Урок 20 Тема урока. Плотность вещества.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные цели:
Стратегические:
формирование картины мира;
развитие мышления и памяти
умение уступать и слушать других;
формировать познавательный интерес к физике
Тактические:
развитие познавательной мотивации;
ликвидация пробелов в знаниях
применять знания в знакомых и незнакомых ситуациях;
развитие коммуникативных навыков.
формирование навыков самостоятельной работы;
формирования навыков работы с учебником.
Оперативные:
уметь записывать формулы для вычисления плотности, массы и объема вещества;
словесно интерпретировать формулы для вычисления плотности, массы и объема вещества;
рассчитывать плотность по массе и объему, массу по известному объему и плотности или объем по известной массе и плотности;
вызвать восхищение трудом Архимеда;
вызвать заинтересованность данной темой;
применение плотности вещества для различных практических целей.
Методы обучения: рассказ, беседа, наглядный и практический, проблемный.
Оборудование: учебник, ПК, экран, проектор, электронное приложение к учебнику (CD-ROM), ИУМК «Физика. 7 – 9 классы», школьные рычажные весы, два цилиндра одинакового объема и формы, сделанные из разного материала (алюминий и свинец), План урока
I. Организационный момент 2 мин
II. Актуализация опорных знаний 8 мин
ІІІ. Изучение нового материала 16 мин
IV. Закрепление изученного. Решение задач 12 мин
VI. Итог урока 2 мин
ХОД УРОКА I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
Что называется взаимодействием?
Мерой чего является масса?
Как называется единица массы в СИ?
Какие единицы массы также используются на практике?
Что представляет собой эталон массы?
Какие способы определения массы вы знаете? В каком случаи они применяются?
Как определить массу тела по взаимодействию его с другим телом известной массы?
Каково условие равновесия учебных весов?
Как можно определить массу тела при помощи весов?
ІІІ. Изучение нового материала
1. Понятие плотности вещества.
Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ: дерева, железа, резины и т. д.
Возьмем два цилиндра одинаковой формы и объема.
– Посмотрите на эти цилиндры, в чем сходство и в чем различие между ними?
– Одинаковы ли будут массы этих цилиндров, потому что они имеют одинаковый объем?
(для проверки предположения учащихся,
цилиндры взвешиваются на рычажных весах) – Почему цилиндры, имеющие одинаковые объемы и форму, имеют разные массы?
(учащиеся обсуждают поставленный вопрос, выдвигают свои предположения)
Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от того, из какого вещества это тело состоит. При этом тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.
В то же время тела с равными массами, изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы.
Так, железный брус массой 1 т занимает объем 0,13 м3, а лед массой 1т – объем 1,1м3. Объем льда почти в 9 раз больше объема железного бруса (рис. 51).
Это объясняется тем, что разные вещества могут иметь разную плотность.
Отсюда следует, что тела объемом 1 м каждое, изготовленные из разных веществ, имеют разные массы. Так, алюминий объемом 1 м3 имеет массу 2700 кг, свинец такого же объема (1 м3) имеет массу 11 300 кг.
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или 1 см3).
– Как же можно найти плотность данного вещества?
Пример. Мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса равна 5400 кг. Определите плотность мрамора.
Известно, что мрамор объемом 2 м3 имеет массу 5400 кг. Следовательно, 1 м3 мрамора будет иметь массу в 2 раза меньшую, т. е. 5400 : 2 = 2700 кг. Таким образом, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м3.
Итак, если известна масса тела и его объем, можно определить плотность.
Плотность — это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему:
|
Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами: плотность вещества – ρ (греч. буква «ро»), масса тела – т, его объем – V. Тогда получим формулу для вычисления плотности:
Единицей плотности вещества в СИ является килограмм на кубический метр – 1 – это плотность, при которой 1 м3 вещества имеет массу 1 кг.
Плотность вещества выражают очень часто и в граммах на кубический сантиметр – 1.
1 = 1000 .
(Рассмотреть пример и таблицы на с. 50 учебника) 2. Расчет массы и объема тела по его плотности.
Также из формулы для нахождения плотности можно выразить (m) и объем (V).
Чтобы вычислить массу тела, если известны его объем и плотность, надо плотность умножить на объем. Чтобы вычислить объем тела, если известны его масса и плотность, надо массу поделить на плотность. (Один из учащихся рассказывает о методе измерения объема тела другой формы, который был открыт Архимедом)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ТЕЛА
правильной формы неправильной формы
Архимед (греч.)
III в. до н.э. Измерить V воды, вытесненной данным телом
V = abc
IV. Закрепление изученного. Решение задач
Задача 1. Выразите в кубических метрах следующие объемы: 450 дм3, 150 мл, 2 л, 10 см3.
Решение: 450 дм3 = 450 · 0,001 м3 = 0,450 м3.
150 мл = 150 · 0,000001 м3 = 0,00015 м3.
2 л = 2 · 0,001 м3 = 0, 002 м3.
10 см3 = 10 · 0, 000001 м3 = 0,00001 м3. Задача 2. Выразите в кг/м3 следующие плотности: 0,9 г/см3, 2 г/см3, 1,5 г/см3.
Решение: 0,9 г/см3 = 0,9 · = 900 кг/м3.
2 г/см3 = 2 · = 2000 кг/м3.
1,5 г/см3 = 1,5 · = 1500 кг/м3.. Задача 3. Определите плотность металлического бруска массой 949 г и объемом 130 см3. Дано:
m = 949 г
V = 130 см3
| СИ
0,949 кг
0,00013 м3
| Формулы
| Решение:
Ответ:
| ρ – ?
|
VI. Итог урока
– Что такое плотность?
– В каике единицах (в СИ) измеряется плотность? Домашнее задание: § 18, № 3.28. Используемая литература:
Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. (Академический школьный учебник) (Сферы).
Физика. Задачник. 7 класс. / Д.А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2010.
Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2007.
Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7-9 классы. А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2007.
|