Российской федерации







Скачать 350.01 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации10.03.2016
Размер350.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методической работе

___________________Елина Е.Г.

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины
Инновационная деятельность малых предприятий


Направление подготовки

222000 Инноватика


Профиль подготовки

Инновационная экономика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Саратов

2012

1. Цели освоения дисциплины

Целью курса является формирование у студентов системы знаний в сфере истории развития инноваций, ключевых факторов осуществления инноваций, поведения фирмы на рынке инноваций, создание и развитие инновационной компании, выбор инновационной стратегии фирмы.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

«Инновационная деятельность малых предприятий» входит в профессиональный цикл программы подготовки бакалавров, является дисциплиной по выбору и предлагается обучающимся для освоения в 8 семестре 4 курса.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В процессе изучения дисциплины студент будет обладать следующими компетенциями:


  • Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества (ОК-2);

  • Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • Способностью к работе в коллективе, способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-6);

  • Способностью использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом (ПК-2);

  • Способностью анализировать проект (инновацию) как объект управления (ПК-6)

  • Способностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов (ПК-9);

  • Способностью воспринимать (обобщать) научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12);

  • Способностью готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов (ПК-14);

  • Способностью применять методы анализа вариантов проектных конструкторских и технологических решений для выбора оптимального (ПК-18).


Основные цели учебного элемента:

• Рассмотреть типы инновационного конкурентного поведения фирм.

• Дать навыки определять расчетным путем фактическую результативность работы инновационных предприятий;

• Углубить познания о направлениях инновационной деятельности с помощью классификации новаций, инновационных процессов, нововведений;

• Дать навыки применения знаний о ценностном аспекте инноваций при обосновании инвестиций в инновационные процессы в условиях конкуренции;

  • Дать навыки оценки экономической эффективности инноваций;

• Познакомить с альтернативными путями инновационной деятельности, особенностями принятия решений при управлении инновациями.

  • Изложить особенности управления инновационными стратегиями развития предприятия.

  • Дать навыки классификации типов конкурентного инновационного поведения различных организаций.

  • Раскрыть приёмы инновационного менеджмента.

  • Показать роль инноваций в системе коммуникаций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • иметь системные представления:

  • о закономерностях развития и организации инновационного предприятия;

  • об основных концептуальных подходах к определению инноваций, модели инновационного процесса;

  • о стратегиях инновационного развития предприятия.

  • о различных аспектах деятельности предпринимателя от момента возникновения инновационной идеи до ее реализации и выхода из бизнеса.

  • знать:

  • основные понятия, термины и показатели развития инновационного предприятия;

  • типы инновационного развития и сценарии развития инновационного предприятия в России.

  • различные модели формирования и стратегического развития

предпринимательских и корпоративных структур.

  • уметь:

  • анализировать, систематизировать и обобщать информацию;

  • обосновывать выбор в инновационной деятельности субъектов экономики;

  • проводить сравнительный анализ основных показателей инновационного развития предприятия на основе показателей динамики;

  • исследовать основные факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия;

  • предвидеть перспективы долгосрочного технико-экономического развития, оказывать влияние на изменения фаз деловых циклов и уменьшать периоды спада производства, содействовать подъему деловой активности.

  • определить необходимые затраты для реализации инноваций, возможные источники финансирования,

  • оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

  • владеть:

  • навыками самостоятельного усвоения информации;

  • специальной терминологией и лексикой данной дисциплины

  • навыками формирования инновационных стратегий на основе оперативной информации;

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями в области инновационной экономики;

  • навыками системного анализа инновационной среды на макроуровне и моделей поведения инновационной компании в долгосрочном и краткосрочном периодах.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы 216 часов, в том числе 60 ч. самостоятельной работы студентов.



п./п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

____________________

Л С НИР СРС

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Основы развития инновационного предприятия







6

6

12

Тесты, разбор практических ситуаций

2

Организационные формы инновационной деятельности.







4

4

10

Эссе, тест

3

Инновационные стратегии и типы инновационного поведения фирм.







6

6

12

Кейс, тест

4.

Инновационный проект. Основные показатели эффективности инновационного проекта.







6

4

16

Практическая работа

5.

Управление инновационными преобразованиями.







6

6

20

Кейс, тест

6.

Инновации в системе коммуникаций.







4

6

20

Тесты, разбор практических ситуаций

7.

Приёмы инновационного менеджмента.







4

4

18

Кейс, тест




Итого:




216

36

36

108

Экзамен(36)


ТЕМА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Инициация как начальный этап инновационного процесса. Основные методы поиска идеи инновации. Продвижение и диффузия - конечный этап инновационного процесса. Жизненный цикл инноваций. Фазы инновационного процесса. Основные направления инновационной деятельности. Ресурсно- и научно-технический потенциал предприятия, требования рынка, особенности отраслевой принадлежности предприятия.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Формирование подразделений. Формы малого инновационного предпринимательства. Межфирменная научно-техническая кооперация. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров.

ТЕМА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ТИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ.

Понятие и виды инновационных стратегий. Особенности инновационных стратегий. Типы инновационного поведения фирм. Определение текущей позиции организации. Определение типа конкурентного поведения. Классификация типов конкурентного поведения. Методика идентификации.
ТЕМА 4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.

Финансовая (коммерческая) эффективность, бюджетная эффективность, народнохозяйственная экономическая эффективность, анализа инновационного проекта. Показатели потенциала предприятия. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии. Экономический эффект от внедрения инноваций на предприятия.

ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ.

Проектирование инновационных преобразований. Инновационные цели и инновационный потенциал организации. Инновационный климат. Инновационная позиция организации. Проектное управление инновациями. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга. Показатели инновационной деятельности. Внутренние и внешние рамочные условия инновационной деятельности предприятия.

ТЕМА 6. ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ.

Интернет - мобильные инновации XXI века. Новые рекламные технологии. Инновации и управление предприятием. Брендинг - новая технология.

ТЕМА 7. ПРИЁМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Сущность и содержание приёмов. Маркетинговый приём. Инжиниринг инноваций. Реинжиниринг инноваций. Бенчмаркинг. Бренд - стратегия инноваций. Фронтирование рынка. Мэрджер.

5. Образовательные технологии:

Освоение дисциплины предполагает:

- проведение интерактивных лекционных занятий,

- работу студентов на семинарах,

- работу в малых группах, обсуждение практических ситуаций и проблем,

- выполнение специальных заданий в виде тестов, решения задач;

-интерактивные бизнесс-игры: Business Tycoon Online - браузерный бизнес симулятор. Экономическая бизнес-игра Виртономика 1.1 с помощью которых в условиях реального времени обучающиеся могут организовать свой бизнес и попытаться его развивать в различных ситуациях развития экономики.

Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство преподавателя.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Темы эссе

  1. Характеристика субъектов инновационного процесса.

  2. Роль предпринимателя в инновационном процессе по Й. Шумпетеру.

  3. Предприниматели-инноваторы и предприниматели-консерваторы.

  4. Эпохальные и базисные инновации.

  5. Концепция технологических укладов и ее роль в теории инноваций.

  6. Модели инновационного процесса в компании.

  7. Линейная и интерактивная модели инноваций.

  8. Условия и факторы осуществления инноваций.

  9. Формирование инновационного потенциала и его структура.

  10. Концепция, структура и принципиальные положения национальных инновационных систем.

  11. Взаимосвязи государства, науки и бизнеса в современном инновационном процессе.

  12. Формирование инновационной инфраструктуры.

  13. Понятие технопарка, бизнес-инкубатора, инновационно-технологического центра, технополиса, их основные функции.

  14. Сущность государственной инновационной политики: концепции, задачи и инструменты.

  15. Структура бизнес-плана инновационного проекта.

  16. Классификация инновационно активных компаний.

  17. Малое и среднее предпринимательство в РФ.

  18. Малые инновационные предприятия.

  19. Крупный бизнес в РФ (критерии, формы).

  20. Инновационная активность крупных компаний.

  21. Классификация объектов интеллектуальной собственности.

  22. Объекты и субъекты патентования: критерии патентоспособности.

  23. Коммерческая тайна и ноу-хау: преимущества и недостатки.

  24. Особенности рынков инновационных продуктов/ услуг.

  25. Жизненный цикл принятия технологий.

  26. Основные группы потребителей на рынке инновационных продуктов/ услуг.

  27. Особенности поведения основных групп потребителей на рынке инновационных продуктов/ услуг.

  28. Факторы конкуренции на рынке инновационных продуктов/ услуг.

  29. Доступные источники финансирования инновационных компаний на различных стадиях жизненного цикла.

  30. Виды стоимости инновационной компании. До-и постинвестиционная стоимость компании.

  31. Подходы к формированию уставного капитала инновационной компании с помощью обыкновенных и привилегированных акций.

  32. Особенности "бизнес-ангельского" инвестирования.

  33. Особенности инвестирования венчурными фондами.

  34. Стратегии выхода из венчурных инвестиций.

  35. Бизнес-модели управления инновациями: сущность и характерные особенности

  36. Сущность коммерческой эффективности проекта и методология ее оценки.

  37. Методы расчета ожидаемого возврата на инновации.

  38. Препятствия развития инновационной экономики, пути решения.

  39. Риски и преимущества, стратегия и тактика инновационного бизнеса.

  40. Коммерционализация технологий, оборудования, систем эффективного управления инновационных компаний.

  41. Распространение инновационных технологий.

  42. Развитие основ инновационного сотрудничества, схемы и формы сотрудничества с соблюдением баланса интересов участвующих сторон.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск