Программа итогового государственного экзамена по информатике





Скачать 113.81 Kb.
НазваниеПрограмма итогового государственного экзамена по информатике
Дата публикации17.06.2013
Размер113.81 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Факультет математики, информатики и физики

Кафедра информатики и информатизации образования

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

.............................. В. В. Зайцев

«.....»........................... 2010 г.


Программа итогового государственного экзамена по информатике

по специальности 050202 «Информатика»
с дополнительной специальностью 050303 «Английский язык»

Волгоград

2010

Обсуждена на заседании кафедры информатики и информатизации образования « 1 » сентября 2010 г., протокол № 1
Зав. кафедрой информатики и
информатизации образования ___________    А. Н. Сергеев    ____________ (подпись) (зав.кафедрой) (дата)


Программа не изменялась, изменена, дополнена ________ ___________ _______

(нужное подчеркнуть) (подпись) (зав.кафедрой) (дата)
Программа не изменялась, изменена, дополнена ________ ___________ _______

(нужное подчеркнуть) (подпись) (зав.кафедрой) (дата)
Программа не изменялась, изменена, дополнена ________ ___________ _______

(нужное подчеркнуть) (подпись) (зав.кафедрой) (дата)
Программа не изменялась, изменена, дополнена ________ ___________ _______

(нужное подчеркнуть) (подпись) (зав.кафедрой) (дата)

Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета факультета математики, информатики и физики «___» ___________ 20__ г., протокол № _____


Председатель учёного совета
факультета математики,
информатики и физики ______________ Т. К. Смыковская ___________

(подпись) (дата)


Утверждена на заседании учёного совета ГОУ ВПО «ВГПУ»

«___» ___________ 20___ г., протокол № _____

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Информатика» с дополнительной специальностью (утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации № 662 пед/сп от 31 января 2005 года).

Целью государственного экзамена по информатике является проверка уровня теоретических знаний, практических навыков работы с вычислительной техникой и её использования в процессе решения задач на ЭВМ. Государственный экзамен предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования выпускник, получивший квалификацию учителя информатики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Экзаменующиеся должны:

  • иметь целостное представление об информатике как науке, ее месте в современном мире и в системе наук; иметь представление об информационном единстве мира, о системном подходе в научных исследованиях;

  • знать общие архитектурные принципы построения ЭВМ, устройство персонального компьютера, функции его основных блоков и периферийного оборудования;

  • знать основные классы программного обеспечения ЭВМ; уметь использовать основные информационные технологии;

  • знать основы построения и функционирования информационных систем, систем искусственного интеллекта и компьютерных сетей, основные сервисы и технологии Интернета;

  • знать теоретические основы информатики и основные принципы компьютерного моделирования; уметь строить и анализировать компьютерные математические модели;

  • знать объектно-ориентированную парадигму программирования, язык программирования Delphi, основные алгоритмы и структуры данных, принципы проектирования и разработки программ;

  • обладать навыками программирования, отладки и тестирования программ; иметь навыки работы с ЭВМ, основными периферийными устройствами и ресурсами компьютерных сетей, системными и прикладными программными средствами;

  • знать состав и способы использования информационных и коммуникационных технологии образовательного назначения, уметь внедрять их в практику работы образовательного учреждения;

  • знать возможности использования компьютерной техники в управлении образовательными учреждениями, для создания банка данных педагогической информации.


Программа экзамена имеет комплексный характер и включает в себя наиболее важные вопросы из следующих разделов: общая информатика, теоретические основы информатики, основы искусственного интеллекта, компьютерное моделирование, архитектура компьютера, программирование, программное обеспечение ЭВМ, информационные системы, компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии.

Билет государственного экзамена содержит два теоретических вопроса и предполагает письменный ответ экзаменуемого по теоретическим вопросам. Билет комплектуется приложением, содержащим практическое задание для выполнения на компьютере.

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится тогда, когда студент при ответе демонстрирует грубейшие искажения смысла содержания понятий, их свойств и связей, не в состоянии обосновывать свои суждения, не владеет основными методами решения задач по предмету, не в состоянии проиллюстрировать на конкретных примерах основные положения своего ответа.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за полное изложение основных категорий, понятий, их свойств и связей по содержанию вопросов в билете. При этом не допускается серьезных искажений при толковании терминов, обосновании теоретических положений и использовании методов решения задач.

Оценка «ХОРОШО» ставится тогда, когда в дополнение к предыдущим требованиям, в ответе студента проявляется понимание связей между категориями и понятиями, умение проиллюстрировать основные положения ответа на примерах или контрпримерах.

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится за полное и глубокое изложение содержания ответов на вопросы экзаменационных билетов. Студент свободно ориентируется в материале, обосновывает теоретические и практические выкладки, демонстрирует умение: использовать теорию для анализа и объяснения практического опыта, сравнивать различные подходы к решению проблем; обнаруживает наличие собственной позиции.

При выставлении итоговой оценки за государственный экзамен комиссия учитывает результаты ответов на все вопросы билета и результат решения задачи, содержащейся в приложении к билету.

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

  1. Предмет и задачи информатики. Структура современной информатики. Понятие информации. Информационные процессы. Непрерывная и дискретная информация. Дискретизация. Различные подходы к измерению количества информации. Формулы Хартли и Шеннона.

  2. Кодирование информации. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Задача построения эффективных кодов. Первая теорема Шеннона. Построение кода Шеннона-Фано. Кодирование Хаффмана.

  3. Помехоустойчивое кодирование в каналах связи с шумом. Вторая теорема Шеннона. Обнаружение и исправление ошибок передачи. Построение кода Хэмминга.

  4. Алгоритмы и их свойства. Способы записи алгоритма. Различные подходы к разработке алгоритмов. Формализация понятия «алгоритм». Понятие сложности алгоритма. Полиномиальные и экспоненциальные алгоритмы, понятие трудной задачи.

  5. Программное обеспечение, его классификация. Операционные системы. Их задачи и характеристики. Основные операционные системы для персональных ЭВМ.

  6. Семейство операционных систем Windows. Разновидности ОС Windows, ориентированные на конечного пользователя. Их характеристики, интерфейс и основные объекты. Технология OLE.

  7. Сервисное программное обеспечение. Оболочки операционных систем. Утилиты. Архиваторы, их задачи и основные функции. Защита от основных угроз информационной безопасности. Классификация вредоносных программ. Антивирусные программы. Их основные функции.

  8. Обработка текста на ЭВМ. Текстовые файлы и текстовые документы. Классификация текстовых процессоров. Текстовые редакторы и редакторы документов. Их основные функции.

  9. Общая классификация прикладного программного обеспечения. Модели данных. Системы управления базами данных. Табличные процессоры.

  10. Компьютерная графика, ее основные направления. Растровая, векторная графика. Цветовые модели. Программные средства компьютерной графики. Их виды и основные функции.

  11. Системы программирования. Языки программирования и их виды. Трансляторы. Компиляторы и интерпретаторы, их сравнительная характеристика. Основные компоненты системы программирования. Развитие систем программирования.

  12. Точные и приближенные вычисления на компьютере (символьная математика и численные методы). Математические пакеты. Математическая система Maple.

  13. Технология мультимедиа. Виды и основные форматы мультимедиа-данных. Классификация программных средств мультимедиа. Презентационные мультимедийные пакеты. Их основные функции.

  14. Архитектура операционных систем (ОС). Модульная структура ОС. Функциональные компоненты локальных и сетевых ОС. Уровни привилегий. Монолитные и микроядерные ОС.

  15. Компьютерные сети. Базовые понятия сетевых технологий. Модели сетевых взаимодействий и виды компьютерных сетей. Эталонная модель взаимодействия открытых систем (OSI). Протоколы компьютерных сетей.

  16. Стек протоколов TCP/IP. Адресация в IP-сетях. Маршрутизация. Системные службы компьютерных сетей (DHCP, DNS и др.). Подключение компьютеров и локальных сетей к сети Интернет.

  17. Локальные компьютерные сети. Оборудование и принципы построения сетей Ethernet. Ресурсы локальных сетей. Учетные записи пользователей. Доменная организация локальных сетей. Службы каталогов. Корпоративные сети.

  18. Сеть Интернет. Ее структура и доменная адресация. Сервисы сети Интернет (WWW, FTP, e-mail и др.) и коммуникационное программное обеспечение клиента. Вопросы безопасности работы в Интернет.

  19. Всемирная информационная служба WWW. Протокол HTTP. HTML-документы и браузеры. Язык HTML для описания гипертекстовых страниц. Каскадные таблицы стилей.

  20. Активное содержимое документов WWW. Клиентские Web-приложения. Использование JavaScript для создания активных страниц. Динамический HTML (DHTML). Серверные Web-приложения. Интерфейс CGI. Понятие о языках Perl и PHP, технологии Ajax.

  21. Информационные системы (ИС). Уровни и компоненты ИС. Жизненный цикл ИС и его основные модели. Информационные ресурсы ИС.

  22. Архитектура приложений «клиент-сервер». Распределенные компьютерные среды. Службы (сервисы) в информационных системах. Двухзвенная и многозвенная архитектуры приложений. Примеры.

  23. Основные проблемы безопасности информационных систем. Основные уязвимости компонентов информационной системы и основные методы их защиты. Системы разграничения доступа.

  24. Язык Delphi: Оператор присваивания. Выражения. Логические выражения и операции. Условный оператор. Оператор выбора. Оператор безусловного перехода.

  25. Язык Delphi: Циклы. Операторы циклов. Статические массивы.

  26. Язык Delphi: Процедуры и функции, создаваемые пользователем. Их описание и вызов. Параметры. Входные и выходные параметры; формальные и фактические параметры. Передача параметров по значению и по ссылке. Локальные и глобальные идентификаторы.

  27. Язык Delphi: Классы и объекты (экземпляры классов). Базовый класс TObject. Описание класса и объявление объекта, примеры. Разделы описания класса (спецификаторы видимости): private, protected, public, published.

  28. Язык Delphi: Поля класса. Описание и изменение полей класса. Свойства: описание и методы доступа к соответствующему полю. Инкапсуляция. Наследование полей и методов класса.

  29. Язык Delphi: Методы класса. Конструкторы и деструкторы. Полиморфизм. Статические и виртуальные методы. Перекрытие и переопределение методов. Абстрактные методы и классы.

  30. Различные подходы к проектированию и разработке программ. Модульное программирование. Событийное программирование. Динамически связываемые библиотеки (DLL). Интерфейс программирования приложений (API).

  31. Моделирование как метод познания. Модели. Формализация. Классификация абстрактных моделей. Этапы и цели компьютерного математического моделирования. Классификация математических моделей по целям моделирования. Примеры математических моделей.

  32. Моделирование стохастических систем. Метод статистических испытаний. Общие методы моделирования дискретных и непрерывных случайных величин. Примеры стохастических моделей.

  33. Системный подход. Системы. Предмет общей теории систем. Основные принципы теории систем и системного анализа. Виды систем. Связи системного подхода и моделирования.

  34. Искусственный интеллект (ИИ) как отрасль информатики. Современные методологические подходы и направления исследований в области ИИ. Представление знаний. Нейроинформатика. Эволюционное моделирование и генетические алгоритмы.

  35. Знания и данные. Базы знаний. Модели представления знаний. Механизмы вывода знаний в системах, построенных на различных моделях представления знаний.

  36. Логическое программирование. Язык программирования Пролог. Факты, правила, цели. Выполнение Пролог-программ. Классификация объектов данных Пролога.

  37. Экспертные системы (ЭС), их основные задачи и общая характеристика. Структура ЭС. Разработчики ЭС. Режимы использования ЭС. Основные виды задач, решаемых экспертными системами.

  38. Общее понятие об архитектуре ЭВМ. Принципы фон Неймана. Машинные команды. Виды архитектур компьютера с точки зрения потоков команд и данных. Классификация ЭВМ по производительности и функциональным возможностям.

  39. Основные принципы устройства персональной ЭВМ. Микропроцессор. Его основные компоненты. Уровни привилегий и режимы работы Intel-совместимых микропроцессоров. Система прерываний.

  40. Различные классификации периферийных устройств персональной ЭВМ. Общие принципы управления периферийными устройствами. Устройства внешней памяти. Обзор коммуникационных периферийных устройств.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. 5-е изд. М.: Академия, 2007.

  2. Теоретические основы информатики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Матросов, В. А. Горелик, С. А. Жданов [и др.]. М.: Академия, 2009.

  3. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

  4. Информатика. Базовый курс. 2-е изд. Под ред. Симоновича С.В. СПб: Питер, 2005.

  5. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: учебник для студентов вузов. СПб.: Питер, 2005.

  6. Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект. М.: Академия, 2005.

  7. Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовский В.Д. Базы данных. Теория и практика. М.: Высшая школа, 2007.

  8. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб: Питер, 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. М.: Академия, 2005.

  2. Сергеева И.С., Грызлова Н.В. Текстовые редакторы. Волгоград: Перемена, 2002.

  3. Острейковский В.А. Информатика. М.: Высшая школа, 2005.

  4. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2007.

  5. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2005.

  6. Братко И. Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта. М.: Мир, 1990.

  7. Сергеев А.Н. JavaScript: основы построения, базовые конструкции. Волгоград: Перемена, 2005.

  8. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы. М.: Финансы и статистика. 2006.

  9. Пескова С.А., Кузин А.В., Волков А.Н. Сети и телекоммуникации. М.: Академия, 2007.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового экзамена по дисциплине «Теория государства и...
Целью итогового экзамена является установление соответствия уровня общепрофессиональной и специальной теоретической подготовки выпускников...
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconИтоговый междисциплинарный экзамен программа итогового междисциплинарного...
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Кузгпа (2004г.), приказа ректора Кузгпа «О форме проведения итогового...
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма государственного итогового экзамена «Перевод (второй иностранный...
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена «Перевод (второй иностранный язык, французский)»
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового государственного экзамена «Теория и практика таможенного дела»
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 08. 01. 15 «Таможенное дело» 3
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового (государственного) экзамена направление 521400(030500. 62) " Юриспруденция "
Международное сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconЯзыкознание нф А618014, междфак 29532 English for beginners
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена «Перевод (второй иностранный язык, французский)»
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового государственного экзамена
Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового государственного экзамена по специальности «Юриспруденция»...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 26
Программа итогового государственного экзамена по информатике icon4. Программа итогового государственного экзамена
Компетенции, формируемые в результате освоения ооп впо (детализируются компетенции, имеющиеся во фгос)
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового государственного экзамена
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итогового экзамена по специальности Информатика для проведения Государственного Аттестационного Испытания
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итогового экзамена по дисциплине Информатика для проведения Государственного Аттестационного Испытания
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа государственного итогового полидисциплинарного экзамена по физике (2013-2014 уч г.)
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа итогового государственного экзамена по информатике iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск