Урок изучение нового материала по теме «Озера»





Скачать 95.15 Kb.
НазваниеУрок изучение нового материала по теме «Озера»
Дата публикации01.03.2016
Размер95.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Открытый урок в рамках единого методического дня

«Проблематизация обучения – ответ на проблематизацию жизни»
Предмет: география
Тема: «Озера»
Продолжительность: один урок, 45 минут
Класс: 6
Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: текстовый редактор Word, презентация в программе PowerPoint

Аннотация:

Урок - изучение нового материала по теме «Озера» используется при изучении раздела «Гидросфера». На данном уроке можно проверить знания учащихся по предыдущей теме «Реки», изучить новую тему и закрепить полученные знания. Информационно-коммуникационные технологии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами. Презентация позволяет учащимся наглядно все увидеть.
Описание методики использования ИКТ во время занятий.

Информационно-коммуникационные технологии использовались непосредственно при изучении нового материала. Методы обучения на данном уроке следующие: объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение учителя, доклады учащихся), проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемных ситуаций). Подготовленная презентация как средство обучения позволяет решать поставленные учителем цели наиболее эффективно. В презентации – 19 слайдов.

Слайд 1 – Текстовая информация с указанием темы урока.

Слайд 2 – Текстовая информация – постановка проблемы

Слайд 3 – Текст – определение понятия озеро

Слайд 4 – Рисунок-схема «Условия образования озера»

Слайд 5 – Текст – условия образования озер.

Слайд 6 – Текст – «Классификация озер»

Слайд 7 – Схема «Происхождение озерных котловин» (чистая)

Слайд 8 – Схема «Происхождение озерных котловин» (заполненная)

Слайд 9 – Фотографии: озера – старицы в лесах Амазонии и искусственного озера в бассейне реки Колорадо.

Слайд 10 – Фотография ледникового озера.

Слайд 11 – Схема «По сточности…» (чистая)

Слайд 12 - Схема «По сточности…» (заполненная)

Слайд 13 – Схема «По солености» (чистая)

Слайд 14 – Схема «По солености» (заполненная)

Слайд 15 – Фотографии: соленого озера и дна Мертвого моря

Слайд 16 – Текстовая информация по уникальным озерам из серии «Самое, самое, самое…»

Слайд 17 – Карта «Озера Чувашии»

Слайд 18 – Таблица для закрепления знаний

Слайд 19 – Фотография, которая служит эмоциональным фоном для подведения итогов.

Конспект урока

Тема: «Озера»

Цели:

  • Изучить озера.

  • Раскрыть условия образования озер и причины их различий.

  • Эстетическое и экологическое воспитание.


Оборудование: Карта России и карта полушарий, рабочий конспект урока для каждого ученика, схемы образования озерных котловин, компьютер, мультимедийная установка, экран, фотографии и картины озер.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

Тест «Географический диктант по теме «Реки» по вариантам (смотри в Приложении)

  1. Изучение нового материала

Мы продолжаем изучать воды суши и объектом нашего изучения становятся озера. Наша цель – изучить озера и раскрыть условия их образования и причины их различий.

    • Внимание на экран

«Буряты называют его «Байгал – далай, что означает «Байкал - море»

«В песне поется «Славное море – священный Байкал…»

- А что вам известно о Байкале?

Итак, Байкал – самое глубокое озеро на Земле! Чудо природы, Байкал – богатырь, красавец, природная святыня не только россиян, но и всего человечества. По своей природе Байкал действительно напоминает море.

- Давайте найдем Байкал на карте и разберемся это море или все-таки не море?

- А может Байкал – река?

- Что же такое озеро? Сформулируем определение и запишем в конспекте.

В природе все закономерно, все объясняется причинно-следственными связями. Озера – это следствие, давайте найдем причину. На нашей планете много озер.

- Почему же они образовались?

В России немногим меньше 3 миллионов озер, причем в нашей стране находится 3 из крупнейших в мире: 2 полностью находятся на территории России, а 1 у границ.

- Назовите эти озера? Найдите их на карте.

Правильно, Каспийское, Ладожское и Байкал. Каспийское море – самое большое по площади озеро в мире. Раньше оно действительно было частью океана, но потом в результате образования гор оно превратилось в замкнутый водоем. Поэтому вода в озере тоже морская.

А вот про Ладожское озеро и про Байкал нам расскажут ребята, которые заранее подготовили материал.(смотри в Приложении)

- Чем Байкал отличается от Ладожского озера?

- С чем связаны эти различия?

Итак, озер много, они разные, поэтому их необходимо классифицировать:

    • По происхождению озерных котловин

По происхождению озерные котловины подразделяются на эндогенные, которые созданы внутренними процессами и экзогенные, созданные внешними процессами.
- Какие внутренние процессы могли создать котловины?
В результате тектонических движений образуются самые большие и глубокие озера. При медленном опускании, в прогибах земной коры образовались котловины Каспийского и Аральского озер-морей. А котловина озера Байкал находится в разломе, тектонической впадине – грабене. Также озера образуются в кратерах вулканов. Подобные озера есть на о. Ява, в Новой Зеландии, на Канарских островах, в России на Камчатке (Ключевское, Кроноцкое)
- Какие внешние процессы могли образовать котловины?
1. Наибольшее распространение имеют озера, созданные деятельностью рек. Такие озера расположены в пойме реки – староречья или озера – старицы. Образуются при изменении русла реки, имеют продолговатую, подковообразную форму (стр 97, рис 64)

2. Если в горах происходит обвал или поток застывшей лавы перегораживает русло реки, то образуются запрудные озера (стр 96, рис 63)

3. В местности, сложенной легкорастворимыми породами подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст. После провала верхнего слоя образуются котловины, заполненные водой – карстовые озера.

4. Ледник при своем движении и таянии тоже совершал работу. Под тяжестью льда происходило разрушение горных пород и образование котловин, которые при таянии ледника заполнились водой. Таких озер много на северо-западе нашей страны, крупнейшие Ладожское и Онежское.

5. На холмистых равнинах озера могут образоваться в понижения между холмами.

6. Мы с вами тоже живем на берегу озера.

- Какого?

Мы живем на берегу Чебоксарского водохранилища, созданного человеком. Такие озера называют искусственными.

- Итак, какие типы озер по происхождению мы узнали?

    • По сточности

Мы с вами говорили о питании рек.

- А питаются ли озера?

- Каковы источники питания?

- А на что расходуется вода?

- Как связаны между собой озера и реки?

Озера, из которых вытекают реки называются сточными, но многие озера являются бессточными.

- Определите сточное или бессточное Байкал, Каспий?

    • По солености

Озера бывают соленые и пресные.

- Вспомните сколько граммов солей растворено в 1 литре пресной воды?

- Какие озера сточные или бессточные скорее становятся солеными?

В некоторых озерах содержится много солей еще из-за того, что их котловины находятся в легкорастворимых горных породах или они являются остатками бывших морей. Так, Мертвое море-озеро содержит 270 %, это самое соленое озеро на Земле. В этом озере нельзя утонуть. Вода имеет очень большую плотность из-за солей и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер, среди них выделяется Баскунчак. Если бы все население Земли потребовало бы соль из этого озера, то ее хватило бы на 1500 лет.

А сейчас обратимся к нашему словарику уникумов нашей планеты и запишем озера

    • Самое большое

    • Самое глубокое

    • Самое соленое

    • Самое длинное

    • Самое высокогорное

Если время позволяет можно рассказать о забавных и интересных озерах (смотри в Приложении)

В нашей республике тоже много озер: 754 с площадью более 1 га.

- Как вы думаете, какие озера могли образоваться в нашей местности?

Большинство пойменные (в бассейне Суры и Цивиля), есть карстовые, междюнные. Самое большое 30 га Большое Лебединое озеро в Заволжье.

  1. Закрепление.

Подведение итогов (беседа о том, что узнали)

Заполнение таблицы.

  1. Домашнее задание

Параграф 31 пересказ, сообщение о любом озере.

Приложение

«Географический диктант по теме «Реки»

1 вариант

1. Начало реки.

2. Выходы твердых пород или нагромождение камней, перегораживающих русло.

3. Поток воды, текущий в выработанном им углублении.

4. Главная река со всеми притоками.

5. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

6. Длительный, ежегодно повторяющийся процесс подъема уровня воды в реке.

7. Самый низкий уровень воды в реке.

8. Река, впадающая в другую реку.

9. Река с широкой долиной, с медленным течением.

10. Самая полноводная река в мире.

2 вариант

1. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку.

2. Падение реки с высокого уступа.

3. Углубление, по которому течет река.

4. Понижение в рельефе на дне которого находиться русло.

5. Часть речной долины, затапливаемая во время половодья.

6. Граница между соседними речными бассейнами.

7. Кратковременный подъем уровня воды в реке в результате обильных дождей.

8. Изменения уровня воды в реке, ее температура и другие явления, зависящие от питания и климата.

9. Река с быстрым течением, с узкой и глубокой речной долиной.

10. Самый высокий водопад в мире.

Забавные и интересные озера

Озеро чернил.

Жителям алжирского города Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

Озеро – «кастрюля».

Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке (на западной границе республики Руанда), иногда превращается в своего рода гигантскую "кастрюлю", где варится "уха". Озеро находится в сбросовой впадине недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нем закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Такая варка "ухи" иногда длится неделями.

Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.

Последний раз такая варка "ухи" в озере Ки-ву наблюдалась в 1948 г.
Озеро с гигантскими пузырями.

На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3 м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

Озеро смерти.

Самым "мертвым" является не Мертвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существу в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной кислоты. Она-то и отравляет воду.
«Байкал»

«Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой, как великое сибирское озеро Байкал.

Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов производят неизгладимое впечатление на каждого, кто хотя бы раз побывал на Байкале. Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя. Особенно красив Байкал в солнечную погоду.

Байкал – глубочайшее озеро мира. Оно расположено в глубокой тектонической впадине – грабене. Максимальная его глубина 1637 м, а средняя 730 м. В длину озеро простирается на 620 км при ширине от24 до 79 км.

Из-за большой глубины и протяженности в Байкале собрано колоссальное количествыо пресной воды – 1/10 часть пресных вод всей планеты. Вода Байкала химически очень чистая, слабо минерализованная (в 1 л менее 0,1 г солей), богата кислородом.

В Байкал впадает около 550 рек и речек, вытекает одна Ангара – приток Енисея.

Очень своеобразен и интересен органический мир Байкала. Более70 % обитателей озера не встречаются в других водоемах планеты. Например: голомянка, омуль, бычки – подкаменщики, из млекопитающих – байкальский тюлень – нерпа, обладающий прекрасным мехом.

Неповторимая красота Байкала, живописные его берега и острова привлекали и привлекают туристов из нашей страны и зарубежья. В наше время перед человечеством стоит охрана природы Байкала и его воды.
«Ладожское озеро»

Ладожское озеро является самым большим из озер Русской равнины. Его площадь составляет 18100 кв. км. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км при максимальной ширине 124 км. Средняя глубина 51 м. Наибольшей глубины 230 м озеро достигает в северной своей части.

Озерная котловина ледникового происхождения. В давние времена северные районы нашей страны покрывал ледник, когда он отступал, то совершал работу, выпахивая котловины, которые впоследствии заполнились водой.

Северный берег озера скалистый, изрезанный узкими заливами. Остальные берега низкие и пологие. На озере множество островов, большая часть из которых находится близ северного берега.

Озеро замерзает полностью лишь к середине февраля. Толщина льда достигает 0,7 – 1 м. Во второй половине мая озеро полностью освобождается ото льда.

На Ладыжском озере часты туманы, затрудняющие судоходство. Нередко случаются сильные продолжительные штормы, когда волны достигают 3 м. По условиям судоходства Ладогу приравнивают к морям. Озеро связано системой каналов и рек со многими морями. В последние годы наблюдается сильное загрязнение воды промышленными предприятиями. Остро стоит проблема сохранения чистоты озера. Во время ВОВ озеро сыграло огромную роль. По нему проходила «дорога жизни» блокадного Ленинграда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок по теме «Головоногие моллюски»
Тип учебного занятия: изучение нового материала и первичного закрепления знаний; форма – блокового построения урока
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства»....
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок химии в 9 классе
...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок математики для обучающихся 6 класса по теме «Расстояние»
Надо найти точку озера, ближайшую к дому лесника. Для этого будем проводить окружности с центром в точке О, увеличивая их радиусы,...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок изучение и закрепление нового материала

Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение...
Образовательные: продолжить формирование понятия деформация, ознакомить учащихся с видами и особенностями деформаций, встречающихся...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок 11-12 Цель урока
...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок изложения нового материала урок
Проводится математический диктант (по изученной ранее теме) с последующей проверкой
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрока: «Экосистема озера»
Ознакомить со звеньями экосистемы озера, показать их взаимосвязь на примере краеведческого материала
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconТема: Геометрическая прогрессия Урок №1 ( изучение нового материала) Цели урока
Образовательная: ввести понятие геометрической прогрессии, познакомить учащихся с формулой n-ого члена геометрической прогрессии,...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconПовторение курса 5 класса (10 ч.)
Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью...
Урок изучение нового материала по теме «Озера» iconУрок № Тема: Семейство лилейные
Тип учебного занятия: изучение нового материала с личностно ориентированным подходом
Урок изучение нового материала по теме «Озера» icon«Солнце источник света и тепла»
Урок-игра предполагает изучение нового материала и исследовательскую деятельность учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск