Организационная информация
|
Тема урока
| Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.
|
Предмет
| Информатика и ИКТ
|
Класс
| 8
|
Автор/ы урока
(ФИО, должность)
| Боглаенкова Анна Алексеевна, учитель информатики
|
Образовательное учреждение
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 г.Орла
|
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
| Орловская область
|
Республика/край
|
|
Город/поселение
| город Орел
|
Методическая информация
|
Тип урока (мероприятия, занятия)
| комбинированный
|
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
|
Образовательные:
создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмических конструкциях следование, ветвление, повторение Развивающие:
развитие логического мышления, умения анализировать информацию. Воспитательные:
воспитание самостоятельности, внимательности;
воспитание положительного отношения к труду;
формирование интереса к процессу обучения.
|
Задачи урока (мероприятия, занятия)
|
обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма;
закрепить у учащихся умение выполнять простейшие алгоритмы, записанные на естественном языке;
познакомить учащихся с базовыми алгоритмическими конструкциями (следование, ветвление, повторение);
научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
|
В ходе урока используются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная
Данные формы организации учебной деятельности учащихся реализуются посредством применения таких методов, как самостоятельная работа учащихся (компьютерное тестирование); лекция, сопровождающаяся наглядным материалом (изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации); упражнения на закрепления изученного материала.
|
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
| 45 минут
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
|
При проведении компьютерного тестирования выполняется проверка знаний учащихся о свойствах алгоритма и его исполнителях, умений работать с простейшими алгоритмами, записанными на естественном языке.
|
Необходимое оборудование и материалы
| компьютер и проектор для демонстрации мультимедийной презентации;
компьютеры для проведения тестирования учащихся.
|
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
|
|
Список учебной и дополнительной литературы
|
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
|
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
|
I. Организационный момент
|
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
|
II. Постановка цели занятия перед учащимися.
|
- На предыдущем уроке мы познакомились с понятием алгоритма, а также его свойствами, узнали кто может являться исполнителем алгоритма, рассмотрели примеры алгоритмов.
Сегодня мы с помощью компьютерного тестирования проверим, насколько вы хорошо усвоили данный материал, а затем приступим к изучению новой темы.
|
III. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
|
Учащиеся выполняют компьютерное тестирование на знание и понимание материала, усвоенного на предыдущем уроке. Учитель выставляет в журнал отметки, полученные учащимися, и вместе с ними анализирует ошибки, допущенные при выполнении данного задания.
|
IV. Изучение нового материала.
|
Учащиеся записывают тему урока, оформляют конспект в тетрадях. Каждый человек в повседневной жизни решает огромное количество задач. Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов и может быть представлено в виде алгоритма. В настоящее время существует всего три базовых алгоритмических конструкции:
следование (линейный алгоритм);
ветвление (разветвляющийся алгоритм);
повторение (циклический алгоритм).
Алгоритмическая конструкция следование
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным (рис. 1).
Пример линейного алгоритма: Приготовление салата
Алгоритмическая конструкция ветвление
В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки: если идет дождь, мы берем зонт; если жарко, надеваем легкую одежду.
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой). Различают полные (рис. 3) и неполные (рис. 5) ветвления. В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.
Пример неполного ветвления: Сборы на прогулку
В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие1, в противном случае будет выполнено действие2.
Пример полного ветвления: Является ли четным число?
Алгоритмическая конструкция повторение
Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз.
Например, если надо подсчитать, сколько раз буква "о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой задачи исполнить ее человеку трудно (особенно если текст довольно большой), а для компьютера это работа на несколько секунд. Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока выполняется заданное условие. Группу повторяющихся действий называют телом цикла. Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать 2 круга на стадионе. Циклы позволяют записать длинные последовательности действий с помощью небольшого числа повторяющихся команд. Ситуацию, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Различают три вида циклических алгоритмов:
цикл с предусловием;
цикл с постусловием;
цикл с параметром.
Цикл с предусловием
Работа цикла с предусловием начинается с проверки условия. Переход к выполнению тела цикла осуществляется только в том случае, если условие истинно, в противном случае происходит выход из цикла.
Пример цикла с предусловием: Ремонт
Цикл с постусловием
Работа цикла с постусловием начинается с выполнения тела цикла. Таким образом, оно будет реализовано хотя бы один раз. После этого происходит проверка условия. Если условие не выполняется, то происходит возврат к выполнению действий. Если условие истинно, то осуществляется выход из цикла.
Пример цикла с постусловием: Стирка
Цикл с параметром
Цикл с параметром (или цикл со счетчиком) - это цикл с заранее известным числом повторов.
Тело цикла выполняется заданное количество раз.
Пример цикла с параметром: Пришиваем пуговицы
|
V. Закрепление изученного материала.
|
Задание
Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме: 1)
Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. 2)
Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3)
Ответ: Покуда есть хлеб да вода, всё не беда. 4)
Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.
|
VI. Подведение итогов урока.
|
– Сегодня на уроке мы познакомились с тремя основными алгоритмическими конструкциями. Назовите их.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение). – Какие существуют виды ветвлений? (полные и неполные) – Какие существуют виды циклических алгоритмов? (циклы с предусловием, с постусловием и с параметром)
|
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
|
– На столах у вас лежат карточки.
Заполните их, продолжив фразы:
На уроке я узнал…
Мне было трудно…
Было интересно…
Я хотел бы…
|
Домашнее задание
|
§ 34, § 36,
выучить конспект в тетради,
выполнить задание по карточке
|
В помощь учителю
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
|
Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися и в случае необходимости помогать справиться с трудным заданием. Реализовать данную задачу позволяют представленные мультимедийные продукты (компьютерное тестирование и презентация).
|