Частное учреждение Центр образования «Личность»
ЮВАО г. Москвы
«Утверждаю» Протокол № Педсовета от ____201_ г.
Директор ЧУ ЦО «Личность»:
_______________(Леонова Ю.А.)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
5 - 9 классы
Учитель-логопед
Чекменева Екатерина Сергеевна
Москва 2012
Программа коррекционно-развивающей работы основной школы
Программа коррекционно-развивающей работы (далее - Программа) в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Развитие и исправление речи учащихся школы является составной частью комплексного воздействия на детей, имеющих проблемы в речи и речевом общении. Коррекция речевых нарушений осуществляется на логопедических занятиях логопедами школы.
Цель: оказание помощи обучающимся основной школы, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных качеств.
Задачи:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи у школьников;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися образовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей учащихся.
Принципы реализации программы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) классы.
Принцип учёта индивидуальных особенностей. Всем детям определённого возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребёнка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребёнка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
Принцип деятельностного подхода. Данный принцип задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребёнка.
Принцип педагогической экологии (Р. В. Овчарова).Этот принцип заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребёнком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нём сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающимся.
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Условия реализации программы
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Коррекционная работа с детьми подросткового возраста (11-15 лет) строится с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся. Речевые нарушения учащихся являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах при переходе из начальной школы в основную — в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.
Рассматривая логопедическую работу в динамике, можно сделать вывод, что нарушения речи у детей с речевой недостаточностью характеризуется стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
При правильной организации и проведении коррекционной и пропедевтической работы учитель - логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладеть школьными знаниями.
Поэтому правильное использование на всех этапах коррекционной работы наглядно-дидактического, раздаточных материалов, таблиц, речевых игр, компьютерных развивающих программ способствуют повышению результативности логопедического воздействия в основной школе.
В целях перехода к личностно ориентированной модели образования в основной школе разрабатываются и обосновываются содержание и методы личностно ориентированного воспитания и обучения, внедряются программы, направленные на организацию и проведение профилактической, диагностической, развивающей и коррекционной работы с личностью обучающегося.
Учитывая, что одним из объективных факторов, влияющих на личностное развитие ребенка, является среда, содержанием которой выступают: предметно-пространственное окружение, информационное окружение, социально-поведенческое окружение, становится очевидной необходимость создания таких условий, от которых зависит это развитие.
Особых усилий логопеда требует работа с детьми, имеющими нарушение чтения и письма. С каждым годом количество таких детей увеличивается.
Коррекционная работа с ними строится с учетом всех имеющихся нарушений, что в свою очередь требует максимального использования на логопедических занятиях разнообразных приемов, технологий, наглядности и методических пособий. Логопедическая работа проводится в форме индивидуальных занятий с обучающимися и как неотъемлемая часть воспитательной работы в классах.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
Пальчиковая гимнастика (упражнения на развитие моторики пальцев рук);
Постановка звуков;
Автоматизация звуков в речи;
Дифференциация звуков в речи;
Обогащение словарного запаса;
Закрепление знаний, полученных детьми на логопедических занятиях;
Работа над дисграфией и дислексией.
Программно методическое обеспечение: В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). М.: Когито-Центр. Представленные в данном письме методические рекомендации по организации, планированию и содержанию логопедических занятий с основным контингентом учащихся, отражают базовые направления коррекционного обучения учащихся, страдающих различными нарушениями устной и письменной речи. 2. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. — М, 1997 3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб.: Стройлеспечать, 1995. В книге изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей дошкольного возраста. 4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2004. Книга посвящена вопросам профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста и и содержит конкретные методические рекомендации. В книге содержится специально подобранный для этой цели речевой материал, рассчитанный на преодоление наиболее трудно поддающейся устранению аграмматической дисграфии у школьников. 5. Коррекция нарушений письменной речи /Под ред. Н.Н. .Яковлевой - СПб., 2004. В пособии предпринята попытка представить систему работы по коррекции нарушений письменной речи. В пособие включены программы, тематическое планирование коррекции дисграфии, дизор-фографии, дислексии, профилактики нарушения письменной речи, разработанные учителями-логопедами Санкт-Петербурга, а также методические рекомендации к планированию, конспекты логопедических занятий по отдельным темам.
6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - СПб.: 1995. 7. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995. 8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. В книге дана характеристика речевых расстройств у умственно отсталых дошкольников, освещена методика коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, чтения и письма, а также приведены конспекты логопедических занятий.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. В пособии представлены материалы по организации процедуры обследования проявлений языково-речевой недостаточности как целостного процесса с учетом его многовариантности, при этом особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи детей различного возраста.
10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: Владос, 2013. В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, слова.
11. Ахутина Т., Фотекова Т.: Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Айрис-Пресс,2007. В пособии предлагается методика, позволяющая качественно оценить речевое развитие учащихся младших и старших классов и сочетающая традиционные логопедические приемы с нейропсихологическими методами обследования речи.
12. Пережогин Л.О.: Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция. М.: Сфера, 2005. Книга посвящена группе часто встречающихся в практике состояний детей, характеризующихся сохранностью интеллекта, однако приводящих к низкой школьной успеваемости.
Кадровое обеспечение: Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды, педагоги психологи, и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально техническое обеспечение:
Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении.
№
| Наименование
|
| ТСО
| 1.
| Монитор
| 2.
| Мышка
| 3.
| Клавиатура
| 4.
| Системный блок
|
| Мебель
| 1.
| - зеркало настенное
| 2.
| - зеркала для индивидуальной работы;
| 3.
| - логопедические зонды, шпатели;
| 4.
| - часы (механические, песочные);
| 5.
| - шкаф для хранения пособий;
| 6.
| - стол для детей
| 7.
| - детские стулья (1 штука);
| 8.
| - стол, стул для работы логопеда с документацией, проведения индивидуальной консультации родителей.
| 9.
| -доска магнитная
| 10.
| -раковина
|
| Методическая литература
| 1.
| Айсмонтас Бронюс «Психология и педагогика (альбом схем) Москва 1996
| 2.
| Е.С. Анищенкова «Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей» Москва «Астрель» 2011
| 3.
| Е.Е. Баранова, О.К. Разумовская «Как научить вашего ребенка читать» Москва «Грамотей» 2002
| 4.
| О.В. Егорова «Звуки Т,Ть, Д, Дь» Москва «Гном» 2012
| 5.
| О.В. Егорова «Звуки М, Мь, Н, Нь»» Москва «Гном» 2012
| 6.
| О.В. Егорова «Звуки П, Пь, Б, Бь»» Москва «Гном» 2012
| 7.
| Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал по коррекции письменной речи в 2 частях»
| 8.
| Н.С. Жукова «Букварь» Москва «Эксмо» 2006
| 9.
| Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко «Занимательные упражнения по развитию речи» Москва «Астрель» 2001
| 10.
| В.В.Коноваленко ,С.В.Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь у детей 5-7 лет» №8.
Москва «Гном» 2011
| 11.
| В.В.Коноваленко ,С.В.Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет» №7.
Москва «Гном» 2011
| 12.
| В.В.Коноваленко ,С.В.Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет» №1.Москва «Гном и Д» 2009
| 13.
| В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
«Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет» №3.Москва «Гном» 2011
| 14.
| В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко
«Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет» №5.Москва «Гном» 2011
| 15.
| В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко
«Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль у детей 5-7 лет» №6.Москва «Гном и Д» 2009
| 16.
| В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко
«Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков Сь, Зь у детей 5-7 лет» №2.Москва «Гном» 2011
| 17.
| Л.М. Козырева «Знакомимся с гласными звуками» Ярославль «Академия развития», 2002
| 18.
| Л.М. Козырева «Тайны твердых и мягких согласных» Ярославль, Академия развития, 2006
| 19.
| Л.М. Козырева «Секреты прилагательных и тайны глаголов» Ярославль, Академия развития, 2006
| 20.
| Л.М. Козырева «Читаем и играем» Ярославль, Академия развития, 2006
| 21.
| Л.М. Козырева «Как образуются слова» Ярославль, Академия развития, 2006
| 22.
| Л.М. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет» - Ярославль, Академия развития, 2007
|
| Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998.
| 23.
| В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ «Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников» Москва 1994
| 24.
| Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Москва, Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова ОНИКС, 2011
| 25.
| Н.В. Нищева «Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010
| 26.
| Л.С. Садовникова «Ваш ребенок начинает говорить» Санкт-Петербург «Тритон» 1996
| 26.
| Е.Н. Спивак «Звуки С, Сь, З, Зь, Ц» Москва «Гном» 2011
| 27.
| Е.Н. Спивак «Звуки Ш, Ж, Щ, Ч» Москва «Гном» 2011
| 28.
| Е.Н. Спивак «Звуки Л,Ль, Р, Рь» Москва «Гном» 2011
|
| Картотеки
| 1.
| - словесных игр, игровых упражнений;
| 2.
| - пальчиковых игр;
| 3.
| - игр на развитие коммуникативных способностей;
| 4.
| - стихотворений;
| 5.
| - потешек;
| 6.
| - загадок;
| 7.
| - чисто- и скороговорок
| 8.
| - текстов на автоматизацию поставленного звука (в слоге, слове, фразе, предложении, тексте);
|
| Игры
| 1.
| Игра «Что к чему?»
| 2.
| Игра «Составь и прочитай»
| 3.
| Игры-шнурорвки
| 4.
| Игра «Учись считать»
| 5.
| Игра сказки («Теремок», «Курочка ряба» и т.д.)
|
| Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие:
|
| - мышления; - разных видов памяти; - разных видов внимания; - воображения и фантазии; - зрительного восприятия; - тонкой (мелкой) моторики рук; - физиологического (диафрагмального) дыхания; - звукопроизношения;
- по обучению грамоте; - на предупреждение дисграфии; - на предупреждение дислексии; - на формирование лексики; - на формирование грамматического строя речи; - на формирование связной речи;
|
Результатом реализации программы: - комфортная развивающая образовательная среда;
- выявление имеющихся отклонений в реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- преемственность по отношению к начальному общему образованию и учет особенностей организации основного общего образования;
- информационно-методический набор образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых при использованию при обучении детей с ОВЗ;
- способствовать достижению результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ;
- умение адаптироваться к различным условиям общения;
- преодоление индивидуальные коммуникативные затруднения;
|
| |