Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся





Скачать 68.91 Kb.
НазваниеФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Дата публикации01.09.2013
Размер68.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Ф. А. Пищалев, учитель информатики,

Иркутская область » , г. Усть–Илимск .

МАОУ «СОШ №5».
Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который затормозит экономический рост страны. Это отмечают ректора крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне. «Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы еще говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры» (Путин В.В.).

На данном этапе задача всей образовательной системы — из обычного школьника воспитать, сформировать хорошего инженера, конкурентоспособного работника, свободную и творческую личность. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, что является актуальным направлением в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.

«Хороший инженер должен состоять из четырёх частей: на 25% — быть теоретиком; на 25% — художником, на 25% — экспериментатором и на 25% он должен быть изобретателем» ( П.Л.Капица). Это высказывание известного академика, ученого - физика, позволяет говорить о том, что знания, воображение, эксперимент и изобретение - едины в цепочке выстраивания учебной деятельности ученика, будущая профессия которого - инженер, конструктор, программист, ученый.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения. Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учеников, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов.

Метод проектов - это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Работа по методу проекта требует выполнение основных этапов проектной деятельности: подготовительный, проектировочный, практический, аналитический, контрольно-коррекционный и заключительный. Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей, как по характеру результата, так и по форме. Перечень возможных выходов проектной деятельности:Web-сайт, видеофильм, видеоклип, выставка, макет, модель, оформление кабинета, сказка, экскурсия и др.

В течение нескольких лет мы с учениками работали над различными видами проектами:

- практико - ориентированными, нацеленными на социальные интересы самих участников проекта, где продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Один из таких проектов – это создание учебных пособий для кабинета информатики и создание кабинета-музея. Работая над этим проектом, мне важно было оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему;

- исследовательскими, которые по структуре напоминают подлинно научное исследование, включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. В течение нескольких лет мы представляли такие проекты на городских научно-практических, исследовательских конференциях, инженерных выставках и Дне изобретателя: «3D - монитор», «USB - микроскоп», «Картофелечистка», «Электровелосипед», «ЖК - проектор», «Нагревайка» и другие.

- творческими, предполагающими максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Пример такого проекта – создание видеофильмов, сказок, презентаций, которые ежегодно представляются на городских конкурсах по компьютерной графике и программированию.

По количеству участников проекты были: личностные, парные, групповые.

По продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные.

В совместной деятельности над проектами, я из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по моему мнению, они должны знать, превращаюсь в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Как именно учителю предстоит создавать условия для развития обучающихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит прожить педагогу в ходе руководства проектом: энтузиаст (повышает мотивацию обучающихся поддерживает, поощряет и направляет их в сторону достижения цели), консультант и координатор всего группового процесса, эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта), специалист, руководитель, «человек, который задает вопросы».

Система наших совместных с обучающимися действий на разных стадиях работы над проектом такова: выбор темы проекта, где я отбираю возможные темы и предлагаю их обучающимся, они обсуждают и принимают решение, выделение подтем, определение форм выражения итогов проектной деятельности, разработка проекта, в ходе которой я консультирую, координирую работу обучающихся, стимулируя их деятельность, оформление результатов, презентация, когда организуется экспертиза , где обучающиеся докладывают о результатах своей работы, привлекая других учеников, учителей или родителей, публичное представление на городском мероприятии, рефлексия.


Деятельность по реализации того или иного проекта позволяет обучающимся почувствовать себя исследователями, конструкторами и изобретателями технических устройств, способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение школьников в научно-техническое творчество.

Работа над проектом требует системности , правильного планирования работы, предполагает сотрудничество с другими учителями и родителями. Добиться положительных результатов помогает выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Каких результатов мы достигли за последние 3 года, кроме, непосредственно создания самой образовательной среды? Это личностный рост каждого ученика, занятого в проектно- исследовательской деятельности, это призовые места на городских конкурсах, научно-практических конференциях, инженерных выставках, днях изобретателя. В 2012 году ученик 10 класса Герасимов Дмитрий, неоднократный победитель и призер мероприятий школьного, муниципального и регионального уровней, стал победителем премии губернатора Иркутской области.

Стоит также отметить, что среди выпускников школы есть те, кто выбрали дальнейшее обучение в высших учебных заведениях по инженерным специальностям и в будущем станут инженерами, программистами, конструкторами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся icon«Тайна пляшущих человечков». Шерлок Холмс и шифр простой замены
Новикова Светлана Игоревна, учитель моу сош №9 г. Усть-Кут Иркутская область
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconВосстание Спартака
...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль и место преподавателя в системе Россикого образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль и место преподавателя в системе Российского образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль и место преподавателя в системе Российского образования : материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся icon1 Научно практическая конференция является образовательным событием,...
Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок проведения научно – практической конференции «Ломоносовские чтения» далее –...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconСамостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной...
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconИркутская область
Российская федерация иркутская область администрация муниципального образования «Жигаловский район» постановление
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconОрганизация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии

Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся icon«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на...
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Битюкова Галина Анатольевна, учитель информатики высшей категории. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5». Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Смирнова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Усть-Илимск, школа №11


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск