Скачать 227.95 Kb.
|
Стоматология - Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
VIII - МОДУЛЬ «МЕСТНОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ И АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ» VIII - 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «МЕСТНОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ И АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ» Цель модуля - обучение студентов методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания, профилактики неотложных состояний, а также оказание неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике. Задачами модуля являются: - освоение студентами новых методов и средств местного обезболивания; - приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике; - формирование у студентов навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией; - формирование у студентов умений оказания неотложной медицинской помощи в условиях амбулаторного стоматологического приёма. В результате освоения модуля студент должен Знать: - основные методы и средства местного обезболивания, - методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике. Уметь: - проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях; - оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема Владеть: - современными знаниями и пониманием общих вопросов стоматологической практики, - широким спектром навыков для предотвращения ситуаций, требующих экстренной стоматологической помощи, для устранения боли и психологического страдания пациента. VIII - 4. Объем модуля и виды учебной работы
VIII - 5.1. Содержание разделов модуля
VIII - 5.3. Разделы модуля и виды занятий
VIII - 5.3.Лекции
VIII - 5.4 Практические занятия
VIII - 5.5.Лабораторный практикум не предусмотрен. VIII - 5.6 Семинары не предусмотрены VIII - 5.7. Самостоятельная работа
VIII - 6. Оценочные средства по итогам освоения модуля. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Примерная тематика рефератов Комбинированное обезболивание в амбулаторной стоматологии. Особенности оказания стоматологической помощи при комбинированном обезболивании. Общее обезболивание в амбулаторной стоматологии. Особенности обезболивания при воспалительных процессах челюстно-лицевой области. Проводниковые методы обезболивания на верхней челюсти. Показания. Осложнения. Проводниковые методы обезболивания на нижней челюсти. Показания. Осложнения. Пародонтальные способы местного обезболивания. Показания, противопоказания. Осложнения. Инструментальное обеспечение современной технологии местной анестезии в стоматологии. Тестовые задания 1. Механизм обезболивающего действия местных анестетиков связан с влиянием на кору головного мозга влиянием на спинной мозг влиянием на таламус блокадой чувствительных нервных окончаний и проводников (+) коагуляцией поверхностного слоя слизистых оболочек и кожи 2. Вид чувствительности, в первую очередь подавляемый местным анестетиком тактильная болевая (+) температурная прикосновения дискриминационная 3. Признаками, определяющими состояние клинической смерти, являются апноэ, асистолия, отсутствие зрачкового рефлекса апноэ, отсутствие роговичного рефлекса, отсутствие тонуса мышц апноэ, асистолия, отсутствие коленного рефлекса апноэ, асистолия, арефлексия (+) апноэ, отсутствие зрачкового рефлекса, отсутствие тонуса мышц 4. Доминирующим проявлением системной анафилаксии (анафилактического шока) является приступ удушья кардиогенный шок крапивница гипертонический криз сосудистый коллапс (+) 5. Пациенту в состоянии клинической смерти лекарственные средства вводят внутримышечно внутривенно (+) подъязычно внутрисердечно внутритрахеально Ситуационные задачи Задача 1 Больному Г., 1981г.р., поставлен диагноз – средний кариес 14 зуба. Ваши рекомендации по выбору метода и средства для проведения обезболивания 14 зуба. Препараты: 2% р-р лидокаина 2% р-р лидокаина с адреналином 1:100000 + 3% р-р мепивакаина 2% р-р мепивакаина с норадреналином + 4% р-р артикаина с адреналином 1:200000 + 4% р-р артикаина с адреналином 1:100000 + Методы: Инфильтрационная анестезия + Проводниковая анестезия (указать разновидность) Интралигаментарная анестезия Интрасептальная анестезия + Задача 2 Больной П, 1961г.р., вес 70 кг без выраженной сопутствующей патологии с диагнозом – обострение хронического периодонтита и периостита 37 зуба, затруднённое открывание рта, нуждается в хирургическом вмешательстве. Ваши рекомендации по обезболиванию. Рассчитайте максимально допустимую дозу рекомендованного местного анестетика. Препараты: 2% р-р лидокаина 2% р-р лидокаина с адреналином 1:100000 3% р-р мепивакаина 2% р-р мепивакаина с норадреналином 4% р-р артикаина с адреналином 1:200000 + 4% р-р артикаина с адреналином 1:100000 Методы: Инфильтрационная анестезия Проводниковая анестезия (указать разновидность) + (Акинози-Вазерани) Интралигаментарная анестезия Интрасептальная анестезия Ответ: 3 карпулы анестетика 4% артикаина с адреналином 1:200000 Задача 3 Для проводниковой анестезии пациенту был введен 3% мепивакаин, однако полного обезболивания получить не удалось. Какое количество карпул, содержащих 1,8 мл анестетика, можно максимально ввести ребенку, если вес его составляет 20 кг? Ответ: не более 1.3 карпулы Задача 4 Пациент 30 лет, в анамнезе аллергия на анилиновые красители. Через 15 минут после местной анестезии новокаином в стоматологическом кресле, почувствовал: интенсивный зуд всей поверхности кожи; затем на коже появились гиперемированные участки сыпи, выступающие над ее поверхностью. При этом отмечалось: нарастающая слабость, головокружение и головная боль, тошнота, повышение температуры тела – 38,5 ºС, АД 100/60 мм.рт. ст., ЧСС 100 в мин., ЧД 20 экс. в мин. После проведенной неотложной терапии все явления исчезли. 1.Назовите причину, которая могла вызвать данные симптомы? гипертонический криз, развивающийся обморок, острая крапивница+ острый отек Квинке 2. Какие меры неотложной помощи следует предпринять? немедленное прекращение введения препарата вызвавшего реакцию, антигистаминные препараты, антигистаминные препараты и глюкокортикоиды, антигистаминные препараты и сосудосуживающие средства, немедленное прекращение введения препарата вызвавшего реакцию, антигистаминные препараты, глюкокортикоиды и возможно сосудосуживающие средства. + 3. Чем, в наибольшей степени, опасно развитие подобного состояния? развитием коллапса, развитием инсульта, развитием инфаркта миокарда, возможным развитием отека Квинке в области дыхательных путей и асфиксией. + 4. Наличие в анамнезе аллергии на анилиновые красители должно было обратить внимание стоматолога на возможность развития данной реакции. Какие дополнительные диагностические возможности были упущены? самостоятельное проведение внутрикожных проб, скарификационных тестов, консультация врача-иммунолога, + консультация врача- анестезиолога. 5. Рекомендации по профилактике данного состояния при дальнейшем лечении пациента? проводится в стационаре, в стационаре под наркозом, амбулаторно - после консультации врача-анестезиолога, амбулаторно под наркозом, амбулаторно, после консультации врача-иммунолога с учетом его рекомендаций, под прикрытием премедикации антигистаминными препаратами и местной анестезией рекомендованным иммунологом мест ноанестезирующим препаратом. + Задача 5 Пациентка 58 лет, пикнического телосложения, у которой наблюдаются, последние 10 лет, повышенные цифры артериального давления. После проведения местной анестезии в стоматологическом кресле, почувствовала: сильную головную боль; головокружение; ощущение «двоения» в глазах, появилось мелькание – «белый снег»; ощущение «онемения» в конечностях; кожные покровы покрылись потом; появилось чувство нехватки воздуха «звон» в ушах; все эти явления сопровождались резко выраженным страхом. В этот момент определялось: кожные покровы влажные, ЧСС 110 уд.в мин., ЧД 28 экс. в мин., АД 180/120 мм. рт.ст. 1.Назовите причину, которая могла вызвать данные симптомы? гипертонический криз, + инсульт, приступ стенокардии, аллергическая реакция на местный анестетик, приступ бронхиальной астмы. 2.Что необходимо сделать для уточнения диагноза? имеющихся данных достаточно, + записать и оценить ЭКГ, провести рентгенографию грудной клетки, наблюдать за развитием симптоматики. 3.Какие меры неотложной помощи следует предпринять? никаких, обеспечить пациенту психический и физический покой, обеспечить пациенту психический и физический покой, придать пациенту полугоризонтальное положение, вызвать машину скорой помощи. обеспечить пациенту психический и физический покой, придать пациенту полугоризонтальное положение, применить гипотензивные препараты, вызвать машину скорой помощи, контролировать – АД, ЧСС, ЧД. + информировать главного врача. 4.Виды лекарственных препаратов необходимые для неотложной помощи пациенту в условиях амбулаторного стоматологического приема? гипотензивные средства, гипотензивные средства и транквилизаторы, спазмолитические, гипотензивные средства, седативные препараты и транквилизаторы, + гипотензивные средства, седативные, транквилизаторы и диуретики. 5. Рекомендации по профилактике данного состояния при дальнейшем ле чении пациента? проводится только в стационаре, в стационаре под наркозом, амбулаторно – в присутствии врача-кардиолога, амбулаторно под наркозом, амбулаторно, после консультации врача-терапевта с учетом его рекомендаций, после премедикации транквилизаторами, спазмолитически- ми препаратами и возможно гипотензивными средствами, с адекватной местной анестезией. + VIII - 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля а) основная литература: От новокаина к артикаину (к 100-летию синтеза артикаина) С.А.Рабинович, Е.В.Зорян, С.Т.Сохов, Е.Н.Анисимова, О.Н.Московец, В.И.Стош . Монография-М.: ООО Мед.Информ агенство, 2005г.-248с С.А.Рабинович, Е.В.Зорян, Е.Г.Матвеев Ошибки и осложнения при проведении местной анестезии в стоматологии/ Проблемы и решения, Практич. Руководство для врачей, часть II/ изд-во «Ярославск. Печатный Двор», 2007, Москва – 90с С.А. Рабинович, С.А. Киселева,Е.Г. Васманова, Е.В. Зорян, В.И. Стош, Е.Н.Анисимова. Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей Монография.- М.: МЕДпресс-информ, 2005.- 120с. б) дополнительная литература С.А. Рабинович, К.В.Сидельников, С.Г.Новикова, Г.Г.Таптунова, Т.В.Сухова, И.А.Зиновьев, Е.Г.Шульгин, Особенности обезболивания и лечения стоматологических заболеваний у пациентов с травматической энцефалопатией. Учебное пособие для врачей МЗ РФ и СР, М., 2006.- 53с В.И. Стош, С.А. Рабинович. Общее обезболивание и седация в детской стоматологии. Руководство для врачей. «ГЭОТАР- МЕДИА». 2007. в) программное обеспечение - компьютерные презентации г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - сайты учебных центров - сайты Высших учебных медицинских учреждений VIII - 8. Материально-техническое обеспечение модуля Клинические базы с лекционными аудиториями, учебными комнатами оснащенными таблицами, плакатами, оснащенный компьютером с мультимедийным проектором, телевизор с видеомагнитофоном для демонстрации учебных видеофильмов, компьютер для демонстрации обучающих программ. Демонстрация изучаемых методик проводится на пациентах клинического центра высоких технологий в стоматологии и лечебной базе кафедры. VIII - 9. Методические рекомендации по организации изучения модуля Лекционный курс включает теоретические вопросы по тематике модуля и новейшие достижения науки, обеспечивая формирование системы знаний по основам боли и обезболивания основных заболеваний челюстно-лицевой области. На лекции выносятся наиболее сложные разделы курса и новые данные по международным достижениям в области местного и комбинированного обезболивания в условиях амбулаторного стоматологического приема. Для улучшения восприятия слушателями излагаемого материала, лекции сопровождаются показом презентаций и видеофильмов. Главная цель лекционного курса – формирование у слушателей системы знаний для проведения самостоятельной высококвалифицированной лечебной работы. Практические занятия обеспечивают приобретение необходимых навыков и умений по выбору метода и средства для комбинированного обезболивания при различных заболевания челюстно-лицевой области с учетом особенностей соматического состояния пациента, а также мануальных навыков по оказанию неотложной помощи пациенту в условиях амбулаторного стоматологического приема. Разработчики: МГМСУ Профессор С,А,Рабинович Профессор С.Т.Сохов Доцент Е.Н.Анисимова Доцент Л.А.Аксамит |
Тематический план лекций и практических занятий Дисциплина: Стоматология... Принципы оказания хирургической стоматологической помощи. Организация хирургического кабинета. Медицинская документация | Примерная программа дисциплины стоматология модуль «клиническая стоматология» Цель модуля – завершение подготовки врача-стоматолога, способного оказывать пациентам амбулаторно-поликлиническую стоматологическую... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «этика, право и менеджмент в стоматологии» Дать будущим врачам-стоматологам необходимый уровень теоретических знаний об основных положениях права и правовой науки, позволяющий... | Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» Целью модуля является подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «пародонтология» Цель – подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторно-поликлиническую помощь пациентам с заболеваниями пародонта | Рабочая программа учебной дисциплины «Стоматологии детского возраста»... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Стоматология детского возраста Рабочая программа по стоматологии детского возраста составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности:... | Трезубов В. Н. Ортопедическая стоматология. Терминологический словарь Информация кафедры стоматологии для студентов 3, 4 и 5 курса Факультета стоматологии и медицинских технологий | ||
Кафедра «Ортопедической стоматологии» Кучмезов И. А. Ортопедическая стоматология В. Н. Олесова заведующий кафедрой клинической стоматологии и имплантологии фум цсп, доктор медицинских наук, профессор | Примерная программа дисциплины детская стоматология модуль «медицинская генетика» Цель модуля сформировать у врача-стоматолога системные знания об основах и последних достижениях медицинской генетики для использования... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «имплантология... Цель: освещение теоретических и практических аспектов стоматологической (дентальной) имплантологии, возможностей реконструктивной... | Примерная программа дисциплины стоматология модуль «хирургия полости рта» Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторную стоматологическую хирургическую помощь пациентам с воспалительными... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «гнатология и функциональная патология» Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать ортопедическую стоматологическую помощь с учетом функционального взаимодействия... | Стоматология ортопедическая «стоматология ортопедическая» разработаны на кафедре ортопедической стоматологии Волгоградской медицинской академии – заведующий... | ||
Белорусский государственный медицинский университет Обезболивание в клинике терапевтической стоматологии: Метод рекомендации. Изд. 2-е, перераб и доп. / А. Г. Третьякович, Л. И. Леус,... | Рабочая программа Дисциплина: хирургическая стоматология и челюстно-лицевая... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерства... |