2.2. Содержание деятельности и результаты мероприятия 1.2: «Формирование мотивационной готовности жителей мегаполиса к изменению облика внутриквартальной застройки на этапе инженерного обследования зданий и сооружений на примере информационно-аналитического центра департамента образования г. Москвы». СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ответственный исполнитель
мероприятия
начальник СПКБ ______________ А.В. Гагин проректор по НПД. _____________ М.Е. Лейбман (научно-методическое руководство мероприятия) начальник ЦУНИД
доцент, к.т.н. _____________ О.И. Поддаева (научное руководство мероприятия) Исполнители:
начальник «ЭДИЦ» ________________ А.Н. Шувалов (общее руководство над проведением обследования) инженер-исследователь
1-й кат. «ЭДИЦ» ______________ А.В. Захаров (выполнение обследовательских работ инженерных коммуникаций) инженер НОЦ «Геотехника» _________ Г.О. Анжело (выполнение обследовательских работ фундаментов) ст. научн. сотрудник «ЭДИЦ» _______ И.А. Горбунов (выполнение обследовательских работ надфундаментых конструкций) ст. научн. сотрудник «ЭДИЦ» _______ К.И. Еремин (отв. исполнитель над выполнением обследовательских работ надфундаментых конструкций) зав. лаб. «Испытания
сооружений» ______________ А.В. Ивличев (отв. исполнитель над выполнением обследовательских работ фундаментых конструкций) лаборант каф. «МГрОиФ ________ М.Р. Кауш (выполнение обследовательских работ фундаментов) нач. отдела «ЭДИЦ» ______________ С.А. Матвеюшкин (выполнение обследовательских работ инженерных коммуникаций) нач. отдела «ЭДИЦ» ______________ Г.А. Павлова (общее руководство над выполнением обследовательских работ инженерных коммуникаций) доцент каф. «МГрОиФ ________ А.З. Тер-Мартиросян (выполнение обследовательских работ фундаментов) мл. научн. сотр. «ЭДИЦ» ______________ М.В. Федоров (ыполнение обследовательских работ инженерных коммуникаций)
РЕФЕРАТ
Отчет «Формирование мотивационной готовности жителей мегаполиса к изменению облика внутриквартальной застройки на этапе инженерного обследования зданий и сооружений на примере информационно-аналитического центра департамента образования г. Москвы»
содержит 25 с., 0 рис., 2 табл., 2 прил., 6 источников.
Ключевые слова: мотивационная готовность, психологическая установка, жители мегаполиса, социальные риски, инженерно-техническое обследование зданий и сооружений.
Проблема: Пребывание длительное время на определенной территории обусловливает формирование у человека когнитивной карты – образа знакомого пространственного окружения. Она создает чувство стабильности и защищенности. Аналогичная ситуация складывается и со сложившейся застройкой наших городов. Любая попытка изменить привычный облик внутриквартальной застройки, который является частью когнитивной карты, может вызывать социальное напряжение, недовольство, сопротивление изменениям.
Цель мероприятия: обучение жителей района, на территории которого располагается подлежащий реконструкции объект (на примере информационно-аналитического центра департамента образования г.Москвы), способам формирования мотивационной готовности к изменению облика внутриквартальной застройки на этапе инженерного обследования зданий и сооружений.
Методы, использованные при проведении мероприятия: анализ научной литературы, анализ имеющейся технической документации, определение и анализ объемов работ, информационная работа, наблюдение, вербальный анализ, анкетирование (экспресс-опрос), демонстрация.
Мероприятие включало следующие этапы:
Анализ проблемы, разработка методического сопровождения и подбор инструментария. Разработка критериев, определяемых типом реконструкции.
Реализация программы мероприятий по формированию мотивационной готовности жителей мегаполиса к изменению облика внутриквартальной застройки и проведение инженерно-технического обследование здания.
Анализ эмпирических результатов, подготовка рекомендаций по дальнейшему использованию полученных результатов мероприятия и оформление отчетов (в т. ч. технического).
Результатом проведенного мероприятия является снижение социальной напряженности населения района, прилегающего непосредственно к месту реконструкции образовательного учреждения, работников и посетителей данного учреждения, что понизит социальные риски внедрения программы развития образования города Москвы («Столичное образование»).
ВВЕДЕНИЕ Данный отчет по мероприятию является заключительным и включает в себя материалы промежуточного отчета по первой части мероприятия (сентябрь-октябрь). Заключительный отчет охватывает описание всех выполненных работ (сентябрь-декабрь).
Изменение облика городской застройки – явление, характерное для современной Москвы. Снос ветхих зданий жилого фонда, не отвечающих современным требованиям и возведение на их месте нового комфортного жилья, изменение функционального назначения зданий, сопровождающееся сменой внешнего облика, исчезновение одних и появление новых объектов инфраструктуры на исторически сформировавшихся территориях, согласованный или самовольный снос зданий, представляющих культурную, историческую или архитектурную ценность – явления далеко неоднозначные. Многие из них представляются наилучшими и обоснованными для руководителей города, но не являются таковыми в глазах жителей. Различия в мировоззрениях, ценностных и моральных установках, сформировавшиеся за годы жизни в одном микрорайоне привычки и традиции, стремление к стабильности и постоянству в современном, быстро меняющемся мире часто приводят к конфликтам между горожанами и организациями, осуществляющими изыскательные, строительные и реконструкционные работы. Это является серьезным препятствием на пути реализации Государственной программы города Москвы и, в частности, на среднесрочный период (2012-2016 гг.).
Реконструкция и ремонт образовательных учреждений, как правило, воспринимаются сотрудниками и учащимися этих учреждений вполне лояльно. Облупившаяся краска, провалившиеся ступени, текущие кровли уже сами по себе вызывают у пользователей здания внутренний дискомфорт и мысли о необходимом ремонте. Совсем по-другому обстоит дело с жителями прилегающего квартала. Здание, принадлежащее сфере образования, обычно располагается внутри дворовой территории, окруженной забором и зелеными насаждениями. Вход в него посторонним людям закрыт. Поэтому жители района часто не имеют представления о техническом состоянии здания и бывают крайне удивлены, когда по соседству с их домом разворачиваются полномасштабные ремонтно-строительные работы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Удивление это приятным не назовешь, поэтому и реакция жителей бывает соответствующе негативной.
В программе развития образования города Москвы («Столичное образование») подобное негативное отношение населения, доходящее в своих крайних проявлениях до сопротивления происходящим переменам, отнесено к категории социальных рисков.
Социальные риски, по мнению разработчиков программы, могут быть связаны с вероятностью повышения социальной напряженности при реализации отдельных мероприятий программы. Причина тому видится в неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях, в наличии разнонаправленных социальных интересов внутри социальных групп.
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы, в тексте самой программы названы мониторинг, открытость и подотчетность, научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение, информационное сопровождение и общественные коммуникации.
Предлагаемая программа повышения мотивационной готовности жителей мегаполиса к изменению облика внутриквартальной застройки на этапе инженерного обследования зданий и сооружений позволяет снизить социальную напряженность и повысить интерес и лояльность населения к реализуемой программе еще на подготовительном, не видимом для жителей мегаполиса этапе, задолго до начала реконструкционных работ. В этом состоит актуальность и новизна данной темы.
Вопрос мотивационной готовности имеет в научной литературе одновременно широкое освещение и ограниченную зону. Исследуется, прежде всего, мотивационная готовность к предстоящей деятельности (трудовой или учебной) самого субъекта. Проблема мотивационной готовности деятельности интересует психологов, прежде всего, потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и качеством выполняемой деятельности. Мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут препятствовать успешному осуществлению деятельности субъектом.
Наряду с этим в литературе отсутствуют исследования мотивационной готовности к предстоящим изменениям, связанным с деятельностью других лиц. И это может быть оправдано, если предположить, что активность других людей, сообществ или организаций никак не отражается на жизнедеятельности человека. Однако это далеко не так. Государственная программа развития образования города Москвы нацелена на охват максимально широких слоев населения мегаполиса и, безусловно, будет иметь отношение к каждому жителю столицы, если не напрямую, то косвенно. Данная работа посвящена разработкам именно в этой области. Реализация мероприятия осуществлялась в три этапа:
1 этап. Анализ проблемы, разработка методического сопровождения и подбор инструментария.
2 этап. Реализация программы мероприятий по формированию мотивационной готовности жителей мегаполиса к изменению облика внутриквартальной застройки и проведение инженерно-технического обследования здания.
3 этап. Анализ эмпирических результатов, подготовка рекомендаций по дальнейшему использованию полученных результатов мероприятия и оформление отчетов (в т. ч. технического).
Результатом мероприятия является разработка комплекса рекомендаций и механизмов по снижению социальной напряженности населения района, прилегающего непосредственно к месту реконструкции образовательного учреждения, работников и посетителей данного учреждения, что понизит социальные риски реализации программы развития образования города Москвы («Столичное образование»). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
|