. Гендерный аспект коммуникативного поведения
Тема 7. Критика и комплименты в деловой коммуникации

Занятие 1. Комплименты в деловой коммуникации

Занятие 2. Критика в деловой коммуникации
Тема 8. Вопросы и ответы в деловой коммуникации
Тема 9. Барьеры в общении
Тема 10. Имидж делового человека

Занятие 1. Формирование вербального имиджа

Занятие 2. Самопрезентация
Тема 11. Публичная речь
Тема 12. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров
Тема 13. Русский речевой этикет
Тема 14. Формы деловой коммуникации

Занятие 1. Деловая беседа по телефону

Занятие 2. Дискуссия

Занятие 3. Деловые переговоры

Занятие 4. Деловые совещания
Контрольные задания
Рекомендуем почитать…

Тема 1. Вербальные средства коммуникации

Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы функции языка в общении?

2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?

3. Чем отличается научный стиль речи?

4. Чем отличается публицистический стиль речи?

5. Чем отличается разговорная речь?

6. Вспомните типы приема и передачи информации.
Задание 1
Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.

Фиаско

Статуя

Спираль
Океан

Ноготь

Финиш
Путешествие

Мостовая

Кнопка
Бумажник

Пальто

Вор
Дыня

Фанера

Суфле
Сон

Харизма

Ковбой
Мотоцикл

Армия

Коробка
Собака

Нос

Палка
Преступление

Хоккей

Плод

Задание 2
Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.
· Творчество подобно приготовлению торта.

· Творчество подобно падению в грязь.

· Творчество подобно любви.

· Творчество подобно починке протекающего крана.

· Творчество подобно заточке топора.
Задание 3
Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
1. Вода для корабля то же, что________________________________ для бизнеса.

2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.

3. Кран для___________________ то же, что_____________________ для свободы.

4. Мой дом – это ____________________________.

5. Моя работа – это _________________________.

6. Беспокойство – это _______________________.

7. Правда – это _____________________________.

8. Власть – это _____________________________.

9. Успех – это _______________________________.

10. Счастье – это _____________________________.

11. Любовь – это ______________________________.

12. Идеалы – это ______________________________.

13. Размышление – это ________________________.

14. Жизнь – это _______________________________.
Задание 4
Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
· Чем пахнет слово «участвовать»?

· Каково на ощупь число «семь»?

· Какой вкус у голубого цвета?

· Как выглядит идея свободы?

· Какая форма у вторника?

· Каков вкус радости?
Задание 5
Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.
Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
Задание 6
Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.
Эпизод первый: заключение трудового соглашения.
«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»
Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.
· Все ли условия соглашения выполняются?

· Как выполнил Балда свои обязанности?
Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.
Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».
Задание 7
Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.
Задание 8
Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
Задание 9
Продолжите фразы:
· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________.

· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________.

· Моя тревога __________________ с каждым днем.

· Площадь засоленных почв __________________ с каждым годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)
Задание 10
Подберите синонимы к слову сказал.
Задание 11
Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.
Задание 12
«Переведите» наукообразные фразы:

· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.
· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).

Тема 2. Слушание в деловой коммуникации
Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.
Вопросы для самоконтроля
1. Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?

2. Что дает людям умение слушать?

3. Каковы трудности эффективного слушания?

4. Какие ошибки допускают те, кто слушают?

5. Перечислите «вредные привычки» слушания.

6. Как преодолеть крайности мужского и женского стилей слушания?

7. Каковы внешние помехи слушания?

8. В чем особенности направленного, критического слушания?

9. Какова специфика эмпатического слушания?

10. В чем особенность нерефлексивного слушания?

11. Зачем нужна положительная установка по отношению к неприятному собеседнику?

12. «Обратная связь». Каковы ее виды и способы осуществления?
Задание 1
Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
Задание 2
Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать?
Задание 3
Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женский – вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать?
Задание 4
Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника. В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результат обсудите с ними.
Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражание позе и жестам партнера создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседнику раскрыться, неподражание действует наоборот.
Задание 5
Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общения.
Задание 6
Постарайтесь использовать как можно больше приемов активного слушания в деловом разговоре.

Тема 3. Невербальная коммуникация
Занятие 1. Невербальные средства коммуникации
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость
В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:
· слова,

· интонация,

· тембр голоса,

· жесты, пластика,

· энергетический импульс.
Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к невербальной коммуникации, пятая – к экстрасенсорике.
В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%.
Почему?
· часто употребляются неосознанно;

· воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют;

· передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;

· могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.
На основании намеренности-ненамеренности различают три типа невербальных средств:
· поведенческие знаки (дрожь и т.д.);

· ненамеренные знаки, или самоадапторы (тереть переносицу, поправлять волосы и т.д.);

· собственно коммуникативные знаки.
Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать. А знаковая система НВК – семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система НВК противоречит реальной речи.
Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно. Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.
Глаза являются самыми мощными знаками НВК:
· они занимают центральное положение;

· через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% - информация, поступаемая в мозг через остальные органы чувств).
Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:
1. Как он на вас смотрит?

2. Долго ли он смотрит?

3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?
Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.
Существуют три вида взгляда: деловой, социальный и интимный.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему важно понимать язык телодвижений?

2. Почему язык телодвижений неоднозначен?

3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.
Задание 1
Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.
Задание 2
Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.
Задание 3
В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.
Задание 4
Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.
Задание 5
Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями.
Результаты и ощущения обсудите в группе.

Занятие 2. Организация пространственной среды
Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.
В речевой коммуникации существует три зоны приближения:
· 1м 30 см – личностная зона;

· 1м – социальная зона;

· 45 см – интимная зона.
Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен.
Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаются их территориальные притязания.
Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.
В деловом общении большое значение имеет использование возможностей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаживаются деловые люди?
1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconРеферат: Гегель
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconПриложение примечания приложение предисловие издателя (102)
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconСтратегический инновационный менеджмент учебное пособие
Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2004.  267 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 5
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconМосковский Государственный Институт Электроники и Математики (Технический...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconКонтрольные вопросы по дисциплине. Методические установки и задания...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconУчебное пособие м осква  2005 ббк 87. 817 Б 20
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Николаев С. В. Основы сапр измерительных систем: Текст лекций. Таганрог: Изд-во трту, 2002. с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconЛабораторный практикум по микробиологии
Е лабораторный практикум по микробиологии: Учебное пособие. / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово,...
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методическая разработка по практическим занятиям по курсу «Гражданское право ч. 1». Таганрог: Изд-во трту. 2006. 47с
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconКонспект лекций по высшей математике М, Айрис,2005 Беклемишева Л....
Курс высшей математики. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление. Лекции и практикум: Учебное пособие / Под...
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconПрактикум по конометрике: Учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2008
Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Изд. 2 – е. Т. 2 – М.: Юнити,2001
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconПрактикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами...
Гончарук О. В., Кныш М. И., Шопенко Д. В. Управление финансами на предприятии Учебное пособие. Спб.: Дмитрий Буланин, 2006. – 450...
Практикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005 iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск