Скачать 68.91 Kb.
|
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область » , г. Усть–Илимск . МАОУ «СОШ №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который затормозит экономический рост страны. Это отмечают ректора крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне. «Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы еще говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры» (Путин В.В.). На данном этапе задача всей образовательной системы — из обычного школьника воспитать, сформировать хорошего инженера, конкурентоспособного работника, свободную и творческую личность. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, что является актуальным направлением в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения. «Хороший инженер должен состоять из четырёх частей: на 25% — быть теоретиком; на 25% — художником, на 25% — экспериментатором и на 25% он должен быть изобретателем» ( П.Л.Капица). Это высказывание известного академика, ученого - физика, позволяет говорить о том, что знания, воображение, эксперимент и изобретение - едины в цепочке выстраивания учебной деятельности ученика, будущая профессия которого - инженер, конструктор, программист, ученый. Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения. Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учеников, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов. Метод проектов - это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Работа по методу проекта требует выполнение основных этапов проектной деятельности: подготовительный, проектировочный, практический, аналитический, контрольно-коррекционный и заключительный. Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей, как по характеру результата, так и по форме. Перечень возможных выходов проектной деятельности:Web-сайт, видеофильм, видеоклип, выставка, макет, модель, оформление кабинета, сказка, экскурсия и др. В течение нескольких лет мы с учениками работали над различными видами проектами: - практико - ориентированными, нацеленными на социальные интересы самих участников проекта, где продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Один из таких проектов – это создание учебных пособий для кабинета информатики и создание кабинета-музея. Работая над этим проектом, мне важно было оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему; - исследовательскими, которые по структуре напоминают подлинно научное исследование, включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. В течение нескольких лет мы представляли такие проекты на городских научно-практических, исследовательских конференциях, инженерных выставках и Дне изобретателя: «3D - монитор», «USB - микроскоп», «Картофелечистка», «Электровелосипед», «ЖК - проектор», «Нагревайка» и другие. - творческими, предполагающими максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Пример такого проекта – создание видеофильмов, сказок, презентаций, которые ежегодно представляются на городских конкурсах по компьютерной графике и программированию. По количеству участников проекты были: личностные, парные, групповые. По продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные. В совместной деятельности над проектами, я из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по моему мнению, они должны знать, превращаюсь в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Как именно учителю предстоит создавать условия для развития обучающихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит прожить педагогу в ходе руководства проектом: энтузиаст (повышает мотивацию обучающихся поддерживает, поощряет и направляет их в сторону достижения цели), консультант и координатор всего группового процесса, эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта), специалист, руководитель, «человек, который задает вопросы». Система наших совместных с обучающимися действий на разных стадиях работы над проектом такова: выбор темы проекта, где я отбираю возможные темы и предлагаю их обучающимся, они обсуждают и принимают решение, выделение подтем, определение форм выражения итогов проектной деятельности, разработка проекта, в ходе которой я консультирую, координирую работу обучающихся, стимулируя их деятельность, оформление результатов, презентация, когда организуется экспертиза , где обучающиеся докладывают о результатах своей работы, привлекая других учеников, учителей или родителей, публичное представление на городском мероприятии, рефлексия.Деятельность по реализации того или иного проекта позволяет обучающимся почувствовать себя исследователями, конструкторами и изобретателями технических устройств, способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение школьников в научно-техническое творчество. Работа над проектом требует системности , правильного планирования работы, предполагает сотрудничество с другими учителями и родителями. Добиться положительных результатов помогает выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Каких результатов мы достигли за последние 3 года, кроме, непосредственно создания самой образовательной среды? Это личностный рост каждого ученика, занятого в проектно- исследовательской деятельности, это призовые места на городских конкурсах, научно-практических конференциях, инженерных выставках, днях изобретателя. В 2012 году ученик 10 класса Герасимов Дмитрий, неоднократный победитель и призер мероприятий школьного, муниципального и регионального уровней, стал победителем премии губернатора Иркутской области. Стоит также отметить, что среди выпускников школы есть те, кто выбрали дальнейшее обучение в высших учебных заведениях по инженерным специальностям и в будущем станут инженерами, программистами, конструкторами. |
«Тайна пляшущих человечков». Шерлок Холмс и шифр простой замены Новикова Светлана Игоревна, учитель моу сош №9 г. Усть-Кут Иркутская область | Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | ||
Восстание Спартака ... | Доклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской... Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль и место преподавателя в системе Россикого образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль и место преподавателя в системе Российского образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль и место преподавателя в системе Российского образования : материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной... | 1 Научно практическая конференция является образовательным событием,... Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок проведения научно – практической конференции «Ломоносовские чтения» далее –... | ||
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной... Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой... | Иркутская область Российская федерация иркутская область администрация муниципального образования «Жигаловский район» постановление | ||
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии | Общие методические указания для учителя по использованию проектной... Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы» | ||
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на... Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Битюкова Галина Анатольевна, учитель информатики высшей категории. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... | ||
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Смирнова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Усть-Илимск, школа №11 |