Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории





Скачать 371.38 Kb.
НазваниеФизиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории
страница1/4
Дата публикации09.03.2016
Размер371.38 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4
Лекция 2. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста. Коммуникативный анализ речевых единиц. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента.

Функции как сущностные свойства языка

Язык обладает определённой структурой, в которой взаимо­действует множество элементов. На изучение этой, так называе­мой формальной стороны языка направлены усилия многих на­учных школ и теорий, относящихся, в частности, к структурализ­му и генеративизму. Вместе с тем язык обладает определённым множеством функций. Рассмотрение языка в его функциональ­ном плане тоже всегда было одной из главных задач исследова­телей.

Формальная и функциональная стороны языка неразрывно связаны. Но в лингвистическом описании нередко может быть акцентирована либо первая сторона, что является обычным для традиционного языкознания, либо вторая сторона, привлекающая всё большее внимание исследователей в последние десятилетия.

При формальном подходе, опирающемся на аналитические процедуры и имеющем целью "открыть" (или "обнаружить") стоящую за речевой деятельностью и высказываниями / текстами языковую систему, лингвист идёт от языковых средств к их функциям и значениям. В лингвистической семантике этот путь называется семасиологическим.

Функциональный же подход предполагает движение иссле­довательской мысли в противоположном направлении: от функ­ций, значений, коммуникативных целей и намерений к имею­щимся в данном языке средствам, к формальным показате­лям. При необходимости могут учитываться также средства иных, невербальных коммуникативных систем (жестикуляция, мимика и т.п.), ресурсы других языков. Таков, между прочим, и путь говорящего (и пишущего). В семантике этот путь именуется ономасиологическим.

Формалисты изучают язык прежде всего или исключительно как замкнутую в себе систему, строение которой диктуется её внутренней логикой. Функционалисты делают упор на том, что многое в строении языка, в наборе и организации его единиц оп­ределяется теми задачами, которые он выполняет в жизнедея­тельности общества и индивида. В функциях они видят ведущие, сущностные свойства языка.

Вместе с тем определённые особенности строения языка обусловлены биологической природой человека (в частности, ог­раниченным объёмом памяти, возможностями органов воспри­ятия внешнего мира, характером процессов преобразования моз­гом целостных картин мира в множества отдельных, дискретных элементов сознания и в линейно упорядоченные цепочки языко­вых знаков при порождении речи, устройством произносительно­го и слухового аппарата).

Из множества выполняемых языком функций обычно выде­ляются две как основные. С одной стороны, язык обеспечивает взаимодействие отправителя вербального (словесного) сообще­ния и его получателя, адресата. В этом случае говорят о комму­никативной функции языка. Данную функцию принято считать ведущей, поскольку именно она, по мнению большинства совре­менных учёных, определяет сущность языка.

С другой стороны, язык направлен на действительность и на тот мир образов, который выстраивается между действительностью и человеком, выступая как множество знаний, образующих в сово­купности картину, или модель, мира. Эта картина мира, локализо­ванная в сознании, постоянно пополняемая и корректируемая, регу­лирует поведение человека. Язык не просто передаёт в актах ком­муникации в виде высказываний сообщения, в которых содержатся те или иные знания о каких-то фрагментах мира. Он играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации, т.е. участвуя в их обработке. Тем самым язык обеспечивает познавательную деятельность человека. В данном случае говорят о его когнитивной функции.

Обе функции языка неразрывно связаны, они взаимно пред­полагают друг друга. Для лучшего понимания этих сторон языка можно обратиться к более подробному рассмотрению того, что собой представляют познание мира и языковая коммуникация.
Если понимать язык как особый, а именно коммуникатив­ный и — более узко — вербальный способ (или форму) человече­ского поведения, то следует учитывать исключительную способ­ность каждого конкретного языка приспособляться к бесконеч­ному разнообразию жизненных ситуаций и выражать бесчисленное множество значений. Поэтому так трудно познать свой родной язык и неизмеримо сложнее познать чужой язык (или чужие языки). Выражение Язык бесконечен, и полностью выучить его невозможно не лишено смысла.

Во многом трудности овладения и родным, и тем более чу­жими языками заключаются в том, что язык — это не просто но­менклатура слов и множество грамматических правил. Любой отдельный язык не существует сам по себе как абстрактная сис­тема, а привязан к конкретным условиям существования опреде­лённого племени, народности, нации в определённую историче­скую эпоху. В словарях и тем более в грамматических описаниях сведения такого рода обычно не содержатся.

Инвентари звуковых единиц, морфем и даже слов, наборы грамматических правил каждого данного языка в принципе ко­нечны. Но количество значений, которые могут быть выражены на данном языке, по сути дела бесконечно. Существующие лин­гвистические словари фиксируют далеко не все возможные зна­чения. Для понимания многих слов и выражений мало знать сам язык, необходимы знания энциклопедического характера, т.е. знания о мире. Язык одновременно и конечен, и бесконечен.

Культуре данного этноса, отношениям в данном социуме противостоит не просто язык как таковой, а присущая человеку целостная коммуникативно-когнитивная система, которую образуют тесно взаимосвязанные друг с другом мышление, соз­нание и язык. И понять, что же такое язык, вне этой системы не­возможно.

Информационные процессы и системы

Мы живём не только в мире вещей и энергий, но и в мире информационных потоков. Информационные процессы (и, соот­ветственно, информационные системы) служат передаче и полу­чению, накоплению и хранению, обработке информации.

Под информацией в самом общем смысле можно понимать сообщение. Это сообщение, будучи принятым какой-то системой (будет ли это какой-то живой организм, человек или такое соз­данное им информационное устройство, как компьютер), меняет информационное состояние данной системы и в определённых случаях может оказаться стимулом (командой) к осуществлению каких-то операций или действий, к началу или завершению како­го-либо процесса. Например, переданное мною Вам сообщение о том, что завтра возможен сильный дождь, может побудить Вас, выходя завтра из дома в университет, захватить с собой зонтики. Иначе говоря, информация способна осуществлять функцию управления.

Понятие информации является центральным в кибернетике, где как раз и исследуются процессы управления с помощью пе­редаваемой информации. С точки зрения кибернетической можно говорить о передаче информации в живой и неживой природе, в человеческом обществе, в созданных человеком технических системах.

Всякий информационный процесс предполагает наличие следующих компонентов и отношений между ними: Отправи­тель сообщения —» Сообщение —> Получатель сообщения.

Сообщение не материально. Оно не может быть передано или воспринято непосредственно. Носителем сообщения высту­пает определённый физический сигнал.

Переход от сообщения к сигналу осуществляется в процессе кодирования. Переход от сигнала к сообщению — это процесс декодирования. Так, физическим носителем сообщения, переда­ваемого посредством речевого высказывания, является акустиче­ское событие (последовательность звуковых волн, подвергшаяся соответствующей модификации в том, что касается характери­стики их сегментов в отношении частоты, интенсивности, дли­тельности и тембра). При кодировании и декодировании исполь­зуются элементы соответствующего кода (в речевом общении эти функции выполняет языковая система, в состав которой вхо­дят компоненты прагматический и семантический, лексический, или словарный, или номинативный, синтаксический, морфологи­ческий и фонолого-фонетический). Этот код должны знать и от­правитель, и получатель.

В распоряжении отправителя должен иметься передатчик, с помощью которого производится кодирование и пересылка сиг­нала по каналу связи (например, по используемому в устном ре­чевом общении каналу, который можно назвать вокально-аудитивным). Получатель должен располагать приёмником, способным принимать соответствующий физический сигнал и обес­печивать его декодирование.

В речевом взаимодействии отправителем сообщения являет­ся говорящий. Его мозг и произносительные органы обеспечива­ют процесс кодирования сообщения и передачу физического сиг­нала, т.е. они функционируют в качестве передатчика. Получате­лем сообщения выступает слушающий. Восприятие им звукового сигнала и декодирование осуществляются приёмником, в состав которого входят органы слуха и мозг.

Сообщение характеризуется тем, что оно относится к какой-то теме (предмету). Предметом сообщения обычно является ото­бражаемое в сознании некое событие (сцена).

С учётом таких дополнений структура информационного процесса может быть представлена следующей схемой:








В этой схеме, правда, не указан такой компонент, как источ­ник шумов (в инженерно-математической теории коммуникации обязательно учитывается возможная деформация сигнала, веду­щая к определённой потере информации). С тем чтобы избежать потерь, к коду предъявляется требование определённой избы­точности. Естественные языки обычно характеризуются высокой избыточностью, позволяющей распознавать речевые сигналы с достаточной степенью надёжности. Так, в русском высказыва­нии Маленькая девочка горько плакала признак [+женский род (и пол)] кодируется четырежды: корневой морфемой дев-, окон­чанием существительного, окончанием -ая прилагательного, окончанием глагола.
Звуковой механизм речевой коммуникации

Речевая коммуникация представляет собой особый вид взаимодействия людей, который связан с передачей разнообразной информации, относящейся как к внешне­му, так и к внутреннему миру человека. От других спосо­бов передачи информации, например, с помощью жестов, мимики, речевая коммуникация отличается тем, что ис­пользует очень мощный и гибкий инструмент человеческо­го языка.

Коммуникативная функция языка базируется на его знаковой природе. Знаковые единицы языка, среди которых центральной является слово, имеют значение (означаемое) и звуковую форму (означающее). Означаемым слово обраще­но к миру понятий, а означающим — к миру произнесений и звучаний. Слова являются основным строительным мате­риалом речевых сообщений, и, как писал замечательный русский лингвист Л.В. Щерба, "некоторый их репертуар необходимо иметь в памяти для осуществления речи" .

Исходной формой речевой коммуникации является звучащая речь, в которой информация физически передает­ся от одного человека к другому в виде звуковых колебаний. Однако во всяком цивилизованном обществе используется и коммуникация с помощью письма. В письменной речи ин­формация физически воплощается в различных графических символах, обычно базирующихся на единицах звуковой фор­мы речи.

Письменная речь основывается на навыках письма и чтения, устная — на навыках произношения и звукового вос­приятия. Специфические для каждой формы коммуникации умения совмещаются в сознании человека с общими мысли­тельными и языковыми механизмами, которые позволяют формулировать и передавать информацию в процессе гово­рения и извлекать ее в процессе понимания речи. Навыки письменной и устной речи, будучи тесно связанными, обла­дают в то же время определенной автономностью. Поэтому возможны комбинации в их использовании: человек может читать вслух письменный текст с разной степенью проник­новения в его внутреннее содержание (разной глубиной по­нимания), может записывать звучащую речь, следуя прави­лам письменной речи, и т. д. (рис. 1.1).

Навыки общения с помощью звуков формируются у че­ловека в раннем детстве вместе с усвоением родного языка. Для этого не требуется, в отличие от письма и чтения, какое-либо специальное обучение. У взрослого человека навыки звукового общения настолько автоматизированы, что по­строение речевых высказываний и их понимание не вызыва­ет, как правило, никаких затруднений. При говорении нуж­ные слова как бы сами собой "выскакивают" из памяти, при­чем в нужной последовательности и форме, затем сами собой приводятся в движение речевые органы и возникают звуко­вые колебания. При восприятии и понимании происходит обратный процесс, в ходе которого слушающий производит реконструкцию высказывания, произнесенного говорящим.

Однако при попытке представить себе в деталях, какие задачи решают говорящий и слушающий, становится ясно, что эта простота кажущаяся: за ней скрываются весьма сложные языковые и внеязыковые явления.














Рассмотрим на упрощенном примере, что происходит в единичном акте звуковой коммуникации. Допустим, что вы вместе с собеседником рассматриваете книгу с рисунками, на которых изображены различные животные и птицы. Ваш собеседник, увидев изображение незнакомой для него пти­цы, спрашивает: "А это что за птица?", и вы ему отвечаете: "Это цапля". Что же скрывается за ответной репликой гово­рящего? И как реагирует на нее ваш собеседник — слушаю­щий?

Общая схема этой коммуникативной ситуации пред­ставлена на рис. 1.2 а, на котором условно изображены уча­стники коммуникации (говорящий и слушающий) и акусти­ческий сигнал, выполняющий роль связующего физическо­го звена в передаче информации от говорящего к слушаю щему. На рис. 1.2 б показаны основные этапы процессов го­ворения и понимания речи.

Говорящий вначале должен понять, что к нему обраща­ются с вопросом о наименовании птицы, изображенной на рисунке. В соответствии с этим он формулирует свою собст­венную коммуникативную задачу — сообщение о названии. Эта задача относится к этапу формирования коммуникатив­ной цели сообщения (1) на рис. 1.2 б.

Далее на лингвистическом этапе (2) говорящий обра­щается к своим языковым знаниям и строит языковое выра­жение, передающее нужную информацию. Для этого из сло­варя знаков извлекаются нужные слова в нужных граммати­ческих формах и выбирается определенный порядок их сле­дования. Конструируя языковое выражение, говорящий од­новременно строит его фонетическую форму. Для этого ис­пользуются означающие активированных языковых знаков и ряд фонетических правил. Полученную фонетическую стру­ктуру можно рассматривать как лингвистическую програм­му произнесения создаваемого речевого сообщения. О том, что представляет собой эта структура, будет сказано ниже, здесь же достаточно отразить ее с помощью обычной фоне­тической транскрипции, принятой для русского языка: [этъцапл'ъ].

На артикуляционном, или речепроизводящем, этапе (3) на основе построенной фонетической формы вырабаты­вается программа управления движениями речевых органов. Реализация двигательной программы приводит к образова­нию артикуляционного потока — совокупности координиро­ванных движений речевых органов, которые можно наблю­дать и фиксировать с помощью специальных инструментов. На рис. 1.2 б приведена запись активности различных арти-куляторов в реальном произнесении слова [цапл'ъ], осуще­ствленная с использованием специальной регистрирующей аппаратуры [Чистович и др. 1965].

Движения речевых органов ведут к возникновению определенных аэродинамических и акустических процессов, что, в конечном счете, создает акустический речевой сигнал, который и является результатом речевой деятельности гово­рящего (4). Речевой сигнал может быть легко зафиксирован с помощью различных электротехнических средств (микро­фона, магнитофона, компьютера).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории icon«Языкознание»
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconПрограмма модуля «Лексикология»
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное...
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconКраткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconИсследование ролевой структуры лидерства П. Берком. Сущность понятия...
Основные теории происхождения лидерства. Исследования К. Бэрда, Г. Джен зингса и др
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconРабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации»
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации». Автор-составитель – ст преподаватель, Кипрова Н. С
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconСеминара: Основные положения теории права
Изучить основные понятия теории права и сформировать понимание ценности права в обществе, получить представление о работе со справочными...
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconОсновы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconСтатья опубликована: Социальная коммуникация в современном мире....
Организация учебного взаимодействия с компьютерной системой типа “Data Mining“ в процессе изучения языка проблемной области ( на...
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconН. В. Войтик речевая коммуникация
Программа предназначена для студентов 2 курса эколого-географического факультета, обучающихся на одо и озо по специальности 100103....
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconРабочая программа основы теории первого иностранного языка направление: 035700 Лингвистика
Основы теории первого иностранного языка: рабочая программа / авт сост. Ю. П. Вышенская, М. Л. Малаховская, Э. В. Седых, Н. А. Трофимова....
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02. Основы теории изучаемого...
Автор: Учебная программа по предмету «Теоретическая грамматика» составлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconОсновные понятия теории вероятностей. Задание: выберите правильный...
Охватывают темы программы общей теории статистики по учебной дисциплине «Статистика»
Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconРабочая программа учебной дисциплин основы теории межкультурной коммуникации

Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории iconРоссийской федерации
В ходе изучения курса студенты приобретают знания об основных понятиях теории речевой коммуникации, о структуре национального языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск