Скачать 90.52 Kb.
|
Здоровьесберегающее сопровождение на уроках информатики – совместная деятельность учителя и ученика по устранению прогнозируемого негативного воздействия компьютера на здоровье ученика с использованием учителем здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов. Цель здоровьесберегающего сопровождения: создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках информатики и ИКТ, а так же создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья. Реализация здоровьесберегающего сопровождения в учебном процессе:
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Методический кабинет Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Алексеевки Районный семинар-практикум для учителей информатики и ИКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ (методические рекомендации)
Апрель, 2011 год Осуществление оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации образовательных учреждений, педагогов, психологов, медицинского персонала, родителей. Каковы возможности учителя в решении этой задачи? Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При проектировании урока на основе принципов здоровьесбережения рекомендуется придерживаться выполнения следующих правил. Правило 1. Правильная организация урока. Главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным; за счет личностных качеств учителя; взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 2. Использование каналов восприятия. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим. Левополушарные люди - для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению, поэтому на уроке необходимо использовать следующие приемы: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке. Правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение, поэтому на уроке необходимо использовать следующие приемы: связь информации с практикой; анализ от целого к частному; задачи зрительно-пространственного анализа; творческие задания, эмоции, эксперименты; речевой и музыкальный ритм. Равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиалыюе восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова: 5-25 минута - 80%; 25-35 минута - 60-40%; 35-40 минута - 10%. Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников. Утомление часто возникает в следующие периоды: начало учебного года и недели; ежедневно к 3-4-му урокам; сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня; окончание четверти, учебного года, недели. У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма - десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению. Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке, пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление- вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Правило 6. Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной деятельности. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Правило 7. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Правило8. Использование здоровьесберегающих технологий, среди которых особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Что можно сделать учителю, чтобы снизить процент утомляемости своих учеников в рамках урока? Специалисты рекомендуют грамотно, учитывая физиолого-гигиенические требования и критерии, структурировать время урока. Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) 80% - оптимальный уровень; до 65% - допустимый уровень.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года. Литература
Здоровье и образование www.valeo.ecju.ru |
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | Выполнение заданий к модулю 3 Здоровьесберегающее сопровождение процесса... Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе | ||
Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | Мкоу «Парфеньевская сош», выполнила Козырева Е. А., учитель биологии... Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе? | ||
Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления... ... | Учебное пособие по информатики и икт по Главе 1 «Основы социальной... Добро пожаловать на страницы электронного учебника! Я, Петрова Алина, студентка III курса специальности «Прикладная информатика»... | ||
Развитие наглядно – образного мышления у младших школьников через... | Т. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Методические условия развития алгоритмического мышления школьников на уроках информатики | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Техническое обеспечение образовательного процесса в оу Икт и для выхода в Интернет. Для выполнения работ на уроках информатики и математики | ||
«использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Современные графические и мультимедийные среды на уроках информатики и икт в процессе реализации фгос и модернизации региональной... | Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | ||
Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших... В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников | Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания |