Программа курса Стандарт 100400 «Туризм»





НазваниеПрограмма курса Стандарт 100400 «Туризм»
страница1/3
Дата публикации19.09.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Информатика > Программа курса
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Исторический факультет

Кафедра документационного и информационного обеспечения управления

Информационные ресурсы

Программа курса
Стандарт 100400 – «Туризм»

Екатеринбург

2010


Утверждаю

Проректор

____________ С.А. Рогожин

(подпись)

__________

(дата)

Программа дисциплины «Информационные ресурсы» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
Бакалавра по направлению Стандарт 100400 – «Туризм» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины 144 часа,

в том числе:

Лекций - 18

Практических - 18

Контрольные мероприятия:

В соответствии с графиком проведения практических занятий

Составитель

Килин А.П. – канд. ист. наук, доцент кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры документационного и информационного обеспечения управления

от 15 февраля 2010 г. № 1.
© Уральский государственный университет, 2010

© Килин А.П., 2010
ВВЕДЕНИЕ
Всё явственнее проступающие черты информационного общества требуют при подготовке специалистов самого разнообразного профиля больше внимание уделять работе с информацией. Их непосредственной задачей является умение ориентироваться в многообразии информационных проблем, подвергать анализу информационные потоки, подготавливать информационные продукты, продвигать их на информационный рынок, соблюдая существующие правовые нормы. Направление «Туризм», которое успешно развивается на историческом факультете, по моему мнению, вполне вписывается в эту концепцию, т.к. ориентировано на подготовке специалистов в сервисной деятельности, основная задача которых является «информационное сопровождение» клиента, предоставление ему наиболее полной, актуальной и достоверной информации по интересующему его вопросу, той, которую он не может или не хочет найти самостоятельно в глубинах Интернета.

Парадокс современной ситуации состоит в том, что с ростом объема информации, уровень знаний падает. По объективным причинам такой большой объем информации человеческое сознание просто не в состоянии «переварить». Отсюда резко возрастает роль специалистов, которые призваны обрабатывать информацию и предоставлять её в виде качественного информационного продукта либо для рядового пользователя, либо для «лица принимающего решение». В информационном обществе самым ценным ресурсов является время, которое уже традиционно закрепилось в рыночной нише под вывеской «дефицит». В данной ситуации просто расточительно тратить свое время на некачественную, устаревшую, «несвежую», а порой и откровенно вредную информацию. Именно поэтому такое большое внимание уделяется выработке навыков классификации, качественной оценки информационных ресурсов, которые необходимо будет использовать не только в своей профессиональной деятельности, но и непосредственно в процессе обучения в университете.

В рамках курса «Информационные ресурсы», предлагается рассмотреть следующие темы: проблемы становление информационного общества в РФ; информационные ресурсы: понятие, состав и свойства; принципы классификация информационных ресурсов; электронные информационные ресурсы; отраслевые информационные ресурсы (в том числе в образовательной сфере, в сфере туризма и гостеприимства); правовое регулирование отношений в информационной сфере.

Последняя тема является, на наш взгляд, особенно актуальной. Так как информационная культура современного образованного человека непосредственно связана с его правовой культурой. Проблемы правовой неграмотности «всплывают» и в ходе обучения, в частности, при написании курсовых и дипломных работ. Неоднократно приходится акцентировать внимание на отличие понятий «компиляция» и «плагиат». Наличие ссылок на использованную литературу, это не столько формальность, сколько показатель общей информационной культуры историка, свидетельство знания и соблюдения им правовых, этических норм. Особое внимание в последнее время привлекает проблема использования студентами информации распространяемой при помощи глобальных компьютерных сетей, которая может быть решена при соблюдении норм авторского права. В связи с этим в курсе предусмотрена тема, посвященная правовому регулированию сети Интернет.

Курс рассчитан на 144 часа, из которых 18 часов лекции, 18 семинары и 108 часов – самостоятельная работа студентов. Самостоятельная, значит не только индивидуальная и автономная, но и требующая креативности и высокого уровня самоорганизации. Лишь при таком условии этого объема часов будет достаточно для выполнения самостоятельных работ, проведения маркетинговых исследований и подготовки к семинарам.
Цели (задачи) дисциплины:

Изучить основные характеристики и принципы классификации информационных ресурсов; основы правового регулирования информационной сферой общества; научиться ориентироваться во всем многообразии имеющихся информационных продуктов, в частности, отраслевых информационных ресурсах, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, уметь оценивать и использовать информационные ресурсы в своих целях; владеть технологиями создания информационных ресурсов и оказания информационных услуг в своей профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • терминологию, характеризующую информационные ресурсы;

  • сегментацию и тенденции развития мирового рынка информационной продукции и услуг;

  • существующую классификацию информационных ресурсов;

  • состав, структуру и закономерности развития современных документных ресурсов, электронных информационных ресурсов;

  • состав и возможности доступа к глобальным информационным ресурсам;

  • особенности информационных ресурсов отраслевых комплексов;

  • принципы правового регулирования отношений в информационной сфере

  • принципы функционирования информационного рынка


уметь:

  • грамотно и убедительно излагать свои мысли по проблематике курса

  • определять тип, свойства, состав информационных ресурсов, классифицировать ресурсы по различным признакам и соотносить их с информационными потребностями различных категорий пользователей;

  • ориентироваться в глобальных информационных ресурсах и осуществлять доступ к ним;

  • пользоваться различными информационными ресурсами РФ;

  • создавать и использовать внутренние информационные ресурсы учреждений и организаций, формировать информационную базу в информационно-аналитической службе;

  • использовать действующую нормативно-правовую базу для решения проблем в информационной сфере, в рамках своей профессиональной деятельности;

  • оценивать качество и полноту локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих информационную деятельность в организации.


владеть:

  • навыками использования различных информационных ресурсов;

  • навыками качественной оценки информационных ресурсов, в связи с потребностями пользователей, организации;

  • информационного взаимодействия с глобальными и локальными информационными ресурсами;

  • приемами разрешения информационных споров, определения правового статуса субъектов и правового режима информационных ресурсов;

  • приемами анализа информационных ресурсов, выступать постановщиком задач при разработке информационных систем

  • основами информационной культуры

Содержание дисциплины по темам

п/п

Наименование темы дисциплины

Содержание темы



Проблемы становление информационного общества в РФ.

Концепции информационного общества. Определение «информационного общества». Различные аспекты определения: технологическое, экономическое, связанное со сферой занятости, пространственное, культурное. Проблемы формирования единого информационного пространства (глобального, национального, регионального, локального). Понятие «электронно-цифровой разрыв». Правовые и организационные основы государственной политики в информационной сфере. Программы, концепции развития и система мониторинга информационных ресурсов в РФ. Концепция «электронного правительства» и «сервисного государства». Информационная деятельность. Место и роль информационно-аналитических подразделений в структуре организации, их цели и задачи.



Информационные ресурсы: понятие, состав и свойства

Характеристика основных понятий. Состав информационных ресурсов. Понятия «информация», «документ», «документный поток», «документный массив». Мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы, общая характеристика. Свойства информационных ресурсов. Определение «информационные ресурсы».



Принципы классификация информационных ресурсов

Информационные объекты и проблема их идентификации.

Общероссийские системы идентификации различных категорий объектов, действующие в информационно-библиотечной сфере. Принадлежность информационных ресурсов к системе (принцип формирования). Системы: универсальные, видовые, отраслевые, объектные, ведомственные, рассчитанные на определенную форму представления информации, рассчитанные на определенные группы пользователей, рассчитанные на определенную степень открытости. Форма собственности на информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов по назначению. Категории информационных массивов по уровню доступа. Информационные ресурсы по способу распространения. Показатели качества информационных ресурсов. Значимость (ценность), полнота, достоверность и актуальность. Информационные ресурсы, отнесенные к категории национального достояния.



Электронные информационные ресурсы

Специфика электронных информационных ресурсов. Классификация электронных информационных ресурсов. Доступ к электронным ресурсам и эффективность их использования. Качественная характеристика информационных ресурсов удаленного доступа. Специфика библиографического описания ресурсов удаленного доступа.



Отраслевые информационные ресурсы

Универсальные ресурсы. Специфика отраслевых информационных ресурсов. Информационные ресурсы в сфере туризма и гостеприимства. Качественная характеристика отраслевых информационных ресурсов, их потенциал. Разработка информационного ресурса с учетом потребностей пользователя.



Правовое регулирование отношений в информационной сфере

Информационные процессы. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы развития информационной сферы. Система информационного права. Источники информационного права. Основные признаки и юридические свойства информации. Структура информации. Информационные системы и информационные технологии как объекты права. Элементы правового режима информационных ресурсов: порядок документирования информации, право собственности на информационные ресурсы, категории информации по доступу, порядок правовой охраны и защиты. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом. Категории тайн. Субъекты отношений в информационной сфере. Категории субъектов. Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере. Органы государственной власти как субъекты права в информационной сфере. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере. Проблемы правового регулирования отношений в сети Интернет.



Экономические основы функционирования информационных ресурсов

Экономика информационных ресурсов. Соотношение возмездных и безвозмездных услуг. Принципы ценообразования. Экономические модели функционирование различных видов информационных ресурсов. Проблемы стоимостной оценки информационных ресурсов, информационных продуктов и услуг. Понятие «информационный рынок». Сегментация рынка. Анализ потребительского поведения. Клиентоориентированность информационного обслуживания и повышение комфортности информационной среды. Глобальный, национальный и локальные информационные рынки: характер взаимодействия.


Контрольные мероприятия
Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе опроса на лекциях, практических и контрольных работ. Комплексный контроль самостоятельной работы студента включает: контроль за развитием способности к самообразованию и контроль за достижением планируемых результатов обучения.

Контроль за достижением планируемых результатов обучения предполагает: проверку знаний, умений, навыков, усвоенных способов деятельности и уровня компетентности.

Виды контроля выполнения самостоятельной работы студентов включают:

  1. выполнение тестов;

  2. создание продукции, соответствующей изучаемой теме с заданными параметрами;

  3. выполнение видов деятельности, соответствующих целевым (предметным) установкам изучаемой темы;

  4. индивидуальный анализ организации самостоятельной работы.

Контроль выполнения самостоятельной работы традиционно делится на промежуточный и итоговый. Промежуточный контроль проводится по итогам освоения каждого модуля учебной дисциплины. Итоговый - по результатам изучения курса в целом.
Текущий контроль (100 баллов)


Мероприятия текущего контроля

Количество баллов

Выступление, участие в обсуждении на лекциях, семинарах

10

Контрольные точки:

1. Входной контроль по проблематике курса

5

2. Самостоятельная работа по теме: «Формирование коллекции информационных ресурсов удаленного доступа по теме научно-исследовательской работы»

15

3. Самостоятельная работа по теме: «Качественная оценка и сравнительный анализ отраслевых ресурсов удаленного доступа»

15

4. Самостоятельная работа по теме: «Разработка и создание информационного продукта»

20

5. Самостоятельная работа по теме: «Анализ информационных споров»

20

6. Самостоятельная работа: «Анализ лицензионного договора»

15

Итого

100


Итоговый контроль (100 баллов)
Форма итогового контроля:

- Тест по курсу (25 баллов)

- Проведение собеседования по итогам тестирования (25 баллов)

- Решение задачи по проблематике курса (50 баллов)

Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля:


Текущий контроль

Итоговый контроль

50%

50%

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconОсновная образовательная программа магистратуры, реализуемая Нижневартовским...
Наименование ооп – 100400. 68 «Туризм», направление магистерской программы: «Организация и управление турбизнесом», квалификация...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 100400 «Туризм» (профиль подготовки «Технология и организация...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconОбщие сведения
«Легкая атлетика» для студентов Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, 2 курса, обучающихся по направлению 100400....
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconОбщие сведения
«Легкая атлетика» для студентов Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, 2 курса, обучающихся по направлению 100400....
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconРабочая программа курса и методические указания для студентов по...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Туризм, профиль Технология и организация туроператорских и турагентских услуг, форма обучения
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconАннотации рабочих программ дисциплин
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»...
Программа курса Стандарт 100400 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. В. Иванова. Основы искусствоведения в экскурсионном деле: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск